рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретический базис

Теоретический базис - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» Общество – Это Продукт Совместной Исторической Деятельности Людей, Совокупнос...

Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Общество представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различного уровня общности и структурные связи. Разнообразные виды социальных связей, отношений и элементов образуют тот «язык», на котором общество говорит с человеком. На деятельность индивидов всегда накладывается некая социальная форма, присущая историческому человечеству или отдельному этапу его истории. Эта форма является результатом исторической деятельности людей и потому составляет для человека жизненную реальность.

Основная проблема социальной философии заключается в вопросе – что такое собственно есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает.

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов и утонченная сфера духа.

Общество изначально вписано в контекст взаимоотношений не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное общество, потому общество можно определить как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой.

Говоря о человеческом обществе, мы имеем в виду объединение всех людей. Если бы не было объединения общностью интересов, целей, традиций, то это было бы не общество, а известное количество разрозненных лиц.

Понятие «общество» охватывает не только ныне живущие поколения, но и прошлые и будущие, т.е. человечество в его истории и перспективе. Акт рождения неизбежно включает человека в общественную жизнь.

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными индивидами. Совокупность сложных и противоречивых человеческих отношений, действий и их результатов – и есть то, что составляет общество как целое.

Таким образом, человеческое общество – это расчлененная внутри себя целостная система, которая непрерывно развивается, проходя стадии качественных превращений. Каждый элемент системы может пониматься только в связи с системой в целом. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых лежит человеческий труд.

Нет общества вообще, как нет человека вообще, есть конкретные формы общественной организации людей.

Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе экономические, социальные отношения, включающие в себя семейные, национальные и классовые отношения; политические отношения; духовная сфера – наука, философия, искусство, религия и т.д. все компоненты общества находятся в тесной взаимосвязи. Без общественного целого, без людей, неразрывно связанных системой общественных отношений – нет ни экономики, ни политики, ни нравственности.

Именно общество являет собой основное условие нормального бытия и развития людей, ибо одинокий человек бессилен против стихий природы, хищных животных. Вне общества человек выжить не смог бы. Однако, при этом общество ограничивает свободу человека определенными нормами, но эти нормы вытекают из сущего дела, т.е. из интересов всех членов общества. Эти нормы и отличают человека от других животных, сообщества которых образуются инстинктивно, движимые биологическими потребностями.

Общество – это союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности.

Первым предложил анализ общества и общественного бытия Г.Гегель, который, оторвавшись от методологии политико-центризма попытался нарисовать объективный портрет общества и бытия человека в обществе. В основе общества и его истории, по мнению Гегеля, лежит идея свободы человека и идея ее реализации.

К.Маркс представляет общество, как специфически сложное, многослойное образование, основу которого составляет общественное производство и ряд специальных объективных структур. Законы общества определены им как объективные, а саморазвитие общества – как естественно-исторический процесс.

Если Гегель подошел к проблема общества, опираясь на диалектико-идеалистические концепции, то Маркс – на диалектико-материалистические.

Сторонник позитивизма О.Конт понимал общество как сложный целостный организм, имеющий свою качественную определенность и отличный от составляющих его индивидов. При анализе общества он ввел разделение на социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика имеет дело с устойчивыми (естественными) условиями существования и функционирования общества, она характеризует воспроизводство общества в определенном качественном состоянии.

Социальная динамика раскрывает общество со стороны его движения, эволюции. Рассматривая эволюцию общества, О.Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции:

- теологическую, когда все явления и процессы объяснялись на основе религиозных представлений;

- метафизическую, когда разрушаются старые верования и развивается критика;

- позитивную, или научную, когда возникают науки об обществе и его рациональной организации.

Г.Спенсер развивал органический подход к изучению общества, проводя аналогию между биологическим организмом и обществом, как социальным организмом. Эволюцию общества он трактовал по аналогии с эволюцией живого организма и понимал ее как закономерный процесс. Исходя из органического подхода Спенсер проанализировал роль составных частей общества, социальных институтов, показал их взаимосвязь, раскрыл движение общества, как движение от простого к сложному, как общественную закономерность.

О.Конт и Г.Спенсер конкретизировали понимание структуры общества, обосновали дифференциацию на статику и динамику, выявили его духовные механизмы, заставили более внимательно посмотреть на аналогию живых организмов и общества.

Общество – это организованная человеком форма материи. Она продукт человеческой деятельности. В отличие от биологической деятельности, которая направлена на овладение готовыми предметами природы, этот социальный мир производится человеком. Потребности человека заставляют его производить необходимые для жизни продукты, товары и средства для жизни.

Животные действуют в рамках программы природы (генетически), без включения сознания, а человек тождественен тому, что он производит. Наряду с производством продуктов для жизни (материальных и духовных), идет одновременно формирование человека, его образа жизни. Один способ производства отличается от другого не тем, что производят, а тем как производят.

В зависимости от способа производства средств своей жизни, а значит, в зависимости от способа производства самого себя, существует конкретный общественный человек. Он предстает или как пещерный человек каменного века, или как современный человек – продукт индустриального производства. Человек предстает во всех его проявлениях: его мысли, фантазии, теории, предрассудки являются осознанием своего бытия, своего отношения к природе и другим людям.

Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разнообразных видов деятельности и представляющая собой общественное производство средств жизни и одновременно воспроизводство самого себя, как материального и духовного существа, называется общественным бытием.

Процесс общественного бытия нельзя представлять как совершающийся вне человеческого сознания и познания.

Деятельность человека порождает и нравственные потребности, в соответствии с которыми строится поведение человека. Поскольку человек может жить только в общении с другими, то регулирование поведения на основе нравственных обычаев, предписаний, складывающихся норм взаимоотношений, становится неотъемлемой чертой человеческого бытия.

С усложнением общественной жизни возрастают и потребности (религиозные, экономические, политические), складываются государство и другие социальные институты, удовлетворяющие эти потребности.

Общественную жизнь нельзя сводить только к материальной деятельности, т.к. она осуществляется одновременно и как познавательный, эстетический, религиозный, а затем политический и правовой процесс. То есть, общество представляет собой совокупность общественных отношений – экономических, духовных, политических, правовых и др.

Мы говорили о том, что каждому способу производства, соответствует конкретный общественный человек. Т.е. способ производства имеет исторический характер. Он зависит от производительных сил и производственных отношений. Это означает, что производство общественных индивидов зависит от того, при каких производительных силах и производственных отношениях оно совершается.

Главным элементом производительных сил является человек. Вторым элементом производительных сил выступают средства производства: орудия труда, техника, источники энергии и др.

Первый элемент представляет живой труд человека (материальный и духовный); второй элемент – это овеществленный человеческий труд. Т.о. в производительных силах представлен весь культурный запас человечества, а вся всемирная история – есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

Вторую сторону способа производства составляют производственные отношения, которые характеризуются спецификой соединения работника со средствами производства. Эта специфика вырастает из форм собственности, которые являются определяющим фактором производственных отношений. Ими определяются взаимоотношения между людьми, мера социального равенства, свободы, распределения, потребления и качества жизни.

Производственные отношения складываются в зависимости от уровня развития производительных сил. В обществе действует закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Человек, поднявшись выше на ступеньку по сравнению с животным, не способен был в одиночку добывать средства существования и противостоять природе. Люди были обречены трудиться сообща. Главной производительной силой была сила самого первобытного сообщества. На основе этих производительных сил вырос общий тип собственности, когда слаборазвитые средства производства принадлежали всему коллективу.

Развитие производительных сил, переход от каменных орудий труда к бронзовым, а затем железным – повысили производительность труда, что привело к появлению избыточного продукта и частной собственности. В условиях низкого уровня развития производительных сил, малой эффективности орудий труда и частной собственности, возникает рабство – форма собственности на средства производства, где сам раб – орудие труда.

Частичное ослабление рабства способствовало развитию производительных сил и возникновению феодальных производственных отношений, основанных на укрупненной земельной собственности феодала, создающей зависимость крестьянина, обрабатывающего эту землю своими орудиями труда. Феодальные производственные отношения вели к развитию производительности труда, орудий производства и самого производителя.

Возникшее машинное производство, резко повысившее производительность труда, привело к возникновению крупной капиталистической собственности, развивающейся на основе наемного труда работников.

Итак, общественная трудовая деятельность связана со всеми сторонами жизнедеятельности общественного субъекта. Трудовая деятельность выступает важнейшей характеристикой культуры общества на том или ином этапе его развития.

К.Маркс отмечал, что любую трудовую деятельность определяет цель. В целеполагании труда отражаются и богатство общественного сознания, и успехи познавательной деятельности общества, общественные цели производства и широкий спектр общественных отношений. Оптимальное развитие и функционирование системы общественного труда на любом этапе развития общества является важнейшим фактором его устойчивости, социальной стабильности и динамизма.

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. Общество характеризуется высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений.

Взгляд на общество как систему предполагает отношения и связи между входящими в него элементами, которые образуют их в определенную целостность.

Одной из попыток постичь системность общества выступает его рассмотрение по аналогии с живым организмом, и, прежде всего, с организмом человека.

В частности органическая школа социологии конца 19 – начала 20 вв. рассматривает общество как состоящее из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и руководимых неким предзаданным принципом.

Сторонники консерватизма рассматривали общество, как социальное тело, состоящее из разнообразных первичных ячеек (семья, коммуна, корпорация и т.д.), обеспечивающее преобладание общества над индивидом как целого над частным. Такому обществу свойственен иерархический порядок, ценности, обычаи и традиции коллективистского типа.

Э.Дюркгейм полагал, что функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности.

Человеческое общество представляет собой социальную макросистему, включающую ее подсистемы: социальные институты, социальные общности и т.д. любая из этих подсистем, выключенная из анализа, предстает как самостоятельное целое, т.е. как система.

Подсистемы, образующие общество, различаются степенью саморегулирования, включая процессы самоуправления и саморазвития.

Первым источником саморазвития общества являются противоречия между природной и культурной организацией человека и его сообществ.

Второй источник саморазвития социальных систем связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека.

Для сложных самоуправляемых систем, какими являются социальные системы, характерна многофункциональность. Однако все функции социальной системы могут быть сведены к двум основным:

- функции сохранения системы, ее устойчивого состояния;

- функции совершенствования системы, ее оптимизации по отношению к природной и социальной среде.

Однако далеко не все философы признают существование в обществе постоянных, направленных, систематических изменений.

Сторонники детерминизма (определение причинно-следственных связей в развитии общества) Г.Гегель и К.Маркс признают направленность развития от низших форм к высшим и утверждают, что развитие носит по преимуществу прогрессивный характер, ведет к постоянному улучшению общества.

Сторонники индетерминизма (учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана), А.Шопенгауэр, Ф.Ницше абсолютизируют роль бессознательных начал в человеческой психики, связывают с ними все социальное развитие, поэтому отрицают направленность и закономерность развития.

Функционирование такой сложной системы как общество, а также его свойства, целостность и внутреннее единство, определяется структурностью этой системы. Существует два основных уровня структурной организации общества:

- микроуровень – отражает устойчивые связи малых социальных групп (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.);

- макроуровень – характеризует состав классов, слоев, этнических групп, совокупность отношений между ними и особенности их внутренней организации.

Определяющую роль в жизни общества играют структурные процессы, происходящие в больших социальных группах – макроструктурах.

Наряду с классами важную роль в жизни общества играют неустойчивые слои (страты). Принадлежность к страте определяется материальным богатством, властью, привилегиями и престижем. Деление общества на подобные социальные структуры называется стратификацией.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методические рекомендации по «Философии»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический базис

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методические рекомендации
к практическим занятиям по дисциплине «Философия»   Ставрополь – 2012     Рецензенты: доктор философск

Теоретический базис
Философия – одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Зародившись в 7-6 вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на в

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке первого задания необходимо изучить историю древних цивилизаций Востока, выявить факторы, оказавшие влияние на развитие религиозно – философских идей на территории Китая и Индии.

Теоретический базис
История философии – это история становления единой системы знаний, или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: философия Древнего мира; античная философия; средневековая европейска

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо уделить особое внимание вопросу экономического подъема Греции и расширению ее колоний, как фактора, способствовавшего развитию философии как науки.

Теоретический базис
Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в 7 в. до н.э. и просуществовавшую до 6 века н.э., до закрытия императором Юстинианом в 529 год

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к занятию студентам необходимо внимательно изучить лекционный материал, а также рекомендованную литературу. При изучении первого вопроса задания рассмотреть: - прич

Теоретический базис
Средневековая философия характеризуется принадлежностью к эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская религия. Зарождение этого типа философии относится ко вре

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятия.
При подготовке первого вопроса задания в рамках гуманистического периода уделить внимание идеи социально-этической проблематики человека, рамках неоплатонического периода – проблемам бытия, в рамка

Теоретический базис
14, 15, 16 века – это эпоха Возрождения (Ренессанс). В западной Европе в этот шли радикальные изменения в различных сферах: социальной, экономической, духовной. Создавались современные европейские

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При рассмотрении первого вопроса задания рекомендуется подготовить доклад, в котором необходимо осветить философскую позицию представителей как субъективного (И.Кант, И.Фихте), так и объективного (

Теоретический базис
Важная роль в истории философии конца 18 – начала 19 вв. принадлежит классической немецкой философии, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она

К семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса уделите внимание рассмотрению предпосылок формирования философии марксизм

Выделите имя философа, представителя религиозного экзистенциализма.
А. М.Хайдеггер; Б. А.Камю; В. К.Маркс; Г. К.Ясперс. 5. Кто из указанных философов развил концепцию «воли» как «воли к власти» на основе «воли к жизни»?

Теоретический базис
Классическая философия 17 – 19 веков твердо верила в силу разума и мощь индивидуального сознания. Прогресс и совершенствование разума должны осуществляться через научное познание, просвещение масс

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо охарактеризовать учение о сущем как ядре всеединства, основные аспекты всеединства, а также учение о Софии-Мудрости, которое в творчестве Соловьева

Теоретический базис
Философия Древней Руси в целом базируется на античных традициях и народной культуре и развивается в русле религиозных институтов. Философские идеи реализовывались в летописях, словах, моли

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При выполнении первого вопроса задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса необходимо изучить взаимосвязь категорий и их переход друг в друг

Выделите имя ученого, который считал, что у каждого движения существуют внешние источники.
А. Дидро; Б. Гельвеций; В. Гольбах; Г. Ньютон. 6. Кто из указанных философов считал, что пространство и время это самостоятельные сущнос

Теоретический базис
Проблемы бытия обсуждались философами всегда. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категория бытия объединяет по признаку существования

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. При подготовке второго вопроса сконцентрировать внимание на изучении диалектической и метафизической конц

Выделите категорию, которая характеризует единство всех свойств предмета.
А. количество; Б. качество; В. мера; Г. субстанция. 6. Процесс, в ходе которого удерживается и переносится в новое, качественное состояние все положитель

Теоретический базис
Понятие развития связано с понятиями изменения и движения, которые по отношению к нему являются родовыми. В самом деле, о каком развитии может идти речь, если ничего не изменяется? Признание измене

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. В рамках второго вопроса задания необходимо изучить и законспектировать взгляды различных философских теч

Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.
А. суждение; Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление. 4. Логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к но

Теоретический базис
Как было отмечено ранее, основным содержанием сознания является знание. Знание – результат познавательной деятельности. Проблема познания – одна из главных философских проблем. Познание есть деятел

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо дать определение общества с точки зрения диалектико-идеалистических (Г.Гегель) и диалектико-материалистических (К.Маркс) позиций, а также охарактер

Рассматривая эволюцию общества, О.Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции. Выделите стадию, которая не была отмечена Контом.
А. теологическая; Б. метафизическая; В. первобытная; Г. позитивная. 5. Кто из указанных философов считал, что функцией общественного разделения труда явл

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания рассмотреть категорию «сфера общественной жизни» как устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую потребности общественного и личного характе

Теоретический базис
Под категорией «сфера общественной жизни» понимают оформленную устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта кате

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
В рамках первого вопроса задания необходимо изучить и законспектировать основные концепции философии истории: теорию исторического круговорота Дж.Вико, согласно которой все нации развиваются по цик

Теоретический базис
Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Центром мира он считал место своего обит

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса задания необходимо изучить и проанализировать религиозный подход к пробле

Теоретический базис
Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных. Речь идет о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соо

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания изучить природу как естественную среду обитания человечества, которая подразделяется на неорганическую и органическую составляющие, дать определение понятия «

Теоретический базис
Начало 90-х годов 20 века ознаменовалось столь серьезными геостратегическими изменениями, что можно говорить о наступлении нового этапа в развитии всемирной истории. Распад СССР, качественные измен

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. 2. Философия как тип мировоззрения. 3. Предмет, объект, структура и функции философию. 4. Философия Древнего Ки

План проведения ролевой игры
Время – 4 часа 1. Вступительное слово преподавателя: Выборы важнейший компонент современной социально-политической системы. Они представляют собо

План проведения диспута
Время – 4 часа 1.Вступительное слово преподавателя: В связи с бурным развитием медицины, биологии и использованием в здравоохранении высоких техн

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная идея— понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновре­менно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безуслов­ности и всеобщности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги