рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

М.А. Дерягина. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. М., изд-во УРАО, 1999

М.А. Дерягина. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. М., изд-во УРАО, 1999 - раздел Философия, ВВЕДЕНИЕВ АНТРОПОЛОГИЮ Дерягина Антропология Должна Служить Тем Истокам, Из Которых Она Возникла, Т.е. Истори...

Антропология должна служить тем истокам, из которых она возникла, т.е. истории, медицине, философии.

Я.Я. Рогинский 1.1. Предмет и задачи антропологии

Антропология — наука, стоящая на стыке биологических и гумани­тарных дисциплин. Термин "антропология" имеет греческое происхож­дение и означает "наука о человеке" ("аЛИтороз"— человек, "10803"—уче­ние). Впервые этот термин употребил Аристотель применительно к изучению духовной природы человека. С момента своего возникнове­ния антропология принималась и трактовалась двойственно — как нау­ка о человеческом теле и человеческой душе. Одним из первых трудов по антропологии можно считать книгу М. Хундта "Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека, об элементах, частях и членах человеческого тела", вышедшую в 1501 г. в Лейпциге. В 1533 г. появилась книга Г. Капелла "Антропология, или рассуждение о челове­ческой природе", в которой содержались данные по индивидуальным вариациям в строении человека. В 1594 г. вышли сочинение Касмана "Антропологическая психология, или учение о человеческой душе" и "О строении человеческого тела в методическом описании". Аноним­ное сочинение "Отвлеченная антропология, или идея о человеческой природе, отраженная в кратких философских и анатомических выво­дах" вышло в 1655 г.

Французские энциклопедисты придавали термину "антропология" очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы конца XVIII и начала XIX вв., в частно­сти И. Кант, включали в антропологию вопросы психологии.

В Америке, Англии, Франции укоренился достаточно широкий под­ход к антропологии как к биосоциальной науке, включающей в себя учение о физической организации человека (физическая антропология) и знания о культуре и быте народов (социокультурная антропология).


в отечественной науке принято разграничение антропологии, архео­логии и этнографии, причем антропологию относят не к гуманитарным, а к биологическим дисциплинам. По словам основателя антропологии в России А.П. Богданова, естествознание без антропологии остается не­завершенным и "только с антропологией естествознание не является каким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто человеческих... т.е. касающихся самых высоких, самых увлека­тельных для ума сторон его природы, его истории, его существования".

Современная антропология — это раздел общей биологии, вклю­чающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических ти­пов, возрастные особенности, экологию и эволюцию поведения челове­ка. За последние десятилетия термин "антропология" стал применяться и к другим областям человекознания, например, педагогическая, фило­софская, социальная, христианская антропология, датгегративная био­социальная и биомедицинская антропология и даже поэтическая антро­пология. В настоящем пособии речь будет идти только об антрополо­гии в классическом понимании этой науки о человеке.

Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологиче­ских закономерностей к социальным. В связи с этим антропология за­нимает особое место в системе наук. Она является биологической нау­кой, это биология вида Нота зарют, но соприкасается с социальными дисциплинами — первобытной историей, социальной психологией, эт­нологией, археологией и другими.

Можно представить структуру антропологии схематично в виде дре­ва, на котором главные ветви будут представлять классические разделы антропологии — "три кита", на основе которых она развивается: это эволюционная антропология, общая морфология человека и расоведе­ние (рис. 1).

Эволюционная антропология изучает происхождение и эволюцию предков человека до современных форм. Она включает в себя примато­логию, изучающую современных и ископаемых полуобезьян и обезьян, и палеоантропологию, изучающую ископаемые формы человека. Таким образом, эволюционная антропология изучает разнообразие форм при-. матов и человека, существовавшее во времени. Она отвечает на вопро­сы, как, когда и где возникло человечество, какие факторы способство­вали его развитию.

Общая морфология человека решает вопросы, связанные с индиви­дуальной изменчивостью физического типа, с его возрастными измене­ниями от стадий эмбриогенеза до глубокой старости. 6

Расоведение изучает классификацию расовых типов, историю их формирования и распространения.

Можно сказать, что антропология изучает полиморфизм (разно­образие) человеческих типов во времени и пространстве. Разнообразие человека, его изменчивость и представляет основной предмет изучения: разнообразие человеческих типов во времени, в эволюции, предшест­вующее появлению человека современного типа, разнообразие (измен­чивость), связанная с полом, возрастом, типом телосложения (консти­туции), с экологическими условиями обитания и т.п.

За последние десятилетия классические направления дополнились новыми разделами. Этология приматов и человека изучает особенно­сти поведения приматов, включая человека, для решения задач антро-


пологий и позволяет реконструировать ранние этапы эволюции челове­ка, понять истоки его социальности, агрессивности, коммуникации, г также разных форм деятельности в их эволюции. Медицинская антро­пология изучает связь типов конституций с предрасположенностью « определенным заболеваниям, наследственность заболеваний, их связь с генетикой человека. Экология человека изучает влияние экологических факторов на формирование рас и физических типов. Физкультурная антропология изучает функциональные возможности человека. Гене­тика популяции человека исследует генетические процессы в популя­циях современного человека и др.

При таком широком развитии антропологии она оказывается свя­занной со многими научными естественноисторическими и гуманитар­ными дисциплинами, а также с прикладными науками (рис. 2).

1— зоология — сиотсмшпка — папеоиголопп Эволкхфюнная __ геология атрополопп — папеопсихолопя — геофизика — философия

,— анатомия

—ФИЗИОЛОГИЯ 1— ЭТНОпОПИ — эмбриология — история — психология __ погра^я Общая морфология — психиатрия йсоведение — __ архвопопя человека —педагогика __лингвистка

—спорт — эпюпаиопогия —эргономика __ ^^

^- ^™ 1— биокимия Р и с. 2. Связь разделов •11трополоп1• с другими мушми

Возвращаясь к словам ЯЛ. Рогинского, вынесенным в эпиграф, ан­тропология служит наукам, из которых брала свое начало — истории, философии, медицине. Она тесно взаимосвязана с психологией, архео­логией, палеонтологией и другими дисциплинами.

Методы антропологии. В основе всех антропологических методик лежит метод антропометрии — измерение размеров человеческого те­ла. Различают соматометрию — измерение живого человека, остеомет-рию — измерение костей скелета и краниометрию — измерение костей черепа. Помимо количественных измерений, оцениваются и качествен-

ные характеристики: мягкие части лица, особенности строения тела. Имеются шкалы, где в баллах отражены пигментация глаз, волос, кожи, описания форм носа и черепа.

Основы современной антропометрии заложены работами известного французского антрополога Поля Брока (1824—1880), разработавшего подробные программы проведения исследований и предложившего ряд приборов и инструментов для измерений. Им также были составлены таблицы определения пигментации.

Значительно усовершенствовал и расширил эту методику Рудольф Мартин (1864—1925). В его трехтомном руководстве подробно изло­жены приемы анализа, сводки цифровых данных для вариации сомато-логических и краниологических признаков. Это руководство вышло в 1914 г. Мартин разработал и основной инструментарий, например, ан­тропометр Мартина, скользящий и толстотный циркули. Ряд инструк­ций для измерений составлены русским ученым В.В. Бунаком, им раз­работана система точек на теле для унификации приемов измерения.

В антропологии используются методы научной фотографии, пла­стической реконструкции, дерматоглифики — получение отпечатков пальцев, ладони, стопы, приготовление мазков крови и др. Использует­ся метод вариационно-статистической обработки материала. Антропо­логия пользуется и методами смежных наук, например популяционной генетики, этологии, психологии, экологии и др.

1.2. Краткий экскурс в историю антропологии

Антропология — наука очень древняя, так как первые сведения о сущности человека, представления о его возникновении и развитии появились еще до нашей эры в трудах натурфилософов. И в то же вре­мя это наука молодая, интенсивно развивающаяся, как официальная академическая дисциплина она возникла только в конце XIX в.

В истории становления антропологии можно выделить несколько основных этапов ее предыстории и развития как официальной акаде­мической науки:

первоначальные натурфилософские представления о природе и про­исхождении человека (от самых древних — IV, III вв. до н.э. до XIV в.);

расширение, накопление и систематизация антропологических зна­ний, полученных из трех источников: медицины, географических ис­следований, искусства (XV—XVIII вв.);

создание антропологии как официальной научной дисциплины (конец XIX в.);

современный период развития антропологии (XX в.).


Первоначальные сведения о природе человека. Этот период ох­ватывает доисторические эпохи, древний мир и средневековье. Вопрос о сущности человека, о том, кто были первые люди на Земле, волновал человечество с древности. Еще древние греки находили остатки иско­паемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объ­яснения находок привлекали мифологию. Древние греки считали, что это остатки гигантов, которые осмелились сразиться с богами и были повергнуты. Император Август (14 г. до н.э.) имел при своем дворце палеонтологический музей.

Античные философы пытались понять, как произошли люди. Анак-симандр (610—546 гг. до н.э.) писал, что человек появился на Земле под воздействием солнечных лучей, в полужидком иле сначала зароди­лись рыбообразные существа, которые, научившись поддерживать жизнь на суше, покинули воду и превратились в людей. Демокрит (470—380 гг. до н.э.) и Эмпедокл (490—430 гг. до н.э.) излагают идеи эволюционного превращения человека от его животных предков. Ан­тичные философы пытались понять, в чем главное отличие человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н.э.) и Сократ (469—390 гг. до н.э.) считали, что человек обязан своим высоким положением наличию руки. Исократ (436—338 гг. до н.э.) придавал большое значение речи у человека.

Синтез натурфилософии и учения о человеке осуществил Аристо­тель (384—322 до н.э.). В своих трудах "История животных", "О частях животных", "О возникновении животных", "О душе" Аристотель закла­дывает основы изучения животных и человека. Он рассматривает функциональную роль частей тела, классифицирует их, ему принадле­жит идея "лестницы существ", на которой животные занимали опреде­ленные ступени согласно сложности их организации. Аристотель счи­тает, что человек — вершина совершенствования природы. "Не потому развился ум, что у него [человека] рука, а потому и дана природой рука, что есть разум". Всех животных Аристотель классифицирует на живот­ных бескровных и животных с кровью. Он впервые описывает три формы обезьян — питекос (обезьяна без хвоста, по-видимому, макак магот), кинокефапос (собакоголовые — павианы) и кебос (обезьяна с хвостом, мартышки, мангобеи). Аристотель первый заговорил о сход­стве человека с обезьяной, считая их промежуточным звеном между животными и человеком. Он приводит сопоставление сходства у них лица, ушей, ноздрей, ресниц, зубов, сосков, рук. "Хотя обезьяна менее красива, чем лошадь, она больше похожа на человека". Своеобразие человека Аристотель видел в двуногости, большом мозге, членораз­дельной речи, уплощенной груди, неподвижной ушной раковине,

строении плеча, бедра, окраске глаз.Ученик Платона Аристотель — "отец всех наук" — тем не менее был далек от эволюционистских воз­зрений на происхождение человека, которые мы находим у Анакси-мандра, Демокрита и других ученых. Во внешнем сходстве организмов Аристотель видел лишь вариации одной первоначальной формы.

Уже в начале нашей эры знаменитый древнеримский ученый и фи­лософ Плиний Старший собрал сведения о приматах и отметил, что "бсе породы обезьян среди других животных наиболее близки челове­ку...". Он описывает некоторые черты в поведении обезьян, как то: лов­кость, хитрость, способность к подражанию, забота о детенышах.

Философия была не единственной сферой антропологических обобщений. Другим важным источником, из которого черпала знания антропология, была медицина. Анатомирование животных и человека, изучение их болезней содействовало росту знаний о человеке. Один из величайших врачей древности — Гиппократ (460—356 гг. до н.э.) — изучал влияние климата на организм; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех соках орга­низма, преобладание каждого из них соответствует определенному темпераменту: крови — для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика. Это уче­ние связано с натурфилософией: милетская школа в учении о четырех мировых стихиях роднит огонь с кровью, воздух со слизью, воду с жел­той желчью, землю с черной желчью.

Знаменитый римский ученый, врач, анатом Клавдий Гален (131— 201 гг. н.э.) анатомировал не только трупы людей, но и обезьян, так как вскрывать трупы людей было запрещено. Гален дал обширные сведе­ния по анатомии человека. Его труд "О назначении частей человеческо­го тела" фиксирует большое анатомическое сходство обезьян и людей. Гален, как и Аристотель, считает, что человек разумен не потому, что у него есть руки, а природа потому и дала ему руки, что он разумен. Од­нако Гален, описывая анатомию человека, допустил более 200 ошибок, например, он не знал о существовании мышцы, противопоставляющей большой палец, дал неправильное описание руки, некоторых нервов, внутренних органов. Эти ошибки могли возникнуть именно из-за вскрытия обезьян. Тем не менее работы Галена оставили глубокий след в анатомии и медицине. Именно Гален считал обезьян "смешными ко­пиями" людей.

В средние века христианство в течение полутора тысячелетий не до­пускало иного толкования появления человека на земле, кроме как биб­лейского рассказа о создании Богом Адама и Евы. Людей, осмелив­шихся думать иначе, предавали казни. Так казнили некоего еретика Ва-


нани, считавшего, что были люди и до Адама. Древнейшие орудия —1 каменные наконечники, которые находили в земле, считали орудием; ведьм. Ранее существовало представление, что это бог Зевс кидает их 1 на землю, и такие наконечники называли "громовники". Тем не менее ; путешествия давали новые материалы для знакомства с народами Вос­точной Европы и Азии. Так, путешествие Марко Поло расширило зна­комство европейцев с восточными народами. Афанасий Никитин в XV в. , совершил продолжительное путешествие по странам Индии и Востока. Ему принадлежит одно из самых ранних описаний стадной жизни 1 обезьян во главе с вожаком. В Индии обезьяна — священное животное, Никитин называет их "облезиана", что происходит от арабского "абу зина" — отец блуда, на Востоке их считали грязными похотливыми животными, а в Индии и Египте — священными.

Расширение, накопление и систематизация антропологических знаний. Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму церковной догматики средневековья восхищение человеком, его физической и ду­ховной мощью. Чтобы составить представление о том, с каким востор­гом отзывались о человеческом теле, достаточно привести слова скульптора Бенвенуто Челлини своему ученику: "Ты заставишь своего ученика срисовать эти великолепные бедренные кости. Когда ты нари­суешь и хорошо закрепишь эти кости в своей памяти, то начнешь рисо­вать ту, которая помещается между двух ребер, она прекрасна и назы­вается крестец. Затем ты будешь изучать спинной хребет, который на­зывают позвоночным столбом. Он опирается на крестец и составлен из 24 позвонков... Тебе доставит удовольствие рисовать эти кости, ибо они . великолепны".

Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Леонардо да Винчи сравнивал строение мышц и иннервации их у человека и животных — лошади, обезьяны, медведя, птицы. Человек, согласно Леонардо, — это первое животное среди все­го живого. Он изучал строение стопы, кисти у ряда животных и челове­ка. Реформатором анатомии был Везалий (XVI в.). Его труд "Фабрика человеческого тела" составлен на основе тщательного изучения тела человека. Большой вклад он внес в изучение черепа, указал на вариа­ции черепов у народов Европы, обратил внимание на патологии и де­формации черепа. Известны имена анатомов Фаллопия, Евстахия, Фаб- ' риция, описавших ряд внутренних органов. ''

Со времени великих географических открытий — в 1492 г. Христо­фор Колумб предпринял первое путешествие к берегам Америки, в 1497 г. Васко да Гама отыскал морской путь из Европы в Индию, в ? 1519 г. Магеллан совершил кругосветное путешествие — поясились ; 12 1

„одие сведения об аборигенах, их облике и образе жизни. Так, Колумб описал местное население Америки — индейцев, а также широконосых обезьян, составляющих 1/3 отряда приматов.

Накапливаются знания и о человекообразных обезьянах. В 1559 г. англичанин Эндрю Баптиль попал в плен к португальцам, после чего оказался в Анголе. Там он видел "чудовищ", обычных для этих лесов, самое большое на местном языке называется "понго". Вероятно, он имел в виду шимпанзе и гориллу. Впоследствии этим названием обо­значили целое семейство человекообразных обезьян — понгиды. Пер­вым научным, хотя и не совсем точным, стало описание шимпанзе гол­ландским анатомом Николасом Тульпом "Об индийском сатире, он же 0гап@и1ап, что означало лесной человек" (1641). Но это, судя по описа­нию, был не орангутан, а шимпанзе, место отлова — в Африке. Тульп находил у него много черт, сходных с человеком. В 1699 г. английский анатом Эдвард Тайсон написал труд по анатомии шимпанзе "Орангуган или Ното 8у1уе51п8, или анатомия пигмея в сравнении с анатомией обезьян и человека". В работе представлены 43 признака сходства че­ловекообразных обезьян с человеком и 34 признака отличия. Была вы­сказана идея о промежуточном положении этого существа между чело­веком и животными: "Это не человек, но и не обычная обезьяна, а фор­ма животного между обоими". К 40-м гг. XVIII в. были открыты горил­ла, орангутан, шимпанзе и гиббон. Ж. Бюффон (1766) дал первое науч­ное описание гиббона, употребил название "орангутан" — азиатской человекообразной обезьяны. Бюффон высоко оценивал уровень разви­тия человекообразных обезьян и даже допускал возможность скрещива­ния между ними и аборигенами, признавая тем самым их значительное фи­зическое сходство. Отличия он видел в сфере психики. Открьпие гориллы в 1847 г. принадлежит миссионеру Т. Сэвиджу и анатому Д. Уаймену. Ж. Сент-Илер выделил гориллу в отдельный род. Были даны сравни­тельные измерения тела орангутана, шимпанзе, гориллы, гиббона.

В 1551 г. появился компилятивный труд К. Геснера "История жи­вотных". Это были сведения по обезьянам от древних до поздних авто­ров. Были и весьма сомнительные изображения обезьян, например от­вислая грудь и рука, опирающаяся на палку, с гривастой, как у павиана, головой и длинным хвостом. Это изображение еще долго держалось в книгах как символ обезьяны.

В 1735 г. шведский натуралист Карл Линней написал книгу "Сис­тема природы" и в разработанной там классификации животного ми­ра поместил человека в один отряд с полуобезьянами, обезьянами, летучими мышами. Он назвал отряд "приматы" — первые, князья жи­вотного мира. Человека он выделил в один род с видовым названием


••?• •• щ

Нота харчпз пазее (е 1рзит (ч<

стяо харкпз пазее 1е 1р5ит(чело»ек разумный, познай себя самого). 1 Линней описал все четыре расы. 1

Жан Батист Ламарк в "Философии зоологии" (1809) прямо объявил^ что человек мог произойти от самой совершенной обезьяны типа шим-? панзе под влиянием окружающих условий природы. Он выдвинул идею, что изменения в организме происходят вследствие упражнения; или неупражнения органа. Исчезновение лесов заставило обезьян пере-* двигаться по Земле. Их нога упражнялись в ходьбе и утрачивали хвата­тельные функции, на ногах развивались икры, руки укоротились.? Обезьяна приобретала прямую осанку и расселялась по земле. И тут ж&: Ламарк добавляет — это было бы так, если бы человека не создал Бог. ' 19 июня 1830 г. в Париже состоялся публичный диспут эволюциониста Ж. Сент-Илера с Ж. Кювье, автором теории катастроф, которая явля-! лась повторением библейского потопа. Сент-Илер потерпел поражение,! несмотря на поддержку поэта Гете, который обладал обширными по­знаниями во многих науках, в том числе и в биологии. 1

В 1859 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу "Происхождение видов пу-! тем естественного отбора". Хотя в ней специально не затрагивается во-, прос о происхождении человека, становится ясно, что человек подво-1 дится под те же законы развития, которые лежат в основе эволюции животного мира. Дарвин показал сходство эмоций человека и челове­кообразных обезьян. Он посвятил обезьянам 5-ю главу своего произве­дения, привел особенности 25 видов обезьян, посвятил отдельную ра­боту половому отбору у обезьян. Он предложил использовать обезьян как наиболее близких человеку животных для физиологических иссле-[ дований. Под влиянием идей Дарвина вышла в свет книга Т. Гексли "0 месте человека в природе" (1863), посвященная проблеме происхожде­ния человека от обезьяноподобного предка. Гексли показал сходство' человекоподобных обезьян с человеком, особенно гориллы и шимпан^ зе: "Какую бы часть животного организма мы ни избрали для сравне-} ния, тот или другой ряд мышц, те или другие внутренности, результат остался бы все тот же: различие между низшими обезьянами и горил-( лой оказались бы все-таки значительней, чем между гориллой и чело^ веком". Гексли особенно тщательно изучил конечности обезьян и пока'1 зал отличия рук и ног, отбросил понятие "четверорукие", показал, что: основные различия человека и обезьян кроются в строении мозга, таза, и нижних конечностей. Следовательно, Линней был прав, поместив по-} луобезьян, обезьян и человека в один отряд. Их нельзя разделять на два, отряда — "четверорукие" и "двурукие", как это делал Бюффон. 1

Немецкий биолог Эрнст Геккель в сочинении "Естественная истори^ мироздания" попытался построить родословное древо человека, впер-

вые отметив существование в прошлом промежуточной формы, связы­вающей обезьяну и человека. Эта форма питекантроп — обезьяноче­ловек — пока неизвестна науке, поэтому ее можно назвать "недоста­ющее звено".

Ничто теперь не могло остановить мощное развитие науки о челове­ке. "Человеку нечего стыдиться, что его предок обезьяна, я скорее сты­дился бы происходить от человека суетного, болтливого, который вме­шивается в научные вопросы, о которых не имеет никакого представ­ления", — сказал Гексли на диспуте с епископом Вильбельфорским.

Становление антропологии как официальной науки. В XIX в. антропология начинает складываться как наука. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология зани­мает достойное место в Академии наук. Поль Брока — один из основа­телей академической антропологии, создатель первого антропологиче­ского общества в Париже в 1862 г. Второй центр антропологии — Лон­донское антропологическое общество ;— был создан в 1863 г. В этом же году был организован отдел антропологии и этнографии при Мос­ковском обществе любителей естествознания в России. Далее появля­ются антропологические общества в Германии и Италии. Все они зани­мались вопросами происхождения человеческих рас, их классификаци­ей, был разработан географический метод изучения признаков. Появи­лись разнообразные шкалы цвета глаз, волос, формы волос, губ, балльные системы их оценок. Брока разработал методику измерений человече­ского тела и составил таблицы вариаций признаков. Развивались коли­чественные математические методы исследований. После открытия эволюционной теории Дарвина — главного события этого века — ве­дущие биолога задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволю­ционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.

1.3. Развитие антропологических исследований в России

В России, как и в других странах, становлению антропологии как научной дисциплины предшествовал длительный период накопления и систематизации антропологических знаний. Эти знания накапливались в русле эволюционной антропологии, а именно развития представлений о происхождении человека, и в русле расоведения — изучения особен­ностей (физического типа) народонаселения России.

Эти направления сформировались в среде натуралистов, медиков, анатомов и философов.

В начале XVIII в. на русский язык переводятся основные труды естест­венной истории, например главы из "Естественной истории" Ж. Бюффона.


В 1775 г. в Лейпциге был опубликован труд натуралиста Афанасия Каверзнева "О перерождении животных", в котором он высказывал мысль о родстве обезьяны с человеком. Эту же мысль поддерживал русский писатель и философ А.Н. Радищев. Им написан трактат "О че­ловеке, его смертности и бессмертии". При этом Радищев придавал особое значение прямохождению человека как его основной отличи­тельной особенности: "Широкая его ступня, большой палец и положе­ние других с движущими ступню мышцами суть явное доказательство, что человек не пресмыкаться должен по земле, а смотреть за ее пределы".

В сочинениях, касающихся быта разных народов, имеются данные и об их физических типах. Накопление таких сведений связано с присое­динением Сибири к Русскому государству. С начала XVIII в. появляют­ся первые сочинения о сибирских народах. В.Н. Татищев — один из деятелей русской науки — в 1737 г. составил программы-анкеты для сбора сведений по географии, истории разных областей России. В про­грамме он уделял внимание и специальным антропологическим вопро­сам — размерам тела, ширине плеч, форме носа, цвету волос, их длине, форме губ, цвету кожи. Это была самая ранняя этнографо-антропологическая программа в России: "При описании каждого наро­да состояние телес нужно описать: крупен или мелок или широк; плечи, лица широкие, круглые... Носы острые или круглые, покляповатые или плоские; волосы черные, русые, белые или рыжие и как долга, губы толстые или средние, цветом смуглы или белы, желты..."

Эта анкета была использована в работе Великой Северной экспеди­ции на Камчатку, антропологическая часть которой содержала вопросы о росте, телосложении, размерах лица и пр. В "Описании земли Кам­чатской" Крашенинникова (1755) мы находим и антропологическую характеристику народов-камчадалов, каряков, курильцев. Были прове­дены русские экспедиции на Алеутские острова, Аляску. Накопление данных о физическом типе разных народов России и зарубежных стран шло параллельно с исследованиями этническими, а вопросы происхож­дения человека, его места в животном мире развивались в тесной связи с естественной историей.

В начале XIX в. появились работы по антропологии великого есте­ствоиспытателя К. Бэра, который больше известен как эмбриолог. Осо­бый интерес вызывает его доклад "О происхождении и распростране­нии человеческих племен", в котором он высказывает мысль о монофи-летическом (едином) происхождении рас и считает, что все их различия сформировались уже после разделения и расселения из общего центра под влиянием разных природных условий. В 1824 г. Бэр опубликовал лекции по антропологии в 3 частях, 1-я часть посвящена анатомии и

(физиологии, 2-я — сравнению человека с другими животными, 3-я — описанию внутривидового единства человека. В Петербурге Бэр встал во главе анатомического кабинета Академии Наук, где хранилась кол­лекция черепов и коллекция уродов Петра 1. Бэр пишет труд "О папуа­сах и альфурах", о деформированных черепах, краниологическом типе славян и др. По его инициативе собирается конгресс антропологов в Геттингене в 1861 г., на котором Бэр предложил методику и программу для краниологических исследований.

Огромный вклад в антропологию внес Н.Н. Миклухо-Маклай. Он изучал народы Новой Гвинеи и других областей южной части Тихого океана. Он считал, что различия между народами кроются в условиях цх существования. Первая экспедиция ступила на берег Новой Гвинеи в 1871 г. 15 месяцев жил Миклухо-Маклай среди папуасов, не видавших до того белого человека. Он поставил цель — на материалах по антро­пологии доказать равноценность человеческих рас и общность их проис­хождения. Он показал, что вариации в строении черепов велики в пределах одной расы. Существует мнение, что у папуасов первый палец стопы от­стоит, как у обезьян, Миклухо-Маклай показал, что это лишь следствие особых трудовых операций и проявляется больше на правой ноге.

В 1863 г. произошло важное событие в развитии русской антрополо­гии. Было основано Общество любителей естествознания при Москов­ском университете. Инициатором его создания и руководителем был профессор Московского университета А.П. Богданов (1834—1896). Анатолий Петрович Богданов — ученик выдающегося профессора Мо­сковского университета К.Ф. Рулье, основателя русской школы зооло­гов-эволюционистов. Богданов, окончив курс, был назначен в 1863 г. профессором по кафедре зоологии и одновременно заведовал Музеем зоологии. Вокруг Богданова собрался небольшой кружок преподавате­лей и студентов-естественников. 15 октября 1863 г. Богданов выступил перед ними с проектом нового естественноисторического общества. Был принят Устав общества, которое получило название "Общество любителей естествознания". Главную задачу общества его создатели видели в популяризации естественнонаучных знаний, просветительской и научной работе. 14 мая 1864 г. состоялось первое заседание Общества любителей естествознания. Антропологическая тематика стала одной из ведущих в работе общества. 4 ноября 1864 г. был основан Антропо­логический отдел, а в 1867 г. Богданов организовал этнографическую выставку, на которой были представлены и антропологические мате-Р"^ы — 600 черепов разных народов, инструменты для измерений, Фотографии. В этом же году он опубликовал работу по антропологии курганного периода Московской губернии. Богданов понимал антропо-

2 Зак. 20017


логию как комплексную науку о физическом типе человека и его куль­туре. Еще в 1864 г. Богданов выступал с проектом организации "публич­ного курса антропологии". Им была разработана программа преподава-; ния антропологии как университетской дисциплины. В январе 1880 г. в^ Московском университете на коммерческие средства была организова- ' на кафедра антропологии. Заведовал этой кафедрой ученик Богданова Д.Н. Анучин, но новая кафедра просуществовала недолго. В 1884 г. она была расформирована, так как университетский устав не принял ее. 1

После "богдановского" периода в истории русской антропологии на­ступил "анучинский". Д.Н. Анучин (1843—1923) был не только антро­пологом, но и географом, создателем Географического музея, Институ-; та географии Московского университета. Первой антропологической' работой Анучина была статья, посвященная человекообразным обезья-1 нам, их сравнительной анатомии, затем монография по антропологии^ айнов, по аномалиям черепа. В 1879 г. Д.Н. Анучрн организует вторую 1 этнографическую выставку, на базе которой был создан Антропологи­ческий музей при Московском университете. В 80-е гг. антропологиче-1 скис общества возникли в Петербурге, Казани, Томске, Харькове, Дер-! пте, но центром антропологии оставалась Москва. Главное внимание? Анучин уделял краниологическим исследованиям. Была опубликована' целая серия трудов антропологического отдела. В 1900 г. был основан? "Русский антропологический журнал". По ходатайству Анучина в 1919 г. в; Московском университете была учреждена кафедра антропологии и в^ 1922 г. Институт антропологии, которым руководил В.В. Бунак. Рас-1 ширяется антропологическая тематика (физическое развитие, возраст тная антропология, конституциональная антропология), появляются новые методики (биометрический анализ). С 1932 г. и по наши дни вы­ходит специальный антропологический журнал, разрабатываются темы, связанные с филогенией (историческое развитие) приматов и гоминид.

В 1922 г. был создан Сухумский приматологический центр, где ра­ботали такие специалисты, как Н.А. Тих, Н.Ю. Войтонис, Л.В. Алексеева;' создана лаборатория физиологии и поведения высших приматов в Кол-1 тушах (Ленинградская область) при Институте физиологии им. И.П. Пав^ лова, в которой изучается поведение и высшая нервная деятельность ^ обезьян. В исследованиях Н.Н. Ладыгиной-Котс, НА. Тих, Н.Ю. Войтоний; Г.З. Рогинского, Э.Г. Вацуро и других рассматривались вопросы "пр^ дыстории" интеллекта и общества, изучались биологические предп^ сылки антропогенеза. М.Ф. Нестурх — блестящий антрополог^ приматолог — рассматривал вопросы морфологии, систематики, фил^ гении приматов. В.П. Якимов изучал ранние этапы антропогенеза авст^ ралопитековых. В.В. Бунак — основоположник многих направлен^

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕВ АНТРОПОЛОГИЮ Дерягина

Современной антропологии Его последняя книга Род Ното его воз никновение и последующая дифференциация стала настольной книгой антропологов Я Я... В настоящее время в России имеются три основных центра развитая антропологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: М.А. Дерягина. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. М., изд-во УРАО, 1999

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Современные приматы. Систематика отряда. Место человека в отряде приматов
Приматы — единственный отряд млекопитающих, который сохранил статус отряда со времен К. Линнея. В настоящее время большинством ис­следователей отрад приматы принято подразделять на два подотряда: н

Pound;3 Э.П. Фридман. Занимательная приматология. С. 129—142.
В 1980 г. в журнале "Сайенс" ('Наука') появилась строгая на­учная публикация с таким названием 'Поразительно» сходство ок­рашенных с высокой разрешающей способностью на полосы хромо­сом ч

Об эрах, периодах и датировках
Ученые подразделяют историю Земли на пять геологических эр. Самая древняя — архейская эра, следующая протерозойская. Только с палеозойской эры начинается каменная летопись перв

История основных находок
В 1924 г. в Южной Африке, в карьерах каменоломни Таунг в' Трансваале был найден необыкновенный череп. Профессору анатомии Йоханнесбургского университета Р. Дарту прислали два ящика окаме­невших пес

Морфологическая характеристика
Австралопитековые — это двуногие гоминиды, обладающие сво­бодными от функции опоры передними конечностями, относительна » крупным и сложно построенным мозгом, а также признаками в

ЕЗ Г.И. Лазуков, МЛ. Гвоздовер, Я.Я. Рогинский и др. Природа и древний человек. С. 22—24.
При исследовании остатков южноафриканских австралопитеко­вых было обращено внимание на заметные морфологические раз­личия между отдельными их представителями из разных местона­хождении. Выяснилось,

Amp;Ц Г.И. Лазуков, МД Гвоадовер, Я.Я. Рогинский. Природа и древ* ний человек. С. 29—29.
Предположения о позднем геологическом возрасте южноафри­канских австралопитековых основывались главным образом на анализе сопровождающей их фауны и не были подкреплены сколь­ко-нибудь точными иссле

Ш Д. Джохансон, М. Иди. Люсм: Истоки рода человеческого.
С. 75—80. Кем же был Ното ЬаЫНв — человеком или австралопитеком? Безусловно, человеком, — заявляли Лики, Нейпье и Тобайес. Мозг у него гораздо больше, чем у австралопитековых. Зубы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги