рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретический базис

Теоретический базис - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» Важная Роль В Истории Философии Конца 18 – Начала 19 Вв. Принадлежит Классиче...

Важная роль в истории философии конца 18 – начала 19 вв. принадлежит классической немецкой философии, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она представлена именами Иммануила Канта, Иммануила Германа Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха. Их всех сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановки и решении проблем, непосредственная личная зависимость. Особенности немецкой философии тесно связаны с социально-историческими условиями страны. Германия конца 18 века была конгломератом государств, королевств, баронств, герцогств и т.п. Это была экономически и политически отсталая раздробленная страна, разделенная почти на 300 небольших самостоятельных государств. Неспособность немецкой буржуазии выступить против прогнивших феодальных отношений явилась причиной того, что общественно-политические вопросы получали свое отражение не в открытой идейно-политической борьбе, а в абстрактно отвлеченной форме философских систем и теорий.

Прогресс науки, опыт буржуазных революций в Европе, создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления. В классической философии, в рамках решения ее основной гносеологической проблемы представлены, все ведущие направления философской мысли: субъективный идеализм, объективный идеализм и материализм.

Классическая философия переосмыслила и заново сформулировала проблему отношения субъекта и объекта, разработала диалектический метод познания и преобразования действительности.

Родоначальником классической философии является И.Кант. В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период Кант выступал как ученый - астроном, физик, географ. Собственно философия Канта сформировалась во второй период, когда им были опубликованы работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

В теории познания Кант выступает как представитель агностицизма – философского учения, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Предшественником агностицизма был скептицизм – философское направление, не допускающее возможности достоверности знания и возможности рационального обоснования норм повеления.

Кант выделил два ствола человеческого познания – чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от вещи самой по себе в силу относительности нашего знания. Воспринимаемый нами объект (вещь) всегда лишь сторона объекта.

Однако наши отношения к миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе и ценностные, нравственные убеждения. Отсюда вытекают и три вопроса Канта: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?». На первый вопрос отвечает философия, на второй – религия, а на третий – мораль.

В соответствии со своей философией, Кант разделил мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, социальности, где свободная воля человеческого разума принуждает индивида действовать в соответствии с категорическим императивом (общезначимое нравственное предписание). Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».

Кант выдвинул новую концепцию субъекта, на основе которой провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в котором действуют свои возможности и свои законы и между которыми существуют глубокие противоречия. Познавательные способности субъекта он ограничил миром явлений, так и не решив проблему связи явлений с «вещами самими по себе».

Нерешенные Кантом проблемы попытался решить И.Фихте. Его философская система строится на признании активной, деятельной сущности человека. Исходное понятие системы Фихте – «Я» , которое утверждает себя как таковое в акте самосознания. «Я» - есть волевое, действующее существо. Помимо индивидуального «Я» существует «абсолютное Я», из деятельности которого должна быть объяснена вся полнота реальности, весь окружающий мир, т.е. «не Я».

Деятельный субъект «Я» преодолевая сопротивление природы, наделяет ее своими характеристиками. Таким образом, предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности, «Я» осваивает «не Я» и достигает тождества с самим собой, такое тождество является идеалом, к которому на протяжении всего исторического периода стремится человечество.

Взаимоотношения индивидуального «Я», т.е. конкретного индивида и «абсолютного Я», т.е. человечества в целом – характеризует процесс освоения человеком окружающей среды.

Индивидуальное и абсолютное «Я» то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений-расхождений составляет ядро диалектики Фихте. Идеал всего движения состоит в достижении совпадения идеального и абсолютного «Я». Однако достижение этого идеала привело бы к прекращению деятельности, поэтому вся человеческая история есть приближение к идеалу.

Идеи Фихте развил его современник Ф.Шеллинг, который в своем учении преодолевает противопоставление мира природы, как мира явлений, и мира свободы, как субъективного деятельностного «Я», на основе учения о тождестве субъекта и объекта. Абсолютный субъект в системе Шеллинга, превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта. Возникновение этого первоначального тождества всего многообразия мира есть «творческий акт», который будучи непознаваемым для разума, является предметом интеллектуальной интуиции. Такая интуиция доступна лишь особо одаренным людям, гениям. Интеллектуальная интуиция есть высшая форма философского творчества, способствующая саморазвертыванию тождества.

Учение о тождестве легло в основу философской системы Г.Гегеля. Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта является движение индивидуального сознания к отождествлению с общечеловеческим сознанием – «абсолютным Я». Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории.

Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на более высоком уровне, в то же время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.

Первая ступень – сознание. Здесь предмет противостоит человеческому «Я» как внешняя данность и определяет его, сознание оказывается теоретическим.

Следующая ступень – самосознание, где предмет и сознание тождественны, сознание определяет свой предмет и выступает как практически действующее.

Более высокая ступень – разум, где самосознание усматривает в себе высшую полноту реальности.

Высшая ступень – дух, здесь сознание постигает духовную реальность мира и себя, как выражение этой реальности.

Вершиной всего этого движения является освоение языка философии – понятий. Дойти до высшей точки развития, по Гегелю, значит «дойти до понятия». Понятие есть абсолютное тождество субъекта и объекта.

Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом, он стремился охватить одним понятием весь природный и духовный мир. Таким понятием является Абсолютная идея, под которой понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего существующего. В процессе саморазвития Абсолютная идея проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного, т.е. общих определений, к определенным, обогащенным конкретным содержанием.

Первым этапом самораскрытия Абсолютной идеи является логика. Логика, по Гегелю, это научно-теоретическое осознание Абсолютной идеи.

Следующий этап саморазвития – природа. Превращаясь в природу, Абсолютная идея опредмечивает себя и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей. По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек, и вместе с ним человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является субъективный дух. Он рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии (превращение души в сознание) и психологии.

Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух, который охватывает всю сферу социальной жизни. Объективный дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве.

Высшей формой развития Абсолютной идеи, где она осознает себя и весь пройденный ею путь, является Абсолютный дух, под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Под Абсолютным духом понимается и философская система самого Гегеля.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания. Диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонность и др.

Учение Гегеля оказало большое влияние на последующее развитие философской мысли. Последователи Гегеля образовали целое философское течение – гегельянство, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи.

Первым философом, подвергшим критике систему и методы Гегеля с материалистических позиций, был Л.Фейербах. Анализируя гегелевскую систему, он сделал вывод о ее родстве с теологией. Религия и близкая ей по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога – человек, попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее человек. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения.

Фейербах предпочитал не использовать термин «материализм» и «материя», а широко использовал термин «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находится человек, как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха – это реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. «Я» у Фейербаха – это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое обладает способностью созерцать и мыслить.

Высшей характеристикой субъекта является – чувственность, синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли и сердца. Она опосредованная общением с другим человеком, именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется реализация человеком своей родовой сущности.

Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка субъекта и его атеистическое мировоззрение оказали серьезное влияние на последующих мыслителей, в частности К.Маркса и Ф. Энгельса.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методические рекомендации по «Философии»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический базис

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методические рекомендации
к практическим занятиям по дисциплине «Философия»   Ставрополь – 2012     Рецензенты: доктор философск

Теоретический базис
Философия – одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Зародившись в 7-6 вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на в

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке первого задания необходимо изучить историю древних цивилизаций Востока, выявить факторы, оказавшие влияние на развитие религиозно – философских идей на территории Китая и Индии.

Теоретический базис
История философии – это история становления единой системы знаний, или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: философия Древнего мира; античная философия; средневековая европейска

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо уделить особое внимание вопросу экономического подъема Греции и расширению ее колоний, как фактора, способствовавшего развитию философии как науки.

Теоретический базис
Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в 7 в. до н.э. и просуществовавшую до 6 века н.э., до закрытия императором Юстинианом в 529 год

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к занятию студентам необходимо внимательно изучить лекционный материал, а также рекомендованную литературу. При изучении первого вопроса задания рассмотреть: - прич

Теоретический базис
Средневековая философия характеризуется принадлежностью к эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская религия. Зарождение этого типа философии относится ко вре

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятия.
При подготовке первого вопроса задания в рамках гуманистического периода уделить внимание идеи социально-этической проблематики человека, рамках неоплатонического периода – проблемам бытия, в рамка

Теоретический базис
14, 15, 16 века – это эпоха Возрождения (Ренессанс). В западной Европе в этот шли радикальные изменения в различных сферах: социальной, экономической, духовной. Создавались современные европейские

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При рассмотрении первого вопроса задания рекомендуется подготовить доклад, в котором необходимо осветить философскую позицию представителей как субъективного (И.Кант, И.Фихте), так и объективного (

К семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса уделите внимание рассмотрению предпосылок формирования философии марксизм

Выделите имя философа, представителя религиозного экзистенциализма.
А. М.Хайдеггер; Б. А.Камю; В. К.Маркс; Г. К.Ясперс. 5. Кто из указанных философов развил концепцию «воли» как «воли к власти» на основе «воли к жизни»?

Теоретический базис
Классическая философия 17 – 19 веков твердо верила в силу разума и мощь индивидуального сознания. Прогресс и совершенствование разума должны осуществляться через научное познание, просвещение масс

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо охарактеризовать учение о сущем как ядре всеединства, основные аспекты всеединства, а также учение о Софии-Мудрости, которое в творчестве Соловьева

Теоретический базис
Философия Древней Руси в целом базируется на античных традициях и народной культуре и развивается в русле религиозных институтов. Философские идеи реализовывались в летописях, словах, моли

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При выполнении первого вопроса задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса необходимо изучить взаимосвязь категорий и их переход друг в друг

Выделите имя ученого, который считал, что у каждого движения существуют внешние источники.
А. Дидро; Б. Гельвеций; В. Гольбах; Г. Ньютон. 6. Кто из указанных философов считал, что пространство и время это самостоятельные сущнос

Теоретический базис
Проблемы бытия обсуждались философами всегда. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категория бытия объединяет по признаку существования

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. При подготовке второго вопроса сконцентрировать внимание на изучении диалектической и метафизической конц

Выделите категорию, которая характеризует единство всех свойств предмета.
А. количество; Б. качество; В. мера; Г. субстанция. 6. Процесс, в ходе которого удерживается и переносится в новое, качественное состояние все положитель

Теоретический базис
Понятие развития связано с понятиями изменения и движения, которые по отношению к нему являются родовыми. В самом деле, о каком развитии может идти речь, если ничего не изменяется? Признание измене

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. В рамках второго вопроса задания необходимо изучить и законспектировать взгляды различных философских теч

Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.
А. суждение; Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление. 4. Логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к но

Теоретический базис
Как было отмечено ранее, основным содержанием сознания является знание. Знание – результат познавательной деятельности. Проблема познания – одна из главных философских проблем. Познание есть деятел

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо дать определение общества с точки зрения диалектико-идеалистических (Г.Гегель) и диалектико-материалистических (К.Маркс) позиций, а также охарактер

Рассматривая эволюцию общества, О.Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции. Выделите стадию, которая не была отмечена Контом.
А. теологическая; Б. метафизическая; В. первобытная; Г. позитивная. 5. Кто из указанных философов считал, что функцией общественного разделения труда явл

Теоретический базис
Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания рассмотреть категорию «сфера общественной жизни» как устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую потребности общественного и личного характе

Теоретический базис
Под категорией «сфера общественной жизни» понимают оформленную устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта кате

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
В рамках первого вопроса задания необходимо изучить и законспектировать основные концепции философии истории: теорию исторического круговорота Дж.Вико, согласно которой все нации развиваются по цик

Теоретический базис
Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Центром мира он считал место своего обит

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса задания необходимо изучить и проанализировать религиозный подход к пробле

Теоретический базис
Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных. Речь идет о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соо

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания изучить природу как естественную среду обитания человечества, которая подразделяется на неорганическую и органическую составляющие, дать определение понятия «

Теоретический базис
Начало 90-х годов 20 века ознаменовалось столь серьезными геостратегическими изменениями, что можно говорить о наступлении нового этапа в развитии всемирной истории. Распад СССР, качественные измен

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. 2. Философия как тип мировоззрения. 3. Предмет, объект, структура и функции философию. 4. Философия Древнего Ки

План проведения ролевой игры
Время – 4 часа 1. Вступительное слово преподавателя: Выборы важнейший компонент современной социально-политической системы. Они представляют собо

План проведения диспута
Время – 4 часа 1.Вступительное слово преподавателя: В связи с бурным развитием медицины, биологии и использованием в здравоохранении высоких техн

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная идея— понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновре­менно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безуслов­ности и всеобщности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги