ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. - раздел Философия, ХАРАКТЕРИСТИКА МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ &...
· Боэций перевел на латынь работы Аристотеля, создал учебники по арифметике, геометрии, астрономии, музыке;
· Эриугена предпринял неудачную попытку вывести теологию из философии;
· Ансельм К. в своем учении защищал онтологическое доказательство бытия Бога: если у каждого человека есть представление о наисовершеннейшем существе, следовательно, Бог существует;
· Абеляр доказывал необходимость тщательного анализа слов, понятий; анализ помогает выявить отношения между словами и вещами;
· Фома Аквинский – создатель томизма – одного из направлений католической церкви. Согласно учению, Бог обладает актуальным бытием, в котором совпадает сущность и существование. Существование Бога – необходимо, существование мира – случайно. Именно существование выступает главной проблемой учения Фомы Аквинского, предопределившего тем самым возникновение экзистенциализма и фундаментальной онтологии – основных направлений философии XIX – XX вв.. Ввел 5 доказательств бытия Бога.
· Оккам по своим взглядам номиналист, считает, что мысли есть знаки, которыми человек замещает предметы. Естественное познание оперирует знаками и является рациональным. Теология иррациональна.
· Мир можно познать, только через познание Бога;
· Познание Бога осуществляется через веру;
· Основные положения христианской веры - догматы - изложены в Библии;
· Вера как способ познания помогает правильно толковать Библию;
· Основное положение учение Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».
· Природа, человек, общество – это разные образы Бога;
· Сущностью человека является свобода воли;
· Свободная воля человека – причина зла в мире;
· Воля Бога направляет человека к добру;
· Главная добродетель человека – любовь к Богу;
· Те люди, которые реализовали любовь к Богу через любовь к ближнему, войдут в Град Божий.
«Спор об универсалиях» - проблема, в основании которой лежит вопрос о том, что считать реально существующим: предмет материального мира («индивидуум» по Аристотелю) или общую, универсальную сущность предметов рода («идеи» по Платону). Другими словами «спор об универсалиях» - это спор, восходящий к Платону и Аристотелю, о соотношении единичного и общего. В зависимости от ответа на этот вопрос возникают направления реализма, номинализма, концептуализма.
Представителем реализма является Фома Аквинский.
Основные положения учения:
· Общие универсальные сущности реально присутствуют трояким образом: в Боге, в предметах, в мыслях людей;
· Существование предметов есть проявление их сущности;
· Фома Аквинский развивает линию Платона, согласно которому множество предметов физического мира – это тени истинного бытия их идей;
· Реалисты абсолютизировали общие, сущностные признаки предметов.
Представителем номинализма является Уильям Оккам.
Основное положение учения:
· Интенция – направленность человека как субъекта на объект;
· Единство принадлежит душе человека, точнее, его способности мыслить;
· Единство души человека направлено на множество объектов, в которых нет ничего общего и единого;
· Если нет единства в вещах, то нет необходимости увеличивать сущности этих вещей;
· Знаменитый тезис «бритва Оккама» гласит: «Не допускать умножения сущностей без необходимости».
Представителем концептуализма является Пьер Абеляр:
Основные положения учения:
· Концепты – доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира;
· Концепт отличается от общего имени (критика в адрес номиналистов), ибо он есть форма мысли;
· Концепт раскрывает смысл общего имени: онне констатирует существование предмета как имя, а интерпретирует его общие признаки;
· Для определения концепта необходимо разработка теории.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ.
· Первоначалом всего сущего считал воздух;
· Выдвинул идею о том, что все вещества на Земле образуются в результате различной концентраци
Новости и инфо для студентов