Основные черты средневековой философии

Философия Средних веков – существенный этап в истории философской мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Понятие «Средние века» носит локальный характер, поскольку для разных регионов период средних веков различен. Исторические границы Средних веков в культуре Западной Европы: с V по XVI века.

Средневековая философия на ранней стадии своего существования развивалась параллельно с античной философией. Ее предпосылки возникли еще в римской патристике в конце I-го века и формировались в борьбе с традиционным языческим мировоззрением.

Особенности средневековой философии состоят в следующих ее концептуальных основаниях:

1) монотеизм (единобожие);

2) теоцентризм (Бог является центром мироздания, определяющим все сущее);

2) креационизм (Бог является творцом мира);

3) откровение (способ познания Бога и мира);

4) эсхатология (учение о конце света);

5) теодицея (оправдание Бога перед силами зла);

6) провиденциализм (Бог создал мир по своему «видению»).

Средневековая философия возникает как антипод античной философской мысли, но в процессе своего развития, она все ближе подходит к основаниям философской классики, находя в них логику, доказательность и убедительность,

Согласно средневековой философской концепции, Бог сотворил мир из ничего, и божественное всемогущество сохраняет бытие мира. В отличие от античности, начало мира, таким образом, понимается как сверхприродное, трансцендентное (находящееся за пределами чувственно воспринимаемого мира). При этом между Творцом и творением (человеком, природой) существует непереходимая граница. Знание о божественном бытии можно получить сверхъестественным путем, ключ к которому – вера.

В средневековой философии можно обнаружить двойственную оценку самого человека. С одной стороны, он часть природы, хотя и занимает в ней особое место, являясь ее господином. С другой – понимается как образ и подобие Божие, и тем самым поднимается над природой, выходит за ее пределы. Человек как венец творения Бога имеет божественные свойства: наличие разума и свободной воли, а связь с природой осуществляется через душу, которая имеет животный характер.