Реферат Курсовая Конспект
Теоретический базис - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» История Философии – Это История Становления Единой Системы Знаний, Или Филосо...
|
История философии – это история становления единой системы знаний, или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: философия Древнего мира; античная философия; средневековая европейская философия; философия Нового времени 17-18 вв.
Середина 1 тысячелетия до н.э. – это рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. 6 век до н.э. из всех столетий 1 тысячелетия выделяется как время взрыва интеллектуальной энергии.
Скачок в развитии производительных сил, вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных связей, появление первых государств, рост оппозиции традиционной религии, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывается духовная атмосфера, благоприятствующая рождению философии.
Китай – страна древней истории, культуры и философии. В середине 2 тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В 12 в. до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию, просуществовавшую до 3 в. до н.э. В 221 году до н.э. Китай объединился в могучую империю Цинь, что ознаменовало новый этап в развитии государства и философии.
Философия Древнего Китая решает ряд общечеловеческих проблем: осознание природы, человека, общества, взаимосвязь человека и природы.
Имеются и специфические черты китайской философии, связанные с особенностями культуры китайской цивилизации:
- Философия Китая тесто связана с мифологией. Но эта связь предстает как исторические придания о прошлых династиях. Такие культурно-философские памятники как «И цзинь» (книга перемен) и «Шу цзинь» (книга истории) имеют ссылки на древние мифы. Китайские мифы содержат мало материалов натурфилософского характера, однако все натурфилософские идеи Древнего Китая ведут свое начало от мифологических и примитивно-религиозных построений о небе и земле.
- Специфика философии Древнего Китая связана с ее особой ролью в острой социально-политической борьбе, которая велась государствами Древнего Китая в период 722-221 гг. до н.э. Философы в этот период нередко были министрами, послами, государственными чиновниками различного уровня. Поэтому философов Древнего Китая интересовали вопросы управления, отношений социальных групп, этики, ритуала, огромное внимание уделяется философии политики.
- Философия Древнего Китая редко прибегала к естественнонаучному материалу, исключением являлась школа моистов, прекратившая свое существование после эпохи Чжоу (221 г. до н.э.).
- Философия Древнего Китая не имела строгого понятийного аппарата, большой редкостью были теории натурфилософского и мировоззренческого характера. Философская мысль направлялась не на выработку идеала, а на поддержание сиюминутной данности.
- Практицизм теоретических поисков – характерная черта китайской философии, выражавшийся в самоусовершенствование человека и управлении государством. Этические критерии были основным мерилом.
- Канонизация конфуцианства, которое изначально выразило отрицательное отношение к естественнонаучным данным и прикладным знаниям. Конфуцианство считало своей главной задачей самосовершенствование нравственности человека, воспитание и усвоение сложного ритуала отношений между высшими и низшими.
- Отрыв китайской философии от логики и естествознания замедлил формирование понятийного аппарата. Метод логического анализа для большинства китайских школ так и остался неизвестным.
- Специфической чертой китайской философии было рассмотрение мира как Единого Организма: мир един и все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. Особое место принадлежит Небу во взаимоотношениях с человеком. Верховный Бог Шан-ди и Небо стали рядом. Постепенно небо приобрело более высокий статус и стало олицетворять регулирующую силу, разум и высшую справедливость. Правитель – земной бог может потерять расположение Неба, если окажется недостойным. Основной критерий Неба при выборе правителя – обладание высшей добродетелью (дэ).
Специфичность китайской философии была связана с употреблением в письме образно-символического знака – иероглифа и гексаграммы. Каждая гексаграмма – это выражение определенного состояния действительности, определенной ситуации, смысл которых раскрывается в пояснениях к гексаграммам. По теории «Книги перемен» весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия сил света и тьмы, напряжения и податливости. Каждая гексаграмма состоит из определенного числа горизонтальных линий, как непрерывных, так и прерывных.
В философии Древнего Китая сформировалось несколько школ, однако в рамках одной и той же школы очень часто выступали философы, стоящие на противоположных идейно-мировоззренческих позициях. Отношения между школами сводились к реализации двух основных направлений в философии: материализма и идеализма. На раннем этапе развития китайской философии, во времена Конфуция и Мо-Цзы, отношение мыслителей по основным проблемам не носило четко выраженной позиции, мистика, философия, религия, элементы материализма и идеализма тесно переплетались.
В исторических записках 2-1 вв. до н.э. приводится первая классификация философских школ Древнего Китая:
- сторонники учения Инь и Янь (натурфилософы);
- школа служилых людей – Жуцьзя (конфуцианцы);
- школа моистов, номиналистов – Миньцзя (софисты);
- школа законников – Фацзя (легисты);
- школа Дао и Дэ – даосисты.
Данная классификация носит условный характер, так как у нее отсутствуют единые основания.
Натурфилософы, сторонники учения Инь и Янь, развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, восход – закат, свет - тьма). Поиск гармонии этих двух начал – основная задача философии.
Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство. Это учение характеризует идеализацию древности (золотой век), культ предков, выполнение норм Сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях. Конфуцианству присущ идеал «благородного человека» - представителя высших слоев общества, его необходимые черты – сдержанность, скромность, бескорыстие. Конфуцианские идеалы живут в китайском обществе и сегодня: правила поведения, внешней учтивости, церемониал. Общественные потребности, забота о их реализации – удел правителя, народ не осознает их и не может решать. Отсюда строгое подчинение всех слоев общества строго по рангам.
Даосизм – учение о великом Дао, всеобщем законе, Абсолюте, Дао господствует во всем, всему дает форму и имя. Природа человека соответствует Дао, она пуста и непознаваема, смысл жизни – в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Общество пагубно для человека, поэтому от него необходимо отрешиться.
В целом древняя китайская философия антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеют установку на естественный ход вещей и недеяние.
Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер.
Древнейший сборник гимнов, песен и молитв – Веды - появился в Древней Индии на рубеже 2-1 тысячелетий до н.э. В Ведах организация всего приписывается «первочеловеку». Это – тысячиглазый, тысячиногий Пуруша, ум и дух которого породил Луну, глаза – Солнце, уста – огонь, а дыхание – ветер. Пуруша представлял собой модель космоса и человеческого общества.
Постепенно Веды обогащаются рациональным содержанием, комментариями, текстами религиозно-философского характера, которые получили название «Упанишады». Вечный творец существ – Брахма, определяет для всех имена, род деятельности (карму) и особое положение (Закону Ману).
Упанишады носят натурфилософский характер. Высший этап поисков основы бытия - учение о Брахмане, как высшей, объективной реальности, выступающей как зародыш всего сущего, как творческое начало; и об Атмане – субъективном, индивидуальном начале. Важнейшее положение Упанишад – единство Брахмана и Атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Карма – понятие, определяющее судьбу человека. Человек сам связывает себя с эгоистическими помыслами и делами. Закону Кармы не подвержен тот, чьи дела и помыслы направлены на высшую реальность. Понятие Кармы тесно связано с учением о цепи перерождений – сансарой.
На основе Упанишад сформировалось несколько школ древнеиндийской философии:
- ньяя – логика;
- вайшешика – космология;
- миманса – ритуал;
- санкхья – мистический и пессимистически-дуалистический реализм;
- йога и веданта – отношение индивидуальной души к мировой.
Все эти школы признавали священный авторитет Вед. В более поздний период на территории Древней Индии появляются и буддизм и джайнизм, которые во многом следовали Ведам.
Буддизм – религиозно-философское учение Будды (Гаутама Шакьямуни).
Будда в процессе самоуглубленного размышления постиг четыре истины:
- страдания правят миром;
- причиной всех страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями;
- уйти от страданий можно путем погружения в нирвану (подавление желаний);
- путь избавления от страданий и достижение нирваны – познание учения Будды.
Анализируя все известные направления и школы древнеиндийской философии можно выделить следующие общие черты:
- окружающий мир и личность тесно связаны между собой;
- философия Древней Индии обращена внутрь человека;
- жизненные принципы – аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние.
- философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, Абсолюта;
- учение о перерождении, бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти;
- учение о Карме – сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.
Зарождение и развитие философии предстает как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. Изучение этого многообразия философских взглядов, их возникновения, развития, взаимного влияния друг на друга, зависимости от конкретных социально-политических условий своего времени и места возникновения – составляет предмет истории философии.
В середине 1 тысячелетия до н.э., помимо Древнего Китая и Древней Индии, философия зарождается и в Древней Греции.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический базис
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов