рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И предмет философского анализа

И предмет философского анализа - раздел Философия, КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА Каждый Человек Что-Нибудь Знает И Умеет Делать. Люди Реализуют Свои Знания, Н...

Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. Люди реализуют свои знания, не задумываясь при этом о том, что такое знание и в чем сущность познавательного процесса. А между тем - это вопрос сугубо философский, к тому же весьма сложный. Проблема познания - одна из самых древних проблем в философии. Человечество давно поставило вопрос: «Что значит знать?» Этот вопрос настолько важен, что Энгельс рассматривал его как вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир? В истории философии были мыслители, которые сомневались в познавательных возможностях человека. Их называли скептиками, а с 17 века скептицизм переродился в агностицизм, т.е. отрицание возможностей человека познавать мир в принципе и по существу. Агностицизм продолжает существовать и в наши дни, причем таких взглядов могут придерживаться и материалисты, и идеалисты. К. Маркс считал, что человек способен познавать мир. Так же положительно решил вопрос о принципиальной познаваемости мира и В.И. Ленин. Он положил в основу теории познания теорию отражения. Человек отражает в своем сознании внешний мир, обогащается знаниями, вступая во взаимодействие с окружающими миром. В этом взаимодействии выделяют две стороны: объект познания и субъект познания, т.е. предметы внешнего мира, на которые направлена деятельность человека, и тот, кто познает что-либо.

В.И. Ленин изложил основы диалектико-материалистической теории познания в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм». Он писал, что в теории познания (как и в других областях науки) следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным. В.И. Ленин также предложил свою формулу, которая показывает диалектический характер процесса познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Процесс познания протекает в два этапа. На начальном этапе познавательного процесса мы получаем с помощью органов чувств эмпирические факты, а дальше в процессе мышления происходит их рациональная обработка, анализ и синтез, вырабатывается новое обобщенное знание, истинность которого проверяется на практике. «Живое созерцание» или чувственное познание проходит в трех формах - в ощущениях, восприятии, представлении. Ощущения - это результат воздействия объекта на наши органы чувств. Ощущения дают нам поверхностные знания об отдельных сторонах объекта. Восприятие - это целостный чувственный образ предмета. Представление - это обобщенный образ предмета, опосредованный идеальный образ, созданный на основе памяти.

Вторая ступень познавательного процесса - абстрактное мышление. Оно также протекает в трех формах - понятиях, суждениях, умозаключениях. Понятия - это слова, в которых закреплен определенный смысл, отражены какие-то свойства предметов и процессов. Суждение - это предложение, в котором что-то либо утверждается, либо отрицается. Умозаключение - это вывод, который делается на основе двух или нескольких суждений. Умозаключение строится с помощью индукции и дедукции. Умозаключение индуктивное, когда мысль движется от знания частного характера к общему знанию. Дедуктивное умозаключение выводится обратным путем: мы идем от общего знания к частному знанию.

Заключительный этап познавательного процесса по ленинской формуле - практика. Понятие практики является фундаментальным для философии. Оно в самом широком смысле означает взаимодействие человека с окружающим миром. Практика имеет большое значение для познания. Оно развивается благодаря тому, что человек активно вмешивается в объективные явления, преобразует их и испытывает на себе их воздействия.

Таким образом, практику можно определить как целенаправленную сознательную деятельность человека, ведущую, в конечном итоге, к преобразованию природы и общества. В свое время В.И. Ленин выделил три вида практики: 1. материально-производственную; 2. общественно-политическую (или социальную); 3. научно-экспериментальную. К этим видам можно добавить техническую деятельность человечества, педагогическую, художественную и другие виды деятельности, т.е. в практику входит вся совокупность деятельности человека в области материального производства, в духовной сфере, в науке, искусстве, в обыденной жизни. Практика играет огромную роль в жизни человечества. Она является источником и основой познания. Практика позволяет раскрыть наиболее полно объективную природу вещей и явлений. Практика заставляет вещи окружающего мира взаимодействовать и, тем самым, проявлять свои свойства и связи. Практика выступает также основой познания и потому, что уровень ее развития определяет уровень развития технических средств и приборов. А от их применения, в свою очередь, зависят темпы познания человеком окружающего мира, глубина отражения его свойств. Уровень практики определяет также направленность познания. Практика является критерием истинности знаний. Существует и логический способ проверки знаний. Весь понятийный аппарат, которым при этом пользуются, в прошлом неоднократно подтверждался практикой. Формы практической проверки так же многообразны как и сама практика. Практика включает в себя: 1. осознание цели; 2. изготовление орудий; 3. их применение в процессе реализации намеченной цели. Практика, как предметная материальная деятельность людей, выполняет три функции: 1. Она является основой познания; 2. Она - конечная цель познавательной деятельности; 3. Она - критерий истинности знаний, полученных человеком. Именно эта ее функция является основной функцией практики. В ходе свой практической деятельности человек проверяет, насколько верно его знание о мире отражает процессы и вещи окружающего нас мира. Для практического применения человеку нужно не просто любое знание, а такое знание, которое отражает мир наиболее правильно, полно и всесторонне; таким, каким окружающий мир является сам по себе, независимо от сознания человека. Такое знание и называют истинным знанием. Таким образом, истина - это соответствие содержания знания действительности. Это мера адекватности (соответствия) идеального материальному, соответствие образа предмета самому предмету. Истина - это верное отражение объекта в сознании человека. Истина объективна по характеру.

Выделяют истину относительную и абсолютную. Относительная истина отражает объект с известной точностью, не сразу целиком и полностью, не всесторонне, исчерпывающе, абсолютно, а приблизительно, в общих чертах, т.е. относительно. Абсолютная истина понимается в двух смыслах: 1. как полное, исчерпывающее знание о действительности; 2. как тот момент объективной истины, который не может быть опровергнут в будущем. Нет истины абстрактной, истина всегда конкретна, т.е. учитываются конкретные условия, в которых какое-то знание является истинным. Например, истина «вода закипает при 100°С». Но в условиях разреженной атмосферы и низкого давления (в горах) вода закипает при более низкой температуре. При высоком давлении (глубоко в недрах земли) вода не закипит при 100° и выше. Такое знание и есть конкретная истина. Относительная истина приближается к абсолютной, например, знание о строении атома: модель атома Томпсона - Резерфорда - Н. Бора.

Кроме истины есть еще заблуждение, как ненамеренное искажение реального положения вещей, и ложь, как намеренное искажение действительности.

Проблема истины - одна из самых полемических, вызывающих споры в философии. Кроме диалектико-материалистического понимания истины и признания в качестве критерия истинности знаний практики, о чем шла речь выше, существуют другие концепции истины. К ним относятся догматизм, релятивизм, конвенционализм, прагматизм. Догматизм - это попытка оперировать однажды установленными понятиями и положениями, без учета меняющейся конкретно-исторической обстановки. Релятивизм - преувеличение относительного характера наших знаний, признание только относительной истины. Конвенционализм - соглашение принять за истину какое-то положение, независимо от того, так ли это на самом деле. Прагматизм - это признание истинным чего-либо из практических соображений, из выгоды и удобства принять что-то за истину.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

СИМОНЕНКО Л П... ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА В разные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И предмет философского анализа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
  В разные исторические эпохи перед человечеством вставали вопросы о происхождении мира, самого человека, об их сущности, о смысле и цели человеческой жизни и другие. Размышляя над эт

Философия и национальное самосознание.
Русская философия XI-XX веков. Первые зачатки философии в России обнаруживаются лишь во второй половине XVIII века; в XIX веке начинается её интенсивное развитие. Однако это во

Метафизика и онтология.
Категория бытия в философии. Материя: понятие, строение, свойства.Наблюдая за окружающим миром, люди пришли к выводу, что в нем все изменяется, все полно противоречий, и в то же вр

Философия природы.
  Понятие «природа» в философии употребляется в двух смыслах. В первом, широком смысле слова, природа - это весь материальный мир, все многообразие его свойств и состояний, от элемент

Проблема человека в философии.
  Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии. На начальных этапах истории люди в преданиях, мифах,

Сознание человека как предмет философского анализа
Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. Первой попыткой объяснить сознание стал анимизм - вера в душу - двойника человека, покидающего его во время сна, обмо

И социокультурный статус
Наука - одна из форм духовной деятельности человека. Она зарождается еще в античное время. Тогда она представляла собой нерасчлененное целое знание и была ответом на практические потребности и запр

И основные стратегии её исследования в философии.
Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Именно поэтому большинству людей кажется, что ответить на вопрос: «Что такое общество?» совсем несложно. Но как только

Основные проблемы политической философии
На ранних ступенях развития человеческого общества примитивным формам материальной жизни людей соответствовали такие же примитивные формы их духовной жизни. Однако, с ростом разделения труда, с поя

Философские проблемы социальной динамики
Человеческое общество – очень сложное образование. Оно развивается по своим объективным законам. Но в обществе, в отличие от природы, они выступают в особой, специфической форме. История общества –

Философия культуры.
Термин «культура» латинского происхождения. В древнем мире это слово первоначально означало «возделывание почвы». Позднее слово «культура» получило более обобщенное значение. В настоящее время его

В КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА.
Прошлое, настоящее и будущее человечества органически связаны между собой общими закономерностями поступательного развития общества. Настоящее – это своеобразный итог всей предшествующей всемирной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги