рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 4. Философия человека.

Тема 4. Философия человека. - раздел Философия, Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 1. Философия О Природе И Сущности Человека. Человек Как Соотношение Биологиче...

1. Философия о природе и сущности человека. Человек как соотношение биологического и социального.

2. Проблема антропосоциогенеза. Распредмечивание и опредмечивание.

3. Проблема смысла жизни, счастья, смерти и бессмертия человека.

4. Философские проблемы личности. Философия ценностей.

1.Проблема человека является второй стороной основного вопроса философии. Это предполагает постановку таких вопросов как что есть человек, какова его сущность, каковы его место и роль в мире, его возможности и перспективы? Этот круг проблем составляет особый раздел фило­софии, который носит название философской антропологии. Необходимо знать, что философская антропология стремится понять:

- Каково положение человека в мире, какое место он занимает в иерархии вещей и существ?

- Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных?

- Существует ли свобода и насколько человек свободен, а насколько под­чинен необходимости?

- Разумное ли существо человек или существо, руководимое влечениями и страстями? Каковы возможности человеческого разума?

- В чем смысл жизни?

- Что такое смерть и как человек должен относиться к ней?

Философская антропология – это «наука о сущности и сущностной структуре человека, в его основных отношениях к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении и закономерностях его существования, об основных категориях его жизни, о его предназначении»[13].

Человек исследуется в контексте множества различных дисциплин: биологии, психологии, этнографии, медицины, социологии, истории, которые в зависимости от своих задач выделяют его отдельные стороны. Однако, реальный человек – это не набор отдельных признаков и компонентов, а живое и целостное единство. Осмысление данного единства и является первоочередной задачей философской антропологии, причем именно ответ на вопрос о человеке как целостном существе и является предпосылкой ответа на вопрос о смысле жизни.

Философская антропология становится фундаментальной и центральной философской дисциплиной тогда, когда человек становится для себя проблемой, когда начинает задумываться над вопросами о смысле собственного существования, своей природе. Безусловно, данные вопросы ставились со времен Античности, однако, в реальности человек не всегда был в центре внимания. Известный философ-экзистенциалист М. Бубер выделял эпохи обустроенности и бездомности. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной как дома, в эпоху бездомности – «как в диком поле, где и колышка для палатки не найти»[14]. В философии Античности человек понимался как часть мира, вещь наряду с другими вещами. Человек – это микрокосм, не самая основная часть единого вселенского макрокосма (космоцентризм). В эпоху Средневековья – в рамках распространившегося христианства – человек дуалистичен, состоит из души и тела. Теперь он – борьба двух противоположных сил – Света и Тьмы, Бога и дьявола. Для раннего христианства это было символом бездомности человека, его одиночества. Однако, в процессе развития христианства по сути был создан новый христианский космос – круги Ада, чистилище, Рай. Человек в этой системе – творение Божие, создан и действует в рамках Божественной воли (теоцентризм). Открытия Н. Коперника, Галилео Галилея, Дж. Бруно существенно повлияли на трансформацию традиционных представлений о человеке. На место единого и понятного миропорядка пришла неизвестная Вселенная. Это определило в эпоху Нового времени поворот к исследованию человека самого по себе и рассмотрение мира сквозь призму человеческих потребностей и интересов (антропоцентризм).

Вопрос о природе человека - это вопрос о его эмпирическом отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности - это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявля­ются в свойственной его природе особенностях. Противоречивость природы человека связана с пониманием его как двойственного биосоциального существа. В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (расизм, социальный дарвинизм, фрейдизм), и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение.

Человек прежде всего представляет собой живое телесное существо. Это означает, что он представляет собой совокупность родо-видовых признаков, присущих Homo Sapiens. Природно-обусловленными являются внутриутробное развитие рождение, продолжительность жизни, наследственность, влияние инстинктов. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации разновидностей, наиболее крупные из которых принято называть расами.

Вместе с тем, биологическое в человеке находится в постоянной взаимосвязи с социальным и его порождениями. Одной из важнейших характеристик человека является его деятельностная природа. В процессе эволюции человек не только приспосабливается к окружающим условиям, но и с помощью трудовой деятельности преобразовывает их и восполняет отсутствие тех или иных биологических качеств. В процессе деятельности формировались общественные отношения, совокупность которых и образует общество. Появление общества, социальных норм, ценностей, зафиксированных в таких понятиях как культура, мораль, государство, закон, изменяло и самого их творца – человека, превращая его не только в природное, но и в социальное существо. Как социальное существо человек характеризуется такими признаками как несводимость (независимость человека от среды проживания), неопределенность (свобода), неповторимость, невыразимость (невозможность полного понимания). Именно социальность порождает такие человеческие категории как свобода, творчество, любовь, смысл жизни, счастье, вера, смерть.

2.Традиционным уже стало мнение, что выделение человека из животного мира – по мнению академика И.Т. Фролова «столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа. К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «перерыв постепенности» - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления»[15].

Принято считать, что процесс превращения человека из обезъяны представлял собой долгий процесс эволюции, длившийся от 3 до 3,5 млн. лет. В науке он получил название антропосоциогенеза. Причем, надо иметь в виду, что антропосоциогенез – это параллельный процесс становления и человека и общества. Однако, возникает вопрос – каким образом происходит переход от обезьяны к человеку.

Одной из наиболее известных и научно обоснованных концепций происхождения человека является теория эволюции Ч. Дарвина. Ее основная идея – это происхождение человека от обезьяноподобных предков. Вместе с тем, уже в конце XIX века было сформулировано один из главных недостатков указанной теории – проблема недостающего звена, между современным человеком и обезьянами. Определенным развитием дарвиновской теории является так называемая трудовая теория происхождения человека. Она известна в марксистском варианте (см. Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), однако не сводится к нему.

Представители этой теории полагают, что именно трудовая деятельность, начавшаяся с изготовле­ния, а впоследствии заключающаяся в совершенствовании орудий труда, и явилась фундаментальным основанием появления человека современного вида. В ходе трудо­вой деятельности рука стала все более гибкой и свободной. Одновременно раз­вивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает по­требность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество (вместо стада животных), речь и мышление есть решаю­щие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулиро­вание брачных отношений, нравственность. Таким образом, дарвинская кон­цепция антропогенеза дополняется теорией социогенеза.

Значение трудовой теории состоит в понимании предметности трудовой деятельности. Это означает, что человек поэтапно творит культуру, сохраняя ее в материальным памятниках (опредмечивание), а затем, возобновляясь в новых поколениях – усваивает достигнутый опыт (распредмечивание). Человек одновременно является и творцом культуры и ее продуктом, а понимании истории как процесса опредмечивания и распредмечивания позволяет более обоснованно взглянуть на технический фактор детерминации социогенеза и преемственности основных социальных отношений.

Вместе с тем, на данный момент так и не найдены все звенья цепочки, характеризующей поэтапное движение человека от обезьяноподобного к современному видам.

 

3.Вопрос о смысле жизни, счастье, которое зачастую и выступает важнейшим критерием смысла жизни, по сути и являются ключевой проблемой философии. Это связано с тем, что к проблеме смысла жизни сводятся все жизненные ориентации, и любая деятельность человека.

Смысл жизни – это регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает свойственные данной системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Необходимость постановки и решения вопроса о смысле жизни вызвана конечностью человеческого существования, смертностью. Смерть, как и рождение, формируют границы человеческой жизни. Однако, смерть имеет и позитивное значение, поскольку упорядочивает жизнь, формирует определенный уровень ответственности перед самим собой и обществом. Понять жизнь можно лишь тогда, когда можно ее потерять. В мировой культуре с древнейших времен сложились два основных типа отношения к смерти, восходящие к индийской и египетской культурам. В Индии, как в древности, так и в наши дни умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается, кроме души, которая перерождается. Особенностью древнеегипетской цивилизации был культ мертвых – отсюда и стремление сохранить конкретное тело путем бальзамирования.

Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает. Т.е. существует ли логика жизненных поступков, приемлемая до самой смерти, ведь если ее нет, то переоценить можно что угодно.

В истории философии традиционно можно выделить три основных точки зрения на вопрос о смысле жизни. Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл есть нечто иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по образу и подобию своему и задача человека открыть в себе божественные основы. В основе второго подхода лежит светское истолкование жизни, которое в основе своей восходит к той же религиозной идее, подвергнутой секуляризации. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему и есть прогресс. Прогресс предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. Однако, в рамках данного подхода существует известная оговорка – если человечество поэтапно движется к какой-либо определенной цели в будущем, то прошлое и настоящее, поколения людей, жившие до этого превращаются всего лишь в источник, средство для достижения более высокого этапа. А это в свою очередь ставит вопрос о том, оправдывает ли такая цель подобные средства. Субъективный подход предполагает, что жизнь вообще не имеет смысла, проистекающего из прошлого и будущего, тем более из потустороннего мира. Смысл жизни в самой жизни – т.е. в жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определенного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

В понятии «смысл жизни» принято выделять 2 основных компонента: индивидуальный и социальный. Индивидуальный компонент характеризует значение жизни для самой личности человека. Это тот уровень материального и духовного развития, которого человек добивается в процессе жизни. Социальный компонентэто значимость жизни личности для развития общества. Это то - насколько человек способен участвовать в рамках целого, соотносить свои цели с ним. Оба компонента взаимосвязаны и гармонично развиваются в человеке.

Проблема смысла жизни и смерти связана с проблемой бессмертия. Анализ культурных традиций позволяет выделить три основных типа представлений о бессмертии – научное (физическое бессмертие тела), религиозное (бессмертие души), философское (духовное бессмертие, сохраняемое через культурную память). Философское понимание бессмертия состоит не только в достижениях отдельных личностей, но и во вкладе каждого в общественное дело. Объективным критерием подобного бессмертия являются создаваемые и достигаемые личностью социальные ценности, разные блага, необходимые для развития общества.

4.Обсуждавшиеся выше проблемы человеческого появления, развития и существования относятся к человеку как таковому. Однако, человек вообще – понятие абстрактное, родовое. В действительности каждый человек находится в постоянном процессе развития, что в свою очередь требует особых научных понятий. Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность.

Индивид – это всякий отдельный представитель человеческого рода. Индивид – это представитель какой-либо социальной группы без указания его отличительных признаков, поэтому данное понятие исключает уникальность и полностью зависит от характера общественной группы.

Индивидуальность – понятие, которое призвано акцентировать внимание на специфических качествах конкретного человека, с целью выделения его особенностей и различий по сравнению с другими людьми. Индивидуальность часто выражается в многообразии социальных качеств.

Личность – это понятие, характеризующее высший этап развития человека. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Он анализирует процесс развития личности во взаимосвязи с социальными общностями и социальными группами, обществом в целом. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

С помощью понятия «личность» отражается способность человека нести ответственность за свои действия. Принято выделять две основные концепции личности – сущностную и ролевую. Первая понимает личность как наличие определенного ценностного ядра, формирующегося в процессе деятельности и общения в социальной среде. Данное ядро представляет собой определенную устойчивость. Ролевая концепция ставит под сомнение наличие устойчивого ядра и утверждает множественность социальных ролей личности в зависимости от окружающих обстоятельств.

Личность характеризуется высоким уровнем сознания и самосознания, что позволяет ей постоянно корректировать собственную жизненную позицию, основываясь на определенных, присущих ей ценностях. Человек как личность нуждается в самовыражении, он устойчив и узнаваем. В этом смысле абсолютно верным представляется утверждение, что личность есть орга­ническая целостность, а не конгломерат случайным образом про­являющихся черт и особенностей. В структуру личности, по мнению Л.П. Станкевича входят – система потребностей, система деятельности, система способностей и система целей и ценностей[16], сознание и самосознание.

Развитая жизненная позиция характеризует личность как субъекта социальной деятельности. Это означает, что человек активно участвует в жизни не только окружающей его социальной группы, но и общество в целом.

Развитие личностных черт происходит в процессе усвоения человеком опыта и ценностей общества в котором он живет. В социально-гуманитарных науках данный процесс называют социализацией. Социализация представляет собой процесс освоения социальных ролей в соответствующих организациях, группах, общностях, государственной жизни. Это происходит в контексте различных форм деятельности человека – трудовой деятельности, игре, общении, коммуникации, различных формах досуга. Однако, социализация – не единственный процесс развития личности. Параллельно ему происходит процесс осознания человеком своего места в обществе, понимания себя как средоточия общественной жизни. Данное явление принято называть процессом индивидуализации.

Однако, описание личностных черт человека было бы не полным без упоминания еще нескольких атрибутов жизни личности. Речь идет о свободе, ответственности и творчестве, позволяющих наиболее полно осветить качественное отличие личности от индивидуальности.

В истории философской мысли сложились две основных трактовки понятия свобода. Первая точка зрения связана с пониманием свободы как осознанной необходимости (Спиноза, Гольбах, Гегель). То есть свобода есть мера нашего знания окружающих закономерностей. Вторая точка зрения (М. Экхарт Н.А. Бердяев) говорят об абсолютности свободы, сближая ее с произволом, случайностью. Распространенным является представление о свободе как возможности выбора. В последнем понятии свободы зримо можно видеть наличие обоих противоположных моментов — случайности и необходимости.

В современной философии данная дилемма решается с помощью категорий «потребность» и «долг». Категория потребности отражает момент выбора (человек испытывает настоятельную потребность в каком-либо роде деятельности или в каком-либо предмете, который он может «добыть» только с помощью труда). Категория «долг», как выражение ответственности отражает общественно необходимый момент выбора. То есть он вынужден считаться с требованиями общества.

Важнейшим условием становления личности является творчество. В научной литературе различают три аспекта творчества:

1. Творчество как созидание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.

2. Творчество как созидание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.

3. Творчество как самовыражение и саморазвитие человека — гуманистический аспект.

Переживания личности неизбежно соотносимы с ценностя­ми. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др. Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой. Моральные (нравственные) ценности, во главу угла ставят вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Эстетические ценности также являются определенным переживанием человеком окружающей действительности, выражаемые с помощью представлений о красоте, совершенстве, возвышенном и низменном. Правовые ценности традиционно понимаются как совокупность общественных представлений относительно меры вины, а также способов наказания. Ценности, закрепляясь в обычаях, традициях превращаются в нормы. Однако, возникает вопрос – что делать с теми, кто заведомо полагает данные ценности и нормы неприемлимыми. Т.е. насколько общество готово защищать мораль одних с помощью насилия над другими?

 

Рекомендуемая литература:

1. Радугин А.А. Философия. - М.: Изд-во Центр, 2004.

2. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

3. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

4. Философия. Учебное пособие под редакцией Л.П. Станкевича. – Липецк: ЛГТУ, 2002.

5. Марков В.Б. Философская антропология. - СПб.: Лань, 1997.

6. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. – 1994. - №2.

7. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. – 1990. - №6.

8. Энгельс Ф, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Соч. Т.20.

9. Бердяев Н.А. О самоубийстве // Бердяев Н.А. О человеке, его счастье и бессмертии. - М.: Слово, 1994.

10. Розин В.М. Смерть как феномен философского осмысления // Общественные науки и современность. – 1997. - №2.

11. Губин В.Д. Философская антропология: Учеб. пособие / Губин В.Д., Некрасова Е.Н. - М.: Per Se; СПб.: Унив. кн., 2000.

12. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (гносеологический аспект). - М.: Высш.шк., 1989.

13. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учеб. – 4 –е изд., переработ. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое философская антропология и каково ее место в структуре философского знания?

2. Укажите основные исторические точки зрения относительно роли и места человека во Вселенной?

3. Что такое антропосоциогенез и какую роль в развитии человека и общества играла трудовая деятельность?

4. В чем состоит подход П. Тейяра де Шардена по отношению к проблеме происхождения человека?

5. Что такое смысл жизни? Почему данный вопрос относится к числу вечно актуальных вопросов?

6. В чем состоит различие философского и психологического подходов к пониманию личности?

7. По каким критериям мы можем судить о развитии личностных качеств человека?

8. Что такое творчество и каковы его критерии?

 

Темы докладов и сообщений

1. Фрейдизм и неофрейдизм о биологическом в человеке.

2. Работа Ф. Энгельса – «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

3. Концепции счастья и смысла жизни в истории западной философии

4. Концепции счастья и смысла жизни в истории восточной философии.

5. Проблема самоубийства в философии Н.А. Бердяева.

6. Концепции личности в философии и психологии.

7. Взаимосвязь нравственных, эстетических и научных ценностей.

8. Проблема свободы и необходимости человека в истории философии.

9. Проблемы целостности личности в условиях социальных трансформаций.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... ЛИПЕЦКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 4. Философия человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Линченко А.А.
  «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛИПЕЦКОГО ИНСТИУТА УПРАВ

Ковригин Вадим Валерьевич
    Л Линченко А.А. Основы философских знаний.Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления. – Липецк: Издательство Л

Современная цивилизация и философия
Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной циви

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
1. Понятие мировоззрения. 2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы. 3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.  

Тема 2. Философия, ее сущность и назначение
1. Предмет философии: человек и мир, бытие и сознание. Основные типы философствования. 2. Сферы философского знания. 3. Функции философии 4. Философия в системе культуры:

Лекция 1. Бытие
1. Онтология как учение о бытии. 2. Различное понимание категории «бытие» в истории философии. 3. Бытие и небытие. Бытие и существование. 4. Основные формы бытия.

Лекция 2. Материя
1. Понятие материи и эволюция представлений о нем в истории философии и науки. 2. Структурный аспект бытия: материя, субстрат, субстанция. 3. Динамический аспект бытия: движение,

Лекция 3. Движение и развитие
1. Движение и развитие. 2. Метафизика и диалектика в понимании процесса развития. Законы и категории диалектики. 3. Системный подход и синергетика. 1.Люб

Лекция 1. Сущность и структура сознания.
1. Дух и сознание как философская проблема. 2. История представлений о сознании и основные концепции его понимания. 3. Отражение и сознание. Психика животных. 4. Структур

Лекция 2. Самосознание и общественное сознание.
1. Сознание и самосознание. 2. Социальная обусловленность сознания. Проблема идеального. 3. Общественное сознание и его структура.   1.Осмы

Лекция 1. Сущность и структура процесса познания.
1. Различные подходы к познаваемости мира. Отражение и творчество. 2. Проблема субъекта и объекта познания. 3. Чувственное и рациональное в познании. Проблема интуиции. 4

Лекция 2. Философия научного познания.
1. Понятие науки. 2. Эмпирический и теоретический уровни познания. 3. Идеалы и нормы науки. Научная картина мира. 4. Основные методы научного познания и их соотношение.

Лекция 1. Общество как предмет социальной философии
1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании. 2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества. 3. Об

Лекция 2. Основные проблемы философии истории
1. Понятие философии истории. Основные концепции общественного развития. 2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Роль личности в истории. 3. Понятие обще

Тема 8. Философия Древнего Востока
1. История философии в структуре философского знания. 2. Философия Древней Индии. 3. Философия Древнего Китая.   1.Полноценное познание и о

Тема 9. Философия Древней Греции.
1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация. 2. Философия Древней Греции на раннем этапе. Досократики. 3. Философия Древней Греции классического периода – Сократ, П

Тема 10. Теоцентризм средневековой философии
1. Основные особенности средневековой философии. 2. Философия периода патристики. 3. Философия периода схоластики. 4. Влияние арабской философии на европейскую средневеко

Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
1. Общие особенности философии эпохи Возрождения. 2. Философия Н. Кузанского. 3. Натурфилософия эпохи Возрождения и представления об обществе.   1.

Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XX вв.
1. Основные особенности русской философии. 2. Западническая и славянофильская традиции в русской философии. 3. Русская религиозная философия второй половины XIX – нач. XX вв. (В.С

Тема 16. Основные направления современной западной философии
1. Позитивизм как философия науки XX века. 2. Экзистенциализм. 3. Философская антропология и персонализм. 4. Постмодернизм.   1.XX

Периодические издания и Интернет-сайты по философии
  ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРИОДИКА В РОССИИ 1) Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2) Вопросы философии 3) Общественные науки и современность. 4) Социально-гуман

Основы философских знаний
Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления     Издается в авторской редакции   Подписано в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги