рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 5. Современная философия ХХ века – 2 часа.

Тема 5. Современная философия ХХ века – 2 часа. - Лекция, раздел Философия, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Лекции. Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План Лекции 1. Характерные Черты, Главные Направления Западной Филос...

План лекции

1. Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века.

2. Проблема языка и знания в неопозитивизме.

3. Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии к. XIX- н.XX вв.

 

1) Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века

Конец 19 – начало 20 века – это время широкого распространения различных течений в современной западной философии. Проблема разграничения естественно--научного и гуманитарно-философского знания привела к возникновению двух противостоящих друг другу трактовок философии – сциентистской и антисциентистской.

Основные направления современной западной философии.

«Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер) пыталась подойти ко всем явлениям с точки зрения одного принципа – жизненной реальности, лежащей в основании мира, которая иррациональна, невыразима в понятиях. Это некоторая энергия, воля, жизненный порыв, импульс, чистое стремление, пафос, который сообщает человеку движение, но не дает ничего готового.

Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр) возник в 20 г. ХХ века.

В центре внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: вины и ответственности, смерти и выбора. Предшествующая философия знала бытие как познанное; бытие выступало как нечто безличное и объективное. Экзистенциализм говорит об особом бытии, человечески окрашенном, которое неотделимо от сознания. Это есть бытие-сознание, для которого существуют все феномены бытия, но которое не может быть объектом познания. Бытие должно быть постигнуто как некая изначальная непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Говорят о переживании человеком своего бытия в мире. Бытие здесь дано непосредственно в виде существования или экзистенции.

Герменевтика (Дильтей, Шлейермахер, Гадамер) - искусство и теория истолкования текста, имеющая целью выявить его смысл, исходя их объективных (грамматическое значение слов) и субъективных (намерение автора) оснований. Говорят о «понимании» как методе гуманитарных наук в противовес «объяснению» в естествознании, связанным с установлением закона.

Структурализм (возник в начале ХХ века в лингвистике, психологии, этнологии, эстетике, литературоведении - Клод Леви-Стросс, Фуко, Лакан) – направление, которое специально исследует анализ структуры в различных областях бытия и знания, поиск логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры, которые являются продуктом бессознательной и сознательной деятельности людей.

Феноменология (Гуссерль)- учение о феноменах чистого сознания, априорных структурах сознания, попытка прояснения в сознании различного рода явлений. Познание возможностей, то есть условий и предпосылок существования какого-либо феномена, независимо от того, реален он или нет. Постижение всего многообразия интенциональных актов сознания, то есть исследование тех актов, в которых происходит конституирование смыслов (направленность сознания на предмет).

Неотомизм – течение современной католической философии (Жильсон, Маритен, Войтыла). Защищая религиозное видение универсума и человека, утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство эмпиризма и рационализма, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности, религии и науки.

 

2)Проблема знания и языка в неопозитивизме

В середине 19 века возникает тенденция объявить метафизику (учение о сверхчувственных основах бытия) лишенной ценности, поскольку ее предметом являются оторванные от жизни ложные идеи. Возникает позитивистское движение, представленное 3 волнами:

«Первый позитивизм» (Милль, Спенсер) –19 век;

«Второй позитивизм» или эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) –на рубеже веков;

«Третий позитивизм» или неопозитивизм – 20 г ХХ века.

Главный тезис – все подлинное, позитивное знание о действительности может быть получено лишь в результате научных достижений, а философия как самостоятельная наука не имеет права на существование, так как никакой познавательной ценности не дает. Проблемы и понятия философии (о бытии, причинах, сущностях) позитивизм объявил ложными или лишенными смысла, поскольку в силу их высокой абстрактности они не могут быть проверены опытом.

Неопозитивизм занимается изучением логики языка и методов науки.

Исторически первый вариант – логический позитивизм, в центре которого оказывается проблема значения, эмпирической осмысленности научных утверждений.

На смену логическому позитивизму пришла философия лингвистического анализа, которая отказалась от принципа верификации в его «жестком варианте». Принцип фальсификации, согласно которому важно не подтверждение суждения, а скорее возможность его опровергнуть. Язык интересует этих философов не в его чисто лингвистических качествах, а как носитель значений. Задача – выявить реальный подлинный смысл слов.

 

3) Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии ХХ века.

Этот период в истории русской культуры получил несколько названий: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс». Духовный ренессанс представляет собой комплекс религиозных, философских установок, реализация которых, по мнению богоискателей, может привести к созданию «религиозной общественности» – главной силы возрождения России. Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Шестов, Франк, Флоренский и др.

Общие черты:

1.Онтологизм, чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас, которое одновременно объективно и самоочевидно. Задача – проникновение в само бытие, которое является первичным и самоочевидным.

2. Ориентация на гуманитарное знание, тесная связь с литературой символизма (Гиппиус, Сологуб, Бенуа, Блок, Ремизов). Философия по своей сущности является не только наукой, она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в непосредственной связи с религиозной мистикой.

3. Этицизм. Главный интерес представляет нравственное совершенствование человека, поэтому предлагались различные проекты нравственного обновления мира, который «лежит во зле»..

4. Историософичность, внимание к проблемам развития истории, смысле истории, конце истории. Русская идея – история трансцендентная. Это то, что думает о России Бог, поставивший русскому народу свои провиденциальные цели. Это идея особой судьбы и предназначения России.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Лекции. Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа.

Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 5. Современная философия ХХ века – 2 часа.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа.
План лекции: 1. Специфика и функции философии 2. Структура философии 3. Основной вопрос философии. 4. Генезис философии   1) Специфика и ф

Тема 2. Античная и средневековая философия – 2 часа
План лекции: 1. Античная философия: основные идеи и школы 2. Философия Платона 3.Философская система Аристотеля 4. Особенности и проблемы средневековой философии

Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков – 4 часа
План лекции: 1. Общая характеристика развития философии Нового времени. 2. Эмпиризм Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс). 3. Рационализм XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбни

Тема 6. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание– 4 часа
План лекции: 1. Категория бытия, ее смысл и специфика. 2. Философское учение о материи 3. Пространство и время. 4. Движение как способ существования материи

Тема 7. Проблема развития в философии – 4 часа
План лекции 1. Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики. 2. Основные законы развития. 3. Категории детерминации. 4. Категории структурных отношений.

Тема 8. Основные проблемы теории познания – 4 часа
План лекции: 1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. 2. Чувственное и рациональное в познании. 3. Теория истины. Проблема критерия истины.

Тема 9. Философские проблемы языка – 2 часа
План лекции: 1. Язык как знаковая система. 2. Социальная природа языка. 3. Соотношение языка и мышления. 4. Герменевтика как теория толкования текста. &

Тема 10. Философское понимание общества – 2 часа.
План лекции: 1. Понятие общества. 2. Законы общественного развития, их характер и виды. 3. Деятельность как субстанция социального бытия. 4. Специфика и методы с

Тема 11. Системность общества и формы его бытия – 4 часа
План занятия: 1. Социальная система: понятие, структура, функции. 2. Специфика и принципы построения общественных систем. 3. Экономическое бытие общества. 4. Пол

Тема 12. Философия истории – 2 часа
План лекции: 1. Проблема периодизации истории 2. Понятие цивилизации 3. История как социокультурный процесс. Проблема смысла истории 4. Общественный прогресс и е

Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания–2 часа
План лекции: 1.Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке 2. Смысл человеческой жизни человека. Свобода и ответственность. 3. Проблема отчуждения в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги