рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Арабская средневековая философия

Арабская средневековая философия - раздел Философия, Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу Важное Значение Для Развития Средневековой Философии Имела Арабская (Арабоязы...

Важное значение для развития средневековой философии имела арабская (арабоязычная философия), которая оказала влияние на становление и развитие схоластики.

В арабской философии, которая развивалась под влиянием индийской, иранской и среднеазиатской философии проявились два противоположные течения: 1) идеалистическая философия, которая была служанкой мусульманского богословия; 2) философия с сильно выраженными материалистическими традициями, которая была связана с развитием точных и естественных наук. Эти два течения в арабской философии были противоборствующими.

Начальной формой арабской философии можно считать мусульманскую богословскую метафизику 7-8 веков, которая заложила философские основы ислама. В противовес этому направлению образовалось относительно прогрессивное философское течение мутазилитов. Мутазилиты были первыми из мусульман, изучавших греческую античную философию. Они выступали против догмата предопределения и отрицали множественность атрибутов бога, были противниками антропоморфистских представлений о боге.

В борьбе с мутазилитами сформировалась богословская школа мутакаллимов – последователей ортодоксального ислама.

Поворотным пунктом в развитии арабской философии было освоение философии Аристотеля. Прогрессивные традиции аристотелевской философии были использованы прогрессивными представителями арабской философии. Приверженцы аристотелизма подчеркивали значение точных наук и естествознания. Но, поскольку они не освободились от религиозного догматизма, то стремились совместить свои философские идеи с вероучением ислама. Они признавали возможным самостоятельной существование религии и относительно независимой от нее философии, основанной на достижениях человеческого разума.

Представителей этого направления в арабской философии не следует считать популяризаторами и комментаторами Аристотеля. Они были самостоятельными мыслителями.

Наиболее известным представителем этого направления в арабской философии был аль-Кинди Абу Юсуф ибн Исхак. Он был философом, врачом, математиком и астрономом. Жил он в Багдаде. В противовес мутакаллимам. Отрицавшим возможность познания бытия с помощью науки, аль Кинди считал разум человека единственным источником и критерием в познании реальной действительности. Научное познание он представлял трехступенчатым: от первой ступени: от первой ступени – логики и математики, через второй этап - естественные науки к познанию философских проблем на третьей ступени. Аль Кинди определял в связи с этим философию как познание вещей в их реальности. За свои прогрессивные идеи аль Кинди подвергался преследованиям со стороны исламских схоластов, его сочинения были уничтожены, и до наших дней сохранились небольшие, чудом уцелевшие, отрывки.

Арабские аристотелики доказывали вечность материального мира, обосновывали учение о том, что мир не создан богом из ничего, что он также вечен, как и сам бог.

Среди прогрессивных мыслителей арабской философии особо следует отметить сирийского поэта-философа Абу-ль-Ала аль Маари (973 - 1058), мировоззрение которого носило отчетливо антиклерикальный характер. В своем стихотворном произведении «Необходимость того, что не было необходимым» он выступил против доктрины ислама о предопределении. В «Послании об ангелах» он отвергал утверждение мусульманских теологов, будто религия является продуктом божественного откровения, и считал, что она возникла как результат обмана народа. С позиций рационализма он подвергал критике положения ислама о бессмертии души. В полемике с официальным учения ислама он доказывал, что Земля, как и другие планеты, возникла в результате естественного процесса путем сочетания четырех материальных первоначал: огня, воды, воздуха и земли.

Алу-ль-Ала утверждал, что природе человека свойственна борьба добра и зла, примиряемых самосовершенствованием в духе умеренности и воздержания, что должно привести человечество к счастливому будущему. Главный источник социального зла он видел в общественном неравенстве. Все его учение пронизано духом пессимизма и скептицизма. Его творчество оказало сильное влияние на мировоззрение Омара Хайяма.

Развитие прогрессивной философии осуществлялось в условиях жесткой реакции и в борьбе с мистическими учениями и

течениями. Среди мистических учений выделялось учение суфизма,

которое зародилось в 8 веке и существует в настоящее время.

Для суфизма характерны следующие общие черты:

1) сочетание идеалистической метафизики с особой системой психофизических упражнений, аскезой, требующей напряжения всех физических и духовных сил;

2) наличие в организации суфиев старца-наставника, ведущего по мистическому пути своих учеников;

3) учение о сокровенном знании, постепенном приближении через мистическое познание, любовь и аскезу к богу и о слиянии с богом. Этими чертами определяется требование жесткой дисциплины внутри суфийской общины, превращавшей учеников в послушные орудия наставников.

Суфизм получил признание ортодоксального мусульманского духовенства благодаря реформаторской деятельности аль-Газали Абу Хамида Мухамеда ибн Мухамеда (1059 - 1111). Он родился в Хоросане (Иран) и жил в Багдаде. Газали защищал учение ислама о творении мира богом из ничего. Учение о том, что бог создал тело и душу человека, что дух человеческий вечен. Он выступал против идеи вечности мира и его закономерного развития и доказывал, что человек, опираясь только на чувственные данные, не может быть уверен в истинности познания. Истинное познание, по его мнению, возможно лишь посредством мистической философии суфизма.

Большую роль в разработке арабской философии сыграли Ибн-Сина и аль-Фараби.

Аль-Фараби Абу Наср ибн Мухамед (870 – 950) был философом и известным ученым энциклопедистом, одним из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке, за что получил прозвище «второй учитель» («второй» – после Аристотеля).

В основе онтологии Фараби лежит платоновское учение об эманации: истечении бытия из единого. Мироздание Фараби представлял как девять заключенных в друг друге сфер-небосводов, обладающих душами. Эти души и заставляют вращаться сферы вокруг Земли. Движение и соприкосновение сфер рождает материальные элементы: воду, огонь, воздух и землю. Комбинации этих четырех элементов образуют материальные вещи. Вещи состоят из первичной материи, которая вечна и не зависит от бога.

Средством познания Фараби считал науки, которые он подразделял: 1) на теоретические (логика, естественные дисциплины, метафизика) и 2)практические (этика и политика). В системе наук, по мнению Фараби, первенство принадлежит логике, которая позволяет

отличить истинное знание от ложного и, потому является основой

разума.

Процесс познания, по Фараби, имеет две ступени: 1) ощущение и 2) мышление, отражающие разные стороны объектов. Ощущения отражают внешние, изменчивые свойства, а мышление отражает сущность предметов.

Теория познания и сенсуализм Фараби связан с его учением о душе, обладающей свойствами и ощущения, и мышления.

В вопросе о смертности и бессмертии души Фараби считает, что душа не предшествует телу. А появляется и умирает вместе с ним. Отсюда познание есть не воспоминание души о прежнем бестелесном существовании в мире эйдосов, как утверждал Платон. Разумная душа, по мнению Фараби, постигает природу вещей лишь на основе показаний органов чувств.

Социальным идеалом Фараби является общество без насилия, войн и порабощения, основанное на дружбе и взаимопомощи граждан, управляемое просвещенным монархом.

Идеи Фараби оказали сильное влияние на развитие мировоззрения Ибн-Сины и Ибн-Рошда.

Ибн-Сина или Авиценна (980 - 1037) был философом, врачом, естествоиспытателем и поэтом. Родился он в Бухаре, а жил в Хорезме и Иране, писал на арабском языке. Ибн-Сина критически переработал достижения предшествующей науки и привел современные ему знания в систему. Его сочинения «Медицинский канон» и «Книга исцеления» были широко известными. В старинных русских медицинских рукописях имя Ибн-Сины встречается наряду с именами Гиппократа и Галена. Изучая причины различных заболеваний, Ибн-Сина придавал большое значение действию внешних факторов на организм.

Философские взгляды Ибн-Сины противоречивы: материалистические традиции сочетаются с идеалистическими положениями.

По мнению Ибн-Сины, мир возникает путем эманации из божества, но не по воле бога. А в силу непреложной необходимости. Мир материален и также вечен, как и сам бог. Он считал, что движение потенциально заключено в материи. «Движение – это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется…». По мнению Ибн-Сины, природные явления причинно взаимосвязаны и в

мире царит естественная закономерность.

Ибн-Сина создал оригинальную классификацию наук. Все науки он разделил: на практические, трактующие проблемы поведения человека и теоретические, в которых исследование ведется ради знания.

Практические науки делятся:

1) на науку управления городами;

2) науку о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей и имущества (наука об управлении хозяйством);

3) науку о самом человеке.

В состав теоретических наук входят:

1) высшая наука (учение об абсолютном бытии);

2) средняя наука (математика, астрономия, музыка);

3) физика, в которую Ибн-Сина включал все естественнонаучные знания своего времени. Каждую из теоретических наук Ибн-Сина подразделял на чистые (первичные) и прикладные (вторичные) науки. Например, к чистой физике он отнес учение о материи, форме движении и т.д., а к прикладной – медицину, астрономию, физиономику, алхимию и науку о волшебстве.

Несмотря на то, что Ибн-Сина признавал бога и религию, он в результате расхождения с некоторыми догмами ислама все же заслужил репутацию вольнодумца. Причиной этого послужило обоснование им положения о возможности самостоятельного существования религии и философии, о независимости философии как науки, основанной на достижениях человеческого разума.

Ибн-Рошд Абу-ль-Валид Мухаммедибн Ахмед ибн Мухаммед (Аверроэс) (1126 – 1198) родился в Испании и служил кадием (судьей) в Севильи и Кардове, был придворным врачом. За свободомыслие подвергался преследованиям и умер в изгнании, в Марокко.

Большинство произведений Аверроэса представляют комментарии к трудам Аристотеля. Его произведение “Опровержение опровержения” имеет важное значение для истории философии.

В противоположность религиозному учению о сотворении мира богом, Ибн-Рошд считал, что первоматерия несотворима и не может исчезнуть. Признавая бытие бога, Ибн-Рошд считал, что оно не может предшествовать бытию материи, а совечно ему. Функцией божества, по мнению Ибн-Рошда, является превращение потенциальных, внутренне присущих матери форм в действительные. В этом смысле Ибн-Рошд утверждал, что творения нет. Движение стол же вечно и неуничтожимо, как первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и доступно измерению только благодаря движению. Движение – возникновение, изменение и разрушение – содержатся как возможность в материи. В природе царит строгая необходимость и утверждения мутакаллимов о постоянном вмешательстве бога в дела мира несостоятельны. В таком истолковании бог превращался у Ибн-Рошда в “перводвигатель”, который действует в силу необходимости.

В учении о “едином интеллекте” Ибн-Рошд выступал как объективный идеалист, но индивидуальную душу он интерпретировал материалистически. Индивидуальная душа тесно связана с телом и потому бессмертие души – химера, а загробная жизнь фикция. Бессмертен не отдельный человек, а человеческий род в целом. Бессмертен всеобщий разум как воплощение преемственной связи духовной жизни всех человеческих поколений, как сверхиндивидуальный интеллект, посредством которого человечество в любой момент созерцает абсолютную истину, но безусловно смертен индивидуальный человеческий разум. Для индивидуального человеческого разума необходима чувственная ступень познания, из данных которой интеллект извлекает знание общего. Ибн-Рошд заложил основы, так называемой, теории двойственной истины, выявлявшей противоречие между истинами религии и философии. Эта часть философии Ибн-Рошда оказала влияние на развитие схоластической философии.

Последователи Ибн-Рошда или, как их еще называют, “аверроисты” считали, что противоречия между теологией и наукой имеют под собой основание, то есть теолог опирается на истины откровения, а ученый – на данные науки. Аверроисты стремились к автономизации науки по отношению к теологии. Они стремились доказать, что хотя предмет, которым занимается наука, диаметрально противоположен предмету теологии, тем не менее каждая из них в собственной области сохраняет ценность. Противоположность между ними не исключат истинности обеих. Философия черпает свои знания из разума, теология же – из истин откровения и потому является иррациональной. В силу этого они должны противостоять друг другу и устранить это противоречие невозможно, ибо они исходят из разных предпосылок.

Социальные взгляды Аверроэса опережали его эпоху: он выступал за построение справедливого общества, негативно относился к превращению женщин в рабынь, требовал равноправия женщин и их участия в государственных делах. Помимо философских работ Ибн-Рошд оставил ряд сочинений по медицине.

Арабская философия в целом оказала сильное воздействие на развитие схоластики. Арабские мыслители донесли до Западной Европы наследие античной философии. Арабская философия, развиваясь на почве мусульманства, как и схоластика, имела своим предметом, философское осмысление догматов монотеистической религии и основывалась на тех же, что и схоластика, философских источниках: неоплатонизме и аристотелизме.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу

Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Арабская средневековая философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия и мировоззрение
  Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. В переводе с греческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Предполагае

Исторические типы мировоззрения
«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и спосо

Проблема определения предмета философии
Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понима

Место и роль философии в культуре
  Со становлением предмета философии развивалась и структура философского знаний. В нее входят следующие разделы: - онтология (учение о бытии); - гносеология (учение

Упражнения и задачи
1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «Философия составляет своеобр

Самостоятельная работа
Составьте таблицу «Исторические типы мировоззрения» и проведите сравнительный анализ по 4 критериям различий между мифом, религией, философией: Критерии

Философия в древних цивилизациях Востока
2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. э.) Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в

Древняя индийская философия (VIII в.до н.э.- II в. н. э.)
Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой

Упражнения и задачи
«Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый. - Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало? Было-ли то бездонные глубины вод?

Гераклита, пифагореизм, элейская школа
К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до VI века

Учение о бытии Аристотеля, античный атомизм
Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что

Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
(эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм) Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н./э. породил глубоки

Упражнения и задачи
  1. Что принимали за первоначало (архэ) древнегреческие философы: Фалес   Анаксимен

Самостоятельная работа
1. Заполните таблицу: Основные идеи Сократ Протагор Платон Аристотель Эпикур

Основные черты средневековой философии
Философия Средних веков – существенный этап в истории философской мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Понятие «Средние века» носит локальный характер, поскольку для разны

Философская проблематика
Процесс формирования средневековой философии имеет несколько различных этапов. Первоначальный этап называют патристикой. Термином «патристика» обозначают совокупность философских доктрин хри

Возрождения в XIV- XVI вв.
Эпоха Возрождения– переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленн

В эпоху Возрождения
Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфило

Социально-философские учения Ренессанса
  Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философ

Упражнения и задачи
1.Как называется течение философской мысли, утверждающее 2. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему тезис Н.

Метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт)
Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капита

Упражнения и задачи
1. Обдумайте и сравните высказывания двух философов – Цицерон: «Vivera est cogitare» (Жить, значит мыслить) и Декарт: «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, существую).

Философии. Теория познания и этика И.Канта
И.Кант считал главной философской проблемой проблему человека, которую он исследовал с позиций гносеологии (человека познающего), этики (человека нравственного) и эстетики (специфики проявлений воз

Г.Фихте
После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма. Центральной проб

Философская система и диалектический метод Гегеля
Величайшим представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По Гегелю, первоосновой всего существующего является мышление, которое «отчуждает» свое бытие в виде ма

Антропологический материализм Л.Фейербаха
Людвиг Андреас Фейербах, отвергнув гегелевское учение о субстанциальном мышлении, противопоставил ему свой антропологический материализм. Мышление Фейербах рассматривал как способность человека, не

Упражнения и задачи
1. Определите, кому принадлежат следующие суждения: - «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»; -«Мы не можем познать матери

Постмодернизм в современной философии
В последние десятилетия ХХ века складываются новые философские парадигмы, отражающие особенности постмодернистской культуры. «Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней антич

Упражнения и задачи
1. К какой философской концепции можно отнести следующее высказывание С.Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы

Самостоятельная работа
Проанализируйте и сравните понимание истины в прагматизме и марксизме: «истина – это то, во что мы верим», истина – это то, что приносит пользу (Ч.Пирс, Дж.Дьюи). «Вопрос о том, обладает л

Основные особенности русской философской мысли
Философская мысль на Руси начинает зарождаться в X-XI вв. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философски

X- XVII вв.
Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции

Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
  Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVII – XVIII вв. привели к возникновению двух противоположных тенденций, которые уже в XIX в. окончательно оформились в д

Кон. XIX-нач. ХХ вв., его значение в мировой культуре
Философию Всеединства Вл.Соловьева продолжили и развили русские философы XX века (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Трубецкой, Н.Бердяев, др.). Русского религиозного философа П.А.Флоренского называют рус

Упражнения и задачи
1. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие данной категории от категории «Единое»? 2. Кому из русских философов принадлежит следующее высказывани

Основные виды и формы бытия
  Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Впервые понятие «бытие» в философии было использовано Парменидом. У Парменида бытие однородно и неподвижно. Однако у других фил

Проблема материи как субстанции в философии
Человек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к в

Теория развития. Законы и категории диалектики
Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля. В учении о развитии выделяют

Связей объективного мира
В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общ

Синергетика
Сложные диалектические процессы организации материального мира сегодня изучает такая междисциплинарная область научных исследований, как синергетика. В переводе с греч. synergeia означает сотруднич

Упражнения и задачи
1. Что общего между движением мысли и движением материального тела? 2. Выпишите из философского словаря определение понятия «бытие», «субстанция», «материя». Что их объ

Самостоятельная работа
Заполните таблицу «Самоорганизация материи», используйте ее для объяснения различий уровней организации материального мира на семинарском занятии по теме «Онтология».[4]  

Его биологические и социальные предпосылки
Проблема взаимосвязи сознания и познания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи,

Мира, продукт сознательной деятельности человека
Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе кот

Их взаимосвязь
С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной лич

Познание как процесс отражения. Уровни познания
Познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многоуровневый, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространст

Отражение и творчество
При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3)

Специфика научного познания и методы научного познания
Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познани

Специфика социального познания и методы социального познания
Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: социальные науки и гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гума

Упражнения и задачи
1. Прокомментируйте определение феномена идеального Марксом: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 2. Ваше о

Методологические основы философии науки
Философия науки, как и всякая отрасль научного знания, располагает своими понятиями и терминами. Раскроем содержание некоторых из этих понятий, в первую очередь, таких понятий как «наука», «техника

Специфика научного познания. Научная рациональность
В целом мы можем говорить о множественности форм познания:научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что

Научные революции и смена типов рациональности
Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не с

Философия техники
Теперь выясним содержание другого основного понятия – понятия «техника». В «Кратком толковом словаре русского языка» понятие техника содержит следующие определения: 1) совокупность средств

Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
В технократических концепциях фигура инженера является центральной в современной технической деятельности. Инженеры занимаются проектированием техники, руководят ее применением и реализацией. Поэто

Упражнения и задачи
1. Какой смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием своим солнцу» и русского ученого С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная Солнце». Есть ли здесь противоречие? 2. Подумай

Двойственный характер природы человека
Человек «включен» сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы. Еще древние народы отмечали, что человек – это природное существо, сходное с другими животными, но в то же время ос

Философская антропология о природе человека
Возникнув в начале XX века в Германии, философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер) пытается определить сущность человека. Философская антропология сегодня представляет собой сложный конг

Философия о смысле жизни человека
Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования. Размышляя о своей с

Упражнения и задачи
1. Сравните и выделите общее в определении человека Аристотелем К.Марксом: «Человек – полисное животное» (Аристотель) и «Человек есть совокупность общественных отношений» (Маркс).

XX-XXI вв.
В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. Многие философы полагали, что «царство ценностей» противостоит эмпиричности данной нам действи

Потребности как стимул активности субъекта
В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от

Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Инте

Соотношение ценности и оценки
В философско-мировоззренческом плане интерес к проблеме ценностей явственно пробудился только во второй половине XIX в. В сущности это была реакция на господствовавший в то время позитивистский сти

Упражнения и задачи
1. Определите понятие « свобода ». Почему свобода может истолковываться и как своевольный бунт, и как возможность творчества? В каком значении свобода будет пониматься как ценность? 2. В ч

Самостоятельная работа
Поставьте в соответствие каждому из понятий, указанных в таблице, его определение. Для этого найдите данные понятия в Философском энциклопедическом словаре.    

Социальные проблемы философии
8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и от

Определение культуры
Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоре

Типология культур и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основа

Современности
К числу глобальных проблем современности наряду с проблемой войны и мира относят экологическую и демографическую проблемы, содержащие непосредственную угрозу для человеческой цивилизации, причем в

Упражнения и задачи
1. На протяжении истории ученые и философы понимали общество и законы его развития по-разному. Ознакомьтесь с таблицей и проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцами:

Самостоятельная работа
1. В данной таблице определите значения устойчивых словосочетаний в понимании культуры:   Определение культуры Значения устойч

Темы эссе и докладов
  1. Этические взгляды Конфуция и Сократа. 2. Философские взгляды Аристотеля. 3. Социально-этические воззрения Платона. 4. Сократ и Платон: учение о человек

Словарь понятий и терминов
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и спо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые студенты, вы изучили новый для вас предмет, который берет свои истоки в древности, в древних цивилизациях Востока и Античности, и который получил греческое название (определение) «Философ

ФИЛОСОФИЯ
  Учебное пособие для бакалавров и специалистов очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800, 271101   Монастырск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги