рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 2. Античная и средневековая философия – 2 часа

Тема 2. Античная и средневековая философия – 2 часа - Лекция, раздел Философия, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Лекции. Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План Лекции: 1. Античная Философия: Основные Идеи И Школы 2...

План лекции:

1. Античная философия: основные идеи и школы

2. Философия Платона

3.Философская система Аристотеля

4. Особенности и проблемы средневековой философии

 

1). Античная философия: основные идеи и школы

Основные представители античной философии: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит, элеаты (Парменид, Зенон), атомисты (Демокрит, Эпикур), софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель. Античная философия в целом носит космологически---онтологический характер.

Первая античная школа – Милетская -- возникла в Ионии (малоазиатская часть Эллады) в Милете на рубеже 7-6 веков до н.э. Решающей проблемой натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – стала проблема архэ, то есть начала, которое является субстанциальной основой всех явлений природы. В качестве единой первичной материи они берут природные стихии: Фалес – воду; Анаксимен –воздух; Анаксимандр - апейрон. Основные черты Милетской школы: наивные материалисты, стихийные диалектики, гилозоисты, были учеными.

Наивным материалистом и стихийным диалектиком также был Гераклит - первоначалом всего сущего считал огонь.. Гераклит использует понятие «космос», понимая под ним мировой порядок, где царит закон. В мире господствует закон, который необходимо познать. Этот космический закон он называет логосом (разумное слово, всеобщий мировой порядок, единая мудрость). Главное в учении Гераклита – идея о диалектическом единстве и борьбе противоположностей, о противоречивой природе всех явлений.

Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Представители: Парменид, Зенон.

Формирование античной философии завершается у элеатов.

Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления. Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

Понимание Бытия как неизменного и неподвижного дает первое сугубо метафизическую картину мира в истории философии. Зенон выдвигает свои знаменитые апории (тупики) – Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела.

Атомистический материализм Демокрита и Эпикура

Основная идея Демокрита (5-4 вв. до н.э.) состоит в признании двух субстанций – атомов (неделимы, неизменны, вечны, бескачественны) и пустоты. Двигаясь в пустоте, бескачественные атомы комбинируются в различные тела. Различия сложных тел между собой обусловлены различной формой атомов, порядком их соединения и положением в пространстве. Попытка объяснить мир как цепочку причинных связей. Фаталистическая тенденция.

Дальнейшее развитие атомистика получила у Эпикура, который внес новые идеи. 1. признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. 2. мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное- по их тяжести (весу). Древние атомисты смутно предвосхитили идею атомного веса.

Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.)

Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства). Были агностиками, релятивистами, антропологами. Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

Сократ называет свой метод рассуждения и достижения истины диалектикой. Сократический метод (метод наведения на истину) состоит из нескольких элементов: ирония, .майевтика, .индукция, .определение. Сократ вслед за софистами, которых он критиковал за субъективизм, обращается к проблеме человека. Предметом философии служит не окружающий мир, а познание человека. Основная идея --тождество добра и знания.

 

2) Философия Платона

Платон - сознательный и последовательный объективный идеалист. Исходит из идеи существования двух миров: первичным является мир вечных, неизменных (не могут меняться, иначе не будут последними) духовных сущностей – идей, а вторичным, производным от него является чувственный конкретный мир вещей. Отдельные конкретные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся в силу того, что в умопостигаемом мире идей имеется причина их бытия – идея.

Аристотель считает, что теория идей Платона связана с исследованием сущности понятий. Идеи, являются в действительности общими понятиями человека о вещах чувственного мира, оторванными от этих вещей и превращенными в абсолют. Платон сравнивает человеческую жизнь с пребыванием в подземелье. Задача – выйти из пещеры на свет. Родина души человека – мир идей.

В основе теории познания лежит теория воспоминания, которая связана с идеей переселения души (метемпсихоза). Знание есть припоминание (анамнезис) людьми тех знаний, которые в готовом виде содержатся в душе. Позиция рационализма, согласно которой знания берутся из ума, а не из чувств.

 

3) Философская система Аристотеля

Аристотель, будучи учеником Платона, произнес: Платон мне друг, но истина дороже. Он подверг критике теорию идей Платона, считая невозможным, чтобы сущность вещи находилась в некоем особом мире, отдельно от самой вещи. Реальны только сами эти вещи; они познаваемы эмпирически и именно от них люди производят общие понятия.

Для объяснения всего сущего, Аристотель принимал четыре причины.

1.формальная причина (отвечает на вопрос: что это есть?). Форма есть активная сущность вещи, она вечна, неизменна.

2.материальная причина (из чего?). Материя не является сущностью. Она пассивна, безжизненна, неопределенна, источник индивидуализации и случайности в мире. Каждая вещь – единство формы и материи. Форма – суть вещи, материя --материал, в который эта суть запечатлена.

3.целевая причина (ради чего?). В семени растения заключена возможность его роста и та энергия, то деятельное начало (форма или энтелехия), которая актуализирует эту возможность.

4.движущая причина (откуда начало движения?). Все приводится в движение некоей высшей формой, перводвигателем.. Если материя предельно пассивна, то завершающий космос бог – максимально активное существо. Под богом понимает деятельность мышления, сам бог есть чистый деятельный разум.

 

4). Особенности и проблемы средневековой философии

В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. Апологетика – совокупность учений для защиты религии и оправдания христианства. На следующем этапе возникает патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Позже появляется схоластика как философская рефлексия о предельных основах бытия.

Теоцентризм, монотеизм. В ее основе лежит не природа, а бог, который все определяет. В основе теоцентризма две идеи: идея творения (онтология) и идея откровения (гносеология).

Решающее место отводится вере; непосредственному созерцанию, интуитивному схватыванию сверхъестественной сущности; откровению, то есть непосредственному волеизъявлению бога по отношению к человеку.

Финалистское восприятие времени, истолкование времени от сотворения к концу. Благодаря этому природа и человек обретают направленность. Средневековая концепция времени – это переход к линейному времени и связанному с ним отчасти понятию прогресса.

Основные проблемы средневековой философии: проблема соотношения свободы воли и предопределения; теодицея; идея спасения, проблема соотношения бога, мира и человека, сущности и существования, доказательств бытия бога, проблема универсалий.

Философия превращается в схоластику, официальную школьную философию, ставшую введением в богословие. Основная проблема схоластики проблема универсалий (общие понятия). « направления: номинализм и реализм.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Лекции. Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа.

Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 2. Античная и средневековая философия – 2 часа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа.
План лекции: 1. Специфика и функции философии 2. Структура философии 3. Основной вопрос философии. 4. Генезис философии   1) Специфика и ф

Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков – 4 часа
План лекции: 1. Общая характеристика развития философии Нового времени. 2. Эмпиризм Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс). 3. Рационализм XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбни

Тема 5. Современная философия ХХ века – 2 часа.
План лекции 1. Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века. 2. Проблема языка и знания в неопозитивизме. 3. Сущность и ведущие мотивы русской религи

Тема 6. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание– 4 часа
План лекции: 1. Категория бытия, ее смысл и специфика. 2. Философское учение о материи 3. Пространство и время. 4. Движение как способ существования материи

Тема 7. Проблема развития в философии – 4 часа
План лекции 1. Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики. 2. Основные законы развития. 3. Категории детерминации. 4. Категории структурных отношений.

Тема 8. Основные проблемы теории познания – 4 часа
План лекции: 1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. 2. Чувственное и рациональное в познании. 3. Теория истины. Проблема критерия истины.

Тема 9. Философские проблемы языка – 2 часа
План лекции: 1. Язык как знаковая система. 2. Социальная природа языка. 3. Соотношение языка и мышления. 4. Герменевтика как теория толкования текста. &

Тема 10. Философское понимание общества – 2 часа.
План лекции: 1. Понятие общества. 2. Законы общественного развития, их характер и виды. 3. Деятельность как субстанция социального бытия. 4. Специфика и методы с

Тема 11. Системность общества и формы его бытия – 4 часа
План занятия: 1. Социальная система: понятие, структура, функции. 2. Специфика и принципы построения общественных систем. 3. Экономическое бытие общества. 4. Пол

Тема 12. Философия истории – 2 часа
План лекции: 1. Проблема периодизации истории 2. Понятие цивилизации 3. История как социокультурный процесс. Проблема смысла истории 4. Общественный прогресс и е

Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания–2 часа
План лекции: 1.Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке 2. Смысл человеческой жизни человека. Свобода и ответственность. 3. Проблема отчуждения в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги