рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретический базис

Теоретический базис - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» Философия Древней Руси В Целом Базируется На Античных Традициях И Народной Ку...

Философия Древней Руси в целом базируется на античных традициях и народной культуре и развивается в русле религиозных институтов.

Философские идеи реализовывались в летописях, словах, молитвах, поучениях, пословицах и поговорках, в произведениях живописи, скульптуре, фресках и архитектуре. Однако строго отработанного понятийного аппарата русская философия еще не имела.

В развитии русской философии можно выделить следующие периоды:

- 9 – 12 вв. – время предыстории философии;

- 14 – 17 вв. – время становления философии, становление теоретического мышления, появление категорий философии;

- 18 в. – обособление философии от религии, утверждение ее как теоретической науки;

- 19 – 20 вв. – фундаментальная разработка проблем методологии науки, социального преобразования, динамики, классификации наук.

Одним из бесценных источников, дающим возможность приоткрыть занавес неизведанной истории Руси до Рюрика, является «Велесова книга», составленная новгородскими жрецами бога Велеса в 9 веке, в то время, когда новгородский князь Олег Вещий завоевал древний Киев и объявил его «матерью городов русских».

Книга повествует о событиях и далеких предках руссов за 1500 лет до Олега и киевских князей Аскольда и Дира.

Исследователи полагают, что авторов «Весовой книги» было три. Они рисуют древних русских как скотоводов, живших от Карпат до Волги, рассказывают о союзниках Руси – ильмерцах, о борьбе с костобоками, готами, римлянами, гуннами, вплоть до основания Киева (830 г.) Кием и княжения там его рода до 880 г.

Основное богатство «Велесовой книги» - не легендарная история, а легендарная мифология, которая не идет в разрез с нашими представлениями о язычестве древних славян. Ценным дополнением оказалось свидетельство древних руссов о трех субстанциях нашего мира: Явь, Навь, Правь (закон, истина). После смерти душа покидает Явь и попадает в Навь (потусторонний мир), странствует там, пока не достигнет Ирия (рая), где живет Сварог. Сварог – это эпостась рода. Родом славяне называли всю вселенную, включающую в себя всех богов.

Неповторимый источник информации представляет собой богатейший восточно-славянский фольклор, в котором очевидна связь между религиозным мировоззрением праславян и их былинно-сказочным творчеством. Сложившаяся абстрактно-мировоззренческая концепция оказала большое влияние на христианизированное миропонимание, а в дальнейшем на средневековое русское философское творчество.

Славянские мифы на много древнее, нежели греческие и индийские, причина тому – особый путь развития славянской культуры. Славянский фольклор сохранился как живая традиция, мало затронутая влиянием письменной культуры.

Первый русский митрополит Илларион в произведении «Слово о законе и благодати» излагает ряд философских идей. В теологической форме он ставит идею познания как богопознания, но выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиций рационализма.

Клемент Смолятич – митрополит и философ признает реальный мир и полагает, что разум дан человеку для того, чтобы понимать все процессы, совершаемые в мире. Познание у Смолятича – это богопознание, а для познания бога необходимо обращаться к природе. Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира, т.е. разум – выше чувства, а чувства – это рабы разума.

В 11 веке Филипп Пустырник написал книгу «Плач», которая является частью богословско-философского трактата «Диоптра». Изложение в книге ведется в виде беседы души и тела. По его мнению, душа постоянно угождает телу, и дурно им управляет.

В середине 11 века в русской философии наряду с богословско-идеалистическим мировоззрением появляются зачатки материализма.

В 16 веке укрепляются связи Руси с Западом. Для исправления церковных книг в Россию приглашается Максим Грек, мировоззренческая позиция которого была православно-ортодоксальной, а круг интересов - размышления о душе и теле, о жизни и смерти. Учение Грека о самовластии отличалось от богословской трактовки и открывало возможности для обсуждения морально-философских проблем. В трактате «Беседа души и тела» - ум выступает ведущим началом, где Грек определяет его как божественный логос, а причину всех страстей он видел в первородном грехе.

Юрий Крижанич стоял на антисхоластических позициях и развивал идеи рационализма. Цель философии он видел в познании мира, а познать мир вещей – значит выяснить причины их существования. Крижанич вводит понятие высших и низших причин. Высшая причина – это Бог, он составляет предмет богословия. Сущность человека, у Крижанича, представлена следующим образом: тело человека – это часть природы, разум дан человеку от природы, но не в совершенном виде, и только в процессе жизнедеятельности человека разум совершенствуется. В творчестве Крижанича просматриваются и элементы эмпиризма, так в качестве источника познания он выделяет опытное знание. Начальный этап познание – чувственное знание, а высший этап – это мудрость, которую он рассматривает как сущность познания.

В 16 – 17 вв. в России открываются первые высшие учебные заведения. Преподававшаяся там схоластическая философия опирается на авторитет Аристотеля, она делится на три части: логику, физику и метафизику.

Одним из представителей материалистических идей в России, в их механистическом варианте, является М.В.Ломоносов, круг идей которого – свойства материи. По его мнению, «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». В качестве элементов познания он выделяет опыт и обобщение, анализ и синтез, ощущение и логическое мышление.

Распространителями материалистических идей в России также были Аничков, Десницкий и другие. Аничков исследовал причины «естественной религии» и считал, что религиозные идеи имеют свои естественные причины. Десницкий связывал появление семьи с экономическими причинами.

Радищев считал, что рост знаний не ведет к автоматическому установлению справедливости. Путь к установлению справедливости он видел в восстании народа и в уничтожении зла в обществе.

Декабристы разделяли материалистические традиции, прославляли свойственные человеку могущество ума, сильный дух, свободолюбие, которые возносят его над земной тьмой.

Герцен – отвергал идеализм Гегеля и материалистически осмыслил диалектику. В философском трактате «Письма об изучении природы» он высказал идею о единстве бытия и мышления. Материя, по его мнению, находится в вечном движении, венцом всего развития является человек; сознание – продукт природы, оно вторично по отношению к ней; основой познания является опыт.

Белинский в своем раннем творчестве был сторонником диалектики Гегеля, однако, после переезда в Петербург в 1839 году, он постепенно переходит к демократизму и материализму. Он осознал, что основной вопрос в России заключается в крепостном праве и, уничтожение его, а вместе с ним сословного и политического строя, составляет основную задачу и необходимое условие любых прогрессивных преобразований.

Чернышевский в работе «Антропологический принцип в философии» разрабатывал идеи материализма и диалектики, дал определение философии, полагал, что все истины, которыми пользуется философия, должны проверяться естествознанием. По его мнению, человек высшее создание природы, природа объективна, а наши ощущения это лишь ее отражение. Чернышевский критиковал философию Канта, полагая, что его учение вредит познанию, а философию Гегеля воспринимал как достояние истории. Ему принадлежит любопытная идея о том, «философские системы насквозь проникнуты духом тех политических партий, к которым принадлежат авторы».

В сочинениях ряда русских философов и ученых-мыслителей 19 – начала 20 вв. встает проблема единства человека и космоса, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Интерес к идеям космизма возник в Западной Европе, но наиболее широкое распространение он получил в России. Причины этому – некоторые особенности в развитии русской философии 19 века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и, вместе с тем, неразрывно связанной с всеобщим.

В русском космизме представлены две традиции.

Одна – это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию.

В философии «общего дела» Федорова центральной стала тема постоянного расширения поля деятельности человека, под влиянием внутренних импульсов эволюции. Человек в сферу своей активности включает и космическое пространство. Благодаря познанию, опыту и труду человек способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения.

Философия «всеединства» Соловьева заключается в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникает богочеловечество. Возвышенное, одухотворенное человечество должно превратиться в сотворца Бога и выполнить задачу перевоплощения универсума (единая Вселенная): создание мира, освобожденного от гибели, распада, уничтожения, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия.

Другая тенденция в русском космизме была связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями.

Русский физик Н.А.Умов подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном прогрессе роста энтропии (поворот, превращение), полагая, что история человеческой культуры не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать мощным фактором, противодействующим хаосу, увеличению энтропии.

Научно-технические проекты К.Э.Циолковского были приложением к его «космической философии», которая рисует космос заполненным различными формами жизни, от примитивных до лучезарных бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Человек, по Циолковскому, не является завершенным звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении В.И.Вернадского о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной.

Духовная культура конца Х1Х – начала ХХ вв. была представлена целой плеядой мыслителей и философов: Бердяевым, Булгаковы, Розановым и др.

Особенностью русской философии этого периода является выражение своих целей средствами литературы – Достоевский, Толстой и др.

Н.А.Бердяев – русский религиозный философ, представитель персонализма. Для его творчества характерны следующие идеи:

- идея свободы определяет всю онтологию;

- идея отрицания единого основания в философских взглядах;

- идея творчества и объективации;

- эсхатологический смысл истории (эсхатология – учение о цели космоса и истории, и их конце).

Только в субъекте, личности заключена непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе. Мир объектов, у Бердяева, лишен духовности. У Бердяева величие человека выражается в свободе, свободе его действий и духа, его творческой деятельности. Цель творчества – созидание нового бытия.

Центр философской системы В.С.Соловьева имеет теологическую направленность. Но богословствование Соловьева не традиционно. Оно состоит из:

- христианской мистики;

- рационального философского теоретизирования;

- естественнонаучных данных;

- идеи «богочеловечества» (спасение человека в сотрудничестве с Богом).

В творчестве В.Соловьева можно выделить три периода:

- 70-е гг. - теологизированный прогрессизм;

- 80-е гг. - утопия всемирного государства;

- 90- е гг.- эсхатологический (учение о конце мира, воскресении мертвых).

Космос, у Соловьева, результат божественного творения, но он находится в стадии совершенствования. Объединение всех одушевленных элементов космоса равно концепции положительного всеединства.

Материальный мир ощущается Соловьевым как извращенный и несовершенный. Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством.

П.А.Флоренский – богослов, философ, священник, инженер-изобретатель, в теории познания противопоставил иллюзионизму, субъективизму и психологизму – реализм. Бытие непосредственно открывается знанию, в знании складывается подлинная расширенность субъекта и подлинное соединение его энергии с энергией познаваемой реальности; истина противоречива; утверждение связано с отрицанием.

Для Флоренского существенным в познании мира представляется закономерность, как функциональная связь.

19 век считается эпохой становления и развития политического мышления в России.

В 30-е – 50-е гг. 19 века было вызвано к жизни славянофильство – идейно-философское течение, идеализирующее русскую старину, и полагавшее, что установление благопристойного миропорядка лежит в возвращении к истокам, в развитии патриархального уклада жизни, которое было насильственно и искусственно прервано реформами Петра 1.

Россия не просто не Запад, она антипод Запада, у нее свой особый способ бытия и пути развития, иной тип цивилизации.

Философски обосновать свои утверждения славянофилам помогли некоторые положения гегелевской философии, а религиозно-мистическая направленность позднего славянофильства и идея соборного сознания были заимствованы ими у французского христианского социалиста Ламенне.

Свою идею особого, русского типа цивилизации славянофилы хотя и тщательно разрабатывали, но многое в их доктрине носило эмоциональный, а не теоретический характер.

К.С.Аксаков писал, что в результате добровольного признания власти, общество и государство сохранили свою отдельность и недоверие друг к другу. Особые, отличающиеся от Западной Европы условия общественной жизни, добровольный и сознательный отказ от государственнических амбиций, породили у русского народа особый тип миросозерцания, особый тип национальной психологии, поскольку, отстранившись от управленческих и административных функций, народ сумел сохранить веру в жизнь. Познавал он эту жизнь не столько разумом, сколько сердцем и душой.

Киреевский выступал против рационального познания, поскольку оно «ограничивало бы самую истину той стороны познаваемости, которая доступна этому отвлеченно рациональному способу мышления».

Искореняя убежденность славянофилов в особом пути России и особом психологическом складе ее народа, привела их к мысли о великой миссии своей страны и своего народа.

Либеральное царствование Александра 2 и эпоха буржуазных реформ ослабили социальный пафос славянофилов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методические рекомендации по «Философии»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический базис

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методические рекомендации
к практическим занятиям по дисциплине «Философия»   Ставрополь – 2012     Рецензенты: доктор философск

Теоретический базис
Философия – одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Зародившись в 7-6 вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на в

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке первого задания необходимо изучить историю древних цивилизаций Востока, выявить факторы, оказавшие влияние на развитие религиозно – философских идей на территории Китая и Индии.

Теоретический базис
История философии – это история становления единой системы знаний, или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: философия Древнего мира; античная философия; средневековая европейска

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо уделить особое внимание вопросу экономического подъема Греции и расширению ее колоний, как фактора, способствовавшего развитию философии как науки.

Теоретический базис
Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в 7 в. до н.э. и просуществовавшую до 6 века н.э., до закрытия императором Юстинианом в 529 год

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к занятию студентам необходимо внимательно изучить лекционный материал, а также рекомендованную литературу. При изучении первого вопроса задания рассмотреть: - прич

Теоретический базис
Средневековая философия характеризуется принадлежностью к эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская религия. Зарождение этого типа философии относится ко вре

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятия.
При подготовке первого вопроса задания в рамках гуманистического периода уделить внимание идеи социально-этической проблематики человека, рамках неоплатонического периода – проблемам бытия, в рамка

Теоретический базис
14, 15, 16 века – это эпоха Возрождения (Ренессанс). В западной Европе в этот шли радикальные изменения в различных сферах: социальной, экономической, духовной. Создавались современные европейские

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При рассмотрении первого вопроса задания рекомендуется подготовить доклад, в котором необходимо осветить философскую позицию представителей как субъективного (И.Кант, И.Фихте), так и объективного (

Теоретический базис
Важная роль в истории философии конца 18 – начала 19 вв. принадлежит классической немецкой философии, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она

К семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса уделите внимание рассмотрению предпосылок формирования философии марксизм

Выделите имя философа, представителя религиозного экзистенциализма.
А. М.Хайдеггер; Б. А.Камю; В. К.Маркс; Г. К.Ясперс. 5. Кто из указанных философов развил концепцию «воли» как «воли к власти» на основе «воли к жизни»?

Теоретический базис
Классическая философия 17 – 19 веков твердо верила в силу разума и мощь индивидуального сознания. Прогресс и совершенствование разума должны осуществляться через научное познание, просвещение масс

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо охарактеризовать учение о сущем как ядре всеединства, основные аспекты всеединства, а также учение о Софии-Мудрости, которое в творчестве Соловьева

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При выполнении первого вопроса задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса необходимо изучить взаимосвязь категорий и их переход друг в друг

Выделите имя ученого, который считал, что у каждого движения существуют внешние источники.
А. Дидро; Б. Гельвеций; В. Гольбах; Г. Ньютон. 6. Кто из указанных философов считал, что пространство и время это самостоятельные сущнос

Теоретический базис
Проблемы бытия обсуждались философами всегда. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категория бытия объединяет по признаку существования

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. При подготовке второго вопроса сконцентрировать внимание на изучении диалектической и метафизической конц

Выделите категорию, которая характеризует единство всех свойств предмета.
А. количество; Б. качество; В. мера; Г. субстанция. 6. Процесс, в ходе которого удерживается и переносится в новое, качественное состояние все положитель

Теоретический базис
Понятие развития связано с понятиями изменения и движения, которые по отношению к нему являются родовыми. В самом деле, о каком развитии может идти речь, если ничего не изменяется? Признание измене

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. В рамках второго вопроса задания необходимо изучить и законспектировать взгляды различных философских теч

Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.
А. суждение; Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление. 4. Логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к но

Теоретический базис
Как было отмечено ранее, основным содержанием сознания является знание. Знание – результат познавательной деятельности. Проблема познания – одна из главных философских проблем. Познание есть деятел

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо дать определение общества с точки зрения диалектико-идеалистических (Г.Гегель) и диалектико-материалистических (К.Маркс) позиций, а также охарактер

Рассматривая эволюцию общества, О.Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции. Выделите стадию, которая не была отмечена Контом.
А. теологическая; Б. метафизическая; В. первобытная; Г. позитивная. 5. Кто из указанных философов считал, что функцией общественного разделения труда явл

Теоретический базис
Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания рассмотреть категорию «сфера общественной жизни» как устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую потребности общественного и личного характе

Теоретический базис
Под категорией «сфера общественной жизни» понимают оформленную устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта кате

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
В рамках первого вопроса задания необходимо изучить и законспектировать основные концепции философии истории: теорию исторического круговорота Дж.Вико, согласно которой все нации развиваются по цик

Теоретический базис
Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Центром мира он считал место своего обит

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса задания необходимо изучить и проанализировать религиозный подход к пробле

Теоретический базис
Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных. Речь идет о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соо

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания изучить природу как естественную среду обитания человечества, которая подразделяется на неорганическую и органическую составляющие, дать определение понятия «

Теоретический базис
Начало 90-х годов 20 века ознаменовалось столь серьезными геостратегическими изменениями, что можно говорить о наступлении нового этапа в развитии всемирной истории. Распад СССР, качественные измен

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. 2. Философия как тип мировоззрения. 3. Предмет, объект, структура и функции философию. 4. Философия Древнего Ки

План проведения ролевой игры
Время – 4 часа 1. Вступительное слово преподавателя: Выборы важнейший компонент современной социально-политической системы. Они представляют собо

План проведения диспута
Время – 4 часа 1.Вступительное слово преподавателя: В связи с бурным развитием медицины, биологии и использованием в здравоохранении высоких техн

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная идея— понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновре­менно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безуслов­ности и всеобщности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги