Лекция 3: «Соотношение эстетико-художественных систем культуры Востока и Запада».

Культура Востока и Запада представляют собой различные философско- религиозные системы мировоззрения, с разным пониманием взаимодействия объективных и субъективных оснований, природы, человека и социума, соотношением динамических и традиционных принципов развития. В соответствии с этим сложились две непохожие эстетико-художественные системы, контраст между которыми стал оказывать существенное влияние на современное состояние культуры. При сопоставлении китайской и японской живописи и поэзии с европейской живописью и поэзией Нового и Новейшего времени ярко проявляется различие векторов становления и развития двух ветвей эстетической и художественной культуры. Для иллюстрации своеобразия восточного эстетического мировосприятия предлагается просмотр и анализ фильма А.Сокурова «Смиренная жизнь».

Лекция 4. «Основные эстетические категории»

Модификации эстетического. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, изящное, грациозное, гротескное, ироническое, пародийное. Историческая динамика эстетических ценностей. Эстетическое и художественное. Эмоционально-ценностный смысл эстетических категорий. Эстетические категории в историческом развитии мировоззренческой картины мира. Историческое становление и эволюция системы эстетических категорий. Тенденции исторического развития системы эстетических ценностей. Эстетические ценности в современной культуре. Проявление эстетических категорий в жизни и в искусстве.

Лекция 5: «Сущность эстетического отношения»

Эстетическое в структуре человеческого сознания. Чувство, рассудок, разум. Воображение. Эстетическое как духовное творчество. Форма и смысл. Истина, идеал, оценка, общение. Проблема эстетического вкуса.

Эстетическое в практическом осуществлении человека (утилитарность, целесообразность, совершенство, цель, выразительность, знаковость).

Эстетическое и культура. Эстетическое в познании. Эстетическое в предметном мире. Эстетическое в индивидуальном и социальном поведении. Стиль, эстетический образ, театрализация, мода, карнавальность.

Концепции эстетического в истории культуры. Красота как телесность. Красота как истина. Красота как идеал. Эстетическое и игра. Эстетическое и жизнь (органическое и динамическое взаимопроникновение материального и идеального, индивидуального и универсального). Эстетическое и язык (выразительность и знак). Историческая культур-антропология и эстетика.

На протяжении всей истории мировой культуры одним из основных направлений теоретического рассмотрения сущности эстетического был поиск его объективных оснований (от античности, средневековья, европейского рационализма и классицизма до русской религиозной эстетики и метафизики XX века). Начиная с эпохи барокко и далее через философию Канта, романтизм, интуитивизм, феноменологию и психоанализ развивается рассмотрение сущности эстетического сквозь призму проблемы субъекта. Эстетическое чувствои воображение. Связь эмоции, интеллекта и предмета в эстетическом переживании. Понятие эстетического вкуса. Свобода эстетического суждения в концепции И.Канта. Эстетическое чувство, эстетическая рефлексия и творчество. Эстетическая реальность как возможная реальность. Ф.Шиллер об эстетическом как видимости. Игра как эстетический феномен. Индивидуальное и всеобщее в эстетическом вкусе. Трактовка эстетической деятельности как диалога в концепции М.М. Бахтина. Эстетическое переживание как событие сопричастности человека миру.

Лекция 6. «Эстетическое» в различных сферах человеческой жизни»

Эстетика жизни в концепции Ф.Ницше. Эстетические аспектынаучного мышления, материальной практики, межчеловеческого общения, социальных отношений. Соотношение понятий символ и симулякр, образ и имидж, ритуал и социальный театр. Эстетическая природа стиля: стиль в разных сферах человеческой деятельности (науке, искусстве, языке, поведении, культуре); стиль и стилизация, стиль и мода. Эстетические свойства предметного мира: вещи в пространстве повседневности, дизайн предметно-пространственной среды. Эстетика города. Санкт-Петербург как эстетический феномен.