рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. - Лекция, раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Под Философией Французского Просвещения Принято Понимать Философию Во Франции...

Под философией французского Просвещения принято понимать философию во Франции 1730-1780-х гг. Лидером Просвещения являет­ся Вольтéр (1694-1778). Вокруг него сплотился круг разных по взгля­дам, но близких по духу мыслителей: Поль Гольбáх, Дени Дидрó (1713-1784), Жан-Жак Руссó (1712-1778), Ж. О. Ламетрú, П. Гассендú, Ш.-Л. Монтескьé, Д. Викó, Э. Кондильяк, Б. Фонтенéль и др. Просветители не только впервые сделали большинство проблем метафизики уделом ши­рокой читающей публики (через популярные сочинения и великосвет­ские салоны, в которых философия вошла в моду), но и обогатили фи­лософию новыми онтологическими, этическими, политическими про­блемами.

Философы Просвещения руководствовались рационалистически­ми методами, но относились гораздо более внимательнее к данным ес­тествознания и теориям эмпириков, чем рационалисты XVII в. Они при­держиваются деистической[37] концепции, согласно которой Бог сотворил мир, наделил его законами и самоустранился, подобно тому, как часовой мастер собрал механизм, завел его и ушел восвояси, а часы идут сами по себе. Наш мир развивается далее по своим собственным законам без всякого Божественного вмешательства. Совершенный Бог не мог создать что-либо несовершенное. Следовательно, мир совершенен и в принципе не подвержен никакой поломке, а значит, невмешательство Бога гарантировано. Но как сотворен мир человек не знает, поэтому Вольтер в сочинении своем «Философские письма» призывает не верить положениям любой религии о творении мира. В основе природы просветители видят материю – вечную, неуничтожи­мую субстанцию. Все процессы в природе объясняются через матери­альные процессы. Дидро в «Философских принципах относительно ма­терии и движения» утверждает, что материя вечна и неуничтожима вследствие неуничтожимости движения – главного свойства материи. Просветители, следуя Лейбницу, считают, что материя может порож­дать множество миров; они опровергают точку зрения о единственности мира.

Особую проблему являла трактовка духовных явлений и природы разума. Просветители полагают, что все желания, эмоции, восприятия и мысли зависят от материальных структур организма. Например, если я хочу пошевелить рукой, то я посылаю от мозга к руке по определенным системам потоки крови, лимфы и «животных духов» (которые поддер­живают движение в организме). Механистический взгляд на тело, ха­рактерный для основоположников рационализма, просветители перене­сли и на разум. Признавая разум верховной субстанцией, просветители, тем не менее, развенчивают учение об особом онтологическом статусе разума. Таким образом, налицо противоречие в трактовке разума: при­давая разуму роль главного орудия познания и деятельности человека, философы Просвещения низводили его до материи.

Несмотря на то, что просветители не поставили оригинальных гносеологических проблем, их вклад в теорию познания значителен. Они впервые применили новые способы обработки информации и из­ложения философского знания, в том числе и в области педагогики. В творчестве просветителей имели место такие новые информационные проекты, как «Энциклопедия», салонные беседы, философские повести и наставления. В результате именно в эпоху Просвещения на Западе стала появляться интеллигенция как класс общества, разрабатывающий новые идеи и живущий ими.

Просветители действовали в сложных политических условиях. Абсолютизм[38] во Франции казался незыблемым, но в его недрах посте­пенно назревала буржуазная революция. В этой ситуации просветители несли передовые, демократические ценности, хотя они и не были рес­публиканцами. Вольтéр, Дидрó, Фонтенéль и др. мыслители были вхо­жи в приемные королей и даже поучали их. Среди политических теорий Просвещения особого внимания заслуживает теория Руссó, изложенная им в трактате «Об общественном договоре». Согласно Руссо, граждане должны заключить между собой договор об учреждении суверена. Они отдают ему часть своей свободы, но взамен получают незыблемые пра­ва и свободы (свободы слова, печати, частной жизни, защиту закона). Правительство избирается всеми гражданами. Все законы закрепляются в конституции, которая не может пересматриваться. Трактат вышел в свет в 1759 г., а шестнадцать лет спустя, в 1775 г., американские просве­тители Дж. Вáшингтон и Т. Джéфферсон на основе учения Руссо созда­ли первую в мире демократическую конституцию («Билль о правах»). Таким образом, философия Просвещения принесла плоды не только в области теории, но и в практике.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Античная философия... Контрольные вопросы к теме... Социокультурные предпосылки зарождения и развития философии в древней Греции...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философская форма мировоззренияначинает вызревать на высоком уровне общественно-экономического и культурного разви­тия общества. Ее первые признаки проступают в XII–VIII вв. до н.э

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ НА ЗАПАДЕ
Характерная особенность философии в эпоху Средневековья – ее зависимость от теологии[8]. Философские проблемы либо преобразованы в теологические, либо выступают в качестве вспомогательных средств д

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философия итальянского Возрождения (Ренессанса) XV–XVI вв. внесла в философию целый ряд важных проблем. Гуманистически на­строенные мыслители пересматривают место человека в мироздании. Появляются

РАЦИОНАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Общий ход развития в философии XVII-XVIII вв. определяется становлением, развитием и взаимной борьбой двух ведущих философ­ских направлений – рационализма и эмпиризма. В новоевропейск

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 1840-1890-х гг.
Этот период в истории западной философии ознаменован борь­бой различных школ и традиций. Были созданы различные онтологиче­ские, гносеологические, этические и социальные концепции. Кроме то­го, тра

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Философские идеи проникают в Киевскую Русь одновременно с принятием и распространением христианства. Появляются произведе­ния, содержащие тексты с философской проблематикой, с морально-назидательно

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ XX в.
Философия XX в. на Западе характеризуется напряженной борь­бой между классическими и неклассическими типами философии. По­является много новых и оригинальных теорий, главные из которых мы рассмотри

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги