Реферат Курсовая Конспект
СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ - раздел Философия, Методические рекомендации по «Философии» Абсолютная Идея— Понятие Гегелевской Философии, Заключающее ...
|
Абсолютная идея— понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности.
Академия (платоновская) — основана Платоном в 85г. до н. э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Члены Академии во многом добровольно ограничивали себя в потреблении мяса, плотской любви, во сне. Они занимались разработкой таких дисциплин, как философия, астрономия, естествознание, геометрия, особая роль которой была подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!»
Акциденция(от лат. случай) — философское понятие, означающее случайное, несущественное, противоположное субстанциальному, т. е. существенному. Впервые это понятие встречается в работах Аристотеля.
Аллегория (греч. иносказание) — понятие, близкое к понятию «символ». Это иносказание, развернутое уподобление, закрепленное культурной традицией.
Анализ (от греч. расчленение) — в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования, когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.
Аналитическая философия — направление в западной философии XX в., считающее собственно философией исключительно употребление языковых средств и выражений, толкуемое как подлинный источник постановки философских проблем. В аналитической философии два направления: лингвистическая философия и философия логического анализа. Философия логического анализа, применяющая аппарат современной математической логики, представляет линию сциентизма в современной философии, тогда как лингвистическая философия, отвергающая логическую формализацию в качестве основного метода анализа, выступает против культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру, исследуя применение обыденного языка при формулировке философских понятий.
Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) — одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Противоречия возникают от того, что имеет место попытка нашего разума экстраполировать приложимые только к миру «вещей в себе», понятия абсолютного и бесконечного на мир опыта и явлений.
Апейрон (греч. бесконечный) — термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. Первым его употребил в VI в. до н. э. представитель Милетской философской школы Анаксимандр
Апория (от греч. нет выхода) — трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известными являются апории представителя древнегреческой философской школы в городе Элея — Зенона «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.
Апостериори и априори (лат. из последующего и из предшествующего) — апостериори — знание, получаемое из опыта, и априори — знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом. Априорной, по Канту, является только форма, способ организации знания. Заполняясь апостериорным содержанием, априорная форма придает научному знанию характер всеобщности и необходимости.
Атараксия (греч. невозмутимость) — понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью.
Бессознательное — ключевое понятие философии фрейдизма, означающее совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Бытие— философская категория, обозначающая все существующую реальность. Ключевое понятие философии. Оно было выдвинуто греческими досократиками, одни из которых рассматривали его как единое, неподвижное, самодостаточное и самотождественное [Парменид), другие — как перманентное становление {Гераклит). Они различали бытие по истине и бытие по мнению, т.е. идеальную сущность бытия и его реальное существование.
Волюнтаризм— направление в философии, сторонники которого считали волю предельным основанием бытия.
Воля — способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия. Важнейшее понятие философии Ницше, в которой она трансформировалась в «волю к власти».
«Вещь в себе» — одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое опознание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов.
Герменевтика (от греч. истолковываю) — теория толкования текстов. В древнегреческой философии — искусство понимания, у неоплатоников — интерпретация произведений Гомера, в христианской традиции — искусство толкования Библии. Современное направление западной философии, основными представителями которого являются Бетти, Гадамер, Рикёр.
Гилозоизм (от греч. слов материя и жизнь) — термин, введенный в XVII в. для обозначения натурфилософских идей и концепций, отрицавших границу между живым и неживым, и рассматривавшим жизнь в качестве имманентного свойства материи вообще.
Гносеология (от греч. познаю и учение) — теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию.
Гуманизм (от лат. человечный) — в узком смысле слова — философское движение эпохи Возрождения, в широком — исторически развивающаяся система воззрений, признающая в качестве нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность и считающая благо человека и его право на развитие, свободу и счастье критерием оценки социальных институтов.
Дедукция (от лат. выведение) — понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному. Термин впервые употребил Боэций, но понятие дедукции как доказательство данного предложения посредством силлогизма ввел Аристотель.
Деизм (от лат. бог) — понятие, противостоящее теизму, в основе которого находится представление о божественном провидении, о постоянной связи человека и бога. По деизму, бог сотворил мир, но после этого не вмешивается в его процессы и события. Родоначальником деизма считают англичанина лорда Чербери (XVII в.), деистами были Вольтер, Кант, Ломоносов.
Деонтология (греч. должное и учение) — раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Термин введен английским философом-утилитаристом Бентамом в его работе 1834 г. «Деонтология, или Наука о морали» для обозначения теории нравственности в целом.
Детерминизм(от лат. определяю) — философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие).
Дуализм (от лат. два) — философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму. Дуалистом в истории философии считают Декарта.
Имманентное (лат. пребывающий в чем-либо) — понятие, означающее то или иное свойство, внутренне присущее предмету или явлению.
Индукция (лат. наведение) — логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. По своему характеру индукция противоположна дедукции. Индукция бывает полной, когда для получения общего вывода рассмотрены все сходные случаи, и неполной, когда все сходные случаи не представляется возможным рассмотреть.
Интеллигибельный (лат. умопостигаемый) — философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувственному восприятию. Такими объектами в истории философии были идеи Платона, бестелесные сущности, усматриваемые умом. У Канта интеллигибельными являются «вещи в себе», ноумены, которые могут мыслиться, но не могут познаваться.
Интуиция (лат. пристально смотрю) —способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. У разных философов в истории философии это понятие включало разное содержание: интуиция как форма непосредственного интеллектуального знания у Декарта; как инстинкт — у Бергсона, как бессознательный первопринцип творчества — у Фрейда.
Категории (от греч. высказывание) — предельно общие философские понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. Первые категории возникли в философских учениях древности, и их авторы пытались с помощью этих категорий выявить принципы бытия: бытие, идея, сущность, количество, качество, отношение и т. д.
Майевтика(греч. повивальное искусство) — так называл свой метод Сократ, видевший свою задачу в том, чтобы в процессе дискуссии, ставя все новые и новые вопросы, побуждать своих собеседников самим находить, «рождать» истину. Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он делает в нравственной области то, что делала его мать-повитуха.
Медитация(от лат. размышляю) — умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Существует культовая, религиозно-философская, психотерапевтическая, дидактическая медитативная практика. В античной философии медитация выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления. Большую роль медитация играет в школах современного психоанализа, ставящих целью интеграцию личности.
Метафизика (греч. после физики) — учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин был введен систематизатором произведений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н. э. В истории философии долгое время употреблялся как синоним философии.
Номинализм (от лат. имя) — философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий. Сторонники номинализма утверждают, что общие понятия-универсалии существуют только в мышлении и не существуют в действительности. Возникнув в древнегреческой философии киников и стоиков, номинализм получил свое специфическое развитие в эпоху Средневековья, когда главными его представителями были Дунс Скот, Оккам. В Новое время номиналистами были Гоббс и отчасти Локк.
Окказионализм (от лат. случай) — радикальное решение дуалистической постановки Декартом вопроса о взаимоотношении души и тела. Автор окказионализма Мальбранш (1638—1716) понимал взаимодействие тела и духа как результат непрерывного «чуда» — прямого вмешательства божества в каждом случае.
Онтология(от греч. сущее и учение) — раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Часто понятие онтология отождествляется с понятием метафизика. Впервые термин появился в 1613 г. в «Философском лексиконе» Р. Роклениуса.
Органон (греч., лат. орудие, инструмент) — позднее название свода логических сочинений Аристотеля, которые греческие аристотелики называли «инструментальными».
Пантеизм(греч. все и бог) — философское учение, отождествляющее мир и Бога. Термин был введен практически одновременно идейными противниками английским философом Дж. Толамдом (1705) и нидерландским теологом И. Фаем (1709). Однако с содержанием этого понятия мы встречаемся значительно раньше. Особенно явно пантеистические тенденции проявились в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, таких, как Н. Кузанский, Д. Бруно, Т. Кампанелла.
Парадигма(от греч. пример, образец) — образец постановки исследовательской задачи и образец ее решения.
Пролегомены (от греч. введение) — разъясняющее введение, имеющее целью ознакомить с методами и задачами данной науки. Философское значение данному термину придал Кант своей работой «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Для Канта пролегомены — это руководство к определению природы философского знания.
Рационализм(от лат. разум) — философское направление, признающее разум основой познания. Рационалистическая традиция возникает еще в Древней Греции, со времен Парменида, различавшего знание «по истине» (полученное посредством разума), и знание «по мнению» (полученное посредством чувственного восприятия). Однако самим термином «рационализм» начинают пользоваться лишь в XIX в.
Редукция (лат. возвращение к прежнему состоянию) — термин, обозначающий процесс, приводящий к упрощению структуры объекта, а также методологический прием сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам. Особое значение этот термин имеет в феноменологии Гуссерля.
Рефлексия(лат. отражение) — размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая строение и специфику духовного мира человека.
Сенсуализм (от лат. чувство) — философское направление, по которому чувства являются главным источником достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм выводит все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, считающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Силлогизм (греч.) — форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух суждений следует заключение той же логической структуры.
Скептицизм (от греч, исследующий) — философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Направление было основано древнегреческим философом Пирроном в IV в. до н. э. Скептики отвергали существование причин явлений, движение и возникновение. Для них видимость была единственным критерием истины.
Спекулятивное (от лат. созерцаю) — тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту при помощи рефлексии и направлено на осмысление основ науки и культуры. Спекулятивное знание — это исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о спекулятивном характере философии служила нормой утверждения суверенности философского знания и его несводимости ни к обыденному, ни к специально-научному знанию.
Стоицизм— школа древнегреческой философии, получившая название от портика (стоя) в Афинах, основанная Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Ведущее место в этой философии принадлежит этике, опирающейся на натурфилософию и логику.
Субстанция(лат. — нечто, лежащее в основе) — реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему-то относительно устойчивому, самостоятельно существующему. Термин связывают с именем Боэция.
Схоластика (от греч. школьный) — тип философии, которую характеризует соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Такой тип философии был доминирующим в Западной Европе в Средние века.
Сциентизм (от лат. наука) — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм утвердился в западной культуре с развитием научной революции в конце XIX в.
Тезис (греч. утверждение) — в философии Гегеля исходный момент в процессе развития, составляющий вместе с антитезисом и синтезом триаду.
Телеология (от греч. результат и учение) — учение о цели и целесообразности. Постулирует целевой вид причинности — для чего совершается тот или иной природный процесс. Характерной чертой телеологии является антропоморфизация природных процессов, приписывание цели природе, перенос на природу способности.
Теодицея (от греч. бог и справедливость) — обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею «благого» божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин был введен Лейбницем в 1710 г. в трактате «Теодицея».
Томизм (от лат. Фома) — направление в схоластике и теологии католицизма, связанное с влиянием Фомы Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить ортодоксальную позицию с уважением к правам рассудка и здравого смысла.
Трансцендетальный (от лат. выходящийза пределы) — термин философии Канта — изначально, априорно присущий рассудку, априорный, не приобретенный из опыта и не обусловливающий его, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории.
Универсум(лат.) — философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.
Утопия (от греч. место, которого нет) — изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин был введен в 1516 г. Г. Мором, автором книги «Утопия». Постепенно понятие это стало нарицательным, символизирующим нереальные планы социальных преобразований.
Фатализм (от лат. роковой) — мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимое осуществление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Фидеизм (от лат. вера) — утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. Фидеизм ограничивает сферу научного влияния, отводя решающую роль в понимании мира вере.
Функция (лат. исполнение) — философское отношение двух объектов, в котором изменение одного сопутствует изменению другого. Понятие в научный оборот ввел Лейбниц. С развитием в науках функциональных методов исследования интерес к функции как философской категории постоянно возрастал. Функциональный подход к теории познания особенно развернуто проявился в работах Кассирера, считавшего, что познание направлено не на изучение субстанции изолированных предметов, а на установление зависимостей (функций), позволяющих осуществлять закономерный переход от одного объекта к другому.
Ценность — понятие, указывающее на значение определенных явлений действительности. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений, включенных в человеческое восприятие, может выступать в качестве ценностей, т. е. оцениваться как добро и зло, истина и не истина, красота и безобразие, как справедливое и несправедливое, допустимое или запретное. Критерии, по которым производится процедура оценивания, закрепляются в культуре и общественном сознании как субъективные ценности. К ним относятся императивы, цели, проекты в форме нормативных представлений, установки. Таким образом, ценности существуют в двух видах — как предметные ценности и субъективные ценности. Философская теория ценностей называется аксиологией (от греч. ценный), в ней рассматриваются связи различных ценностей между собой. Она возникла в эпоху Сократа, впервые поставившего вопрос: «Что есть благо?»
Цивилизация(от лат. гражданский, государственный) — понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры. Вместе с тем это понятие употребляется в философской литературе как характеристика ступени общественного развития, ступени материальной и духовной культуры. В более узком значении оно употребляется для характеристики следующей за варварством ступени общественного развития.
Эвдемонизм(от греч. блаженство) — античный принцип жизнепонимания, превратившийся впоследствии в этике в принцип обоснования морали, по которому счастье и блаженство являются высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Сторонники эвдемонизма в античности считали, что счастье — не просто длительное и гармоничное удовольствие, счастье — результат преодоления стремления к чувственным наслаждениям путем самоограничения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам.
Эклектика (от греч. выбирающий) — термин был введен во II в. Потамоном из Александрии, назвавшим свою школу «эклектической». Это соединение разнородных взглядов, принципов, идей, теорий. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в абсолютизации относительности человеческого познания.
Эманация(лат. истечение) — разработанное в неоплатонизме философское понятие, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития эманация — нисхождение, противоположна восхождению, совершенствованию.
Эмпиризм (от греч. опыт) — направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Энтимема — вывод, рассуждение, в котором либо посылки, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются, «остаются в уме». В таком смысле данное понятие как сокращенный силлогизм, в котором в котором опущена одна из частей, употреблял Аристотель. Это практика мышления, когда ради ускорения обмена мыслями можно опускать то, что очевидно. Иногда в споре к энтимеме прибегают тогда, когда хотят привлечь внимание от посылки, истинность которой можно поставить под сомнение. Именно, предполагая такую возможность, Аристотель называл энтимему риторическим силлогизмом.
Эпистемология (греч. знание и учение) — понятие, употребляемое для обозначении теории познания. Теория естественно-научного знания.
Эстетика (от греч. чувствующий) — философская дисциплина, изучающая сферу художественной деятельности людей и ценностное отношение человека к миру. Анализ художественной деятельности включает рассмотрение ее возникновения, структурного и функционального своеобразия среди других форм человеческой деятельности, ее места в культуре, связи процесса художественного творчества с характером его восприятия человеком. Рассматриваются конкретные формы художественной деятельности, ее направления, стили, методы. Анализ ценностного отношения человека к миру включает анализ таких вопросов, как природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений, такие эстетические ценности, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое; связь эстетических ценностей и эстетической оценки; эстетическое восприятие и эстетически ориентированная практика; взаимосвязь эстетического и художественного. Эстетика изучает также историю эстетической мысли, зародившейся в глубокой древности, с опорой на разнообразное множество философских школ, существующих сегодня.
Этика (греч. нрав, обычай) — философская наука, предметом которой является мораль, нравственность как важнейшая сторона человеческой жизни. Этика анализирует природу морали, ее структуру, происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ее различные концепции. В древности этика была слита с правом и философией и имела характер практического нравоучения. Ее положения выводились непосредственно из природы мироздания, поскольку первоначально философия имела космоцентрический характер. В самостоятельную дисциплину этику впервые выделил Аристотель, о чем свидетельствует название его рабств «Большая этика», «Никомахова этика». Он определил, что целью этики является нормирование добродетельного гражданина государства.
Этноцентризм (греч. группа, лат. центр) — свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать явления жизни и окружающей действительности через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, как эталона.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов