рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философская проблематика

Философская проблематика - раздел Философия, Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу Процесс Формирования Средневековой Философии Имеет Несколько Различных Этапов...

Процесс формирования средневековой философии имеет несколько различных этапов. Первоначальный этап называют патристикой. Термином «патристика» обозначают совокупность философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви), в период с I по VIII вв. Таким образом, патристика – христианское богословие, апологетика отцов церкви, отстаивавших догматы христианской религии в борьбе против язычества.

В развитии патристики выделяют три периода:

1) ранняя патристика, связанная с деятельностью апологетов, защищавших христианство. Наиболее известными среди них являются Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген. В этот период были заложены основы христианских догматов;

2) период систематизации церковной доктрины на основе философских спекуляций, период образования единой и сильной христианской церкви. Это период расцвета патристики, который достиг кульминации в деятельности Каппадокийской школы, к которой относились Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Выдающимся деятелем этого периода является также Августин Блаженный;

3) заключительный период, характеризующийся окончательным оформлением догм, подготовил основы схоластики. Представителями этого периода являются Боэций, Иоанн Дамаскин, Иоанн Скот Эриугена.

Разберем основные идеи представителей каждого из указанных периодов развития схоластики.

Первый период патристики, для которого характерно разведение понятий веры и знания. Так, например, Тертуллиан отстаивал тезис о несоединимости философии и религиозной веры, он был убежден, что между верой и разумом нет точек соприкосновения. Полагая, что рациональное мышление представляет опасность для веры, Тертуллиан отрицал ценность науки, поэтому он отрицательно решал и вопрос о роли рационального познания. Он считал, что истины веры являются совершенно нелепыми с точки зрения разума, но именно поэтому в них надлежит верить. Наука не только не в состоянии углубить веру. Она, наоборот, извращает, а не доказывает ее при помощи разума, ибо рациональное мышление обращается против веры. Любая философская мысль опасна для веры и является основой ереси и греха. Поэтому единственным руководством для верующего человека должно быть Священное Писание.

Второй этап патристики. Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систематизировать христианство. Попытку осуществить систематизацию богословских работ предприняли представители каппадокийской церкви, наиболее видным среди них был Григорий Нисский, убежденный в возможности согласия между откровением и философией. Он даже определил границы отношений между ними. Философия должны быть инструментом объяснения истин догматики, принятых официальной церковью. В этом случае разум становится орудием христианской веры.

Для Августина Блаженного Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Он убежден, что поскольку все существует благодаря богу, то и всякое благо происходит благодаря богу. Решая проблему теодицеи (защиты совершенства творения), Августин исходит из положения, что бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. Зло – недостаток добра. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло – это отвращение от высших целей, однако зло не нарушает гармонии в мире, напротив оно необходимо для мировой гармонии. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же происходит от бога, оно продукт божьей милости.

Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Даже в настоящее время его учение широко используется протестантской и католической церковью.

Третий период патристики. Создателем первой в эпоху средневековья философской системы является представитель заключительного периода в развитии патристики Иоанн Скот Эриугена. Решая проблему соотношения веры (откровения) и знания (разума), Эриугена утверждал, что между истинной философией и религией не может быть никакого противоречия. Он первым выдвинул тезис, относящийся ко всей схоластике: подлинная религия является и подлинной философией и наоборот, сомнения, выдвигаемые против религии, опровергают и философию. Он утверждал, что между откровением и разумом нет противоречия.

Переход к феодальному способу производства и оформление

основных догматов церкви знаменует конец периода патристики в средневековой, религиозной философии. Основные проблемы патристики наследуются и разрабатываются в схоластике.

К IX веку в Западной Европе роль церкви возрастает, как в экономической жизни (церковь была крупнейшим собственником), так и в идеологической. Церковь контролирует все сферы духовной жизни. Предмет изучения теологии – бог – стал предметом философии. Таким образом, философия использовалась как инструмент для доказательства истин религии. Отсюда и ее название – схоластика (от лат. scholasticus – школьный). Философия стала служанкой теологии.

Если представители патристики занимались формулировкой христианских догм на основе Священного писания, то схоластика занималась систематизацией сформулированных догм и их популяризацией среди необразованных людей. Эта задача была опосредована следующими целями:

1) с помощью рационального обоснования сделать истины доступными мышлению человека;

2) систематизировать религиозные истины посредством

философских методов;

3) на основе доказательства религиозных истин сделать невозможными их критику и опровержение.

Схоластика, в отличие от патристики, видела путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Схоластика стремилась осмыслить догматические постулаты христианства с рационалистических позиций и с помощью логического инструментария.

Центральное место в схоластике XI – XII вв. заняла борьба вокруг проблемы универсалий (общих понятий). В ее интерпретации обозначились три основные направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реалисты утверждали, что универсалии существуют вечно в божественном разуме. Соединяясь с материей, они реализуются в конкретных вещах. Бог есть высшая субстанция, Абсолют, создавший мир и человека. Ансельм Кентербирийский обосновал логическое доказательство Бога, его абсолютности.

Противостоящее реализму течение в схоластике – номинализм. Номиналисты полагали, что общие понятия извлекаются разумом из конкретных единичных вещей. П.Абеляр, французский ученый и схоласт, в своем трактате «Да и Нет» обосновывал идею первичности вещей, а общее существует только в понятии (имени).

Весомый вклад в развитие средневековой схоластики связан с учением Фомы Аквинского. Его именем названа и созданная им философская система – томизм.

Фома Аквинский ставил задачу защитить христианство от ересей (от сомнений). Он изучил Аристотеля и выбрал все то, что могло быть использовано для обоснования христианской религии. Прежде всего, это идея пассивности материи и активности формы, то есть идея перводвигателя, и идея конечной причины. Фома Аквинский, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки, объявил теологию высшей мудростью. В связи с этим он выработал ряд теоретических принципов, определяющих линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:

- философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции, теология использует философию и

частные науки для более глубокого разъяснения истин откровения;

- истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки чувственный опыт и разум;

- существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки (бессмертие души, существование Бога, сотворение мира), в связи с чем известные истины откровения могут быть доказаны рациональным путем;

- наряду с объектами, общими для теологии и науки, существуют определенные истины, которые относятся исключительно к сфере теологии (догмат воскрешения, сотворение мира во времени);

- положения науки не могут противоречить догматам веры. Если рациональные знания не выполняют своей задачи, они становятся бесполезными. В случае конфликта решающим является критерий истин откровения, поскольку истины откровения превосходят своей истинностью и ценностью любые рациональные доказательства. Истина может быть лишь одна, ибо она происходит от Бога.

Вместе с разработкой основополагающих теоретических принципов Фома Аквинский сделал важный вывод: вера не противоразумна, а сверхразумна. Он поставил веру и разум не в отношение антиномии (противопоставления), а в отношение субординации. Разум отвечает на вопрос что происходит, но не может ответить, почему происходит? На этот вопрос отвечает вера. Философия, исходя из его концепции, должна, во-первых, с рациональных позиций подтверждать религиозные истины и, во-вторых, опровергать все доказательства, направленные против веры. Таким образом, Фома Аквинский полностью подчинил науку и философию теологии.

Фома Аквинский считал, что, поскольку высказывание «Бог существует» не является очевидным, то существование Бога должно быть доказано. Им сформулировано пять взаимосвязанных доказательств бытия Бога:

1) все, что движется, движется чем-то – перводвигателем является Бог;

2) в мире все причинно зависимо, нет ничего такого, что было бы причиной самого себя, следовательно, первопричина есть Бог;

3) «случайное» порождается необходимым, которое зависит от другого необходимого – первой необходимостью является Бог;

4) наивысшей степенью совершенства обладает Бог;

5) все происходящее имеет свою цель, смысл и полезность, следовательно, существует Бог, который направляет все вещи к цели.

Учение Фомы Аквинского, будучи вершиной и итогом теолого-

рационалистических поисков зрелой схоластики, не всегда положительно оценивались официальной церковью, некоторые положения его учения вызывали настороженность, некоторые даже осуждались. По сути дела Аквинат попытался «примирить» позиции реализма и номинализма. Он утверждал:

- общее существует до единичных вещей, в сознании Бога;

- общее существует в вещах;

- общее существует после вещей, в сознании человека.

Таким образом, реализм Ф.Аквинского можно назвать умеренным реализмом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу

Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философская проблематика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия и мировоззрение
  Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. В переводе с греческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Предполагае

Исторические типы мировоззрения
«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и спосо

Проблема определения предмета философии
Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понима

Место и роль философии в культуре
  Со становлением предмета философии развивалась и структура философского знаний. В нее входят следующие разделы: - онтология (учение о бытии); - гносеология (учение

Упражнения и задачи
1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «Философия составляет своеобр

Самостоятельная работа
Составьте таблицу «Исторические типы мировоззрения» и проведите сравнительный анализ по 4 критериям различий между мифом, религией, философией: Критерии

Философия в древних цивилизациях Востока
2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. э.) Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в

Древняя индийская философия (VIII в.до н.э.- II в. н. э.)
Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой

Упражнения и задачи
«Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый. - Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало? Было-ли то бездонные глубины вод?

Гераклита, пифагореизм, элейская школа
К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до VI века

Учение о бытии Аристотеля, античный атомизм
Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что

Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
(эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм) Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н./э. породил глубоки

Упражнения и задачи
  1. Что принимали за первоначало (архэ) древнегреческие философы: Фалес   Анаксимен

Самостоятельная работа
1. Заполните таблицу: Основные идеи Сократ Протагор Платон Аристотель Эпикур

Основные черты средневековой философии
Философия Средних веков – существенный этап в истории философской мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Понятие «Средние века» носит локальный характер, поскольку для разны

Арабская средневековая философия
Важное значение для развития средневековой философии имела арабская (арабоязычная философия), которая оказала влияние на становление и развитие схоластики. В арабской философии, которая ра

Возрождения в XIV- XVI вв.
Эпоха Возрождения– переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленн

В эпоху Возрождения
Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфило

Социально-философские учения Ренессанса
  Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философ

Упражнения и задачи
1.Как называется течение философской мысли, утверждающее 2. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему тезис Н.

Метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт)
Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капита

Упражнения и задачи
1. Обдумайте и сравните высказывания двух философов – Цицерон: «Vivera est cogitare» (Жить, значит мыслить) и Декарт: «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, существую).

Философии. Теория познания и этика И.Канта
И.Кант считал главной философской проблемой проблему человека, которую он исследовал с позиций гносеологии (человека познающего), этики (человека нравственного) и эстетики (специфики проявлений воз

Г.Фихте
После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма. Центральной проб

Философская система и диалектический метод Гегеля
Величайшим представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По Гегелю, первоосновой всего существующего является мышление, которое «отчуждает» свое бытие в виде ма

Антропологический материализм Л.Фейербаха
Людвиг Андреас Фейербах, отвергнув гегелевское учение о субстанциальном мышлении, противопоставил ему свой антропологический материализм. Мышление Фейербах рассматривал как способность человека, не

Упражнения и задачи
1. Определите, кому принадлежат следующие суждения: - «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»; -«Мы не можем познать матери

Постмодернизм в современной философии
В последние десятилетия ХХ века складываются новые философские парадигмы, отражающие особенности постмодернистской культуры. «Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней антич

Упражнения и задачи
1. К какой философской концепции можно отнести следующее высказывание С.Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы

Самостоятельная работа
Проанализируйте и сравните понимание истины в прагматизме и марксизме: «истина – это то, во что мы верим», истина – это то, что приносит пользу (Ч.Пирс, Дж.Дьюи). «Вопрос о том, обладает л

Основные особенности русской философской мысли
Философская мысль на Руси начинает зарождаться в X-XI вв. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философски

X- XVII вв.
Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции

Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
  Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVII – XVIII вв. привели к возникновению двух противоположных тенденций, которые уже в XIX в. окончательно оформились в д

Кон. XIX-нач. ХХ вв., его значение в мировой культуре
Философию Всеединства Вл.Соловьева продолжили и развили русские философы XX века (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Трубецкой, Н.Бердяев, др.). Русского религиозного философа П.А.Флоренского называют рус

Упражнения и задачи
1. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие данной категории от категории «Единое»? 2. Кому из русских философов принадлежит следующее высказывани

Основные виды и формы бытия
  Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Впервые понятие «бытие» в философии было использовано Парменидом. У Парменида бытие однородно и неподвижно. Однако у других фил

Проблема материи как субстанции в философии
Человек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к в

Теория развития. Законы и категории диалектики
Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля. В учении о развитии выделяют

Связей объективного мира
В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общ

Синергетика
Сложные диалектические процессы организации материального мира сегодня изучает такая междисциплинарная область научных исследований, как синергетика. В переводе с греч. synergeia означает сотруднич

Упражнения и задачи
1. Что общего между движением мысли и движением материального тела? 2. Выпишите из философского словаря определение понятия «бытие», «субстанция», «материя». Что их объ

Самостоятельная работа
Заполните таблицу «Самоорганизация материи», используйте ее для объяснения различий уровней организации материального мира на семинарском занятии по теме «Онтология».[4]  

Его биологические и социальные предпосылки
Проблема взаимосвязи сознания и познания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи,

Мира, продукт сознательной деятельности человека
Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе кот

Их взаимосвязь
С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной лич

Познание как процесс отражения. Уровни познания
Познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многоуровневый, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространст

Отражение и творчество
При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3)

Специфика научного познания и методы научного познания
Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познани

Специфика социального познания и методы социального познания
Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: социальные науки и гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гума

Упражнения и задачи
1. Прокомментируйте определение феномена идеального Марксом: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 2. Ваше о

Методологические основы философии науки
Философия науки, как и всякая отрасль научного знания, располагает своими понятиями и терминами. Раскроем содержание некоторых из этих понятий, в первую очередь, таких понятий как «наука», «техника

Специфика научного познания. Научная рациональность
В целом мы можем говорить о множественности форм познания:научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что

Научные революции и смена типов рациональности
Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не с

Философия техники
Теперь выясним содержание другого основного понятия – понятия «техника». В «Кратком толковом словаре русского языка» понятие техника содержит следующие определения: 1) совокупность средств

Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
В технократических концепциях фигура инженера является центральной в современной технической деятельности. Инженеры занимаются проектированием техники, руководят ее применением и реализацией. Поэто

Упражнения и задачи
1. Какой смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием своим солнцу» и русского ученого С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная Солнце». Есть ли здесь противоречие? 2. Подумай

Двойственный характер природы человека
Человек «включен» сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы. Еще древние народы отмечали, что человек – это природное существо, сходное с другими животными, но в то же время ос

Философская антропология о природе человека
Возникнув в начале XX века в Германии, философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер) пытается определить сущность человека. Философская антропология сегодня представляет собой сложный конг

Философия о смысле жизни человека
Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования. Размышляя о своей с

Упражнения и задачи
1. Сравните и выделите общее в определении человека Аристотелем К.Марксом: «Человек – полисное животное» (Аристотель) и «Человек есть совокупность общественных отношений» (Маркс).

XX-XXI вв.
В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. Многие философы полагали, что «царство ценностей» противостоит эмпиричности данной нам действи

Потребности как стимул активности субъекта
В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от

Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Инте

Соотношение ценности и оценки
В философско-мировоззренческом плане интерес к проблеме ценностей явственно пробудился только во второй половине XIX в. В сущности это была реакция на господствовавший в то время позитивистский сти

Упражнения и задачи
1. Определите понятие « свобода ». Почему свобода может истолковываться и как своевольный бунт, и как возможность творчества? В каком значении свобода будет пониматься как ценность? 2. В ч

Самостоятельная работа
Поставьте в соответствие каждому из понятий, указанных в таблице, его определение. Для этого найдите данные понятия в Философском энциклопедическом словаре.    

Социальные проблемы философии
8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и от

Определение культуры
Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоре

Типология культур и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основа

Современности
К числу глобальных проблем современности наряду с проблемой войны и мира относят экологическую и демографическую проблемы, содержащие непосредственную угрозу для человеческой цивилизации, причем в

Упражнения и задачи
1. На протяжении истории ученые и философы понимали общество и законы его развития по-разному. Ознакомьтесь с таблицей и проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцами:

Самостоятельная работа
1. В данной таблице определите значения устойчивых словосочетаний в понимании культуры:   Определение культуры Значения устойч

Темы эссе и докладов
  1. Этические взгляды Конфуция и Сократа. 2. Философские взгляды Аристотеля. 3. Социально-этические воззрения Платона. 4. Сократ и Платон: учение о человек

Словарь понятий и терминов
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и спо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые студенты, вы изучили новый для вас предмет, который берет свои истоки в древности, в древних цивилизациях Востока и Античности, и который получил греческое название (определение) «Философ

ФИЛОСОФИЯ
  Учебное пособие для бакалавров и специалистов очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800, 271101   Монастырск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги