ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

               
   
 
   
· Боэций перевел на латынь работы Аристотеля, создал учебники по арифметике, геометрии, астрономии, музыке; · Эриугена предпринял неудачную попытку вывести теологию из философии; · Ансельм К. в своем учении защищал онтологическое доказательство бытия Бога: если у каждого человека есть представление о наисовершеннейшем существе, следовательно, Бог существует; · Абеляр доказывал необходимость тщательного анализа слов, понятий; анализ помогает выявить отношения между словами и вещами; · Фома Аквинский – создатель томизма – одного из направлений католической церкви. Согласно учению, Бог обладает актуальным бытием, в котором совпадает сущность и существование. Существование Бога – необходимо, существование мира – случайно. Именно существование выступает главной проблемой учения Фомы Аквинского, предопределившего тем самым возникновение экзистенциализма и фундаментальной онтологии – основных направлений философии XIX – XX вв.. Ввел 5 доказательств бытия Бога. · Оккам по своим взглядам номиналист, считает, что мысли есть знаки, которыми человек замещает предметы. Естественное познание оперирует знаками и является рациональным. Теология иррациональна.
 
   
 
 
· Мир можно познать, только через познание Бога; · Познание Бога осуществляется через веру; · Основные положения христианской веры - догматы - изложены в Библии; · Вера как способ познания помогает правильно толковать Библию; · Основное положение учение Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».
 
· Природа, человек, общество – это разные образы Бога; · Сущностью человека является свобода воли; · Свободная воля человека – причина зла в мире; · Воля Бога направляет человека к добру; · Главная добродетель человека – любовь к Богу; · Те люди, которые реализовали любовь к Богу через любовь к ближнему, войдут в Град Божий.
 


10. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗМА, НОМИНАЛИЗМА, КОНЦЕПТУАЛИЗМА – НАПРАВЛЕНИЙ СРЕДНЕВЕКОЙ ФИЛОСОФИИ, РЕШАВШЕЙ «СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ».

 
 
«Спор об универсалиях» - проблема, в основании которой лежит вопрос о том, что считать реально существующим: предмет материального мира («индивидуум» по Аристотелю) или общую, универсальную сущность предметов рода («идеи» по Платону). Другими словами «спор об универсалиях» - это спор, восходящий к Платону и Аристотелю, о соотношении единичного и общего. В зависимости от ответа на этот вопрос возникают направления реализма, номинализма, концептуализма.

           
     
 
 
 
Представителем реализма является Фома Аквинский. Основные положения учения: · Общие универсальные сущности реально присутствуют трояким образом: в Боге, в предметах, в мыслях людей; · Существование предметов есть проявление их сущности; · Фома Аквинский развивает линию Платона, согласно которому множество предметов физического мира – это тени истинного бытия их идей; · Реалисты абсолютизировали общие, сущностные признаки предметов.
 
Представителем номинализма является Уильям Оккам. Основное положение учения: · Интенция – направленность человека как субъекта на объект; · Единство принадлежит душе человека, точнее, его способности мыслить; · Единство души человека направлено на множество объектов, в которых нет ничего общего и единого; · Если нет единства в вещах, то нет необходимости увеличивать сущности этих вещей; · Знаменитый тезис «бритва Оккама» гласит: «Не допускать умножения сущностей без необходимости».
 
Представителем концептуализма является Пьер Абеляр: Основные положения учения: · Концепты – доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира; · Концепт отличается от общего имени (критика в адрес номиналистов), ибо он есть форма мысли; · Концепт раскрывает смысл общего имени: онне констатирует существование предмета как имя, а интерпретирует его общие признаки; · Для определения концепта необходимо разработка теории.