рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 2. Материя

Лекция 2. Материя - раздел Философия, Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 1. Понятие Материи И Эволюция Представлений О Нем В Истории Философии И Науки...

1. Понятие материи и эволюция представлений о нем в истории философии и науки.

2. Структурный аспект бытия: материя, субстрат, субстанция.

3. Динамический аспект бытия: движение, пространство, время.

1.Бытие, как предельно общая абстракция, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты и социальные ценности, состояния человеческого сознания и т.д. Это означает, что для того чтобы понять все эти явления действительности, категории «бытие» недостаточно и, таким образом, требуется новый класс понятий, описывающих реальность с точки зрения конкретных, существующих вещей. Принято считать, что наиболее общими понятиями в этой связи являются понятия «материи» и «духа» (проблемы понимания «духа» как аспекта бытия рассматриваются в теме 5). Именно через материю и дух мы можем понять ту взаимосвязь, которая существует между бытием и существованием как неотделимыми друг от друга характеристиками мироздания в целом. При этом, бытие само по себе не может быть сведено только к материи, или только к духу. Материя таким образом характеризует бытие с вещественной стороны.

В истории философии и науки сложились два основных подхода к вопросу о понимании материи в составе бытия. Идеалистическая традиция рассматривала материю как производное состояние от духа, материалистическая – видела в ней – основу мира, в свою очередь от которой производным являлся дух. В рамках материалистической философии также можно выделить два основных аспекта в понимании материи.

Первый аспект сводился к вопросу о сущности самой материи. В ответе на него в истории философии и науки можно выделить корпускулярную и континуальную теории. Сторонники корпускулярной теории (Демокрит, Ньютон, Лейбниц) полагали, что материя может быть представлена как совокупность неделимых частиц атомов или корпускул (от лат. corpusculum - тельце), которые взаимодействуют в пустоте. Сторонники континуальной (от лат. continuum – непрерывное, сплошное) (Аристотель, Максвелл, Эйнштейн) полагали, что материя представляет собой единое неразрывное пространство, в котором между различными участниками взаимодействия пустоты нет, а наличествует эфир, электромагнитное поле или общее поле.

Второй аспект сводился к вопросу о возможностях восприятия материи. Здесь в истории философии сложились две точки зрения. Одна из них, получившая широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П.А. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) сформулировали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". Другая позиция, также восходящая к философии Просвещения утверждает мысль о превосходстве материи по сравнению с воспринимающей способностью человека.

В конце XIX века атом был разделен. Был открыт электрон, обнаружен радиоактивный распад и превращаемость атомов. Оказалось, что имеющая в своей основе электричество материя перестала быть веществом, т.е. «исчезла», что вызвало кризис в философии и естествознании. Преодоление его стало возможным лишь после перехода к релятивистской физике и признании поля и вещества как равных составляющих физической реальности. В этой связи В.И. Лениным было уточнено понятие «материя», которое не потеряло своего значения и в современных условиях: «материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущении его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи:

1. Материя существует как одно из проявлений бытия.

2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.

3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.

4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Нет материи самой по себе, есть только материальные объекты и процессы их взаимодействия. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.

5. Материя вещественна (телесна), т.е в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).

6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение – т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи[6].

2.В современном естествознании и философииматерию принято разделять на уровни – неорганический, органический и социальный. Они являются качественно различными и отличаются спецификой закономерностей.

Уровни неживой природы:

1) субмикроэлементарный,

2) микроэлементарный,

3) ядерный,

4) атомарный уровни и соответствующие им поля,

5) молекулы;

6) совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений;

7) планетарные системы;

8) звезды, галактики и системы галактик;

9) Метагалактики

10) Вселенная.

 

Вместе они составляют микро-, макро- и мега мир Вселенной, изучаемый различными науками. В этой связи заметим, что соотношение закономерностей и случайности, специфика проявления универсальных принципов (развитие, самоорганизация) на каждом из уровней.

 

Уровнями живой материи выступают

1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки;

2) клетки и одноклеточные организмы;

3) многоклеточные организмы (растения и животные);

4) популяции;

5) виды;

6) биоценозы и биогеноценозы;

7) биосфера.

8) человек как биосоциальное существо

 

Таким образом, категория материя характеризует мир с его вещественной стороны и в этом смысле она является лишь одним из видов бытия. Материя также является одним из проявлений субстанции – абсолютного первоначала всех вещей и процессов. Как и Э.В. Ильенков, под субстанцией, мы будем понимать объективную реальность, рассматриваемую со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем беско­нечным многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует; как материю в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникаю­щих и исчезающих в этом движении различий и противопо­ложностей. Для характеристики способов проявления субстанции в материальной или идеальной формах происходит в философии используют понятия атрибутов и модусов. Атрибутами называют всеобщие и неотъемлемые свойства явлений, а модусами принято называть конкретные, частные свойства предметов и явлений.

Однако, субстанция как предельное основание бытия требует еще одной категории, которая могла бы учитывая взаимодействие материального и идеального отражать конкретного носителя атрибутивности или модального. Подобную роль в философии выполняет категория «субстрат» (от позднелат. Substratum — подстилка, основа). Субстрат выражает неоднородность, качественную определенность предметов. Если переносить это понимание на естественные и гуманитарные науки, то субстратом физических процессов и явлений выступают элементарные частицы. В химии эту роль выполняют молекулы, в биологии – белки и нуклеиновые кислоты, в обществе – человек.

3.К атрибутивным свойствам бытия, представления о которых начали складываться в глубокой древности, относятся движение, пространство и время.В современной философской и научной картинах мира движение принято понимать как способ существования материи. В мире нет и не может быть движения без материи, как и материи без движения (наиболее ярким примером является знаменитый корпускулярно-волновой дуализм релятивисткой физики). Покой же рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, как момент (сторона движения). Характеристика покоя всегда связана с конкретными предметами, которые фиксируются нами как находящиеся в состоянии неизменности. Это состояние может быть зарегистрировано только в определенной системе координат.

Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах. Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы» обобщив во второй половине XIX века достижения отдельных естественных наук выделил пять основных форм движения материи:механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. В основе каждой из них лежит движение определенных элементарных для данного уровня единиц – в механике – движение тел, в физике – движение атомов, в химии – движение молекул, в биологии – белков, в социуме – индивидов и социальных групп (определение элементарных единиц социальной формы движения до сих пор остается спорной проблемой)[7].

Важной в этой связи является проблема источника движения материи. В истории философии на данный вопрос существовало две фундаментальных точки зрения – согласно одной из них (Аристотель, теория Большого Взрыва) движение мира является следствием первотолчка, источником которого является либо Ум-перводвигатель, Бог или Большой взрыв. Согласно другой (Демокрит, диалектический материализм, синергетика)– источником движения материи является она сама, а мир и Вселенная предстают как самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система.

Другими не менее важными атрибутами материи и бытия выступают пространство и время. Если движение является способом существования материи, то пространство и время – формами ее существования. Время принято понимать как форму последовательности смены объектов и их состояний, а пространство как форму координации явлений и объектов бытия. Свойствами пространства выступают протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие, изотропность. Свойствами времени являются длительность, необратимость, последовательность смены состояний объектов.

Исторически сложились две основные концепции пространства и времени – субстанциональная и реляционная. Субстанциональная концепция(Эпикур, И. Ньютон) рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами со себе, независимо от материальных объектов. Реляционная концепция (Демокрит, Г. Лейбниц, А. Эйнштейн) считает пространство и время объективными, т.е. независящими от человека формами бытия и материи, но при этом подчеркивает связь с материей и движением[8].

Современная наука, отдавая предпочтение реляционной концепции, выявила качественную специфику пространства-времени в неживой, живой и социально организованной материи, а также существенные отличия в неживой природе свойств пространства и времени в микро-, макро- и мегамирах. Однако, не оказывается ли сам принцип относительности в общефилософском плане не менее относительным?

Рекомендуемая литература:

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2001.

2. Радугин А.А. Философия. - М.: Изд-во Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2001.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6. Ленин В.И. Материализм и эмприкриокритицизм // ПСС. Т.18.

7.Философия. Учебное пособие под редакцией Л.П. Станкевича. – Липецк, ЛГТУ2002.

8. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М.: Наука, 1987.

9. Энгельс Ф. Диалектика природы // ПСС. Т.20.

10. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М.: Наука, 1982.

11. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. - М.: Мысль, 1991.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое материя? Какую роль данное понятие выполняет в формировании картины мира?

2. Перечислите основные свойства материи?

3. Назовите основные исторические этапы в понимании материи?

4. Какой вид имеет современная структура материи? Назовите ее уровни?

5. Какие свойства вещей отражают понятия «модус» и «атрибут»?

6. Чем понятие «субстрат» отличается от понятия «субстанция»?

7. Что такое движение и какие атрибутивные свойства его можно выделить?

8. В чем состоит основное отличие реляционной и субстантивной концепций пространства и времени?

 

Темы докладов и сообщений

1. Понятие материя в истории философии.

2. Качественное многообразие и взаимосвязь форм движения материи.

3. Современные представления о пространстве и времени.

4. Понятия «время» и «вечность».

5. Формы закономерности в природе и обществе.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... ЛИПЕЦКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 2. Материя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Линченко А.А.
  «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛИПЕЦКОГО ИНСТИУТА УПРАВ

Ковригин Вадим Валерьевич
    Л Линченко А.А. Основы философских знаний.Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления. – Липецк: Издательство Л

Современная цивилизация и философия
Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной циви

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
1. Понятие мировоззрения. 2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы. 3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.  

Тема 2. Философия, ее сущность и назначение
1. Предмет философии: человек и мир, бытие и сознание. Основные типы философствования. 2. Сферы философского знания. 3. Функции философии 4. Философия в системе культуры:

Лекция 1. Бытие
1. Онтология как учение о бытии. 2. Различное понимание категории «бытие» в истории философии. 3. Бытие и небытие. Бытие и существование. 4. Основные формы бытия.

Лекция 3. Движение и развитие
1. Движение и развитие. 2. Метафизика и диалектика в понимании процесса развития. Законы и категории диалектики. 3. Системный подход и синергетика. 1.Люб

Тема 4. Философия человека.
1. Философия о природе и сущности человека. Человек как соотношение биологического и социального. 2. Проблема антропосоциогенеза. Распредмечивание и опредмечивание. 3. Проблема см

Лекция 1. Сущность и структура сознания.
1. Дух и сознание как философская проблема. 2. История представлений о сознании и основные концепции его понимания. 3. Отражение и сознание. Психика животных. 4. Структур

Лекция 2. Самосознание и общественное сознание.
1. Сознание и самосознание. 2. Социальная обусловленность сознания. Проблема идеального. 3. Общественное сознание и его структура.   1.Осмы

Лекция 1. Сущность и структура процесса познания.
1. Различные подходы к познаваемости мира. Отражение и творчество. 2. Проблема субъекта и объекта познания. 3. Чувственное и рациональное в познании. Проблема интуиции. 4

Лекция 2. Философия научного познания.
1. Понятие науки. 2. Эмпирический и теоретический уровни познания. 3. Идеалы и нормы науки. Научная картина мира. 4. Основные методы научного познания и их соотношение.

Лекция 1. Общество как предмет социальной философии
1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании. 2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества. 3. Об

Лекция 2. Основные проблемы философии истории
1. Понятие философии истории. Основные концепции общественного развития. 2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Роль личности в истории. 3. Понятие обще

Тема 8. Философия Древнего Востока
1. История философии в структуре философского знания. 2. Философия Древней Индии. 3. Философия Древнего Китая.   1.Полноценное познание и о

Тема 9. Философия Древней Греции.
1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация. 2. Философия Древней Греции на раннем этапе. Досократики. 3. Философия Древней Греции классического периода – Сократ, П

Тема 10. Теоцентризм средневековой философии
1. Основные особенности средневековой философии. 2. Философия периода патристики. 3. Философия периода схоластики. 4. Влияние арабской философии на европейскую средневеко

Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
1. Общие особенности философии эпохи Возрождения. 2. Философия Н. Кузанского. 3. Натурфилософия эпохи Возрождения и представления об обществе.   1.

Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XX вв.
1. Основные особенности русской философии. 2. Западническая и славянофильская традиции в русской философии. 3. Русская религиозная философия второй половины XIX – нач. XX вв. (В.С

Тема 16. Основные направления современной западной философии
1. Позитивизм как философия науки XX века. 2. Экзистенциализм. 3. Философская антропология и персонализм. 4. Постмодернизм.   1.XX

Периодические издания и Интернет-сайты по философии
  ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРИОДИКА В РОССИИ 1) Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2) Вопросы философии 3) Общественные науки и современность. 4) Социально-гуман

Основы философских знаний
Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления     Издается в авторской редакции   Подписано в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги