МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Рекомендации к изучению первой части курса «История философии»

Первая тема «Философия, ее проблемы и функции»является вводной ко всему курсу. Изучение предмета и особенностей философии следует начинать с понятия мировоззрения, наиболее развитый тип которого — философское мировоззрение. Оно отличается от мифологического, рели­гиозного, обыденного мировоззрений ориентацией на рациональное объяснение мира, стремлением теоретически обосновать положения и вы­воды.

Как особая форма духовного освоения мира философия имеет своим предметом всеобщее: свойства, связи, процессы, относящиеся ко всем сферам действительности: природе, обществу, человеку. Всеобщее в фи­лософии выражается в ее принципах, законах, категориях, которые фор­мируются на основе выводов специальных (частных) наук; специальные науки опираются на принципы и категории философии. В этом проявля­ется взаимосвязь философского и частнонаучного знания.

Проблемы философии следует рассматривать в связи с ее функциями, основными из которых являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая. Центральная проблема (основной вопрос философии) мировоззренческой функции — отношение человека к миру (духа к при­роде, мышления к бытию), в зависимости от ее решения философов при­нято делить на материалистов и идеалистов. Если материалисты признают основой всего существующего природу, материю, то идеалисты считают такой основой духовное начало. Гносеологическая функция философии выражает познавательное отношение человека к миру; философы, при­знающие возможность достоверного познания мира, относятся к гносео­логическим оптимистам, философы, отрицающие такую возможность, относятся к агностикам.

Теоретически обосновывая основные философские методы —метафи­зический, рассматривающий мир в состоянии покоя, и диалектический, рассматривающий его в изменении и развитии,— философия выступает в методологической функции.

Важную роль выполняют интегрирующая, аксиологическая (оценоч­ная) и критическая функции философии.

Вводная тема предполагает выяснение значения философии для спе­циальных, в том числе — юридических наук, ее места в духовной культуре.

Изучая историю философии, следует прежде всего учитывать измене­ние круга ее проблем. Для начального периода древней философии харак­терен космоцентризм — стремление понять мир как целое, его основу и происхождение. Позднее внимание перемещается к проблемам человека; в центре философских учений оказывается человек, нравственные про­блемы, отношения личности и общества. Это направление называется антропоцентризмом. Для философии Средневековья характерен теоцен-тризм: природа и человек рассматриваются как творение Бога. В Новое время на первый план выступают проблемы познания, метода, обще­ственного устройства, создаются универсальные философские системы, охватывающие основные философские проблемы.

Следует также иметь в виду противоречивость историко-философского процесса. В нем существовали и существуют различные идеи и противо­положные направления. Это прежде всего решение основного вопроса фи­лософии материалистами и идеалистами. По-разному решают вопрос о единстве мира монисты, признающие одно начало всего существующего (материальное или духовное), и дуалисты, признающие два начала — ма­терию и дух. Существуют, кроме того, плюралисты, отрицающие какое-либо единство мира. Немало расхождений и противоречий и по другим вопросам. Не следует, однако, преувеличивать эти различия. В любом фи­лософском учении содержатся ценные идеи, размышления над которыми формируют и развивают философское мышление.

Освоение истории философии предполагает осмысление всего мно­гообразия философских систем и учений в их становлении и развитии, взаимосвязи и противоречивости с учетом исторических условий и ин­дивидуальности мыслителя.

Изучение истории философии начинается с темы «Философия Древ­него Востока».Следует, прежде всего, выяснить особенности древне­восточной философии: нерасчлененность философского знания, все­сторонность исследования проблем, тесная связь с моралью и правом. Тема предполагает знакомство с основными идеями традиционных (ве­дических) и нетрадиционных школ Древней Индии, с философскими учениями Древнего Китая: даосизмом, конфуцианством, моизмом.


Специфика античной философиисвязана с осознанием недостаточности традиционно-мифологических представлений в условиях развитого рабо­владения и расцвета полисной жизни. В центре внимания первых фило­софов находился Космос. Выражениями формирующегося научного познания выступали не только космоцентризм и античный материализм (Милетская школа, Гераклит, Демокрит), но и оперирование числами (Пи­фагор), оттачивание понятийного способа мышления в доказательствах незыблемости и абсолютности бытия (элеаты).

Расцвет философии в подлинном смысле слова связан с выдвижением Сократом проблемы человека. Знаменитые метод и ирония учителя Пла­тона способствовали раскрепощению сознания, хотя не все ученики Сократа оказались готовыми продолжать эту традицию. Если киник Антисфен отрицал все принимаемые сверху законы, исходя из приоритета самой природы, то Платон, первый систематизатор идеализма, абсолюти­зирует государство. Вместе с тем вскрывается внутренняя порочность «крайней свободы» демократии, удалившейся от идеала справедливости. Аристотель систематизирует наличное научное знание, развивает теорию познания, закладывает основы формальной логики и этики, ратует за са­мореализацию человека.

В эпоху эллинизма на первый план выходят проблемы этики, тематика индивидуального спасения (эпикурейцы, стоики); усиливаются сомнения в существовании сколько-нибудь надежного критерия истины (скептики); происходит возврат к идеям Платона, мифу и религии (неоплатонизм).

Изучая тему «Средневековая философия», следует уяснить сугубо рели­гиозный, теоцентричный ее характер. Бог оказывается в центре внимания философов, представлявших как патристику, включая Августина, так и схоластику, включая Фому Аквинского. Однако не следует отождествлять религию и философию. Свободная мысль проявилась и в углубленном ана­лизе внутреннего мира личности, и в догадке о том, что познание необхо­димости есть существенный момент свободы человека, и в споре между реалистами и номиналистами. Провозглашенная Фомой идея гармонии веры и разума способствовала снижению религиозной нетерпимости.

В теме «Философия Возрождения»особое внимание следует обратить на объективные процессы утверждения буржуазных отношений, накопле­ние новых знаний об античной культуре. Все это привело к возникнове­нию гуманизма как мощного идейного движения, ориентирующегося на свободного и гармонично развивающегося человека. По-новому начинают звучать космологические, натурфилософские мотивы, что в конечном счете привело к торжеству пантеизма и диалектики в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.

В «Философии Нового времени»происходит поворот к осмыслению роли научного знания, приемов и способов его достижения. Сложность познавательного процесса приводит к появлению двух течений — эмпи­ризма и рационализма. Ф. Бэкон и Т. Гоббс абсолютизируют чувственную ступень познания, данные опыта; Р. Декарт и Б. Спиноза — рациональную ступень, интеллектуальную интуицию. Важно отметить, что в вопросе о субстанции сходятся противники (Бэкон и Спиноза исходят из самой при­роды), расходятся союзники (Декарт признает два начала, Лейбниц — множество духовных монад). Углубляясь в проблемы познания, Д. Локк выделяет внешний и внутренний виды опыта; Д. Беркли в качестве един­ственной реальности признает ощущения; Д. Юм обосновывает агности­цизм. Просветители превозносят возможности разума, ратуют за его активизацию и рациональное обновление всей жизни (в этом сходятся как деисты Ф. Вольтер и Ж.-Ж. Руссо, так и материалисты Д. Дидро, П. Голь­бах и др.).

Важное значение имеет тема «Классическая немецкая философия». Сделав законодателем и творцом познания самого субъекта, И. Кант вме­сте с тем отчуждает его от «вещи в себе». Следует учесть позитивное содержание учения об антиномиях разума, нравственного категорического императива — стержня этики Канта. Однако нравственные основания сво­боды личности как цели самой по себе оказываются в сфере абсолютно неведомого трансцедентного. Еще дальше в русле возвеличивания субъ­екта идет И.-Г. Фихте. Этому попытался воспрепятствовать Ф.-В.-Й. Шел­линг, обратившись к природе с ее внутренней диалектикой и неис­черпаемыми возможностями. Вершиной немецкого системотворчества является философия Г.-В.-Ф. Гегеля, где весь мир мыслится как результат развертывающейся абсолютной идеи. Диалектика приходит в противоре­чие с замкнутой системой. Обнаружив ограниченность гегелевского уче­ния, Л. Фейербах, преодолев гегелевский идеализм, создает систему антропологического материализма.

Изучая тему «Марксистская философия», следует обратить внимание на социально-критическую направленность философствования, последовательно проведенную по отношению как ко всей предшествующей фило­софии, так и к капиталистической действительности. Важно выявить вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию: соединение материализма и диалектики; введение критерия практики в теорию познания; анализ со­циальной сущности человека; материалистическое понимание истории.

Важное значение имеет тема «Русская философия».

В XVIII в. видное место занимают философские идеи М.В. Ломоно­сова. Его научные исследования послужили основой материалистиче­ских взглядов на природу. Родоначальник революционных идей в России А.Н. Радищев, выступивший с критикой крепостного права и самодер­жавия, является автором философского произведения « О человеке, его смертности и бессмертии», некоторые положения которого предвосхи­тили идеи русского космизма.

Типичный для нашей культуры дух самокритики и даже самобичева­ния на философском уровне представляет П.Я. Чаадаев. Он выдвигает ряд позитивных идей (всеединство, родовая сущность человека).

Разбираясь в споре славянофилов и западников, важно выявить не только собственно философское содержание их позиций (соборность, предполагающая духовную свободу, с одной стороны; свобода, основан­ная на справедливости и социальном прогрессе, — с другой), но и практи­чески нравственную направленность их творчества.

В материалистическом, революционно-демократическом течении осо­бое место занимают А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, создавшие труды, вошедшие в историю философской мысли: «Письма об изучении при­роды», «Антропологический принцип в философии» и др.

Религиозный вариант идеализма представляют В.С. Соловьев (фило­софия всеединства), Н.А. Бердяев (проблема свободы и творчества), космист Н.Ф. Федоров (идея общего дела). Научно ориентированную, в основном материалистическую традицию продолжают К.Э. Циолковский (расселение в космосе), В.И. Вернадский (учение о ноосфере).

Завершением первой части курса является тема «Западная философия второй половины XIX–XX вв.». Наряду с линией рационализма и своеоб­разной идеализацией науки (три формы позитивизма, постпозитивизм) возникает широкое иррационалистическое течение — «философия жизни». Наиболее яркими его представителями являются Ф. Ницше и А. Бергсон, а идейным предшественником — А. Шопенгауэр. Шопенгауэр рассматривает мир как представление, а сущность мира — как некую недоступную познанию мировую волю — «волю к жизни». В учении Ф. Ницше — это уже не мировая воля, а воля к власти, множество воль. Ницше выдвинул, кроме того, учения о сверхчеловеке, вечном воз­вращении, переоценке всех ценностей.

Философия жизни оказала влияние на другие философские течения, в том числе — экзистенциализм. М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю ис­ходят из единства субъекта и объекта, рассматривают человека в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций».

Главная проблема прагматизма — проблема истины. Истина не отри­цается, но ее критерий сводится к пользе в условиях выхода из «пробле­матической ситуации» (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

Более широкий, культурологический подход, преодоление утилитар­ного отношения к науке свойствен герменевтике, сосредоточившейся на проблемах гуманитарного знания, языка и диалога ( В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).

На западную философию и культуру ХХ столетия значительное влия­ние оказали учение о бессознательном З. Фрейда и его последователей — неофрейдистов — К.Г. Юнга (учение о коллективном бессознательном, оно проявляется в символах и архетипах), Э. Фромма (концепции соци­ального бессознательного, «бегства от свободы») и др.

Существуют, кроме того, религиозные философские учения, к числу которых следует отнести неотомизм и персонализм.

В целом западная философия второй половины XIX–XX вв. предста­вляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, нередко противостоящих друг другу.

Рекомендации к изучению второй части курса «Основные проблемы философии»

Если первый раздел курса требует от студента целостного охвата и об­щего понимания процесса становления и развития философского знания, то второй предполагает освоение самих результатов. Важно подняться на более высокую ступень изучения материала.

Основные философские проблемы должны рассматриваться на основе знания истории философии. Важно осмыслить значение философских принципов, методов, категорий для теоретической и практической дея­тельности юриста.

К основным разделам философии относятся: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), методология (учение о мето­дах), социальная философия (учение об обществе), философская антро­пология (учение о человеке), аксиология (учение о ценностях). В соответствии с этими разделами рассматриваются основные философ­ские проблемы.

Фундаментом философии выступает онтология, поэтому темы «Бытие»и «Основные свойства бытия»заслуживают особого внимания. Категория бытия фиксирует все существующее: и материальное, и идеальное бытие. Их взаимосвязь через деятельность людей обуславливает социальное. Мир одновременно един в субстанциональном смысле и многообразен в отно­шении свойств и состояний. Проблема единства мира по-разному реша­ется в монистических, дуалистических и плюралистических концепциях бытия.

Рассматривая философское понятие материи, следует уяснить разницу между гносеологическим (противоположность материального и идеаль­ного) и онтологическим пониманием материи.

Необходимо основательно разобраться в понятиях движения и разви­тия, пространства и времени. Важное место в философии занимает мета­физика, рассматривающая мир в его статике, в состоянии покоя, и диалектика, с позиций которой мир предстает в динамике, во взаимосвязи, изменении и развитии.

Наряду с движением и развитием, пространством и временем к основ­ным свойствам бытия относятся системность и самоорганизация, в пони­мание которых существенный вклад внесли теория систем и синергетика.

Серьезное внимание должно быть уделено одной из наиболее сложных проблем—проблеме сознания,в формировании которого решающая роль принадлежит трудовой деятельности, языку и общению.

Изучая темы «Познание»и «Методология», важно разобраться в про­блеме познаваемости мира, в содержании и характере взаимодействия субъекта и объекта познания, в особенностях и формах чувственной и ра­циональной стороны познавательной деятельности. Центральной гносео­логической проблемой является проблема истины и ее критериев, по-разному трактуемая в разных философских теориях. Важно разобраться в этих теориях, уяснить, что истина включает в себя и объективное и субъ­ективное, и относительное и абсолютное знание, что она не дана в готовом виде, а представляет собой процесс, движение от неполных и неглубоких знаний к знаниям более полным и глубоким. Необходимо подчеркнуть, что проблема истины имеет важное значение для юридической теории и практики.

Серьезного внимания заслуживает специфика научного познания, его отличия по объекту, цели и средствам от обыденного и других видов познавательной деятельности. Современная наука располагает мощными материальными и интеллектуальными средствами: разнообразными прие­мами исследования, специальной аппаратурой, научной терминологией.

Изучая проблемы методологии как учения о методах познания, следует прежде всего провести различие между частнонаучными, общенаучными и всеобщими (философскими) методами. Общенаучные методы принято делить в соответствии с двумя уровнями научного познания — на эмпи­рические и теоретические. Важную роль в научном познании играют его формы: проблема, гипотеза, теория.

Серьезное внимание следует обратить на диалектический метод. Яв­ляясь учением о всеобщей связи и развитии, диалектика выступает всеоб­щим философским методом; ее принципы и законы в своей методологи­ческой роли позволяют объективно, всесторонне и глубоко исследовать предмет в его изменении и связях.

Следует хорошо усвоить категории философии. Имея своим содержа­нием обобщенные знания о свойствах и связях действительности, они эф­фективно используются в процессе познания.

Изучая тему «Человек»,важно еще раз уяснить ключевую роль про­блемы человека в философии. Являясь природным существом по проис­хождению и биологическому существованию, человек вместе с тем социален. Критический анализ односторонних биологизаторских и узко социологизаторских концепций должен осуществляться в русле целост­ного понимания человека, сущность которого складывается и реализуется благодаря труду. Такой подход позволяет объяснить формирование и раз­витие личности как собственно человеческого в человеке. Важно понять: будучи объектом и субъектом общественных отношений, обладая устой­чивыми самосознанием и мировоззрением, ориентируясь на нравствен­ные, эстетические и иные ценности, личность проявляет себя в конечном счете через поступки. Только в них обнаруживается наличие или отсут­ствие основного критерия состоятельности личностного бытия — един­ства свободы и ответственности. Представления о совершенном человеке в связи с осуществлением осмысленной цели человеческой жизни, имею­щей естественные пределы, можно найти в различных культурах. В свое­образной философской экспертизе нуждаются как светские, так и религиозные идеи о жизни и смерти человека.

При изучении темы «Общество»следует прежде всего рассмотреть по­нятие природы как естественной основы общества. Являясь обособив­шейся частью природы, общество взаимодействует с ней, развиваясь, вместе с тем, по своим законам. Как сложная система общество состоит из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политиче­ской и духовной, каждая из которых имеет сложную организацию. Именно поэтому предстоит основательно разобраться в их элементах и структуре, выяснить место и роль человека в экономических, социальных и других отношениях.

Рассматривая духовную подсистему общества, следует обратить вни­мание на проблему общественного сознания, его уровни и формы, на от­ношение общественного и индивидуального сознания.

Социальная философия рассматривает общество не только как систему, но и как процесс. Проблема исторического процесса по-разному тракту­ется в многочисленных концепциях, знание которых позволит лучше по­нять источники и движущие силы социальных изменений, выяснить их направленность и критерии.

Существенное значение в изучении темы имеют вопросы о видах со­циального детерминизма, о соотношении необходимости и случайности в процессе развития общества.

Важное теоретическое и практическое значение имеет тема «Культура. Ценности. Оценка».Для того чтобы достаточно полно и корректно опре­делить понятие культуры, целесообразно не просто выделить ряд ключе­вых понятий («человек», «деятельность», «творчество», «ценности»), но и уяснить общую позитивную направленность всего культурного процесса. Вопрос о структуре культуры в целом решается путем обращения к самим основам общественной жизни — материальной и духовной деятельности. Должны быть учтены и собственно духовные основания внутреннего де­ления, детерминанты и факторы развития культуры. Сюда следует отнести поиски ценностных приоритетов, осуществление переоценки ценно­стей в контексте как уже имеющегося духовно-нравственного опыта, так и размышлений об идеале. В этом же русле, но в конкретно-историческом и более приземленном аспекте, рассматривается нормотворчество.

Указанный аспект доминирует и при анализе проблемы соотношения культуры и цивилизации. Последняя появляется на определенном этапе развития культуры, закрепляет достигнутое, а впоследствии (на современ­ном этапе) даже становится преградой на пути самосовершенствования человека и общества.

Изучая тему «Глобальные проблемы и перспективы их решения»,нужно учесть ее актуальность и междисциплинарный характер. Появление дан­ных проблем нельзя не связать с оборотной стороной достижений совре­менной цивилизации; а теоретическую постановку — с усилиями всего человечества в разрешении накопившихся противоречий в мире в целом. Имея в виду невозможность одновременного и сколько-нибудь быстрого устранения всех препятствий на пути в достойное будущее, важно осуще­ствить правильную классификацию глобальных проблем, выявить основ­ные и установить взаимосвязь между ними. Особое внимание следует обратить на экологическую и демографическую проблемы, на роль науки, нравственности и права в их решении.

Философия призвана найти решение важнейшей проблемы современ­ного мира — проблемы глобализации.