рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 2. Философия научного познания.

Лекция 2. Философия научного познания. - раздел Философия, Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 1. Понятие Науки. 2. Эмпирический И Теоретический Уровни Познания....

1. Понятие науки.

2. Эмпирический и теоретический уровни познания.

3. Идеалы и нормы науки. Научная картина мира.

4. Основные методы научного познания и их соотношение.

5. Научные революции и типы научной рациональности.

 

1.Одним из видов познавательной деятельности является научное познание.Наука – важнейшая часть общества, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности. Наука – это и деятельность, направленная на получение нового знания, преобразующего мир, обогащающего духовный мир человека, общества, цивилизации.

Современные исследователи выделяют три основных аспекта понимания науки: наука как деятельность, как систему научных знаний и как социальный институт.

По мнению А.А. Радугина и Ю.Н. Тарасова рассматривая науку как деятельность необходимо подчеркнуть ее особенный характер. Получение научного знания является главной целью научной деятельности. Исследовать науку – это значит изучать деятельность ученого, порядок его действий по производству знаний. Любая форма деятельности представляет собой целенаправленную, процессуальную, структурированную активность. А это значит, что структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности[24]

Исследователи А.А. Радугин и О.А. Радугина дают следующие определения указанным элементам процесса научной деятельности. «Субъект науки – ключевой ее элемент. В научной познавательной деятельности в качестве субъекта выступает индивид-ученый, научный коллектив или научное сообщество. Цель научной деятельности состоит в получении нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания – это выявление законов, в соответствии с которыми объекты могут быть преобразованы в человеческой деятельности в необходимый для общества продукт. Объект(предмет, предметная область) - это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. То есть это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. п.»[25]

Изучение науки как системы знаний позволяет рассматривать ее как совокупность имеющихся знаний в различных отраслях, а также как постоянный процесс их критической переоценки. Отличительной особенностью научного познания является объективный способ рассмотрения мира. Наука исследует мир таким каким он существует реально, вне зависимости от человеческого сознания. Существенным признаком научного познания является его систематизированность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определённых теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

Наука как социальный институт означает наличие определенной организации, отличающейся определенной специализацией, характером труда, особой системы средств регулирования научной деятельности и контроля. Наука как социальный институт представляет собой сложную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих около 5 млн. ученых по всему миру.

Однако, целостное понимание того факта – чем является наука возможно только в процессе сравнения ее с другими формами познания действительности, среди которых наиболее важными представляются обыденное, религиозное и художественное познание

В современной литературе сложилось определенное представление об основных признаках науки. Определенную синтез их приводит Ю.Н. Тарасов, выделяя такие признаки науки как: установка на постоянный рост истинного знания, ценность новизны, объективность, простота, логичность, надежность и убедительность, проверяемость знаний, специфика способа обретения знания (научное исследование), незавершенность научного знания, универсальность применяемых методов, возможности моделирования объектов познания, наличие особой системы средств и языка описания фактов, наличие сети четких и многозначных понятий и категорий, опора на факты[26]. Все это существенно отличает научное познание от других форм познания.

По мысли А.А. Радугина и О.А. Радугиной если обыденное сознание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Особенности объектов научного и обыденного познания диктуют использование различных средств познания. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Научное познание зачастую использует эксперимент с применением различной аппаратуры: приборных установок, измерительных инструментов и т.д. Научная аппаратура - это овеществленное в приборах научное знание, которое становится средством дальнейшего исследования[27].

Различие художественного и научного познания, по мысли указанных исследователей во многом, связано с различием в формах отражения. Наука отражает действительность в строгих понятиях и теориях, на основе которых формируется объективная истина. Искусство же осмысляет действительность в художественных образах. Научные понятия и теории имеют рациональную природу: в них по возможности исключается субъективный и чувственный элементы. Художественные же образы – это форма чувственного воссоздания объектов с субъективных авторских позиций. Различие между наукой и искусством в способах отражения связано с различием в целях и объектах отражения. Наука, как известно, нацелена на познание законов природы, общества и человеческого существования. Закон – это устойчивая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями и процессами действительности. Искусство же нацелено на воспроизведение конкретной динамики жизни. Объект художественного познания в отличие от научного, это не непосредственное бытие, а существование в многообразных его проявлениях. Для искусства характерно воспроизведение действительности в живой непосредственности, т.е. в чувственной реальности, органическом единстве необходимого и случайного, единичного и общего, являющегося и существенного[28].

Если перейти к изучению различий между научным и религиозным познанием, здесь важнейшим критерием выступает форма существования продукта познания. В случае науки подобной формой выступает знание, истинность которого обосновывается с помощью эмпирических или логических способов доказательств. В случае религии критерием выступает вера – то есть способность без рациональных доказательств утверждать какое-либо знание в качестве истинного. Это проявляется в доверии к фактам Священного Писания (Библии)и Священного Предания (документы соборов и руководителей Церкви), в которых по мнению верующих зафиксировано Божественное Откровение.

 

2.В структуре научного знания традиционно выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но и в то же самое время, специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

Необходимо обратить внимание что эмпирический и теоретический уровни научного познания нельзя отождествлять с чувственным и рациональным. Это связано с тем, что уже в самом начале любое научное исследование содержит определенный теоретический аппарат, опирающийся на рациональные конструкции. Так, уже наблюдение предполагает определенную гипотетичность. Ученый наблюдает всегда с определенной целью, которая обусловлена предшествующим развитием науки и уже имеющимися научными теориями. Научный факт всегда возникает в качестве результата очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В подобном смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального.

Сразу отметим также, что и эмпирическое и теоретическое познание активно используют элементы друг друга с целью своего собственного развития. Опыты опираются на гипотезы, а теоретические конструкции на наглядные схемы.

Выделение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. По мнению академика И.Т. Фролова основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования, 2) тип применяемых средств исследования и 3) особенности метода[29]. Приведем цитату из его «классического» учебника: «Различия по предмету состоят в том, что эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.

Различия по типу применяемых средств исследования заключаются в том, что эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

Соответственно своим особенностям эмпирический и теоретический типы познания различаются по методам исследовательской деятельности. Как уже было сказано, основными методами эмпирического исследования являются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль играют также методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений. Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.»[30].

В заключение вопроса еще раз подчеркнем, что проведенное разделение двух уровней научного познания является условным. В реальной действительности они всегда переплетены и образуют целостный процесс научного познания. Это представляется особенно важным для технического специалиста, поскольку философские и социально-гуманитарные науки могут служить средой в процессе появления, формирования и развития каких-либо технологических идей и теорий.

3. Важнейшей особенностью любой формы деятельности является наличие определенных идеалов и норм, которые выступают проявлением ценностей и целей деятельности. В науке также существуют определенные ценностные и целевые установки. Их задача в прояснении того, для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен быть получен в результате их осуществления и каков тот способ, которым ученый собирается получить это знание.

Традиционными идеалами и нормами научного познания являются объективность, логичность, систематизированность, непротиворечивость, воспроизводимость.

Среди идеалов и норм исследователи выделяют два взаимосвязанных блока: а) блок познавательных установок, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания (нормы доказательности, обоснования фактов, стандарты их объяснения и описания, организации изученного материала); б) блок социальных нормативов, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития. Блок познавательных установок нередко называет стилем мышления эпохи. А блок социальных нормативов может иметь свои основания в религии, искусстве и повседневной жизни.

Между указанными блоками возможен конфликт. Это происходит в случае интенсивного развития науки и отрыва некоторых ее отраслей от ценностей жизни общества. Причем указанное противоречие может проявляться и по вине общества, которое деградировать.

Развитие науки и накопление многообразия ее данных в виде концепций, и теорий, выработка стиля научного мышления эпохи позволяют говорить об особом явлении в жизни общества, получившем название научной картины мира, которая является частью общей картины мира, вырабатываемой совместно философией, религией, искусством и наукой. Понятие «научная картина мира» или «парадигма» было введено в оборот американским ученым Т.С. Куном в 60-е годы XX века для характеристики определенной общности мышления, складывающейся в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержащей общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки.

Аспектом общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира. Если же речь идет о познавательных установках конкретных видов знания, то этот компонент знания часто называют специальной (локальной) научной картиной мира. Надо помнить, что по отношению к общей научной картине мира такие картины реальности можно рассматривать как ее относительно самостоятельные фрагменты или аспекты.

4.Научное познание на эмпирическом и теоретическом уровне представлено различными методами. Их многообразие является проявлением факта многомерности природы и общественной жизни, не поддающихся какому-либо одному способу познания. К методам эмпирического познания относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдениеэто метод эмпирического познания, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии как явлений окружающего мира так и внутреннего мира человека, с целью получения объективной информации о них. Все наблюдения подразделяют на непосредственные и косвенные. В отличие от прямых, непосредственных наблюдений косвенные имеют место тогда, когда предметом исследований становится не сам объект или процесс, а эффект его взаимодействия с другими объектами и явлениями.

Эксперимент – особый метод эмпирического исследования, заключающийся в активном и целенаправленном воздействии на изучаемые явления с целью проверки исходной гипотезы. В отличие от наблюдения в процессе эксперимента результаты испытаний строго фиксируются и контролируются. Эксперименты подразделяются на два вида – осуществляемые с целью проверки гипотез и предназначенные для сбора эмпирической информации.

К методам теоретического познания относятся гипотетико-дедуктивный, индуктивный, анализ, синтез, идеализация, формализация, моделирование.

Гипотетико-дедуктивный метод – это метод теоретического познания, характеризующийся выдвижением предположений из общих оснований в процессе объяснения какого-либо явления и требующий экспериментальной проверки.

Индуктивный метод – это метод теоретического познания направленный на обобщение эмпирических данных с целью формирования общей теории. Само слово теория греческого происхождения и означает: «рассматриваю», «исследую». Это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Это логическое обобщение опыта и общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества.

Идеализация (абстрагирование) – это метод теоретического познания, заключающийся в замене одних свойств предмета каким-либо определенным символом или знаком с целью изучения других свойств предмета. Это процесс отвлечения от чего-то, с целью выделения чего-то другого.

Формализация – это метод решения научных задач путем оперирования знаками, сведенными в обобщенные абстрактно-математические формулы, модели.

Моделирование – это метод изучения объекта, при котором создается дополнительная мысленная или материальная конструкция, позволяющая исследовать свойства реального объекта.

Надо отметить, что все указанные методы находятся в определенной взаимосвязи и являются взаимодополнительными. Современная методология – это совокупность различных методов не всегда сопоставимых между собой и тем не менее способных дополнять друг друга в процессе единого научного познания.

5.Понятие научной картины мира (парадигма) не случайно вошло в научный обиход. Как и любая другая сфера знания – наука имеет различные этапы, смена которых осуществляется в процессе научных революций. Источником всякой научной революции по мнению американского ученого Т. Куна следует считать факт невозможности той или иной научной картины объяснять мир непротиворечивым способом и тем самым удовлетворять социально-экономическим реалиям эпохи. В ходе научной революции старые доктрины не отменяются, а приобретают частное значение в сравнении с новыми представлениями. Новые знания первоначально представляют собой одну или несколько теорий, которые в дальнейшем обрастают комплексом доказанных фактов. Только после этого формируется новая научная картина мира.

Сформировавшаяся в XVII в. наука почти за четыреста лет своего существования и развития прошла ряд принципиально различных этапов, которые по целому ряду параметров противоречат друг другу. Принято выделять три основных этапа в эволюции науки: классический, неклассический и постклассический (В.С.Степин)[31]. Эти типы науки отличаются друг от друга своими основаниями и типом рациональности.

Классическая рациональность (XVII – первая половина XIX вв.)

Указанный тип научной рациональности формируется на основе механической картины мира. Важнейшим принципом понимания явлений оказывается детерминизм. Это формирует жесткие стандарты научности, заключающиеся в попытке дистанцировать объект познания от субъекта. Истина в подобной концепции это максимальное соответствие теории экспериментальным фактам. Наука начинает рассматриваться как активная производственная сфера общества, имеющая свою дисциплинарную организацию и базу.

Неклассическая рациональность (конец XIX – начало ХХ вв.)

Связана с формированием кризисных тенденций в механической картине мира, что вылилось в формирование электромагнитной картины мира, квантовой механики, создание теории относительности, новых представлений в области логики и математики. Важнейшими достижениями данной картины мира было признания факта взаимообусловленности физических, химических и биологических процессов, качественного различия законов на микро, макро и мега уровнях, относительного характера пространства, времени, массы, синтезом пространства и времени в едином пространстве- времени, взаимосвязи пространства и тел, которые его наполняют, взаимопревращением вещества и энергии, взаимодополняемостью волн и частиц, отрицанием строгой причинной обусловленности фундаментальных взаимосвязей объектов (индетерминизм), массовостью (множество объектов любого рода – статическая система), системностью, структурностью, организованностью, эволюционностью систем и объектов. Субъект и объект познания рассматриваются в данной картине мира как взаимосвязанные, что акцентировало внимание на методах и средствах научного познания. В обществе появляется мысль о социальной ответственности ученых. Истина начинает рассматриваться как один из видов ценностей.

Постнеклассическая рациональность (70-е годы XX века и по настоящее время)характеризуется дальнейшим углублением неклассического взгляда на мир как нелинейного, единого и в то же время многообразного. Происходит четвертая глобальная революция, связанная с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки). Лидерами выступают биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Преимущественный предмет исследования постнеклассической науки – сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: УРСС, 2001.

2. Радугин А.А. Философия. - М.: Изд-во Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2001.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6.Философия. Учебное пособие под редакцией Л.П. Станкевича. – Липецк: ЛГТУ, 2002.

7. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М.: Наука, 1991.

8. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. - №10.

9. Тарасов Ю.Н. Философия науки. - Воронеж, Изд-во ВГПИ, 2005.

10. Микешина Л.А. Философия науки. - М.: УРСС, 2004.

11. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Библионика, 2006.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите три основных аспекта понимания науки?

2. В чем состоит основное отличие научного познания от обыденного и художественного познания?

3. Чем различаются эмпирический и теоретический уровни познания?

4. Чем отличается эмпирический уровень познания от чувственного?

5. Перечислите основные методы теоретического познания? В чем состоит их основное отличие от эмпирических методов?

6. Что такое научная революция?

7. В чем заключалось различие гносеологических оснований классического и неклассического типов рациональности?

 

Темы докладов и сообщений

1. История развития научных представлений.

2. Проблема определения границ научного познания.

3. Наука и религия.

4. Доклассические формы научной рациональности.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... ЛИПЕЦКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 2. Философия научного познания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Линченко А.А.
  «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛИПЕЦКОГО ИНСТИУТА УПРАВ

Ковригин Вадим Валерьевич
    Л Линченко А.А. Основы философских знаний.Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления. – Липецк: Издательство Л

Современная цивилизация и философия
Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной циви

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
1. Понятие мировоззрения. 2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы. 3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.  

Тема 2. Философия, ее сущность и назначение
1. Предмет философии: человек и мир, бытие и сознание. Основные типы философствования. 2. Сферы философского знания. 3. Функции философии 4. Философия в системе культуры:

Лекция 1. Бытие
1. Онтология как учение о бытии. 2. Различное понимание категории «бытие» в истории философии. 3. Бытие и небытие. Бытие и существование. 4. Основные формы бытия.

Лекция 2. Материя
1. Понятие материи и эволюция представлений о нем в истории философии и науки. 2. Структурный аспект бытия: материя, субстрат, субстанция. 3. Динамический аспект бытия: движение,

Лекция 3. Движение и развитие
1. Движение и развитие. 2. Метафизика и диалектика в понимании процесса развития. Законы и категории диалектики. 3. Системный подход и синергетика. 1.Люб

Тема 4. Философия человека.
1. Философия о природе и сущности человека. Человек как соотношение биологического и социального. 2. Проблема антропосоциогенеза. Распредмечивание и опредмечивание. 3. Проблема см

Лекция 1. Сущность и структура сознания.
1. Дух и сознание как философская проблема. 2. История представлений о сознании и основные концепции его понимания. 3. Отражение и сознание. Психика животных. 4. Структур

Лекция 2. Самосознание и общественное сознание.
1. Сознание и самосознание. 2. Социальная обусловленность сознания. Проблема идеального. 3. Общественное сознание и его структура.   1.Осмы

Лекция 1. Сущность и структура процесса познания.
1. Различные подходы к познаваемости мира. Отражение и творчество. 2. Проблема субъекта и объекта познания. 3. Чувственное и рациональное в познании. Проблема интуиции. 4

Лекция 1. Общество как предмет социальной философии
1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании. 2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества. 3. Об

Лекция 2. Основные проблемы философии истории
1. Понятие философии истории. Основные концепции общественного развития. 2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Роль личности в истории. 3. Понятие обще

Тема 8. Философия Древнего Востока
1. История философии в структуре философского знания. 2. Философия Древней Индии. 3. Философия Древнего Китая.   1.Полноценное познание и о

Тема 9. Философия Древней Греции.
1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация. 2. Философия Древней Греции на раннем этапе. Досократики. 3. Философия Древней Греции классического периода – Сократ, П

Тема 10. Теоцентризм средневековой философии
1. Основные особенности средневековой философии. 2. Философия периода патристики. 3. Философия периода схоластики. 4. Влияние арабской философии на европейскую средневеко

Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
1. Общие особенности философии эпохи Возрождения. 2. Философия Н. Кузанского. 3. Натурфилософия эпохи Возрождения и представления об обществе.   1.

Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XX вв.
1. Основные особенности русской философии. 2. Западническая и славянофильская традиции в русской философии. 3. Русская религиозная философия второй половины XIX – нач. XX вв. (В.С

Тема 16. Основные направления современной западной философии
1. Позитивизм как философия науки XX века. 2. Экзистенциализм. 3. Философская антропология и персонализм. 4. Постмодернизм.   1.XX

Периодические издания и Интернет-сайты по философии
  ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРИОДИКА В РОССИИ 1) Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2) Вопросы философии 3) Общественные науки и современность. 4) Социально-гуман

Основы философских знаний
Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления     Издается в авторской редакции   Подписано в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги