рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретический базис

Теоретический базис - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» Понятие Развития Связано С Понятиями Изменения И Движения, Которые По Отношен...

Понятие развития связано с понятиями изменения и движения, которые по отношению к нему являются родовыми. В самом деле, о каком развитии может идти речь, если ничего не изменяется? Признание изменения и движения, однако, еще не означает наличие представлений о развитии. Не всякое изменение – есть развитие, а лишь такое, которое имеет направленность и носит качественный характер. Поэтому развитие можно было бы определить как изменение, ведущее к появлению нового качества, направленного на новое качество. Но это понятие бессмысленно применять к отдельным разрозненным явлениям, единичным или повторяющимся событиям. Так, зажженная сигарета изменяется, но не развивается; нельзя считать развитием и мигание елочной гирлянды. Категория развития определяет движение сложных материальных и духовных систем и подразумевает совокупность взаимосвязанных изменений, приводящих к новому качеству. То есть, развитие есть процесс неповторимый и не повторяющийся.

Во Вселенной нет ничего завершенного. Все находится на пути к иному. В обыденной жизни мы часто употребляем слово «развитие» и оно кажется нам понятным. Однако, на самом деле, оно не такое простое, как нам кажется. Развитие не редко считается синонимом изменения или его часто приравнивают к прогрессу. Поскольку прогресс мы трактуем как нечто положительное, то и развитие в нашем понимании имеет «плюсовую» оценку. Однако развитие это куда более сложный процесс и не всегда положительный.

Развитие – это особый тип изменения, это процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в течение больших интервалов времени.

Развитие необратимо, одно и тоже состояние можно пройти лишь один раз. Невозможно движение организма от старости к молодости.

Развитие это двойной процесс, в нем уничтожается старое, причем в суровой борьбе, и на его месте возникает новое.

То есть, развитие может быть восходящим – это путь от простого к сложному, более совершенному и организованному, которое называют прогрессом.

Прогресс – это тип развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным.

Наряду с процессом восходящего развития существует и обратный процесс – нисходящее развитие, деградация, распад систем, переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, данное явление получило название регресс.

Например, деградация некоторых биологических видов в силу невозможности приспособления к новым условиям обитания.

Между новым и старым есть и сходства и различия (если бы не было сходства, мы имели бы множество не связанных между собой состояний, если бы не было различия – не было бы и нового, т.к. без перехода к новому нет развития).

Новое возникает в лоне старого и, достигая уровня не совместимого со старым, отрицает старое. Что бы новое могло жить, старое должно умереть.

Однако когда деградирует система, это еще не значит, что вся система подвергается распаду. Регресс – это противоречивый процесс, целое может разлагаться, а отдельные его элементы могут прогрессировать; система в целом может прогрессировать, а отдельные элементы – деградировать.

Прогресс и регресс в объективной действительности существуют рядом и представляют собой противоположные стороны развития. В реальной действительности существуют рядом: устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность, цикличность, круговорот и поступательность в развитии.

Например, жизненный цикл человека от рождения до смерти – устойчив, однако на протяжении всего жизненного цикла человек претерпевает определенные изменения. Несмотря на изменение внешности, физиологических функций организма – человек остается человеком. Так же не похожи, сменяющие друг друга лето, осень, весна и зима, но смена времен года сама по себе устойчива и циклична.

Еще Зенон заметил и описал такой факт, что летящая стрела в каждом определенном месте находится в покое – т.е. непрерывность движения отсутствует (оно прерывно), и в тоже время та же стрела находится в непрерывном движении.

То есть, одновременно являются истинными два противоположных суждения.

В поисках решения таких не простых задач древние философы развили диалектику – способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечеркиваются, а дополняют, обогащают и уравновешивают друг друга.

В определении самой идеи развития сложилось несколько концепций.

Сторонники метафизической концепции (неземное происхождение материи) полагали, что развитие имеет место, однако развитие объектов рассматривалось ими вне связи объекта с другими предметами, причину развития они видели в самом фундаменте материи.

Диалектическая концепция развития показала источник развития – это самодвижение, саморазвитие материи и всего сущего. Внутренняя причина самодвижения заключается во взаимодействии противоположных сторон, сил, тенденций. Например, равновесие красных и белых телец в организме человека означает здоровье, а нарушение этого равновесия ведет к заболеванию.

Все явления и процессы действительности находятся во взаимосвязи, взаимодействуют между собой в рамках тех или иных систем, так или иначе, обуславливают друг друга. Это обстоятельство фиксируется латинским термином «Determino» - определяю. Детерминизм как система взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира противостоит индетерминизму. Последний либо не признает объективность причинности, либо отвергает ее всеобщий характер, а в крайней форме – отрицает причинность вообще. Сторонники индетерминизма считают, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана.

Индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки.

К основным формам связи можно отнести: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные связи, внутренние и внешние, динамические и статические, непосредственные и опосредованные, прямые и обратные и т.д.

Например, летательные аппарат: в качестве внутренних связей выступает – действие двигателя, мотора, а внешних – сопротивление ветра, сила земного притяжения. На человека действует температура окружающей среды – непосредственная связь, влияние состояния планет Солнечной системы – опосредованная связь.

Таком образом, связь – это не предмет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано. Любая связь имеет свое основание, благодаря которому эта связь возможна, например, материальное производство и общность интересов служат основанием связи людей в обществе. В процессе своей деятельности человек познает существующие связи и отношения предметов и явлений.

Игнорирование принципа всеобщей связи и взаимодействия пагубно сказывается в практической жизнедеятельности. Например, вырубка леса ведет к уменьшению количества птиц, а это приводит к увеличению сельскохозяйственных вредителей. Истребление лесов приводит к обмелению рек, эрозии почвы и, тем самым, снижению урожаев.

Познание мира убеждает нас в том, что в мире имеется некоторый порядок: планеты движутся по строго своим причудливым путям, в строгой последовательности сменяются времена года, молодое старится и уходит из жизни, а ему на смену приходит новое. Все в мире подчинено определенному порядку. У Вселенной вся сведено в свои рамки, имеется свой кодекс законов. Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета.

Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей, он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.

Различаются законы строения, функционирования и развития системы, они могут быть менее общими, действующими в ограниченной области (закон естественного отбора), и более общими (закон сохранения энергии), одни законы фиксируются математическими формулами, другие не поддаются математическому описанию. Но все законы выражают необходимую связь явлений и носят объективный характер.

Различаются динамические законы и статические.

Динамический закон – это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет последующее состояние. Например, каждый брошенный вверх камень, подчиняясь закону тяготения, падает вниз.

Наука, не имея возможности предсказать поведение индивидуальных компонентов системы, точно может предсказать поведение системы как целого. Случайность в поведении индивидуального подчиняются закономерностям жизни целого. Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого. Если несчастный случай должен произойти на каждом миллионе километров пути, то это не относится к каждому, кто прошел этот путь: случай может «настигнуть» человека и на первом километре.

Первое всеобщее учение о развитии было сформулировано Г.Гегелем. Вся его грандиозная философская система была описанием развития Абсолютной идеи в ее самопознании. Особенностью гегелевского понимания развития была диалектика, которую немецкий философ назвал принципом всякого движения. Этот принцип означал усмотрение связи и взаимоперехода понятий мышления друг в друга, через преодоление противоречий мышления, путем синтеза противоположных определений, понятий, «примиряющих» стороны противоречия.

Однако гегелевское учение о развитии гораздо больше относилось к области культуры и истории, чем к природе. Исправить этот недостаток поставили себе целью основоположники марксизма и, прежде всего Ф.Энгельс. Высоко ценя гегелевскую диалектику как учение о всеобщей связи и развитии, он видел свою задачу в том, чтобы превратить диалектику понятий, учение о развитии мышления, в диалектику природы, т.е. в учение о ее развитии. Осуществив материалистическую интерпретацию гегелевской философии, Энгельс сформулировал три всеобщих закона диалектики – законы развития природы, общества и мышления.

Первый закон – закон единства и взаимоисключения противоположностей, который указывает на противоречия как источник развития. Борьба сторон объекта происходит потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются. Нарушение меры между единством и взаимоисключением противоположностей способствует самодвижению и саморазвитию. Это приводит к разрушению старого и рождению нового качества. Атома не было, если бы не существовало взаимодействия протонов и электронов.

Второй закон – закон перехода количества и качества, в какой форме происходит переход от одного качества к другому, как происходит рождение нового качества. Прежде чем рассмотреть сущность закона, необходимо понять сущность таких категорий как качество, количество и мера.

Качество есть то, что характеризует данный предмет как таковой, что отличает его от других предметов. Качество можно определить как единство всех свойств предмета.

Количество выражает внешнюю определенность объекта, его величину, объем и т.д.

Единство количества и качества характеризуется понятием мера. Если количество переходит меру, происходят качественные изменения. Переход количественных изменений в качественные – есть закон, в силу которого мелкие, вначале незаметные количественные изменения постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения. Строго говоря, происходит переход не из количества в качество, а из старого качества в новое.

Третий закон – закон отрицание отрицания. Разрушение старого есть его отрицание. Отрицание является необходимым моментом развития. Отрицание происходит вследствие борьбы противоположностей. Диалектическое отрицание – это не просто уничтожение старого, это такое отрицание, в ходе которого удерживается и переносится в новое качественное состояние все положительное, содержащееся в отрицаемом состоянии. Таким образом, отрицание отрицания охватывает повторение в ходе развития уже пройденного, но на новой более высокой основе. Например, в организм человека проникает болезнетворный вирус и вызывает лихорадочный процесс – это отрицание нормального состояния организма. Выздоровление есть отрицание болезненного состояния организма, восстановление норм, но на более высокой основе, это есть возврат к «якобы старому», т.к. следы процесса остаются в организме, при этом организм приобрел иммунитет к этому болезнетворному вирусу.

Одновременно с диалектико-материалистическим учением формировалось и другое всеобщее учение о развитии – натурфилософский эволюционизм. Среди его теоретиков видное место принадлежит английскому философу Г.Спенсеру. Спенсер мыслил эволюцию как всеобщий, глобальный процесс в сфере явлений, и сформулировал универсальные законы развития.

Во-первых, развитие есть переход от однородности к разнородности, так как однородное неустойчиво.

Во-вторых, развитие есть интеграция и концентрация, которые происходят одновременно с дифференциацией.

В-третьих, развитие есть в то же время и переход от неопределенности к определенности

Спенсер, подобно Энгельсу, полагал, что движущую силу эволюции надо искать во взаимодействии антагонистических сил. Но он решительно расходился с Энгельсом в трактовке характера развития. Английский философ считал свойством эволюции ее медлительность и постепенность, она не делает никаких скачков. В общественном развитии, по Спенсеру, нет места революциям: прогресс – это автоматический процесс постепенного – от поколения к поколению – улучшения человека и общества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методические рекомендации по «Философии»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический базис

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методические рекомендации
к практическим занятиям по дисциплине «Философия»   Ставрополь – 2012     Рецензенты: доктор философск

Теоретический базис
Философия – одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Зародившись в 7-6 вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на в

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке первого задания необходимо изучить историю древних цивилизаций Востока, выявить факторы, оказавшие влияние на развитие религиозно – философских идей на территории Китая и Индии.

Теоретический базис
История философии – это история становления единой системы знаний, или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: философия Древнего мира; античная философия; средневековая европейска

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо уделить особое внимание вопросу экономического подъема Греции и расширению ее колоний, как фактора, способствовавшего развитию философии как науки.

Теоретический базис
Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в 7 в. до н.э. и просуществовавшую до 6 века н.э., до закрытия императором Юстинианом в 529 год

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к занятию студентам необходимо внимательно изучить лекционный материал, а также рекомендованную литературу. При изучении первого вопроса задания рассмотреть: - прич

Теоретический базис
Средневековая философия характеризуется принадлежностью к эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская религия. Зарождение этого типа философии относится ко вре

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятия.
При подготовке первого вопроса задания в рамках гуманистического периода уделить внимание идеи социально-этической проблематики человека, рамках неоплатонического периода – проблемам бытия, в рамка

Теоретический базис
14, 15, 16 века – это эпоха Возрождения (Ренессанс). В западной Европе в этот шли радикальные изменения в различных сферах: социальной, экономической, духовной. Создавались современные европейские

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При рассмотрении первого вопроса задания рекомендуется подготовить доклад, в котором необходимо осветить философскую позицию представителей как субъективного (И.Кант, И.Фихте), так и объективного (

Теоретический базис
Важная роль в истории философии конца 18 – начала 19 вв. принадлежит классической немецкой философии, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она

К семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса уделите внимание рассмотрению предпосылок формирования философии марксизм

Выделите имя философа, представителя религиозного экзистенциализма.
А. М.Хайдеггер; Б. А.Камю; В. К.Маркс; Г. К.Ясперс. 5. Кто из указанных философов развил концепцию «воли» как «воли к власти» на основе «воли к жизни»?

Теоретический базис
Классическая философия 17 – 19 веков твердо верила в силу разума и мощь индивидуального сознания. Прогресс и совершенствование разума должны осуществляться через научное познание, просвещение масс

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо охарактеризовать учение о сущем как ядре всеединства, основные аспекты всеединства, а также учение о Софии-Мудрости, которое в творчестве Соловьева

Теоретический базис
Философия Древней Руси в целом базируется на античных традициях и народной культуре и развивается в русле религиозных институтов. Философские идеи реализовывались в летописях, словах, моли

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При выполнении первого вопроса задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса необходимо изучить взаимосвязь категорий и их переход друг в друг

Выделите имя ученого, который считал, что у каждого движения существуют внешние источники.
А. Дидро; Б. Гельвеций; В. Гольбах; Г. Ньютон. 6. Кто из указанных философов считал, что пространство и время это самостоятельные сущнос

Теоретический базис
Проблемы бытия обсуждались философами всегда. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категория бытия объединяет по признаку существования

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. При подготовке второго вопроса сконцентрировать внимание на изучении диалектической и метафизической конц

Выделите категорию, которая характеризует единство всех свойств предмета.
А. количество; Б. качество; В. мера; Г. субстанция. 6. Процесс, в ходе которого удерживается и переносится в новое, качественное состояние все положитель

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. В рамках второго вопроса задания необходимо изучить и законспектировать взгляды различных философских теч

Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.
А. суждение; Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление. 4. Логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к но

Теоретический базис
Как было отмечено ранее, основным содержанием сознания является знание. Знание – результат познавательной деятельности. Проблема познания – одна из главных философских проблем. Познание есть деятел

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо дать определение общества с точки зрения диалектико-идеалистических (Г.Гегель) и диалектико-материалистических (К.Маркс) позиций, а также охарактер

Рассматривая эволюцию общества, О.Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции. Выделите стадию, которая не была отмечена Контом.
А. теологическая; Б. метафизическая; В. первобытная; Г. позитивная. 5. Кто из указанных философов считал, что функцией общественного разделения труда явл

Теоретический базис
Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания рассмотреть категорию «сфера общественной жизни» как устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую потребности общественного и личного характе

Теоретический базис
Под категорией «сфера общественной жизни» понимают оформленную устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта кате

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
В рамках первого вопроса задания необходимо изучить и законспектировать основные концепции философии истории: теорию исторического круговорота Дж.Вико, согласно которой все нации развиваются по цик

Теоретический базис
Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Центром мира он считал место своего обит

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса задания необходимо изучить и проанализировать религиозный подход к пробле

Теоретический базис
Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных. Речь идет о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соо

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания изучить природу как естественную среду обитания человечества, которая подразделяется на неорганическую и органическую составляющие, дать определение понятия «

Теоретический базис
Начало 90-х годов 20 века ознаменовалось столь серьезными геостратегическими изменениями, что можно говорить о наступлении нового этапа в развитии всемирной истории. Распад СССР, качественные измен

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. 2. Философия как тип мировоззрения. 3. Предмет, объект, структура и функции философию. 4. Философия Древнего Ки

План проведения ролевой игры
Время – 4 часа 1. Вступительное слово преподавателя: Выборы важнейший компонент современной социально-политической системы. Они представляют собо

План проведения диспута
Время – 4 часа 1.Вступительное слово преподавателя: В связи с бурным развитием медицины, биологии и использованием в здравоохранении высоких техн

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная идея— понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновре­менно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безуслов­ности и всеобщности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги