рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетика как наука и ее категории

Эстетика как наука и ее категории - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 1. Предмет Эстетики. 2. Категории Эстетики. 3. Эстетика И П...

1. Предмет эстетики.

2. Категории эстетики.

3. Эстетика и практика.

 

Предмет эстетики

Понятие "эстетика" традиционно связывают с греческим "эйсетикос" (имеющий отношение к чувственному восприятию). Эстетика – это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где достигают совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Вопрос о природе эстетического проходит через всю историю философии. В частности Аристотель выделяет специфику эстетического, обнаруживая ее в искусстве. Искусство как специфически эстетический вид деятельности, основано на подражании действительности.

Эстетическое- это самая широкая и фундаментальная категория эстетики, отражающая то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Эстетическое - это специфически духовное, чувственное отношение человека к миру. Важнейшей характеристикой такого отношения есть способность человека самореализоваться целостно и всесторонне.

В эстетическом отношении человек, свободный от эгоистического интереса и выгод, поднимается до бескорыстного, действительно человеческого отношения к предмету. Поэтому эстетическое отношение одновременно есть и духовное, так как оно развивает духовный мир человека.

Эстетика - это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.

Эстетика - философская наука, располагающая своим категориальным аппаратом, изучающая функционирование эстетических ценностей в обществе, законы восприятия этих ценностей. Она сформировалась в недрах философии и отделилась от нее как самостоятельная отрасль лишь в середине XVIII столетия. В это время немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762) ввел в научный обиход термин «эстетика» и издал трактат одноименного названия.

Предметом эстетики является чувственное познание окружающей действительности в её разнообразных проявлениях: природе, обществе, человеке и его деятельности во всех жизненных сферах.

Эстетика тесно взаимодействует с гуманитарными науками: этикой, педагогикой, социологией, логикой и, особенно, с философией. Решение многих эстетических проблем невозможно без обращения к системе философских категорий и законов.

Эстетика органично связана с искусствознанием: историей искусства, теорией искусства и художественной критикой. Как теория искусства, эстетика является методологией искусствоведческих наук: истории искусства, теории искусства, художественной критики – и прикладных отраслей: технической эстетики, эстетики быта, эстетики поведения. Многоплановые связи существуют между эстетикой и психологией. Познание прекрасного, трагического и комического, а также психологии художественного творчества, невозможно без использования системы категорий психологии, таких как: ощущения, восприятия, память, представления, эмоции, способности, темперамент, характер.

 

Категории эстетики

Категории этики (греч. кategoria – высказывание, признак) – это фундаментальные, предельно общие понятия, в которых получила отражение история освоения человечеством мира по законам красоты. К ним принадлежат категории отношения искусства к действительности: прекрасное, безобразное, низменное, возвышенное, трагическое, ужасное, комическое.

Прекрасное- категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно воспринимается как явление, вызывающее положительные чувства от спокойного любования до бурного восторга.

В прекрасном проявляется креативная сущность человека, его творческий потенциал и духовность. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Различные исторические эпохи дают разные представления об идеалах красоты (например, идеал, женской красоты разнится в античности, средневековье, Новом времени и ХХІ в). Прекрасное всегда национально окрашено, в частности, представления о прекрасном у разных народов различны: на Востоке девушка сравнивается с Луной или газелью, у славян – с зорькой и березкой.

Для эстетического сознания античности прекрасное мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифагорейцев прекрасное - это гармония, внутренне присущая вещам, источником которой были числовые отношения. Гераклит говорит об относительности прекрасного: "… Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей". Сущность прекрасного Платон трактует как божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. Аристотель рассматривает прекрасное как объективное свойство самой действительности, как проявление ее закономерностей.

В средние века господствовала концепция Божественного происхождения прекрасного: Бог, одухотворяя материю, придает ей эстетические свойства. Чувственная красота (материальная, телесная) считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Согласно средневековому мыслителю Августину, Бог есть абсолютная красота. В чувственном мире она проявляется как единство, пропорциональность, соответствие частей вместе с некоторой приятностью цвета (впервые ставится вопрос о цвете). Фома Аквинский так же, как и Августин, источник красоты видит в Боге. Её чувственно воспринимаемыми признаками он считает следующие: цельность, или совершенство, ибо изъян делает предмет безобразным; должную пропорцию, или созвучие; ясность - то, что имеет блестящий цвет.

Гуманисты Возрожденияутверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Искусство они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед природой. Так, Л. Альберти объективные основы Прекрасного усматривает в созвучии, согласии частей, гармонии. Последняя мыслится им как первичное, абсолютное начало природы. Аналогичных взглядов придерживаются Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. Красота рассматривается ими как объективное свойство реального мира.

Эстетика классицизма сводила прекрасное к изящному: прекрасна не вся природа, а лишь разумно ухоженная природа. Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в общественной жизни, отождествляемую им с добром и государственной целесообразностью.

В немецкой классической эстетике особое значение имеет концепция И. Канта. Его интересуют не объективные признаки Прекрасного, а субъективные условия его восприятия и природа эстетических суждений. Эстетическое суждение характеризуется следующими признаками: не заинтересованность в реальном существовании предмета, любование чистой формой; всеобщность и необходимость без логического обоснования; целесообразность без представления некоторой цели. Кант отторгает Прекрасное от истины, добра, пользы, вследствие чего оно становится чем-то чисто формальным.

Ф. Шиллер признает в Прекрасном наличие объективной основы красоты пропорциональность и правильность как формы упорядоченности. Сами по себе они не создают красоты, но являются ее необходимыми условиями.

Наиболее подробно категория Прекрасного анализируется Гегелем в ХІХв. Гегель определяет Прекрасное как чувственное выражение идеи. В природе идея Прекрасного раскрывается в правильности, симметрии, гармонии, чистоте материала, цвете, звуке. Поскольку природа лишена духовного, идеального начала, постольку природная красота является второстепенным, низшим, видом. Лишь в искусстве она выступает адекватно идее Прекрасного, как идеал.

Н.Г. Чернышевский понимал прекрасное как некую целостность, принимающую самые разнообразные формы. Этой целостностью является жизнь в её высшем проявлении – жизни человека. В категории жизни Чернышевский синтезирует понятия меры, закономерности, гармонии, целесообразности. Представлении о красоте, вкусы и идеалы людей формируется в зависимости от образа их жизни.

На рубеже XX-XXI столетий в западноевропейской эстетике распространяются воззрения, согласно которым человек в процессе эстетического восприятия одухотворяет эстетически нейтральный мир. Только индивид вносит красоту в природу.

Итак, прекрасное существует в природе и общественной жизни, в материальной и духовной деятельности человека. Это одна из наиболее общих и широких категорий эстетики. В природе оно связано с закономерностью при­родных явлений. Прекрасное в труде выражается в его сво­бодном характере, в постоянном совершенствовании. Прекрасное в общественной жизни — это справедливые социальные отношения. Прекрасное в искусстве — это жизненная правда, идейность, гуманизм, выраженные в высокохудожественном стиле.

Безобразное – категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольстви вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Оно представляет собой средоточение негативных характеристик бытия, олицетворяя нечто отталкивающее, неупорядоченное, дисгармоничное.

Теоретически вопрос о безобразном в искусстве впервые поставил Аристотель. Он считал, что в предмет искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже явления отвратительные в жизни, будучи представлены в художественном произведении, доставляют эстетическое удовольствие.

В средневековой христианской культуре утвердилось отношение к безобразному как свидетельству греховности мира. Гуманисты Возрождения видели в безобразном свидетельство бесконечного многообразия природы. Искусство и эстетика Возрождения, стремящиеся выразить идею гармонического развития человека, часто обращались к сфере безобразное как к средству контрастного выражения красоты.

Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть воплощенным в искусстве. Категория безобразное широко используется в эстетике просветителей. Э. Берк подчеркивал связь безобразного с возвышенным. Г. Лессине, полемизируя с эстетикой классицизма, говорил, что предметом искусства должна быть не только идеальная красота, но все общеинтересное.

Романтизм XIX в. реабилитировал безобразное. Эстетические течения XX - XXI вв.безобразное абсолютизируют в качестве единственно возможного эстетического эквивалента "абсурдности" бытия. Происходит эмансипация безобразного, его эстетизации.

Безобразное связано с другими эстетическими категориями: прекрасным, возвышенным, комическим, трагическим и осуществляет свои эстетические функции только в связи с этими категориями. В форме уродливого безобразное содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного — в возвышенном и трагическом. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает сопереживания.

Рассматривая эстетические свойства действительности исследователи выделяют категорию низменное. Низменное – это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явление или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, так как они не подчинены людям и могут представлять для них угрозу. Все явления, относящиеся к этой опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, терроризм). В качестве проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие социальные явления, как война, эксплуатация, ограничение прав и свободы личности. Как проявление низменного воспринимаются поступки людей: подлость, обман, предательство, клевета, а также пороки: алкоголизм, разврат, наркозависимость, проституция.

Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему содержанию с реальными формами их выражения. В искусстве типичными формами отражения возвышенного являются грандиозность, масштабность, монументальность. Например, статуя Зевса Олимпийского греческого скульптора Фидия или египетские пирамиды, возвеличивавшие божественное начало фараона.

Представления о возвышенном в природе связывают с различными проявлениями великолепия ее явлений, ко­торые вызывают чувства восторга, восхищения (например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря, гроза, полярное сияние и др.)

В общественной жизни возвышенное проявляется в выдающихся деяниях, служащих делу общественного про­гресса. Эти свершения и подвиги воспеваются в искусстве с помощью таких жанров, как ода, гимн, оратория, героическая трагедия и др.

Возвышенное проявляется в борьбе человека с природой и в столкновениях противоположных социальных сил. Полное внутреннего напряжения возвышенное несет в себе зерно неизбежных противоборств, конфликтов. Не случайно категория возвышенное тесно связана с эстетическими категориями драматического и трагического. Именно в драматических и трагических ситуациях и конфликтах ярко раскрывается подлинный масштаб возвышенного, величие человеческого духа.

Особым видом возвышенного является феномен так называемого «мрачного величия», который существует и в природе (пустыня «белое безмолвие») и в обществе (Мефистофель, леди Макбет)

В античную эпоху возвышенное использовалось в связи с теориями поэтики и риторики. Во времена Средневековья возвышенное отождествлялось с Богом. Образ возвышенного наиболее ярко представлен в готическом соборе с его устремленностью в небесное, порывом к идеальному.

В Новое время европейская эстетическая мысль обратилась к категории возвышенного лишь в XVIII в. Кант считал, что возвышенное то притягивает, то отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждает удивление и почтение, которое можно назвать отрицательным наслаждением. Шиллер противопоставлял возвышенное и прекрасное, находя, что возвышенное вызывает неприятное чувство, ибо неприятны гроза, молнии, хотя и возвышенны. Французские эстетики XIX ст. считали возвышенным высшую степень прекрасного.

Современные исследователи считают, что ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу полностью освоены, поэтому по отношению к ним человек не свободен. Прекрасное - сфера свободы человека, возвышенное - сфера несвободы.

Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных социальных сил, в в деятельности и внутреннем мире личности. Этот конфликт развертывается на фоне свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для его жизни ценностей.

Трагическое предполагает свободное действие человека, так что, хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, само действие представляет собой свободный акт человеческой личности. Противоречие, лежащее в основе трагического, заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее. Трагизм возникает в ситуации, когда свободно действующая личность создает ситуацию катастрофическую по своим последствиям для индивида и защищаемым им ценностям.

Трагическое проявило себя в мифах, жанре трагедии, а затем было теоретически обосновано в трудах Аристотеля, Лессинга, Шиллера, Гегеля, Чернышевского.

Объективная основа трагического внутренне противоречива. Подлинно трагичен лишь тот человек (соответственно та социальная сила, то общественное явление), который страдает или гибнет, но по своей сути заслуживает лучшей участи. И наоборот, гибель того, что вполне ее достойно, не заключает в себе никакого внутреннего раздвоения, несоответствия к области трагического отношения не имеет.

В свою очередь субъективное трагическое переживание так же противоречиво по своей природе. Это отметил уже Аристотель в «Поэтике», указав, что производимый трагедией катарсис («очищение подобных страстей в душе зрителя) совершается посредством сочетания противоположных чувств сострадания и страха.

Через трагическое, как правило, утверждается идеал прекрасного. Это, например, смелый, героический протест против социального зла, защита справедливости, принципов чести, свободы в таких обстоятельствах, когда обстоятельства, зло сильнее необходимых требований. Отсюда трагичная развязка - гибель героя, у которого чувство долга превышает инстинкт самосохранения и стремление к личному благополучию

Особенно ярко трагическое раскрывается в драматур­гии, создавшей особый жанр - трагедию.

Ужасное - эстетическая категория, охватывающая явления действительности, которые несут человеку несчастья и гибель. Ужасное, ассоциируясь со страшными событиями, которые не оставляют никакой надежды на освобождение от несчастий.

В отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем, ужасное безысходно и безнадежно, означает гибель без всякого выхода в социальное бессмертие. Трагическое несчастье величественно, ибо человек остается здесь господином обстоятельств, смертью утверждая свободу над ними. В ужасном человек - раб обстоятельств. Такое мироощущение, полное безнадежности и отчаяния, передает П. Брейгель в картине "Слепые": судьба человечества - цепочка слепых, идущих к пропасти.

Комическое - одна из основных категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала.

Природу комического легко понять, если обратиться к коллективному самодеятельному народному смеху - карнавальным играм. Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа - в противовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьезности, - и вместе с тем смех возрождающий.

По содержанию смех универсален и амбивалентен (сочетание хулы и хвалы, жизни и смерти) - это смех синкретический (нерасчлененный). В синкретическом смехе заложены многие виды комического, обособившиеся в ходе развития культуры. Это прежде всего ирония и юмор. В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного (насмешливого) отношения к предмету. В юморе - серьезное под маской смешного с преобладанием положительного отношения. Обличительный смех сатиры, предметом которого служат пороки, отличается определенным отрицательным, изобличающим тоном оценки.

По своему значению различаются высокие виды комического ("Дон Кихот" Сервантеса - смех над наиболее высоким в человеке) и забавные шутливые виды (каламбур).

Комическое имеет конкретно-исторический характер. Наиболее полно оно отражено в жанре комедии. Комедия развилась из различных ритуальных действий, народных обычаев и празднеств, из тех игровых сценок с использованием пе­сен и включением тем из повседневной жизни, которыми сопровождались древние культы. Вершиной развития античной комедии является творчество Аристофана. Сатира в Риме, наряду с эпиграммой, становится излюбленным коническим жанром. В средние века были распространены простонародные формы комического искусства: моралите, фарс. Эти пьесы исполнялись бродячими актерами, были насыщены импровизацией, комические ситуации были относительно постоянными и строились на обмане, хитрости, мистификации.

Эпоха Возрождения придала комическим жанрам большее разнообразие, глубину, признала их законность как культурного явления, сняв с них ограничения и запреты со стороны официальной религии.

Новый этап в развитии комического искусства представляет комедия эпохи классицизма, которая подчинялась строгим нормам. Эта нормативность, однако, не помешала Мольеру создать свои шедевры. Творчество Бомарше знаменует поворот в истории комического: обращение к комическому искусству восходящего класса буржуазии. Россия XVIII-XIX вв. необыкновенно богата комическими талантами: Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин и др. В изобразительном искусстве особое распространение получила карикатура, шарж, использующие гротеск, преувеличение. Многие видные художники работали в этом жанре: Ф. Гойя, О. Домье, Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы.

В истории эстетической мысли отношение к комическому было различным. Аристотель видел в нем некую ошибку и уродство, которые безболезненны и безвредны. В эпоху средневековья комическое отрицательно оценивается церковью и вытесняется в народную «карнавальную» культуру. Эстетические теории Возрождения подчеркивают момент удовольствия от комического, его объективный характер. Классицизм (Буало) превратил высказывания Аристотеля в каноны. Мыслители Просвещения (Дидро, Лессинг и др.) выступали против жест­кого разделения жанров по этому основанию, за демократизацию искусства и за его нравственное воздействие на зрителя. Немецкая классическая философия существенно углубила понимание комического. Кант определял смех как аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто. Гегель впервые в истории философии дал объяснение, почему тот или иной жанр расцветает в определенную эпоху, а затем угасает или канонизируется. Наиболее широкой категорией для него было «смешное», т. е. все, что может вызвать смех. Комическое он относил только к аристофановской комедии, в которой дух свободно царствует над противоречиями действительности. Сатира, по Гегелю, находит свое настоящее место в прозаическом Риме, где царит дух абстракций и мертвого закона.

Завершая анализ эстетических категорий, можно отметить, что они тесно взаимосвязаны между собой. Так, прекрасное выступает мерой по отношению к возвышенному, трагическому, комическому. Иногда выделяют категории безобразного и низменного как антиподы прекрасного и возвышенного. Отмечается, что безобразное и низменное как эстетические категории не несут положительного значения для человека и, следовательно, не являются положительными ценностями.

 

Эстетика и практика

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Донецкий национальный университет экономики и торговли... Имени Михаила Туган Барановского... Кафедра философских наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетика как наука и ее категории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 87я 73
О 85 УДК 1 (075. 8) Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема

Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану: 1. Мировоззрение, его сущность и структура. 2. Предмет философии. 3. Основные функции философии.

Основные исторические типы философии
  1. Античная и средневековая философия. 2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Немецкая классическая философия.  

Философская мысль в Украине XI – XXI вв.
  1. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв. 3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.  

Основные философские концепции современности
1. Позитивизм: эволюция и основные идеи. 2. Марксизм и его место в истории философии. 3. Антропологические школы в философии.

Человек является центральной проблемой концепций психоанализа (неофрейдизма) и персонализма.
Основоположником психоанализа является австрийский психиатр З. Фрейд (1859 – 1939). Главная проблема созданного им учения – бессознательное. Психическое (бессознательное) для психоана

Модуль I**.
  1.1. Материализм – это признание: - первичности сознания, вторичности материи, - материальных благ, - первичности материи и вторичности сознания?

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.
  1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?   2.Укажите: как назыв

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.
1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4. - признание

Философское понимание мира: бытие, материя
  1.Категория «бытие», ее смысл и специфика. 2. Материальное единство мира. 3. Основные атрибуты материи.   Категори

Философское понимание сознания
1.Понятие и структура сознания. 2.Происхождение и сущность сознания. 3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.    

Общественное сознание и его структура
1. Индивидуальное и общественное сознание. 2. Структура общественного сознания. 3. Формы общественного сознания. Индивидуальное и общественное с

Познание и его основные формы
  1. Познание как философская проблема. 2. Чувственное и рациональное познание и их формы. З. Проблема истины в философии и науке.  

Научное познание
1. Специфика научного познания. 2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания. 3. Формы и методы научного познания.   Специф

Диалектика, ее законы и категории
  1. Диалектика и ее альтернативы. 2. Принципы и законы диалектики. 3.Важнейшие категории диалектики.   Диалектика

Модуль II.
  2.1. Бытие - это: - существование только предметов материального мира; - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; - досто

Модуль ІІ.
  1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?   2. Прокомментируйте сле

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ответы на тесты модуля ІІ: 2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальност

Общество: основы философского анализа
1. Общество как подсистема объективной реальности. 2. Проблема построения теоретической модели общества. 3. Социальное познание и его специфика.

Общество как развивающаяся система
1. Понятие общественного производства. 2. Основа социального бытия общества. 3. Политическая система общества, ее структура. Понятие общественно

Бытие человека как проблема философии
  1. Проблема человека в истории философии. 2. Социально-природная сущность бытия человека. 3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.  

Личность и общество
  1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом. 2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности. 3. Социальны

Культура и цивилизация
  1. Понятие культуры и цивилизации. 2. Закономерности культурно-исторического процесса. 3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.  

Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности
  1. Понятие социального прогнозирования. 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 3. Перспективы социального развития.  

Модуль ІІІ.
  1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в действительности нет никаких строго пров

Ответы на тесты модуля ІІІ.
3.1. – натурализм; 3.2. – географического детерминизма; 3.3. – геополитика; 3.4. – сознание; 3.5. – натурализм; 3.6. – идеализм; 3.7. – экономику; 3.8. – материализм; 3.9. – государство; 3

Предмет этики
  1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». 2. Предмет этики и ее основные проблемы. 3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Основные этические учения
  1.Античная и средневековая этика. 2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения. 3. Современные этические теории.   А

Категории этики
  1. Классификация категорий этики. 2. Важнейшие этические категории. 3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.    

История эстетической мысли
  1. Эстетические взгляды античности и средневековья. 2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 3.Эстетическая мысль Украины.  

Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов.
  1. Художественная реальность: формы и способы существования. 2. Эстетическое воспитание и его функциональные особенности. 3. Государственная политика в области кул

Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения.
  1. История и предмет логики. 2. Логика и язык. 3. Логический анализ понятий и основных законов логики. История и предмет логик

Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его? 2. О каком значении лог

Умозаключения
1. Простые суждения, их виды и состав. 2. Сложные суждения, их виды и логические значения. 3. Понятия об умозаключении и его видах. Простые сужд

Задачи и упражнения
1. В нижеприведенных выражениях выделите истинные, ложные и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества.

Логика дискурса. Доказательство и опровержение
1. Понятие дискурсивного мышления. 2. Понятие доказательства. 3. Понятие опровержения. Понятие дискурсивного мышления

Подмена тезиса.
В процессе доказательства нередко нарушается первое правило по отношению к тезису вследствие его подмены. Не находя аргументов для данного тезиса оппонент умышленно или неумышленно подменяет изнача

Правила к аргументам.
К наиболее важным относятся следующие: 1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями

Ошибки в аргументах доказательства.
1. Ложность оснований, которая в логике называется «основное заблуждение». Это заблуждение происходит при нарушении первого правила аргументов («истинности аргументов»), когда истинный аргумент зам

Ошибки по отношению к демонстрации.
Несмотря на разнообразие нарушений правил демонстрации, они сводятся к тому, что нарушается логическая связь между аргументами и тезисом доказательства. И тогда тезис логически не следует из аргуме

Ее предмет и функции
1. Происхождение религии. 2. Религиозное сознание, его особенности и структура. 3. Религиозная деятельность и религиозные организации.  

Общая характеристика христианского вероучения.
  Современные национальные религии Среди национальных религий особое место занимает иудаизм, который нередко называют мировой религ

Реализация принципов свободы совести в Украине.
  Принцип свободы совести в европейской культуре В истории человечества религия была и остается наиболее массовым мировоззрением. Р

Культурология как наука и ее категории
1. Культурология, ее предмет и специфика. 2. Категории культурологии. 3. Методы и принципы исследования культуры. Культурология, ее предмет

Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то
есть конкретные способы получения нового культурологического знания. Культурология использует различные методы изуче­ния культуры. Важнейшими из них являются. Диахронический метод

Сущность культуры и ее генезис
  1. Сущность и основные функции культуры. 2. Культурогенез и типология культур. 3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной ку

Феномен и тенденции развития культуры Украины
1. Понятие украинской культуры. 2. Исторические особенности развития национальной культуры 3. Основные тенденции развития культуры Украины Понят

Основных терминов курса
Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира. Аксиология -учение о ценностях. Альтернатива

Практика(гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей.
Предмет философии - область духовной деятельности человека, а так же осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире. Представлени

Навчальне видання
  Автори: Нікітін Л.М., д.ф.н., проф. (теми 1, 5, 7-9, 11, 12, 17, практична частина, словник основних термінів); Алєксеева Л.О., к.ф.н., проф. (тема 6); Андрєєва Т.О., д.ф.н., проф.

Підручник
(російською мовою)     Технічний редактор О.І. Шелудько   Зведений план 2009 р., поз. № ___ Підписано до друку ­­­­­­­­­­­­_____

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги