рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания–2 часа

Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания–2 часа - Лекция, раздел Философия, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Лекции. Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План Лекции: 1.человек, Индивид, Личность. Биологическое И Социально...

План лекции:

1.Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке

2. Смысл человеческой жизни человека. Свобода и ответственность.

3. Проблема отчуждения в философии.

4.Философия культуры: сущность и основные подходы к анализу.

 

1) Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке

Понятие «индивид» обозначает принадлежность отдельного конкретного человека к человеческому роду. Но оно имеет абстрактный характер, ибо не указывает на те специфические черты, благодаря которым индивид становится индивидуальностью. В социальной философии индивид – это представитель какого-то социального целого.

Человек – биосоциальное существо. Это значит, что он часть природы, но становится человеком только в обществе, в определенных социальных условиях.

Личность – социальное существо. Личностью является конкретный человек как носитель разума, самосознания и воли, активно воздействующий на общественные отношения. Личность способна нести ответственность за свои поступки и действия, имеет личное достоинство и принципы, способно ориентироваться в обществе.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке заключается в том, какое из начал является доминирующим в формировании способностей, чувств, поведения человека и каким образом осуществляется взаимосвязь этих начал. Из множества существующих концепций можно выделить два основных направления: биологизаторское и социологизаторское .

Биологизаторские концепции, к которым можно отнести социал-дарвинизм, расизм и социобиология, абсолютизируют роль естественных природных начал в человеке, доказывают универсальное значение действия генов или психофизиологических факторов для понимания сущности человека. Для социологизаторских трактовок характерно игнорирование природно-биологических особенностей, рассмотрения его как результата социальных отношений. Человек в такого рода концепциях предстает как сугубо социальное существо.

Диалектика состоит в опосредствовании и преобразовании природно-биологического социальным, поскольку «человеческие предметы не являются природными в том виде, как эти последние непосредственно даны в природе». Биологические структуры и функции под воздействием социальных факторов (трудовой деятельности) претерпели модификацию и достигли более высокого уровня развития, нежели у представителей животного мира. Они «очеловечились». Приращение в человеке сверхбиологического состоит в том, что появляются функции сугубо социальные (труд, сознание, язык) и происходит социализация биологических черт и свойств. Биологическое в человеке предстает не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального.

 

2) Смысл человеческой жизни человека. Свобода и ответственность.

Специфика философии заключается в том, что она занимается всеобщими и вечными вопросами, одной из которых и является проблема смысла жизни или предназначения человека. В зависимости от целей, которые ставит перед собой человек, выделяются два основных решения этой проблемы: «иметь или быть?». Исторический опыт показывает, что приоритет той или иной ценностной установки зависит от характера и специфики общества. В каждом человеке, поскольку он существо биосоциальное, существуют в изначальном виде оба эти стремления. В зависимости от индивидуальных особенностей индивида и господствующих социальных норм и ценностей в человеке преобладает то или иное начало.

Живущий в модусе «иметь» желает сам оставаться «таким как есть», он боится потерять себя и других, оттого, что относится к ним скорее как к вещам, собственности. Эта попытка тотального удержания вызывает страдания, потому что в мире все меняется, ничто не стоит на месте. Ориентация лишь на неуемное обладание привела человечество к экологическому к кризису.

«Быть» означает быть открытым для всего нового, неизведанного, принимать его с радостью. Способность, ничего не забывая, уметь принять новое, чтобы потом последовать за меняющимся бытием. Тот, кто сумел стать на точку зрения «бытия», избавляется от вечного страха и тревоги, связанного с представлением о том, что тебя чего-то лишат. Бытие означает реализацию личностью своего духовного предназначения, своих сущностных возможностей.

Чтобы реализовать себя человек должен иметь определенное количество материальных благ, к которым он должен относится не как предмету поклонения, а функционально. Речь должна идти не об отказе от материальных благ, а об оптимальном сочетании этих смысложизненных установок, при котором приоритет остается за ориентацией человека на самореализацию себя как духовного существа.

 

3) Проблема отчуждения в философии

Труд есть сущность человека, то, благодаря чему он общественное существо, способное к многообразной деятельности, к беспредельному прогрессу.

Труд, с одной стороны, специфическая творческая, формирующая человека сила, с другой, это принудительный, деформирующий, уродующий человека феномен. Другими словами, труд выступает как способ самореализации личности, с другой, не подчиняется производителю, «управляется извне», становится не потребностью, а наказанием.

Сущность отчужденного труда заключается в том, что на определенном этапе развития общества, в результате общественного разделения труда, продукты челов. деятельности превращаются в самостоятельную независимую от людей силу, господствующую над ними и враждебную им.

В условиях отчужденного труда происходит опустошение духовного содержания личности, «утрата» самого себя. Человек включается в трудовой процесс не как творческое существо, а как механический исполнитель чужой воли. Он выступает не как целостный, а как «частичный» индивид, который не может проявить свои способности. Исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а именно разделение труда (между земледелием и скотоводством; ремеслом, торговлей и земледелием; умственным и физическим трудом). Поскольку разделение труда неуничтожимо, то отчуждение будет сохраняться. Другой вопрос: смягчение степени остроты отчуждения – сочетание социально-экономических реформ с соответствующим воздействием на общественное сознание.

 

4) Философия культуры: сущность и основные подходы

В понятии «культура» нашло выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию ни природных, ни божественных сил.

Существенное значение имела культурная практика эпохи Возрождения, которая положила начало новой гуманистической, светской культуре.

Существует три подхода в определении культуры:

1.эмпирический, описательный представляет культуру как сумму, результат деятельности человека, то есть совокупность предметов и ценностей из которых складывается результат.

2.оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения оцениваемого с эталоном,

3.деятельностный рассматривает культуру как специфически человеческий способ деятельности. Культура – это не сама деятельность, а тот СПОСОБ, которым она осуществляется.

Действительным содержанием и главным результатом исторического развития выступает развитие человека как общественно- производительного субъекта деятельности. История есть, в конечном счете, история развития самого человека. По культуре мы судим не о вещах или идеях самих по себе, а о создавшем их человеке, как он раскрылся в результатах своей деятельности.

Материальная культура – достижения, главным образом показывающие степень овладения человеком силами природы, совершенствование орудий труда, технический уровень производства.

Духовная показывает уровень и глубину познания природы и общества, внедрение в общественную жизнь прогрессивных идей и положительных знаний. Это уровень достижений в области нравственности, искусства, науки, культуры чувств. Культура – это способ проявления сущностных сил человека, его физических и духовных потенций.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Лекции. Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа.

Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания–2 часа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа.
План лекции: 1. Специфика и функции философии 2. Структура философии 3. Основной вопрос философии. 4. Генезис философии   1) Специфика и ф

Тема 2. Античная и средневековая философия – 2 часа
План лекции: 1. Античная философия: основные идеи и школы 2. Философия Платона 3.Философская система Аристотеля 4. Особенности и проблемы средневековой философии

Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков – 4 часа
План лекции: 1. Общая характеристика развития философии Нового времени. 2. Эмпиризм Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс). 3. Рационализм XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбни

Тема 5. Современная философия ХХ века – 2 часа.
План лекции 1. Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века. 2. Проблема языка и знания в неопозитивизме. 3. Сущность и ведущие мотивы русской религи

Тема 6. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание– 4 часа
План лекции: 1. Категория бытия, ее смысл и специфика. 2. Философское учение о материи 3. Пространство и время. 4. Движение как способ существования материи

Тема 7. Проблема развития в философии – 4 часа
План лекции 1. Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики. 2. Основные законы развития. 3. Категории детерминации. 4. Категории структурных отношений.

Тема 8. Основные проблемы теории познания – 4 часа
План лекции: 1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. 2. Чувственное и рациональное в познании. 3. Теория истины. Проблема критерия истины.

Тема 9. Философские проблемы языка – 2 часа
План лекции: 1. Язык как знаковая система. 2. Социальная природа языка. 3. Соотношение языка и мышления. 4. Герменевтика как теория толкования текста. &

Тема 10. Философское понимание общества – 2 часа.
План лекции: 1. Понятие общества. 2. Законы общественного развития, их характер и виды. 3. Деятельность как субстанция социального бытия. 4. Специфика и методы с

Тема 11. Системность общества и формы его бытия – 4 часа
План занятия: 1. Социальная система: понятие, структура, функции. 2. Специфика и принципы построения общественных систем. 3. Экономическое бытие общества. 4. Пол

Тема 12. Философия истории – 2 часа
План лекции: 1. Проблема периодизации истории 2. Понятие цивилизации 3. История как социокультурный процесс. Проблема смысла истории 4. Общественный прогресс и е

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги