Часть 2. Философия искусства.

Лекция 7. «Границы понятия искусства»

Историческая эволюция представлений о границах и сущности искусства. Искусство в синкретической модели первобытной культуры. Миф и искусство. Искусство как самовыражение античной культуры. Функции искусства в христианской культуре средневековья. Человек и искусство в культуре Ренессанса. Становление и оформление самостоятельности художественной культуры в Новое время. Искусство как апофеоз культуры в эпоху Романтизма. Концепция эстетизма и искусства для искусства. Искусство как самовыражение субъекта. Смыслы абстрактного искусства.

Лекция 8. «Границы художественной реальности в культуре 20 века»

Трактовки понятия «художественная реальность» в современной культуре.

Место искусства в парадигме философии жизни (Ницше, импрессионизм, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм). Возникновение и разновидности авангарда в искусстве 20 века. Растворение границ между искусством и жизнью в культуре модернизма и постмодернизма. Анализ новых форм бытия художественной реальности: реди-мейд и поп-арт, инсталляция, хеппенинг, перформенс. Возникновение эстетического словаря нон-классики (арте-факт, телесность, симулякр, гипертекст, деконструкция) и раскрытие содержания новых эстетических понятий.

Просмотр и анализ в процессе обсуждения фильма режиссера Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» в аспекте актуальной проблемы искусства 20 века «художественное творчество и новая реальность».