Реферат Курсовая Конспект
Теоретический базис - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» Проблема Смысла Человеческого Бытия, Человеческой Жизни Одна Из Самых Сложных...
|
Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных. Речь идет о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соотнесении индивидом своей позиции с выработанной в обществе системой ценностей, о степени включения себя в социальную жизнь. При рассмотрении этих вопросов можно выделить позиции как признающие наличие смысла человеческого бытия, так и отрицающие его.
Представитель французского экзистенциализма Альберт Камю, с одной стороны, убежден, что мир хаотичен и абсурден и столь же абсурдна вера в смысл жизни, а с другой, все же находит смысл бытия в бунте против абсурда. Именно такой бунт способен придать осмысленность действиям человека.
Особое место эта проблема занимает в религии. Религиозное понимание смысла жизни связано с областью внутренней, духовной жизни человека. Обретение подлинного смысла жизни с религиозных позиций связано с подавлением человеком своего животного начала и с приобщением к Богу. Русский философ В.Соловьев соединил религиозный подход к проблеме смысла человеческой жизни с философскими исканиями. У Соловьева, нравственный смысл человеческой жизни состоит в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности.
Свой подход к данной проблеме Соловьев противопоставляет взглядам немецкого философа Фридриха Ницше, который считал, что смысл жизни заключен в ее эстетической стороне, достижении того, что в ней величаво, красиво, сильно и что подлежит дальнейшему развитию до создания «чистейшей красоты и сверхчеловеческого величия».
Проблема смысла жизни человеческого бытия особо волновала и Л.Н.Толстого. Ответ Толстого на вопрос «в чем смысл человеческого бытия?» носит религиозные формы, в решении этого вопроса он выделяет роль любви, в высоком смысле этого слова. Любовь, у Толстого, сама жизнь, жизнь блаженная и бесконечная. Любовь и жизнь смыкаются между собой и ведут к согласию и единству людей, делающих их бытие осмысленным.
В марксистской философии смысл человеческого бытия усматривается в самореализации сущностных сил человека, в саморазвитии человеческой индивидуальности, в осуществлении человеком активно преобразующей деятельности. Марксизм видит подлинный смысл человеческого бытия в содействии решению задач общественного развития, в созидательном труде, формирующем предпосылки всестороннего развития личности.
В последние десятилетия ХХ века отечественной философией были высказаны космические варианты понимания смысла человеческого бытия, в частности, смысл человеческого бытия заключается в собирании сил для начала нового цикла расширения Вселенной и недопущении процесса сокращения Вселенной.
Верно решенный вопрос о смысле бытия, дает человеку ориентир, как и во имя чего жить. Утрата такого ориентира может обернуться подлинной человеческой трагедией.
Теряя понимание собственного бытия, человек теряет возвышенный идеал своей деятельности и оказывается погруженным в повседневность, в функционирование обыденного, повседневного сознания. Повседневность и повседневное мышление способны существовать в качестве такой определенности и целостности, для которых проблема смысла жизни не существует.
Однако невозможность реализовать в своей жизнедеятельности определенным образом понимаемый смысл жизни иногда приводит к трагическому исходу.
Выбор смысла жизни – это серьезная проблема. В годы духовного созревания человек начинает искать идеал для подражания, стремиться к возвышенным целям, наполняющим его жизнь смыслом. Этот процесс связан с взлетами и срывами, духовными завоеваниями и разочарованиями. В итоге человек, преодолевая конфликт желаний и возможностей, ожиданий и действительности, обретает социальную зрелость.
Зрелая личность уже способна управлять своей жизнедеятельностью, подчиняя, менее важные цели, более важным. Она подготовлена для реализации сложившиеся у нее замыслы жизни. Проблема смысла бытия у зрелой личности затрагивает размышления о благе, добре, зле, ответственности и т.д.
Каждый человек обладает индивидуальным пониманием смысла своего бытия, его осознание получает у каждого субъективную форму.
Тем не менее, можно выделить некоторые общие компоненты понимания смысла жизни. К ним можно отнести: любовь и семью, любимое дело и труд, борьбу, самосовершенствование, служение на благо других, поиск удовольствия, познание мира и т.д.
Термином «человек» обозначается высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры. Наука о человеке, его становлении, развитии и будущем, называется антропология.
В философии нет предмета более сложного и противоречивого, чем человек, в оценке которого обнаруживаются различные позиции. В различные эпохи мыслители по-разному определяли человека. Наиболее распространенным является определение «человек разумный». Однако, у Линнея человек – это рациональное животное, у Франклина – животное, производящее орудия, у Кассирера – животное, способное обещать, у Руссо – размышляющий человек, просто испорченное животное и т.д.
Немецкий философ Макс Шелер полагает, что при слове человек в сознании образованного европейца сталкиваются три круга идей:
- круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и греховности;
- Греко-античный круг представлений, где человек является человеком благодаря тому, что у него есть ум, речь, разумность;
- круг представлений современного естествознания, согласно которому человек есть поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире степенью сложности соединения энергий и способностей.
Проблема человека всегда была одной из центральных проблем философии. В античной философии определяющей концепцией, в понимании человека, был космоцентризм, где человек рассматривался как часть космоса, познание человека считалось возможным через познание Вселенной и существующего в ней порядка.
В 5 веке складывается христианская концепция теоцентризма, в соответствии с которой, все определяет Бог, создавший мир и человека. Разум, озаренный верой, помогает уяснить детали мира, но не самого человека, который выступает как образ и подобие Бога и потому столь же непостижим, как и сам Бог.
В эпоху Возрождения теоцентризм сменяется антропоцентризмом, где человек творец своей собственной судьбы, обладающий безграничными творческими способностями, стремящийся к автономии и господству над природой.
В классической немецкой философии человек рассматривается как субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, как носитель идеального начала – духа, разума. (И.Кант).
Против этого подхода выступал Л.Фейербах, выдвинувший на первый план природно-биологическое начало в человеке, рассматривающий человека как биологическое, чувственно-телесное существо, часть природы, организм.
В философии марксизма природные и социальные начала в человеке получили объяснение с точки зрения диалектико-материалистического монизма. Человек стал рассматриваться одновременно и как биологическое существо, явившееся результатом эволюционного развития живой и неживой природы, и как существо социальное, сущность которого определяется общественными отношениями.
Начиная с 19 века понятие жизни, чувства, воли, иррационального становятся предметом специального философского анализа и получают наиболее полное развитие в философии экзистенциализма.
В начале 20 века возникает антропософия – оккультно-мистическое учение о человеке, как носителе тайн, духовных сил.
Понятие человеческой личности выражают различные термины: человек, индивид, индивидуальность, личность.
Понятие «человек» указывает лишь на качественные отличия людей от животных, и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
Индивид – это человек, как единичный представитель какого-то целого – биологического рода, социальной группы.
Термин «индивидуальность» означает то особенное, специфическое, что отличает человека от всех других.
Понятие «личность» характеризует в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Личность – это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре.
Однако следует признать ограниченность как биологизаторского подхода, акцентирующего эволюционно-биологические предпосылки норм человеческого общения, так и социологизаторского подхода, объясняющего природу человека социально значимыми причинами.
Современная философия исходит из понимания человека как целостного социально-биологического существа, причем именно социальность, общественность составляет субстанцию жизни человека.
Свобода – это одна из философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений многих философов. Свобода всегда рассматривалась в соотношении с необходимостью, произволом, анархией, равенством, справедливостью.
Понимание категории «свобода» включает в себя и полное отрицание возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма), и обоснование «бегства от свободы» в условиях современного цивилизованного общества (в концепции Э.Фромма). Понятие «свобода» родилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятиями «воля» и «вольница».
Понятие «свобода воли» означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения в выполнении тех или иных целей и задач личности.
В истории философской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния с исполнением своего долга и осознанием предназначения.
Воля – это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая представляет для него определенную ценность.
Понятие воли относится к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет о своих действиях и поступках.
Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой. Они входят в структуру характера личности. В истории философской мысли воля трактовалась, во-первых, как следствие природной и сверхприродной предопределенности, во-вторых, как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс.
Реализация свободы немыслима без осознания необходимости – философской категории, выражающей объективные связи материального мира. Необходимость означает то, что благодаря присоединению определенностей бытие понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия.
В понимании соотношения свободы и необходимости выделяют такие философские учения, как фатализм и волюнтаризм.
Фатализм – это мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Это объясняется или судьбой, или волей Бога, или детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим.
Волюнтаризм – это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике в философии Канта, Фихте, Шопенгауэра, Ницше. Воля считается слепым, неразумным первоначалом мира, диктующим свои законы человеку. Волюнтаризм в основном проявляется в социально-политической практике как попытка произвольно решать проблемы жизни общества, не считаясь с объективными законами.
Фатализм отрицает наличие какой-либо альтернативы и возможность свободного выбора.
Более существенной, чем свобода вообще, является внутренняя свобода, свобода в выборе истины, добра и красоты.
Выделяется несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов. Во-первых, это отношение борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей бежит в монастырь, уходит в себя, чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя на добровольное подчинение с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.
Возможен вариант определенного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии.
Одной из важных тем духовной культуры человека является проблема жизни и смерти. Под смертью понимается естественный конец всякого живого существа, осознаваемый человеком, в отличие от животного. Все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства таких феноменов, как жизнь, смерть и бессмертие.
Наибольшее внимание уделялось смерти и обретению бессмертий в иной жизни, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, чтобы человек мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию. Уже на заре существования человечества, в мифологии и религии многих народов получила распространение эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека.
Выделяется три измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.
Первое измерение – биологическое. Существует гипотеза постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной и их постоянного воспроизводства в подходящих условиях. Данная гипотеза наиболее полно разработана в восточной философии и мистических учениях
Второе измерение связано с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого.
Третье измерение связано с идеей обретения бессмертия.
Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после каждого человека остаются его дело, дети, внуки, продукты его деятельности, личные вещи, плоды духовного производства.
Первый вид бессмертия – в генах потомства. Второй вид бессмертия – мумификация тела с расчетом на его вечное сохранение. Третий вид бессмертия – упование на растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое тело, в вечный круговорот материи. Четвертый вид бессмертия связан с результатами жизненного творчества человека. Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания» (экстаз, мистическое ощущение причастности к вечности).
Смысл смерти и бессмертия, пути его достижения являются обратной стороной проблемы смысла жизни.
В христианстве бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресенье, путь к которому открыт искупительной жертвой Христа. Целью жизни человека является движение к вечной жизни. Без осознания этого земная жизнь превращается в пустую мечту. Смерть является началом жизни вечной, поскольку разрушает не тело, а его тленность.
Ислам исходит из факта сотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. Земная жизнь в исламе ценится высоко, тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. О каждом человеке будет составлена запись деяний и мыслей, и вынесен соответствующий приговор.
В буддизме личность понимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощений. Отсюда следует нелепость и бессмысленность цепи природных перерождений. Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений, достижение просветления, отказ от желаний.
В истории человечества было немало концепций жизни, смерти и бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. В этих концепциях, к числу которых относится и марксизм, индивид рассматривается не сам по себе, а как часть целого – человеческого общества. Человек, по Марксу, отличается от других живых существ более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает целей своей родовой и исторической жизни и представляет в этом смысле постоянно нереализуемое, адекватное существо. Такая неудовлетворенность и нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в ее непосредственных мотивах. Поэтому призвание, назначение и задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в процесс развития общества и его культуры.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический базис
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов