рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретический базис

Теоретический базис - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» Элементы Исторического Сознания Возникли Вместе С Формированием Человеческого...

Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Центром мира он считал место своего обитания. В силу низкого уровня развития производства, общественных отношений и культуры, у стадного человека отсутствовала потребность в воспроизведении прожитых лет.

Усложнившаяся жизнь родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи и племени. Осознание истории жизни семьи, рода и племени включает в себя установление элементарных дат. Огромную роль в этом процессе сыграл язык и особенно зачатки письменности.

С помощью письма люди стали фиксировать и датировать наиболее значимые события в жизни общества.

Люди постигли осознание того, что у них есть не только настоящее, но и прошлое и будущее. Они стали осознавать, что новое поколение лишь звено в общей цепи развития человечества. В этом заключались элементы историчности их сознания.

В памяти каждого человека глубоко оседает все, что им сделано в жизни, во что вложены усилия ума и воли, так и для человечества в целом близко и ценно все, что им совершено.

История – это общественная память человечества, его самопознание и самосознание.

Понимание социальной жизни связано с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым, и для понимания настоящего необходимо знание будущего.

Возникнув, как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, античная социально-философская мысль выделяет в качестве специфического предмета познания – причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций). Они пытались разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности.

Средневековые мыслители, в трактовки истории человечества, апеллировали к божественному проведению: история предопределена Богом, все пороки – результат грехопадения человека, общество основано на неравенстве, с которым люди должны смериться (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

В эпоху Возрождения складываются элементы светской философии истории, она дает универсальное историческое обозрение человеческой культуры.

Новое время выдвигает и аргументирует новые идеи, на базе которых складываются концепции философии истории.

Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) сформулировал теорию исторического круговорота, согласно которой все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: «века богов», «века героев» и «века людей».

Кондорсе Мари Жан Антуан Никола (1743-1794 гг.) сделал попытку установить закономерности развития истории, ее движущие силы и основные этапы. Он является одним из основоположников идеи исторического прогресса. Поступательное движение истории он связывал с безграничными возможностями человеческого разума как творца истории. Исторические эпохи отличаются, по его мнению, как этапы развития человеческого разума.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.) рассматривал историю человечества в контексте развития Абсолютного духа. Всемирная история есть не что иное, как развернутый в социальном пространстве и историческом времени процесс самопознания Абсолютного духа. Самопознание духа есть одновременно путь к его свободе, ибо свобода – это и есть сущность духа. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы. Гегель выделил три этапа всемирной истории:

- Древний Восток – где свободен только один, а остальные не сознают своей свободы;

- Греция – где свободны лишь некоторые;

- германские народы, которые в христианстве пришли к сознанию, что человек как человек свободен, что свобода и составляет сущность духа.

Различные варианты периодизации всемирной истории не носят взаимоисключающего характера, это разные грани одного целого, которые взаимодополняют и взаимоуглубляют друг друга.

Помимо философско-исторического подхода к изучению общества существуют и другие подходы, одним из которых является формационный подход.

Категория «общественно-экономическая формация» - это категория не только историческая, но и философская. Специфика философских категорий заключается в том, что они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, т.е. она включает в себя все явления и процессы, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые и т.д.). Стержнем формации является производство материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Общественно-экономическая формация – это исторически конкретное общество на данном этапе его развития.

К.Маркс разбил общество на пять формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Причем каждая из последующих формаций является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

В своих работах К.Маркс употреблял еще понятие азиатский способ производства, который означал такой строй, в котором отсутствует частная собственность на средства производства, нет класса эксплуататоров, а есть общины, владеющие землей, но эксплуатируемые государством.

Причинами возникновения на Востоке азиатской общественно-экономической формации Маркс называл суровые климатические условия, необходимость ирригационных работ, которые под силу только государству.

Таким образом, в основе формационного подхода лежит способ производства. Любая форма производственных отношений существует до тех пор, пока она стимулирует развитие производительных сил. Как только производительные силы перестают расти в рамках данных производственных отношений, появляются тенденции к деградации, в обществе обостряются социальные противоречия между производительными силами и производственными отношениями, требуется реформирование производственных отношений.

Однако формационный подход к развитию общества имеет свои недостатки, среди которых можно выделить следующие: схематизм, утопичность понимания коммунистической формации, навязывание единого линейного пути развития.

Свое отношение к проблемам развития общества Маркс излагал в середине 19 века, сейчас ситуация в мире в целом изменилась. Рабочие движения, развернувшиеся во всем мире после событий октября 1917 года, обуздали капитализм и заставили его заниматься социальной защитой личности.

Сейчас в развитых странах рабочие составляют всего 17-19%. Идет трансформация капитализма в техногенную цивилизацию. Поэтому, изучая проблемы развития общества, необходимо учитывать не только формационный подход, но и другие подходы к изучению процессов развития общества.

Современное представление о цивилизации рассматривается мыслителями как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единства мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человека по созданию «второй природы».

Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от региональных стадий к общепланетарному уровню. Большое внимание этой проблеме уделил английский философ Арнольд Тойнби (1889-1975 гг.).

У Тойнби история человечества описывается не прямой линией прогресса, а предстает в виде цивилизаций, каждая из которых возникает, развивается, а затем деградирует и погибает. Под цивилизацией он понимает устойчивую общность людей, объединенных духовными, этническими и религиозными традициями и географическими рамками. Всемирная история предстает как совокупность цивилизаций: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская индусская и т.д. в своем многотомном труде «Исследование истории» он выделил 21 цивилизацию.

В целом теория Тойнби базируется на двух гипотезах:

- не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации;

- жесткой связи между цивилизациями не существует. Жестко связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

То есть, он допускал взаимодействие и взаимовлияние фрагментов культур, их распространение и развитие. Достижение человечеством единства возможно только в сфере духа и на основе религии. В качестве объединяющего фактора он видел мировые религии – буддизм, христианство и ислам, которые являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.

Русская цивилизация, с точки зрения ученого, пережила свой «надлом» в 11 веке, в период феодального дробления Киевской Руси. Последующие значительные события в русской истории он относит к периоду после надлома русской цивилизации.

Рассматривая категорию «цивилизация» в целом следует отметить, что она используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:

- как социальная форма движения материи;

- как общая социально-философская характеристика всемирно-исторического процесса и качественно – определенных стадий его развития;

- как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-традиционные особенности развития общества;

- как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного периода свою жизненную целостность.

Культурологический подход к изучению развития общества широко использовал немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.). Каждая культура, по его мнению существует изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур он выделил восемь: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, западноевропейская и русская. Любая культура переживает возраст отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость. Каждая культура имеет собственную цивилизацию. Цивилизация, у Шпенглера, это крайние, искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Это завершение культуры.

Смерть культуры, у Шпенглера, начинается с возникновением цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть государства превращается в провинцию. Городской житель лишен традиции и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но они не имеют культуры. В своей работе «Закат Европы» он пытается обосновать гибель западноевропейской культуры, обвиняя в этом высокий уровень цивилизации.

Однако многие ученые не согласны с этой точкой зрения и считают, что культура не погибает, а переходит в качественно новое состояние, в становлении которого существенную роль играют цивилизационные процессы. Нельзя противопоставлять культуру и цивилизацию, которые не противоречат друг другу и связаны с изучением разных сторон многообразной истории людей и их деятельности.

Впервые взгляды, изложенные Шпенглером в работе «Закат Европы», были сформулированы Н.Данилевским в работе «Россия и Европа», а их расхождение заключается в определении количества культурно-исторических типов.

Русский социальный мыслитель Н.Я.Данилевский (1822-1885 гг.) рассматривал цивилизации как определенные культурно-исторические типы общества, существующие в рамках обособленных локальных образований. Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии следующие этапы: становление самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка. По Данилевскому, положительную роль в истории человечества сыграли следующие культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийско-вавилонский, древнесимитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, романо-германский, мексиканский, перуанский, русско-славянский, каждый из которых, есть интеграция существенных признаков определенного социального организма, выражающихся в национальном характере.

Данилевский считал, что часть народов не сложилась в культурно-исторический тип (цивилизацию), и составляет этнографический материал для других цивилизаций.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методические рекомендации по «Философии»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический базис

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методические рекомендации
к практическим занятиям по дисциплине «Философия»   Ставрополь – 2012     Рецензенты: доктор философск

Теоретический базис
Философия – одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Зародившись в 7-6 вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции она стала устойчивой формой общественного сознания на в

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке первого задания необходимо изучить историю древних цивилизаций Востока, выявить факторы, оказавшие влияние на развитие религиозно – философских идей на территории Китая и Индии.

Теоретический базис
История философии – это история становления единой системы знаний, или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: философия Древнего мира; античная философия; средневековая европейска

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо уделить особое внимание вопросу экономического подъема Греции и расширению ее колоний, как фактора, способствовавшего развитию философии как науки.

Теоретический базис
Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в 7 в. до н.э. и просуществовавшую до 6 века н.э., до закрытия императором Юстинианом в 529 год

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к занятию студентам необходимо внимательно изучить лекционный материал, а также рекомендованную литературу. При изучении первого вопроса задания рассмотреть: - прич

Теоретический базис
Средневековая философия характеризуется принадлежностью к эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская религия. Зарождение этого типа философии относится ко вре

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятия.
При подготовке первого вопроса задания в рамках гуманистического периода уделить внимание идеи социально-этической проблематики человека, рамках неоплатонического периода – проблемам бытия, в рамка

Теоретический базис
14, 15, 16 века – это эпоха Возрождения (Ренессанс). В западной Европе в этот шли радикальные изменения в различных сферах: социальной, экономической, духовной. Создавались современные европейские

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При рассмотрении первого вопроса задания рекомендуется подготовить доклад, в котором необходимо осветить философскую позицию представителей как субъективного (И.Кант, И.Фихте), так и объективного (

Теоретический базис
Важная роль в истории философии конца 18 – начала 19 вв. принадлежит классической немецкой философии, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она

К семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса уделите внимание рассмотрению предпосылок формирования философии марксизм

Выделите имя философа, представителя религиозного экзистенциализма.
А. М.Хайдеггер; Б. А.Камю; В. К.Маркс; Г. К.Ясперс. 5. Кто из указанных философов развил концепцию «воли» как «воли к власти» на основе «воли к жизни»?

Теоретический базис
Классическая философия 17 – 19 веков твердо верила в силу разума и мощь индивидуального сознания. Прогресс и совершенствование разума должны осуществляться через научное познание, просвещение масс

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо охарактеризовать учение о сущем как ядре всеединства, основные аспекты всеединства, а также учение о Софии-Мудрости, которое в творчестве Соловьева

Теоретический базис
Философия Древней Руси в целом базируется на античных традициях и народной культуре и развивается в русле религиозных институтов. Философские идеи реализовывались в летописях, словах, моли

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
При выполнении первого вопроса задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса необходимо изучить взаимосвязь категорий и их переход друг в друг

Выделите имя ученого, который считал, что у каждого движения существуют внешние источники.
А. Дидро; Б. Гельвеций; В. Гольбах; Г. Ньютон. 6. Кто из указанных философов считал, что пространство и время это самостоятельные сущнос

Теоретический базис
Проблемы бытия обсуждались философами всегда. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категория бытия объединяет по признаку существования

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. При подготовке второго вопроса сконцентрировать внимание на изучении диалектической и метафизической конц

Выделите категорию, которая характеризует единство всех свойств предмета.
А. количество; Б. качество; В. мера; Г. субстанция. 6. Процесс, в ходе которого удерживается и переносится в новое, качественное состояние все положитель

Теоретический базис
Понятие развития связано с понятиями изменения и движения, которые по отношению к нему являются родовыми. В самом деле, о каком развитии может идти речь, если ничего не изменяется? Признание измене

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных понятий. В рамках второго вопроса задания необходимо изучить и законспектировать взгляды различных философских теч

Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.
А. суждение; Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление. 4. Логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к но

Теоретический базис
Как было отмечено ранее, основным содержанием сознания является знание. Знание – результат познавательной деятельности. Проблема познания – одна из главных философских проблем. Познание есть деятел

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания необходимо дать определение общества с точки зрения диалектико-идеалистических (Г.Гегель) и диалектико-материалистических (К.Маркс) позиций, а также охарактер

Рассматривая эволюцию общества, О.Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции. Выделите стадию, которая не была отмечена Контом.
А. теологическая; Б. метафизическая; В. первобытная; Г. позитивная. 5. Кто из указанных философов считал, что функцией общественного разделения труда явл

Теоретический базис
Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания рассмотреть категорию «сфера общественной жизни» как устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую потребности общественного и личного характе

Теоретический базис
Под категорией «сфера общественной жизни» понимают оформленную устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта кате

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
В рамках первого вопроса задания необходимо изучить и законспектировать основные концепции философии истории: теорию исторического круговорота Дж.Вико, согласно которой все нации развиваются по цик

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов. При подготовке второго вопроса задания необходимо изучить и проанализировать религиозный подход к пробле

Теоретический базис
Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных. Речь идет о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соо

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке первого вопроса задания изучить природу как естественную среду обитания человечества, которая подразделяется на неорганическую и органическую составляющие, дать определение понятия «

Теоретический базис
Начало 90-х годов 20 века ознаменовалось столь серьезными геостратегическими изменениями, что можно говорить о наступлении нового этапа в развитии всемирной истории. Распад СССР, качественные измен

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. 2. Философия как тип мировоззрения. 3. Предмет, объект, структура и функции философию. 4. Философия Древнего Ки

План проведения ролевой игры
Время – 4 часа 1. Вступительное слово преподавателя: Выборы важнейший компонент современной социально-политической системы. Они представляют собо

План проведения диспута
Время – 4 часа 1.Вступительное слово преподавателя: В связи с бурным развитием медицины, биологии и использованием в здравоохранении высоких техн

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная идея— понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновре­менно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безуслов­ности и всеобщности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги