рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретический базис

Теоретический базис - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» Под Категорией «Сфера Общественной Жизни» Понимают Оформленную Устойчивую Обл...

Под категорией «сфера общественной жизни» понимают оформленную устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта категория включает такие элементы как деятельность, отношения и субъекты деятельности. Основными сферами жизни общества являются: материальная, духовная, социальная и политико-управленческая.

Материально-экономическая сфера общества связана с деятельностью людей по производству, распределению и потреблению результатов труда.

Производство общественной жизни есть постоянное воспроизведение условий существования отдельного человека и общества в целом. Оно охватывает материальное производство, духовное производство и производство самого человека. В отечественной философии сложилась традиция в качестве ведущего элемента общественного производства рассматривать материальное производство.

Материальное производство выступает как фундаментальное условие жизни людей. Труд обеспечивает человеку удовлетворение его потребностей.

Наряду с материальными (физико-биологическими – жилье, пище, одежде) потребностями существуют и духовные. В классификации потребностей А.Маслоу выделены и психологические потребности – самоуважение, самоутверждение, удовлетворенность жизнью, т.е. потребности в творчестве, самореализации. Поэтому с материальным производством органически взаимосвязано и духовное производство. Труд ученого, инженера, деятеля культуры и искусства реально влияет на материальное производство.

Материальное производство – есть трудовая деятельность человека по преобразованию природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Можно сказать, что потребности создали человека, превратили в существо, наделенное разумом, способное творить вторую природу, используя ресурсы первой.

Компонентами материально-экономической сферы жизни общества являются: труд, способ производства материальных благ, функционирование материально-производственной сферы.

Хозяйствование, как осуществление процесса материально-экономической жизнедеятельности общества и конкретной личности, не может не иметь своего нравственно-философского аспекта. Философия хозяйствования – есть процесс стратегического осмысления целесообразности данной экономической системы, с точки зрения достижения благосостояния общества и личности. Ее сущность обосновывается количеством материальных и духовных ценностей, реально попадающих в руки тех, кто их производит.

Современное общество характеризуется бурным развитием техники. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы.

Техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности преобразовать и самого человека. Однако в технике заключены не только безграничные возможности полезного, но и безграничные опасности. Никогда ранее человек не располагал такими созидательными техническими возможностями и никогда не владел такими разрушительными средствами. Дальнейшая судьба человечества зависит от того способа, посредством которого человек подчинит себе последствия научно-технического прогресса.

Духовная жизнь общества, являясь подсистемой общества, выступает как определенная целостность, в конкретно-исторической форме. До недавнего времени понятия «духовная жизнь общества» и «общественное сознание» отождествлялись. Это связано с тем, что при изучении этих понятий использовался один и тот же понятийный аппарат.

Общественное сознание, являясь ядром духовной жизни, дает представление о ней, однако неполное.

Общественное сознание – есть совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций и чувств общества на определенном этапе его развития. Например, советское общество в 20-е гг. 20 века, в период Великой Отечественной войны, в августе 1991 года.

Духовная жизнь – это деятельность по производству, потреблению и передаче духовных ценностей.

Духовная жизнь – это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия.

Человек всем своим существованием выделен из окружающего мира. Это вынуждает его дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человека интересует не просто объект, а возможность этого объекта удовлетворить его потребности. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости. Все, что имеет для человека значимость, является для него ценностью. Ценности позволяют человеку понять специфику человеческой деятельности, служат фактором консолидации людей, их интеграции в сообщество. Т.е. сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека.

Т.о. ценности определяются потребностями личности, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. Ее основу составляют фундаментальные блага, необходимые человеку, как живому существу и высшие ценности, определяющие социальную сущность человека, его духовную природу.

К духовным ценностям относятся идеалы, верования, обычаи, традиции, нормы и запреты, эталоны и стандарты, выраженные в форме нормативных представлений о добре, благе, зле, о смысле истории и предназначении человека.

Различают следующие формы общественного сознания: экономическое, правовое, научное, моральное, эстетическое, религиозное, национальное.

Состояние общественного сознания – это доминирование идей, чувств, настроений в какой-то определенный период развития. Например, религиозное сознание связано с верой в сверхприродные явления и обусловлено бессилием человека и его сознания. Социальная подавленность порождает различные виды религиозных идей.

Форма общественного сознания выражает сферу деятельности людей и виды общественных отношений.

Совокупность обобщенных представлений, нравов, традиций, т.е. того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия.

В силу того, что общество есть субъектно-объектная реальность, общественное бытие и общественное сознание находятся в тесном единстве, без энергии сознания общественное бытие было бы статичным.

На ранний этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, позднее это воздействие стало носить опосредованный характер - через государство, правовые, нравственные и религиозные отношения, а воздействие сознания на бытие, наоборот, приобретает непосредственный характер. Возможность непосредственного воздействия общественного бытия на общественное сознание заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Общественное сознание – это социально обусловленный, не только по механизму своего зарождения и протекания, но и по характеру своего бытия и исторической миссии, феномен, оно атрибут общества.

Индивидуальное сознание непосредственно связано с телесным бытием человека, его мозгом, тогда как, общественное сознание - связано с исторически сложившейся системой материальных форм его фиксации в виде знаков, символов, художественных творений и т.д. Индивид конечен и ограничен, его сознание умирает вместе с ним, а в системе общества оно обретает бессмертие.

Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с миром духовной культур, а общественное – это духовная жизнь общества, идеальная сторона исторического развития народа.

Сознание каждого человека впитывает в себя опыт, знания, убеждения, верования, заблуждения и оценки той социальной среды, к которой он принадлежит.

Рассматривая общественное сознание, исследователи отвлекаются от всего индивидуального и изучают взгляды и идеи, характерные обществу в целом.

Если бы носителем общественного сознания был только индивид, то тогда исчезла бы разница между индивидуальным и общественным сознанием.

В реальной жизни часто бывает так, что общественное сознание испытывает на себе отрицательное воздействие идеологии, которая уродует разумную логику бытия.

Судьбы многих людей свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между государственной системой духовных принципов и идеями отдельных граждан.

Помимо материально-экономической и духовной сфер жизни общества существует так же и социальная сфера.

Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья, защите от опасных для жизни явлений природы. Социальная сфера тесным образом связана с благосостоянием общества и отдельной личности.

Центральным звеном социальной сферы общества являются социальные общности и их взаимосвязи.

Общность – это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и, обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.

В качестве социальной общности может выступать – класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т.д.

Социальная общность характеризуется связью, взаимодействием между людьми. Социальная общность – это объективная реальность. Она является формой общественной жизни людей, в ее основе лежит определенная, исторически сложившаяся связь между членами, которые ее составляют.

Разного вида общности образуются на разной объективной основе:

- общности, порождаемые общественным производством – производственный коллектив, социально-профессиональная группа;

- общности, вырастающие на этнической основе – народности, нации;

- общности, возникающие на основе демографических факторов – пол, возраст.

Исторически первыми общностями были такие объединения, как семья, род, племя. Объективную основу их образования составляли – кровное родство, совместная производственная деятельность, зарождающиеся этнические признаки.

С переходом к общественному устройству, основанному на частной собственности, появляются социальные классы. Разделение труда порождает такие социальные общности, как трудовой коллектив.

Человек является самим собой только в социальной среде и, благодаря ей человек зависит от социальной среды, а она видоизменяется в результате его активных действий.

Понятие «человек» указывает на качественные отличия людей от животных. Индивид – это человек, как представитель какого-то целого – биологического рода, социальной общности. И только понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в общественной жизни.

Одной из центральных задач совершенствования социальной сферы общества является ее гуманизация и демократизация. И, в первую очередь, это должно коснуться такой социальной общности как семья, т.к. социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека и продлении человеческого рода. Семья это та ячейка, в которой человек начинает формироваться как личность.

Одной из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, является категория «свобода». Ее сущность заключается в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие принуждения. Свободный человек воспринимает возникающие обстоятельства как препятствия, сопротивление которым для него проявляется в результате его свободного выбора.

Человек, будучи свободным, постоянно чувствует свою ответственность перед окружающим миром и людьми. Свободные действия человека, свободные оценки происходящих событий, свободный выбор – дают возможность почувствовать свою ответственность за эти события.

Категория «ответственность», отражая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, связана не только с выполнением личностью нравственного долга, но и правовых норм.

Право, в отличие от нравственного долга, является институциональным регулятором деятельности людей. Право представляет собой нормативную форму выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях.

Понятие «право» включает в себя и понятие «справедливость»: с одной стороны, право уже по своему определению справедливо; а с другой – справедливость внутреннее свойство и качество права. Без справедливости нет права: ни как формального равенства, ни как свободы.

Социальная справедливость должна проявляться, прежде всего, по отношению к малообеспеченным слоям населения. Экономическая политика государства без учета социальной справедливости нарушает социальный мир и стабильность в обществе. Задача социального государства – обеспечить всем своим гражданам достойные условия существования.

Изучение политической сферы жизни общества занимает важное место в социальной философии. Проблемы политической надстройки, государства и его роли в обществе, общественного управления и самоуправления интересовали лучшие умы человечества.

Политическая сфера общества объединяет в себе и политическую систему, и область общественного управления.

Политика есть особая сфера деятельности, регулирующая отношения людей объединенных в различные социальные группы с целью сохранения определенной социальной структуры.

Одной из главных целей политики – устройство государственной власти.

Политические отношения – это взаимодействие субъектов политики, при котором происходит их объединение или разобщение. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и граждан. Политика, как искусство управления, должна соответствовать высшим критериям нравственности, а политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности.

Осуществление политической деятельности невозможно без наличия определенной системы политической власти.

Власть, по определению М.Вебера, это принуждение человека к действию или бездействию помимо его воли.

Социальными предпосылками власти считают: индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций.

Таким образом, политическая жизнь общества – это деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической жизни.

Основными субъектами политической жизни являются политические партии и общественные движения, социальные и национальные общности, группы интересов и группы давления, государство и т.д.

Государство, являясь институциональным носителем политической власти, выполняет следующие функции: безопасность граждан, решение внешнеполитических вопросов. Функции государства зависят от степени зрелости гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и других структур, которые развиваются в обществе вне рамок государства и без его вмешательства.

Государство есть основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права и с помощью специального аппарата.

Одним из элементов политической системы являются политические партии – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении.

С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества. Следовательно, политические силы, возникающие в гражданском обществе, выражая и представляя интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом.

На основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества можно выделить тоталитарную политическую систему, авторитарную и демократическую.

Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни общества со стороны государства.

Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц, при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методические рекомендации по «Философии»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический базис

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методические рекомендации
к практическим занятиям по дисциплине «Философия»   Ставрополь – 2012     Рецензенты: доктор философск

Теоретический базис
Философия – одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Зародившись в 7-6 вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на в

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке первого задания необходимо изучить историю древних цивилизаций Востока, выявить факторы, оказавшие влияние на развитие религиозно – философских идей на территории Китая и Индии.

Теоретический базис
История философии – это история становления единой системы знаний, или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: философия Древнего мира; античная философия; средневековая европейска

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо уделить особое внимание вопросу экономического подъема Греции и расширению ее колоний, как фактора, способствовавшего развитию философии как науки.

Теоретический базис
Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в 7 в. до н.э. и просуществовавшую до 6 века н.э., до закрытия императором Юстинианом в 529 год

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к занятию студентам необходимо внимательно изучить лекционный материал, а также рекомендованную литературу. При изучении первого вопроса задания рассмотреть: - прич

Теоретический базис
Средневековая философия характеризуется принадлежностью к эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская религия. Зарождение этого типа философии относится ко вре

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятия.
При подготовке первого вопроса задания в рамках гуманистического периода уделить внимание идеи социально-этической проблематики человека, рамках неоплатонического периода – проблемам бытия, в рамка

Теоретический базис
14, 15, 16 века – это эпоха Возрождения (Ренессанс). В западной Европе в этот шли радикальные изменения в различных сферах: социальной, экономической, духовной. Создавались современные европейские

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При рассмотрении первого вопроса задания рекомендуется подготовить доклад, в котором необходимо осветить философскую позицию представителей как субъективного (И.Кант, И.Фихте), так и объективного (

Теоретический базис
Важная роль в истории философии конца 18 – начала 19 вв. принадлежит классической немецкой философии, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она

К семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса уделите внимание рассмотрению предпосылок формирования философии марксизм

Выделите имя философа, представителя религиозного экзистенциализма.
А. М.Хайдеггер; Б. А.Камю; В. К.Маркс; Г. К.Ясперс. 5. Кто из указанных философов развил концепцию «воли» как «воли к власти» на основе «воли к жизни»?

Теоретический базис
Классическая философия 17 – 19 веков твердо верила в силу разума и мощь индивидуального сознания. Прогресс и совершенствование разума должны осуществляться через научное познание, просвещение масс

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо охарактеризовать учение о сущем как ядре всеединства, основные аспекты всеединства, а также учение о Софии-Мудрости, которое в творчестве Соловьева

Теоретический базис
Философия Древней Руси в целом базируется на античных традициях и народной культуре и развивается в русле религиозных институтов. Философские идеи реализовывались в летописях, словах, моли

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При выполнении первого вопроса задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса необходимо изучить взаимосвязь категорий и их переход друг в друг

Выделите имя ученого, который считал, что у каждого движения существуют внешние источники.
А. Дидро; Б. Гельвеций; В. Гольбах; Г. Ньютон. 6. Кто из указанных философов считал, что пространство и время это самостоятельные сущнос

Теоретический базис
Проблемы бытия обсуждались философами всегда. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категория бытия объединяет по признаку существования

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. При подготовке второго вопроса сконцентрировать внимание на изучении диалектической и метафизической конц

Выделите категорию, которая характеризует единство всех свойств предмета.
А. количество; Б. качество; В. мера; Г. субстанция. 6. Процесс, в ходе которого удерживается и переносится в новое, качественное состояние все положитель

Теоретический базис
Понятие развития связано с понятиями изменения и движения, которые по отношению к нему являются родовыми. В самом деле, о каком развитии может идти речь, если ничего не изменяется? Признание измене

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. В рамках второго вопроса задания необходимо изучить и законспектировать взгляды различных философских теч

Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.
А. суждение; Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление. 4. Логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к но

Теоретический базис
Как было отмечено ранее, основным содержанием сознания является знание. Знание – результат познавательной деятельности. Проблема познания – одна из главных философских проблем. Познание есть деятел

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо дать определение общества с точки зрения диалектико-идеалистических (Г.Гегель) и диалектико-материалистических (К.Маркс) позиций, а также охарактер

Рассматривая эволюцию общества, О.Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции. Выделите стадию, которая не была отмечена Контом.
А. теологическая; Б. метафизическая; В. первобытная; Г. позитивная. 5. Кто из указанных философов считал, что функцией общественного разделения труда явл

Теоретический базис
Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания рассмотреть категорию «сфера общественной жизни» как устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую потребности общественного и личного характе

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
В рамках первого вопроса задания необходимо изучить и законспектировать основные концепции философии истории: теорию исторического круговорота Дж.Вико, согласно которой все нации развиваются по цик

Теоретический базис
Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Центром мира он считал место своего обит

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса задания необходимо изучить и проанализировать религиозный подход к пробле

Теоретический базис
Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных. Речь идет о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соо

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания изучить природу как естественную среду обитания человечества, которая подразделяется на неорганическую и органическую составляющие, дать определение понятия «

Теоретический базис
Начало 90-х годов 20 века ознаменовалось столь серьезными геостратегическими изменениями, что можно говорить о наступлении нового этапа в развитии всемирной истории. Распад СССР, качественные измен

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. 2. Философия как тип мировоззрения. 3. Предмет, объект, структура и функции философию. 4. Философия Древнего Ки

План проведения ролевой игры
Время – 4 часа 1. Вступительное слово преподавателя: Выборы важнейший компонент современной социально-политической системы. Они представляют собо

План проведения диспута
Время – 4 часа 1.Вступительное слово преподавателя: В связи с бурным развитием медицины, биологии и использованием в здравоохранении высоких техн

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная идея— понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновре­менно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безуслов­ности и всеобщности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги