Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то
Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Есть Конкретные Способы Получения Нового Культурологического Знания. Культуро...
есть конкретные способы получения нового культурологического знания. Культурология использует различные методы изучения культуры. Важнейшими из них являются.
Диахронический метод как хронологическая последовательность появления и протекания событий мировой культуры. Для создания концептуальных моделей исследования факты надо не только изложить, но, прежде всего, проанализировать оценить и обобщить. Поэтому диахронический метод сопряжен с другими методами познания, в частности с синхроническим .
Синхронический метод заключается в анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом их взаимосвязей и возможных противоречий.
Сравнительно-исторический метод состоит в том, что позволяет сравнивать в историческом разрезе многие самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, например, при изучении культур Древнего Востока на первый план выступает пантеизм - факт обожествления природных явлений. Тот же факт самобытно проявляется в культуре Древней Греции или в языческой культуре восточных славян в другую культурно-историческую эпоху. При этом в данном случае речь идет не о формальном, а о сущностном сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов с учетом их конкретно-исторической специфики.
Структурно-функциональный метод заключается в мысленном разложении изучаемого объекта на составные части (анализ) и выявлении их внутренней связи, соотношения и взаимодействия между ними. Этот метод применяется при анализе сущности, структуры и функций культуры. На основе структурно-функционального и системного анализа можно устанавливать внутреннее сходство изучаемых феноменов культуры, что образует содержание типологического метода.
Типологический метод предполагает изучение культуры путем мысленного перехода от абстрактного - к конкретному (Гегель), от неполного знания к более полному, с целью выявления типологического сходства элементов культурно-исторического процесса.
Культурология широко использует также:
- аксиологический метод, позволяющий представить культурные феномены как определенные ценности или блага;
- семиотический метод. Семиотика - наука о знаках и знаковых системах, которая применяется для исследования феноменов культуры;
- психологический метод - применяется при изучении особенностей менталитета этнической общности и специфики национальной культуры;
- биографический метод - это изучение жизненного пути творцов культуры для понимания их внутреннего мира, побудительных мотивов их деятельности;
- метод моделирования - создание модели определенного периода в развитии культуры с целью выявления наиболее существенных черт.
- синергетическйометод.Синергетика вырабатывает представление об альтернативности, поли-вариантности путей развития и самоорганизации сложных систем, открывает новые принципы управления, учитывающие весь комплекс даже незначительных по силе своего влияния факторов, предлагает понимание хаотических процессов как потенциальной упорядоченности. Согласно этому учению культурные образования и системы развиваются путем самосовершенствования, переходя к более высоким уровням самоорганизации, раскрывая при этом разнонаправленные возможности своей динамики. Метод синергетики указывает на гуманитарный подход как познавательную основу культурологии, допуская субъективизм в познании культуры и ее феноменов, недопустимую согласно объективистским критериям естественных наук.
Немецкий социолог и культуролог Макс Вебер обращал внимание на особенности социально-гуманитарного знания, где объект и субъект анализа неразделимы и считал, что эти науки должны пользоваться одновременнои методом понимания и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино (синтез), М.Вебер назвал «объясняющим пониманием».
Культурология использует также различные принципы или руководящие идеи для изучения культуры. Важнейшими среди них следующие:
- принцип культурно-исторического подхода означает, что все явления, события, факты культурного процесса следует рассматривать в контексте того исторического времени, тех конкретных условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических, идеологических и др.), в которых они имели место. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в сферу современных критериев и оценок этих явлений прежней культуры грозит искажением понимания культурно-исторических процессов.
- принцип целостности состоит в том, что изучение любого этапа в развитии мировой и национальной культуры должно включать в себя все многообразие феноменов и фактов. Произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий исторического развития культуры недопустимо.
Итак, культурология является молодой отраслью научного знания, имеет свою методологию, категориальный аппарат и предмет исследования – культуру. Существующее разнообразие подходов к изучению культуры с одной стороны свидетельствует о многогранности данного феномена, а с другой стороны – говорит об активном развитии культурологии как науки, которая призвана восстановить баланс между техническим и гуманитарным знанием.
***
В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:
Современный философский словарь. – М, 2004. Ст. «Культура», «Миф», «Развитие», «Гуманитарное и социальное познание»..
ББК 87я 73
О 85
УДК 1 (075. 8)
Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема
Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану:
1. Мировоззрение, его сущность и структура.
2. Предмет философии.
3. Основные функции философии.
Основные исторические типы философии
1. Античная и средневековая философия.
2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
3. Немецкая классическая философия.
Философская мысль в Украине XI – XXI вв.
1. Философские идеи в культуре Киевской Руси.
2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв.
3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.
1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?
2.Укажите: как назыв
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.
1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4. - признание
Философское понимание сознания
1.Понятие и структура сознания.
2.Происхождение и сущность сознания.
3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
Общественное сознание и его структура
1. Индивидуальное и общественное сознание.
2. Структура общественного сознания.
3. Формы общественного сознания.
Индивидуальное и общественное с
Познание и его основные формы
1. Познание как философская проблема.
2. Чувственное и рациональное познание и их формы.
З. Проблема истины в философии и науке.
Научное познание
1. Специфика научного познания.
2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания.
3. Формы и методы научного познания.
Специф
Диалектика, ее законы и категории
1. Диалектика и ее альтернативы.
2. Принципы и законы диалектики.
3.Важнейшие категории диалектики.
Диалектика
Модуль II.
2.1. Бытие - это:
- существование только предметов материального мира;
- все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные;
- досто
Модуль ІІ.
1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?
2. Прокомментируйте сле
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ответы на тесты модуля ІІ:
2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальност
Общество: основы философского анализа
1. Общество как подсистема объективной реальности.
2. Проблема построения теоретической модели общества.
3. Социальное познание и его специфика.
Общество как развивающаяся система
1. Понятие общественного производства.
2. Основа социального бытия общества.
3. Политическая система общества, ее структура.
Понятие общественно
Бытие человека как проблема философии
1. Проблема человека в истории философии.
2. Социально-природная сущность бытия человека.
3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.
Личность и общество
1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом.
2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в
деятельности личности.
3. Социальны
Культура и цивилизация
1. Понятие культуры и цивилизации.
2. Закономерности культурно-исторического процесса.
3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.
Модуль ІІІ.
1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в действительности нет никаких строго пров
Предмет этики
1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность».
2. Предмет этики и ее основные проблемы.
3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.
Основные этические учения
1.Античная и средневековая этика.
2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения.
3. Современные этические теории.
А
Категории этики
1. Классификация категорий этики.
2. Важнейшие этические категории.
3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.
История эстетической мысли
1. Эстетические взгляды античности и средневековья.
2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.
3.Эстетическая мысль Украины.
Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия,
ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его?
2. О каком значении лог
Умозаключения
1. Простые суждения, их виды и состав.
2. Сложные суждения, их виды и логические значения.
3. Понятия об умозаключении и его видах.
Простые сужд
Задачи и упражнения
1. В нижеприведенных выражениях выделите истинные, ложные
и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества.
Подмена тезиса.
В процессе доказательства нередко нарушается первое правило по отношению к тезису вследствие его подмены. Не находя аргументов для данного тезиса оппонент умышленно или неумышленно подменяет изнача
Правила к аргументам.
К наиболее важным относятся следующие:
1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями
Ошибки в аргументах доказательства.
1. Ложность оснований, которая в логике называется «основное заблуждение». Это заблуждение происходит при нарушении первого правила аргументов («истинности аргументов»), когда истинный аргумент зам
Ошибки по отношению к демонстрации.
Несмотря на разнообразие нарушений правил демонстрации, они сводятся к тому, что нарушается логическая связь между аргументами и тезисом доказательства. И тогда тезис логически не следует из аргуме
Ее предмет и функции
1. Происхождение религии.
2. Религиозное сознание, его особенности и структура.
3. Религиозная деятельность и религиозные организации.
Культурология как наука и ее категории
1. Культурология, ее предмет и специфика.
2. Категории культурологии.
3. Методы и принципы исследования культуры.
Культурология,
ее предмет
Сущность культуры и ее генезис
1. Сущность и основные функции культуры.
2. Культурогенез и типология культур.
3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной ку
Феномен и тенденции развития культуры Украины
1. Понятие украинской культуры.
2. Исторические особенности развития национальной культуры
3. Основные тенденции развития культуры Украины
Понят
Основных терминов курса
Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира.
Аксиология -учение о ценностях.
Альтернатива
Новости и инфо для студентов