рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретический базис

Теоретический базис - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» Как Было Отмечено Ранее, Основным Содержанием Сознания Является Знание. Знани...

Как было отмечено ранее, основным содержанием сознания является знание. Знание – результат познавательной деятельности. Проблема познания – одна из главных философских проблем. Познание есть деятельность, направленная на получение нового знания. Познание исследует раздел философии, именуемый гносеологией или теорией познания. Основной проблемой теории познания является проблема истины: способен ли человек достичь истины, то есть, способен ли он в своих понятиях, суждениях, теориях правильно отразит окружающий мир. Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем» является наука. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию самого человека.

Познание – это процесс духовного освоения человеком мира, целью познания является постижение истины. До 19 века познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии. В 20 веке изучение процесса познания выделилось в самостоятельную науку – гносеологию. В последние десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология., хотя принципиальной разницы между двумя названиями нет. Эпистемология – это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

В истории философии сложились два подхода к ответу на эти вопросы – познавательно-реалистический и агностический. Агностицизм – это учение, убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Ранней формой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Перрон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности. Согласно Перрону, всякому утверждению о предмете, его сущности может быть противопоставлено противоречащее ему суждение. Такой ход мысли привел Перрона к позиции воздержания от окончательных суждений.

Виднейшими представителями агностицизма в Новое время стали Д.Юм и И.Кант. Юм утверждал, что в научном эксперименте и обыденном опыте следствие отличается от причины, и поэтому не может быть в ней выявлено. Из этого следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность, наше ожидание связи одного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей, согласно Юму, мы проникнуть не можем.

И.Кант, не сомневаясь, в отличие от Юма, в существовании вне сознания материальных «вещей самих по себе», считал их в принципе непознаваемыми. Познаваем, по Канту, лишь мир явлений. «Вещи в себе» познанием не достигаются, они неуловимы. К позиции Канта примыкают концепция «физиологического идеализма» И.П.Мюллера, «теория символов», или «теория иероглифов» Г.Гельмгольца, взгляды К.Пирсона.

На рубеже 19 – 20 вв. сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм. Научной предпосылкой его формирования была теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания. Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.

Важнейшим представителем конвенционализма является французский математик и методолог науки А.Пуанкаре. Он утверждал, что геометрические аксиомы есть лишь условные положения; одна геометрия не может быть более истинна, чем другая, она может быть только более удобна. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей и считал, что познаваемы только отношения. Предложенный им прагматический критерий, взятый в качестве единственного ориентира достоверности, вел к сомнению в познаваемости сущности материальных систем и законов природной действительности. Научные законы, считал Пуанкаре, есть условности, символы.

Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания получил широкое распространение в западной философии в последние десятилетия 20 века. С конвенциолистскими установками выступали К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд и многие другие ученые и философы.

Агностические концепции разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяют юмовский, кантовский и т.д. агностицизм, по средствам и характеру аргументации – этический, физиологический, кибернетический, иероглифический, сенсуалистический и рационалистический агностицизм.

Другое направление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ним скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, сущностные связи и отношения.

Конфронтация агностицизма и гносеологического реализма в явном или неявном виде проходит через всю проблематику гносеологии, противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания.

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи, взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек – это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.

Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.

Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания.

В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое.

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Человеческий организм имеет экстрарецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность), и интрорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Эти способности называются способностью к чувственному отражению действительности.

Существует три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления.

Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятия – системе свойств предмета. Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия невозможны без ощущений. Будучи генетической предпосылкой восприятия и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения все же существуют преимущественно как части целостных восприятий. Ощущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает и преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания.

Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде.

Представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания.

Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции – это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие.

Рациональное познание базируется на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления – рассудок и разум. Рассудок оперирует понятиями в пределах сложившихся знаний и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям.

Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и критически оценивать собственные решения. Разум дополняет рассудок, который выполняет нетворческую работу мышления.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую природу или «общий тип» определенного рода явлений. В понятии мыслятся предметы, свойства и отношения между ними в их общих существенных признаках. Формирование обогащенного, развернутого, развитого понятия завершает мыслительный процесс.

Суждение – это форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, связь между предметами, а также факт их существования. Однако в суждении может быть выражена и истина, и заблуждение, и правда, и ложь.

Умозаключение – это логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием.

В истории философии сложились различные взгляды и представления о проблеме соотношения чувственного и рационального познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему – сенсуализм, эмпиризм и рационализм.

Понятие «сенсуализм» обозначает теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние и внешние раздражения. В Новое время сторонниками сенсуализма были Д.Локк, Т.Гоббс, Д.Беркли, Э.Кондильяк, Д.Юм, Л.Фейербах и другие.

Эмпиризм – это направление в гносеологии, которое выводит все познание из чувственного опыта – эмпирии. Основателем методологического эмпиризма по праву считают Ф.Бэкона.

Рационализм – это совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа с субъективной стороны – разум, мышление, рассудок, а с объективной – разумность, логический порядок вещей. В 17 – 18 вв. складывается система субъективистского рационализма, ее представителями являются Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Х.Вольф. И.Кант попытался устранить противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма. И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель частично возвратились к объективному рационализму.

Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира в философии характеризуется понятием истина. Слово «истина» происходит от старославянского «исть» - настоящий, несомненный, действительный. Истина – это бытие, то, что есть. Таким образом, истина – это то, что открыто для человеческого познания.

В теории познания существуют разные понимания истины. В древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П.Гольбах Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс, его разделяют и многие философы 20 века.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат – истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, истина есть процесс, она является не только статичным, но и динамичным образованием.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, а субъективность – в том, что она не существует помимо человека и человечества.

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет.

Объективная истина имеет три аспекта: бытийственный, аксиологический, праксеологический.

Бытийственный аспект связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного, когда объектом познания индивида становится духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов. Само же бытие является данным субъекту как объект, т.е. как объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта познания.

Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, ее ценностью для всей, в том числе практической деятельности человека.

Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину моменты ее связи с практикой.

Ведущим, основным аспектом истины является бытийственный аспект.

Существуют формы истины, обусловленные спецификой познавательной деятельности человека. На этой основе выделяются такие формы истины, как научная, обыденная или повседневная, нравственная и другие.

Важное место в теории познания занимают такие истины как абсолютная и относительная. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету, и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Т.е. абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете, а относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете.

Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется встреча интересов индивидов и социальных групп. Понятие ложь является близким по смыслу к понятию «дезинформация», которое обозначает передачу объективно ложного знания как истинного, или объективно истинного знания как ложного. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация может быть осознанной и неосознанной.

От этих понятий следует отличать заблуждение, под которым понимается знание, не соответствующее своему предмету и не совпадающее с ним. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту, оно может порождаться как дезинформацией, так и другими факторами.

Проблема отграничения истины от заблуждения имела место во все периоды развития философии. Одни философы считали, что нельзя найти прочного основания, с помощью которого можно было бы решить вопрос об объективной истинности знания, поэтому склонялись к скептицизму и агностицизму. Другие пытались все-таки выйти на реально достижимый, земной, а не небесный критерий истины. Наиболее известной является классическая концепция истины, предложенная Аристотелем. Под истиной здесь понимается соответствие представлений или утверждений реальному положению дел.

Таким образом, очевидно, что вопрос об определении критерия истины не столь однозначен, как это зачастую представляли сторонники той или иной концепции, для исследователей здесь по-прежнему самое широкое поле деятельности.

Способы познания объективного мира определяются особенностями познающего субъекта, наличным знанием и исторически сложившимися познавательными традициями.

В истории человечества возникали и сменяли друг друга и одновременно сосуществовали различные способы постижения реальности: обыденно-эмпирическое, художественное, научное познание, а также мифология и религия.

Обыденное познание базируется на социальном опыте различных сфер бытия человека. Знание на обыденном уровне характеризуется здравым смыслом, обыденным языком, примитивными представлениями. Обыденное знание дает верное, но не всегда полное представление об объекте исследования. Оно является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей. Индивидуальное обыденное познание связанно с эмоциональным переживанием и осмыслением жизненного опыта личности.

Древнейшей формой постижения реальности является миф, специфика которого заключается в неразличении вещи и образа, тела и свойства. В качестве характерных черт мифологического знания можно выделит следующие черты: принцип множественности, отражение всех элементов бытия во взаимосвязи, двусмысленность и многозначность, чувственная конкретность и антропоморфность (перенесение на объекты природы человеческих качеств, отождествление образа и объекта).

Художественное постижение бытия является особой формой рефлексии (отражение), которая получает специфическую реализацию на всех этапах бытия искусства. Художественное творчество есть опредмечивание в языке искусства мыслей и переживаний художника, в неразрывной связи с объектом постижения – миром в целом. Особенность художественного постижения реальности объясняется спецификой языка искусства. Искусство преобразует язык культуры в средства художественного мышления и общения.

Одной из наиболее ранних форм познания является религия, значение которой заключается в определении смысла жизни, бытия природы и общества. Религия способствует пониманию единства мира и человечества, содержит системы истин, способных изменить человека и его жизнь. Религиозные доктрины выражают коллективный опыт и потому авторитетны для верующих и неверующих. Религия выработала свои специфические способы интуитивно-мистического осознания мира и человека, к числу которых относятся откровение и медитация.

Философское познание имеет своей целью духовную ориентацию человека в мире, оно формирует общее представление о мире в целом, о его «первоначалах», универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойств и законов бытия.

Областью специализированной познавательной деятельности является наука. Своим возникновением и развитием она обязана европейской цивилизации, создавшей условия формирования научной рациональности.

Рациональность понимается как постоянная апелляция к доводам разума и рассудка, максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений.

Наука осваивает мир в понятиях. Научно-теоретическое мышление характеризуется как понятийная деятельность, доказательность и системность.

В 17 – 18 вв. Бэкон и Милль создают индуктивистскую модель научного знания и научного метода, в которой определяющим фактором обоснованности научного знания выступает опыт, факты, полученные в ходе наблюдений и эксперимента. Научная рациональность в такой модели отождествлялась с эмпирической принудительностью научного мышления.

С критикой этого подхода выступил Д.Юм, который считал, что опытное познание является в своей основе иррациональным.

В 20 веке попытку решить проблему рациональности предприняли К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос.

Другим важным вопросом, связанным с научной рациональностью, является вопрос о соответствии целей и средств в научном исследовании. Для рациональной деятельности характерным является соответствие выбираемых средств поставленным целям.

Создание какой-либо окончательной модели научной рациональности невозможно. Скорее всего, сама научная рациональность является исторически эволюционизирующим идеалом, к которому наука должна стремиться, но который в ней никогда не реализуется полностью.

Под приемами мышления и научного познания понимаются общелогические и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом уровне научного познания. Метод – это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования, то ее составной частью является методология. Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методы научного познания можно разделить на три группы: специальные, общенаучные и универсальные.

К специальным методам относятся различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем.

К общенаучным методам относятся метод наблюдения и эксперимента, метод моделирования, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики.

Приемы, методы и формы научного познания могут в определенные моменты переходить друг в друга или совпадать друг с другом. Например, такие приемы как анализ, синтез, идеализация могут быть одновременно и методами познания.

Человеческое познание, мышление, знание, разум в течение многих веков были предметом философского исследования. С появлением кибернетики, компьютеров и компьютерных систем, с развитием такого направления как искусственный интеллект, мышление и знание стали предметом интереса математических и инженерно-технических дисциплин.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методические рекомендации по «Философии»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический базис

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методические рекомендации
к практическим занятиям по дисциплине «Философия»   Ставрополь – 2012     Рецензенты: доктор философск

Теоретический базис
Философия – одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Зародившись в 7-6 вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на в

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке первого задания необходимо изучить историю древних цивилизаций Востока, выявить факторы, оказавшие влияние на развитие религиозно – философских идей на территории Китая и Индии.

Теоретический базис
История философии – это история становления единой системы знаний, или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: философия Древнего мира; античная философия; средневековая европейска

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо уделить особое внимание вопросу экономического подъема Греции и расширению ее колоний, как фактора, способствовавшего развитию философии как науки.

Теоретический базис
Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в 7 в. до н.э. и просуществовавшую до 6 века н.э., до закрытия императором Юстинианом в 529 год

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к занятию студентам необходимо внимательно изучить лекционный материал, а также рекомендованную литературу. При изучении первого вопроса задания рассмотреть: - прич

Теоретический базис
Средневековая философия характеризуется принадлежностью к эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская религия. Зарождение этого типа философии относится ко вре

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятия.
При подготовке первого вопроса задания в рамках гуманистического периода уделить внимание идеи социально-этической проблематики человека, рамках неоплатонического периода – проблемам бытия, в рамка

Теоретический базис
14, 15, 16 века – это эпоха Возрождения (Ренессанс). В западной Европе в этот шли радикальные изменения в различных сферах: социальной, экономической, духовной. Создавались современные европейские

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При рассмотрении первого вопроса задания рекомендуется подготовить доклад, в котором необходимо осветить философскую позицию представителей как субъективного (И.Кант, И.Фихте), так и объективного (

Теоретический базис
Важная роль в истории философии конца 18 – начала 19 вв. принадлежит классической немецкой философии, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она

К семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса уделите внимание рассмотрению предпосылок формирования философии марксизм

Выделите имя философа, представителя религиозного экзистенциализма.
А. М.Хайдеггер; Б. А.Камю; В. К.Маркс; Г. К.Ясперс. 5. Кто из указанных философов развил концепцию «воли» как «воли к власти» на основе «воли к жизни»?

Теоретический базис
Классическая философия 17 – 19 веков твердо верила в силу разума и мощь индивидуального сознания. Прогресс и совершенствование разума должны осуществляться через научное познание, просвещение масс

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо охарактеризовать учение о сущем как ядре всеединства, основные аспекты всеединства, а также учение о Софии-Мудрости, которое в творчестве Соловьева

Теоретический базис
Философия Древней Руси в целом базируется на античных традициях и народной культуре и развивается в русле религиозных институтов. Философские идеи реализовывались в летописях, словах, моли

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При выполнении первого вопроса задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса необходимо изучить взаимосвязь категорий и их переход друг в друг

Выделите имя ученого, который считал, что у каждого движения существуют внешние источники.
А. Дидро; Б. Гельвеций; В. Гольбах; Г. Ньютон. 6. Кто из указанных философов считал, что пространство и время это самостоятельные сущнос

Теоретический базис
Проблемы бытия обсуждались философами всегда. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категория бытия объединяет по признаку существования

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. При подготовке второго вопроса сконцентрировать внимание на изучении диалектической и метафизической конц

Выделите категорию, которая характеризует единство всех свойств предмета.
А. количество; Б. качество; В. мера; Г. субстанция. 6. Процесс, в ходе которого удерживается и переносится в новое, качественное состояние все положитель

Теоретический базис
Понятие развития связано с понятиями изменения и движения, которые по отношению к нему являются родовыми. В самом деле, о каком развитии может идти речь, если ничего не изменяется? Признание измене

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. В рамках второго вопроса задания необходимо изучить и законспектировать взгляды различных философских теч

Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.
А. суждение; Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление. 4. Логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к но

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо дать определение общества с точки зрения диалектико-идеалистических (Г.Гегель) и диалектико-материалистических (К.Маркс) позиций, а также охарактер

Рассматривая эволюцию общества, О.Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции. Выделите стадию, которая не была отмечена Контом.
А. теологическая; Б. метафизическая; В. первобытная; Г. позитивная. 5. Кто из указанных философов считал, что функцией общественного разделения труда явл

Теоретический базис
Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания рассмотреть категорию «сфера общественной жизни» как устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую потребности общественного и личного характе

Теоретический базис
Под категорией «сфера общественной жизни» понимают оформленную устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта кате

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
В рамках первого вопроса задания необходимо изучить и законспектировать основные концепции философии истории: теорию исторического круговорота Дж.Вико, согласно которой все нации развиваются по цик

Теоретический базис
Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Центром мира он считал место своего обит

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса задания необходимо изучить и проанализировать религиозный подход к пробле

Теоретический базис
Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных. Речь идет о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соо

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания изучить природу как естественную среду обитания человечества, которая подразделяется на неорганическую и органическую составляющие, дать определение понятия «

Теоретический базис
Начало 90-х годов 20 века ознаменовалось столь серьезными геостратегическими изменениями, что можно говорить о наступлении нового этапа в развитии всемирной истории. Распад СССР, качественные измен

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. 2. Философия как тип мировоззрения. 3. Предмет, объект, структура и функции философию. 4. Философия Древнего Ки

План проведения ролевой игры
Время – 4 часа 1. Вступительное слово преподавателя: Выборы важнейший компонент современной социально-политической системы. Они представляют собо

План проведения диспута
Время – 4 часа 1.Вступительное слово преподавателя: В связи с бурным развитием медицины, биологии и использованием в здравоохранении высоких техн

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная идея— понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновре­менно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безуслов­ности и всеобщности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги