рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 2. Основные проблемы философии истории

Лекция 2. Основные проблемы философии истории - раздел Философия, Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 1. Понятие Философии Истории. Основные Концепции Общественного Развития. ...

1. Понятие философии истории. Основные концепции общественного развития.

2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Роль личности в истории.

3. Понятие общественного прогресса.

4. Культура и цивилизация.

 

1.Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь по преимуществу идет об основоположениях удивительного феномена - человеческой истории. Вопросы, которые в этой связи обсуждаются, достаточно неожиданны: как возможна история вообще? Есть ли в ней какой-либо умопостигаемый смысл? Если есть, то откуда он берется, т.е. заключается ли он в самой ткани исторического события или он - следствие нашей позднейшей его интерпретации? Имеет ли история направление? Кто является творцом истории? Как возможно историческое событие? На какие следует разделять единый исторический процесс? Важнейшее отличие философии истории от истории состоит в том, что, если историю интересует причины определенных конкретных событий, то философия истории анализирует общие закономерности исторического процесса в целом. Термин «философия истории» довольно позднего происхождения. Его ввел в оборот Вольтер. Одна из его работ так и называлась – «Философия истории».

Несмотря на многообразие философских концепций понимания истории существуют две основных точки зрения на проблему единства исторического процесса, его смысла и направленности. Одна из них, которую можно условно назвать унитарно-стадиальной утверждает единство исторического процесса с примерно общими законами общественного развития, в специфической форме проявляющихся у отдельных народов и культур. Другая точка зрения, которую можно условно назвать плюралистическойуказывает на факт принципиального различия человеческих обществ, которые именуются культурами ли цивилизациями, каждая из которых является уникальной, что мешает различным социальным общностям полностью передавать и усваивать социальный опыт. Поскольку все культуры уникальны – они равноценны. Противоречивой в этой связи представляется идея прогресса. Наиболее яркими представителями данных точек зрения являются марксистская концепция общественного развития (материалистическое понимание истории) и цивилизационный подход.

Марксисткое учение об обществе, развитое последователями К. Маркса и Ф. Энгельса носит название «исторический материализм». Как и Гегель, марксисты представляли мировую историю как единый и закономерный процесс, а исторический материализм в этой связи оказывался общественным учением изучающим наиболее общие законы развития человеческого общества. Основные идеи исторического материализма были изложены Марксом и Энгельсом в 40-е годы XIX в. в таких работах, как «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Святое семейство», «Немецкая идеология», а в более разработанном виде в «Нищете философии» и «Манифесте Коммунистической партии».

Сторонники исторического материализма исходят из философских установок философского материализма, с его аппеляцией к единству материи, ее взаимопревращаемости и первичности. В отношении социума это трансформировалось в представление о приоритетном значении материальных факторов развития общества, когда изменения экономических факторов определяют изменения других сфер общественной жизни. Предметом исторического материализма выступают всеобщие законы и движущие силы общества, рассматриваемые сквозь призму их целостности, противоречивости и взаимозависимости. Это выражалось в обращении к категории «общественно-экономическая формация», под которой понимался целостный социальный организм, определенная система общественных явлений и отношений, внутренне связанных друг с другом и зависимых друг от друга. Введение категории «общественно-экономическая формация» позволило выделить общее у стран, находящихся на одном и том же уровне исторического развития и отделить один исторический период от другого. История человечества в этом случае предстала в качестве совокупности различных общественно-экономических формаций, каждая из которых экономически и культурно была связана с предыдущей и создает необходимые предпосылки для последующей. Выделялись первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономические формации. Критерием отличия одной от другой выступал способ производства. Под «способом производства» Маркс понимал совокупность «производительных сил» (техника, люди, земля) и «производственных отношений» (отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления продуктов). марксизм использует также понятия «базис» и «надстройка». Эти понятия соотносительные и тесно взаимосвязаны друг с другом. Под базисом подразумевалась экономическая структура общества, совокупность производственных отношений какого-либо определенного общества. Другими словами, базис – это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений[34]. Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. Надстройка подразделялась на две сферы общественных явлений: во-первых, общественные идеи и настроения, выступающие в форме идеологии и общественной психологии и, во-вторых, государственные и общественные организации и учреждения. Надстройка, определяясь базисом тем не менее способна оказывать на него обратное влияние.

Географические особенности проживания социальных общностей людей, конечно, вносят коррективы в проявление вышеуказанных социально-экономических особенностей, но не меняют принципиальной сущности дела. Во всех регионах Земли данные процессы протекают в рамках логики развития общественно-экономических формаций.

Развитие человеческой цивилизации мыслилось классикам и последователям марксизма через смену общественно-экономических формаций. Преемственность и единство истории определялись производительными силами, которые постоянно совершенствуются и обновляются. Производственные отношения, наоборот, отличаются прерывностью и в случае несоответствия обновленным производительным силам – отмирают, давая жизнь новым и более совершенным производительным силам. Становление и развитие каждой общественно-экономической формации, переход к более высокому уровню развития подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Еще одной концепцией, претендующей на всеобщий охват социальных явлений и процессов, является цивилизационный подход к истории человечества. Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных или слабо взаимосвязанных друг с другом человеческих цивилизаций. У нее немало приверженцев, среди которых такие известные имена, как О. Шпенглер (1880–1936), А. Тойнби (1889– 1975). У истоков этой концепции был русский мыслитель Н. Я.Данилевский (1822–1885), опубликовавший в 1869 г. сочинение «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому».

По мысли Данилевского, естественная система истории заключается в различении культурно-исторических типов развития, имевших место в прошлом. Именно совокупность этих типов, кстати, не всегда наследующих друг друга, и составляет историю человечества. В хронологическом порядке выделяются следующие культурно-исторические типы: I) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский и 10) германо-романский, или европейский, 11) мексиканский, 12) перуанский. Именно народы указанных культурно-исторических типов совместно делали историю человечества. Каждый из них развивался самостоятельно, собственным путем в соответствии с особенностями своей духовной природы и спецификой внешних условий жизни.

Развитие культурно-исторических типов происходит в соответствии с определенными условиями, которые, сам Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относил: 1) наличие одного или нескольких языков, при помощи которых племя или семейство народов могли бы общаться друг с другом; 2) политическая независимость, создающая условия для свободного и естественного развития; 3) самобытность каждого культурно-исторического типа, которая вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств; 5) ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.

В последующем, цивилизационный подход наполнялся новым содержанием, но его основы, сформулированные Н.Я. Данилевским, по существу, оставались неизменными. У Осавльда Шпенглера это показано в виде множества независимых друг от друга культур, лежащих в основе государственных образований, и их детерминирующих. Единой мировой культуры нет и не может быть. Всего немецкий философ насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполлоновская (греко-римская), магическая (византийско-арабская), фаустовская (западно-европейская) и культура майя. На подходе формирующаяся русско-сибирская культура. Возраст каждой культуры зависит от ее внутреннего жизненного цикла и охватывает приблизительно тысячу лет. Завершая свой цикл, культура умирает и переходит в состояние цивилизации. Принципиальное отличие культуры от цивилизации заключается в том, что последняя выступает синонимом бездушного интеллекта – развитие техники. Однако, в отличие от Данилевского, оптимистично смотревшего на роль и значение славянства в рамках нового этапа мировой истории, О. Шпенглер предельно пессимистичен. Пессимизм Шпенглера не случаен. Его работа выходит сразу после Первой Мировой войны, отражая кризис европейского человечества

2.История общества отличается от истории природы во многом тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. Возникает вопрос – существует ли определенная закономерность общественного развития? Если нет – то история – это поток случайностей, если существует – то какова реальная роль конкретных людей, и шире великих исторических личностей? Является ли история сознательным достижением людьми своих целей? Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. В дальнейшем при анализе данного вопроса мы будем придерживаться взглядов одного из видных русских марксистов – Г.В. Плеханова, наиболее полно раскрывшего различные стороны проблемы закономерностей общественного развития и основанной на это роли личности в истории.

По мысли Г.В. Плеханова, законы общественного развития так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы - без посредства материи. И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от воли и сознания отдельных (обычных) индивидов. Несмотря на то, что законы истории и создаются самими людьми, однако люди подчиняются их власти как чему-то надличностному. В этом случае и принято говорить, что законы «управляют» ходом исторических событий[35]. Вместе с тем, наличие подобных закономерностей вовсе не означает, что история повторяется. Например, тот факт, что вторая мировая война не похожа на наполеоновские войны, не является препятствием для философского осмысления природы войн вообще. Общественный закон выступает не просто как тенденция (которая и сама может оказаться вероятностной), а как ведущая, основная тенденция.

Проблема наличия общих законов мировой истории поднимает вопрос о роли объективных и субъективных факторов в историческом процессе. И здесь, опять-таки повторяется надличностная природа истории и общества. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Таким образом, деятельность людей в определенной мере уже подготовлена объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обусловливающими в основном характер и способ деятельности людей, направление и формы их социальной активности. Под указанными объективными условиями понимаются как орудия труда, средства труда, сложившиеся формы общественного производства, так и различные традиции, обычаи, верования, социальные институты. Субъективные факторы, таким образом, представляют собой влияние людей на объективный ход истории. Естественно, что это влияние неспособно принципиально изменить логику мировой истории, однако, возможность смены тенденций развития явно просматривается. С наибольшей силой влияние субъективного фактора выражается в той роли, которую играют великие личности в истории. Долгое время считалось, что личности творят историю. Заслугой исторического материализма в лице К. Маркса и Г.В. Плеханова было развернутое обоснование того, что возможность влиять на историю у великих личностей наступает только в случае обнаружения ими объективных закономерностей и сознательное следование им. Другими условиями является неопределенная ситуация (точка бифуркации), когда воздействие небольшого количества лиц или одного лица могут изменить ход истории.

Проблема соотношения объективных и субъективных факторов общественного развития требует обращения не только к вопросу о роли исторических личностей, но и к изучению логики поведения широких масс населения, которые также в критические моменты истории могут изменить пути развития общества. Это подразумевает вопрос о степени соотношения сознательного и стихийного в истории.

Парадокс соотношения сознательного и стихийного состоит в том, что несмотря на известную сознательность повседневных жизненных практик людей, преследующих вполне определенные цели, общий результат их совместной деятельности вряд ли может быть до конца абсолютно предугаданным. Это связано с тем, что в процессе достижения своих промежуточных целей, человек не всегда сопоставляет их с общественными целями, или не всегда отдает отчет в применимости средств достижения своих целей к общественной жизни. Другими словами, каждый отдельный человек действует во многом на свой страх и риск, не задумываясь о своем личностном вкладе в общественные процессы. В этой связи даже бездействие оказывается одним из видов изменения общесоциальной ситуации. Это и придает определенную стихийность многим общественным процессам. Единственным источником гармонизации сознательного и стихийного является продуманная жизненная позиция, основанная на понимании закономерностей общественного развития.

3.Одним из ключевых вопросов философии истории является вопрос о существовании общественного прогресса и его критериев. Ведь если мировая история имеет определенные законы и логику развития, то она должна куда-либо направляться. Надо отметить, что обращение философии к проблемам общественного прогресса происходит в Новое время, когда на историческую арену вышла буржуазия, проповедовавшая идею бесконечного прогресса. Русский философ Н.А. Бердяев полагал, что сама по себе идея прогресса имеет религиозные корни. Она предполагает цель исторического процесса и раскрытие смысла его зависимости от этой конечной цели. Но сама цель находится за пределами исторического процесса. Эта идея является идея наступления Царства Божьего и царства справедливости. Таким образом, по сути, многочисленные теоретики прогресса продолжают широкоизвестную средневековую мысль. История по природе своей несовершенна, поэтому в ее пределах прогресс невозможен. Однако, за ее пределами – в небесной истории возможно прогрессивное движение, что требует вхождения земного в небесное (новый эон). Земной прогресс – это бесконечный абсурд, где предыдущие поколения людей рассматриваются в качестве средства для последующих[36].

Многогранное понимание сущности общественного прогресса требует обращение к таким философских понятиям как «развитие», «изменение», «прогресс». Самое широкое из них – понятие «изменение», которая охватывает любые формы движения объектов. Меньшим по объему выступает понятие «развитие», которое охватывает лишь те изменения, которые наблюдают качественное приращение или убывание. «Прогресс» - еще более узкое понятие – оно характеризует положительное, поступательное развитие. Регресс соответственно – это нисходящий тип развития.

В современной социальной философии принято считать, что понятие «прогресс» не должно применяться по отношению к природным процесса, а является прерогативой лишь общественного развития. В целом, обозревая человеческую историю, можно утверждать об определенном прогрессивном развитии, однако, подобная точка зрения нуждается в уточнении: в некоторых областях человеческой жизни могут наблюдаться признаки регресса, а многие факты указывающие на прогресс при более внимательном взгляде имеют и регрессивный аспект. Особенно подобная противоречивость проявляется в становлении технической оснащенноси человека и увеличении степени комфортности его жизни.

Актуальной проблемой теории социального прогресса является выяснение его критерия. По мнению И.А. Гобозова, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума - это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства - это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека[37]. Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.

4.Наличие в ходе исторического процесса множества этапов, а также активно действующих этносов и народов ставит вопрос о разграничении понятий «культура» и «цивилизация». Термин «культура» римский по своему происхождению (cultura). Сам термин культура по-видимому происходит от латинского слова colere, который имел несколько значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать. «Почитать», «поклоняться» через латинское cultus переработалось в культ. Уже в средневековом английском языке culture иногда напрямую употреблялось как «служение».

Термин «цивилизация» также римский по своему происхождению. В основе его лежат латинские термины civis - гражданин и civilis - принадлежащий, относящийся к гражданину. В процессе исторических трансформаций оно стало обозначать смысловую направленность исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка.

Последние значения существенно сблизили его с термином «культура». В XIX веке в Европе стали говорить о цивилизациях во множественном числе – появляется термин «цивилизации».

В современной культурологии принято выделять четыре основных смысловых содержания термина «культура»:

1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития как человечества в целом, так и общественных групп и даже отдельных личностей;

2) обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.;

3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д.[38]

Впервые о противопоставлении культуры и цивилизации заговорили в Германии в XVIII-XIX вв., что было результатом с одной стороны, пожъема национального самосознания, а с другой стороны, продолжающейся еодальной раздробленности Германии. Немецкий социолог Ф. Теннис в конце XIX столетия сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от «общины» (Gemeinschaft) к «обществу» (Gesellschaft). Он полагал, что имеются два типа социальных отношений: общинные и общественные. «Общинные отношения представлены эмоциями, привязанностями, душевными склонностями. Они способны сохранять свою самотождественность благодаря обращенности к традиции, а также в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка. Это отношения, характерные для таких общностей, как семья, соседство, род, даже этнос или нация. Главное здесь – это органичность, конкретность отношений, их укорененность в традиции. Эти отношения и есть отношения в рамках общей культуры. В основе отношений второго рода, или общественных отношений, лежит рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Они имеют вещную природу и характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Они, конечно, могут частично основываться и на общинных отношениях, но могут существовать также между разделенными и чуждыми друг другу людьми, даже между врагами. Отношения такого рода имеют целиком рациональную структуру. Их субъектами могут быть не только индивидуумы, но и группы, коллективы, даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные «лица». Это отношения в рамках цивилизации»[39].

Освальд Шпенглер, опубликовавший в 1919 г. Книгу «Закат Европы», рассматривал цивилизацию как свидетельство грядущей гибели Запада. «Гибель Запада... представляет не более и не менее как проблему цивилизации... Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последних стадий развития. Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный и окаменяющий мировой город за господством земли и детством души, получившими выражение, например, в дорическом и готическом стилях. Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры»[40]. Таким образом, для О. Шпенглеpa, как и для Ф. Тенниса, а также других мыслителей (например Н.А. Бердяева), противопоставление культуры и цивилизации - это противопоставление духовной, идеалистической стороны существования - технологической и утилитарно-материалистической. К культуре относится все созданное духом, органичное, творческое, конкретное. К цивилизации - нетворческое, неорганичное, всеобщее. Их взгляды продолжают оказывать влияние на современную социальную философию в вопросе о соотношении культуры и цивилизации.

Рекомендуемая литература:

1. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. - М.: Высш.шк., 1997.

2. Радугин А.А. Философия. - М.: Изд-во Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

4. Барулин В.С. Социальная философия в 2 ч. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Республика, 1992.

7. Гобозов И.А. Философия истории. - М.: ТЕИС, 1993.

8. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Гардарики, 2003.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.: Слово, 1994.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое философия истории? Какие вопросы входят в круг ее рассмотрения?

2. В чем состоит особенность формационного подхода к пониманию общества?

3. Какой смысл в понятие «цивилизация» вкладывали представители цивилизационного подхода?

4. Что такое общественные законы и в чем они проявляются?

5. Как взаимосвязаны между собой объективное и субъективное в процессе общественного развития?

6. Что такое общественный прогресс и в чем состоят его основные критерии?

7. Укажите основные различия понятий «культура» и «цивилизация».

 

Темы докладов и сообщений

1. Проблемы соотношения макроисторических парадигм.

2. Социокультурная динамика П. А. Сорокина.

3. К.Н. Леонтьев о процессе всемирного развития.

4. С. Хантингтон о столкновении цивилизаций.

5. Основания социальной синергетики.

6. Концепция осевого времени К. Ясперса.

7. Открытое общество и современная Россия.

8. Особенности русской духовной истории

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... ЛИПЕЦКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 2. Основные проблемы философии истории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Линченко А.А.
  «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛИПЕЦКОГО ИНСТИУТА УПРАВ

Ковригин Вадим Валерьевич
    Л Линченко А.А. Основы философских знаний.Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления. – Липецк: Издательство Л

Современная цивилизация и философия
Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной циви

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
1. Понятие мировоззрения. 2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы. 3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.  

Тема 2. Философия, ее сущность и назначение
1. Предмет философии: человек и мир, бытие и сознание. Основные типы философствования. 2. Сферы философского знания. 3. Функции философии 4. Философия в системе культуры:

Лекция 1. Бытие
1. Онтология как учение о бытии. 2. Различное понимание категории «бытие» в истории философии. 3. Бытие и небытие. Бытие и существование. 4. Основные формы бытия.

Лекция 2. Материя
1. Понятие материи и эволюция представлений о нем в истории философии и науки. 2. Структурный аспект бытия: материя, субстрат, субстанция. 3. Динамический аспект бытия: движение,

Лекция 3. Движение и развитие
1. Движение и развитие. 2. Метафизика и диалектика в понимании процесса развития. Законы и категории диалектики. 3. Системный подход и синергетика. 1.Люб

Тема 4. Философия человека.
1. Философия о природе и сущности человека. Человек как соотношение биологического и социального. 2. Проблема антропосоциогенеза. Распредмечивание и опредмечивание. 3. Проблема см

Лекция 1. Сущность и структура сознания.
1. Дух и сознание как философская проблема. 2. История представлений о сознании и основные концепции его понимания. 3. Отражение и сознание. Психика животных. 4. Структур

Лекция 2. Самосознание и общественное сознание.
1. Сознание и самосознание. 2. Социальная обусловленность сознания. Проблема идеального. 3. Общественное сознание и его структура.   1.Осмы

Лекция 1. Сущность и структура процесса познания.
1. Различные подходы к познаваемости мира. Отражение и творчество. 2. Проблема субъекта и объекта познания. 3. Чувственное и рациональное в познании. Проблема интуиции. 4

Лекция 2. Философия научного познания.
1. Понятие науки. 2. Эмпирический и теоретический уровни познания. 3. Идеалы и нормы науки. Научная картина мира. 4. Основные методы научного познания и их соотношение.

Лекция 1. Общество как предмет социальной философии
1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании. 2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества. 3. Об

Тема 8. Философия Древнего Востока
1. История философии в структуре философского знания. 2. Философия Древней Индии. 3. Философия Древнего Китая.   1.Полноценное познание и о

Тема 9. Философия Древней Греции.
1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация. 2. Философия Древней Греции на раннем этапе. Досократики. 3. Философия Древней Греции классического периода – Сократ, П

Тема 10. Теоцентризм средневековой философии
1. Основные особенности средневековой философии. 2. Философия периода патристики. 3. Философия периода схоластики. 4. Влияние арабской философии на европейскую средневеко

Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
1. Общие особенности философии эпохи Возрождения. 2. Философия Н. Кузанского. 3. Натурфилософия эпохи Возрождения и представления об обществе.   1.

Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XX вв.
1. Основные особенности русской философии. 2. Западническая и славянофильская традиции в русской философии. 3. Русская религиозная философия второй половины XIX – нач. XX вв. (В.С

Тема 16. Основные направления современной западной философии
1. Позитивизм как философия науки XX века. 2. Экзистенциализм. 3. Философская антропология и персонализм. 4. Постмодернизм.   1.XX

Периодические издания и Интернет-сайты по философии
  ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРИОДИКА В РОССИИ 1) Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2) Вопросы философии 3) Общественные науки и современность. 4) Социально-гуман

Основы философских знаний
Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления     Издается в авторской редакции   Подписано в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги