Лекция 12. «Смысл художественного творчества».

Художественное творчество. Объективное и субъективное в художественном творчестве. Бессознательное и осознанное, интуитивное и рациональное в худ. творчестве. Художественное сознание и художественный язык.

Исторические смыслы концепций художественного творчества: духовное откровение, самовыражение личности, инструмент воспитания, мифотворчество, игра, жизнестроение.

Специфика эстетического и художественного творчества. Историческая эволюция трактовок смысла художественного творчества (от античности до XXI века). Осмысление внутренней конфликтности художественно-творческого процесса в истории эстетики: «Аполлон — Дионисий. Моцарт и Сальери. Гений, мастер, дилетант, профан». Ницше о диалектике апполонического и диониссийского творческих начал в культуре и искусстве. Русская философия Серебряного века о роли художественного творчества в духовном возрождении человечества (В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский). Трактовка смысла художественного творчества в эстетике экзистенциализма (А.Камю, Ж..П. Сартр). Феноменологическая концепция художественного творения М.Хайдеггера. М.М.Бахтин о кризисе авторства в истории европейской культуры. Р.Барт и концепция смерти автора.

Лекция 13. «Художественное восприятие как сотворчество»

Художественное восприятие. Творчество и сотворчество. Истолкование, интерпретация, понимание. Искусство и герменевтика. Механизмы восприятия. Суггестия. Катарсис. Художественный вкус и оценка. Индивидуальное, коллективное, массовое восприятие искусства. Публика. Типология публики. Художественное восприятие в историко-культурном контексте. Восприятие искусства в сакральном и профанном культурном пространств. Уровни художественной оценки: индивидуальный, общественное мнение, критика, искусствознание.

Творческая активность личности в процессе художественного восприятия. Проблема интерпретации искусства. Герменевтическая и рецептивная эстетика Г.Гадамера и У.Эко. Художественное восприятие в историко-культурном процессе. Конвенциональная эстетика. Концепция «открытого произведения» У.Эко. Тенденция движения в современной эстетике от проблемы творчества к проблеме восприятия, от категории «художественное произведение» к категории «художественный текст».