есть конкретные способы получения нового культурологического знания. Культурология использует различные методы изучения культуры. Важнейшими из них являются.
Диахронический метод как хронологическая последовательность появления и протекания событий мировой культуры. Для создания концептуальных моделей исследования факты надо не только изложить, но, прежде всего, проанализировать оценить и обобщить. Поэтому диахронический метод сопряжен с другими методами познания, в частности с синхроническим .
Синхронический метод заключается в анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом их взаимосвязей и возможных противоречий.
Сравнительно-исторический метод состоит в том, что позволяет сравнивать в историческом разрезе многие самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, например, при изучении культур Древнего Востока на первый план выступает пантеизм - факт обожествления природных явлений. Тот же факт самобытно проявляется в культуре Древней Греции или в языческой культуре восточных славян в другую культурно-историческую эпоху. При этом в данном случае речь идет не о формальном, а о сущностном сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов с учетом их конкретно-исторической специфики.
Структурно-функциональный метод заключается в мысленном разложении изучаемого объекта на составные части (анализ) и выявлении их внутренней связи, соотношения и взаимодействия между ними. Этот метод применяется при анализе сущности, структуры и функций культуры. На основе структурно-функционального и системного анализа можно устанавливать внутреннее сходство изучаемых феноменов культуры, что образует содержание типологического метода.
Типологический метод предполагает изучение культуры путем мысленного перехода от абстрактного - к конкретному (Гегель), от неполного знания к более полному, с целью выявления типологического сходства элементов культурно-исторического процесса.
Культурология широко использует также:
- аксиологический метод, позволяющий представить культурные феномены как определенные ценности или блага;
- семиотический метод. Семиотика - наука о знаках и знаковых системах, которая применяется для исследования феноменов культуры;
- психологический метод - применяется при изучении особенностей менталитета этнической общности и специфики национальной культуры;
- биографический метод - это изучение жизненного пути творцов культуры для понимания их внутреннего мира, побудительных мотивов их деятельности;
- метод моделирования - создание модели определенного периода в развитии культуры с целью выявления наиболее существенных черт.
- синергетическйометод. Синергетика вырабатывает представление об альтернативности, поли-вариантности путей развития и самоорганизации сложных систем, открывает новые принципы управления, учитывающие весь комплекс даже незначительных по силе своего влияния факторов, предлагает понимание хаотических процессов как потенциальной упорядоченности. Согласно этому учению культурные образования и системы развиваются путем самосовершенствования, переходя к более высоким уровням самоорганизации, раскрывая при этом разнонаправленные возможности своей динамики. Метод синергетики указывает на гуманитарный подход как познавательную основу культурологии, допуская субъективизм в познании культуры и ее феноменов, недопустимую согласно объективистским критериям естественных наук.
Немецкий социолог и культуролог Макс Вебер обращал внимание на особенности социально-гуманитарного знания, где объект и субъект анализа неразделимы и считал, что эти науки должны пользоваться одновременнои методом понимания и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино (синтез), М.Вебер назвал «объясняющим пониманием».
Культурология использует также различные принципы или руководящие идеи для изучения культуры. Важнейшими среди них следующие:
- принцип культурно-исторического подхода означает, что все явления, события, факты культурного процесса следует рассматривать в контексте того исторического времени, тех конкретных условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических, идеологических и др.), в которых они имели место. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в сферу современных критериев и оценок этих явлений прежней культуры грозит искажением понимания культурно-исторических процессов.
- принцип целостности состоит в том, что изучение любого этапа в развитии мировой и национальной культуры должно включать в себя все многообразие феноменов и фактов. Произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий исторического развития культуры недопустимо.
Итак, культурология является молодой отраслью научного знания, имеет свою методологию, категориальный аппарат и предмет исследования – культуру. Существующее разнообразие подходов к изучению культуры с одной стороны свидетельствует о многогранности данного феномена, а с другой стороны – говорит об активном развитии культурологии как науки, которая призвана восстановить баланс между техническим и гуманитарным знанием.
* * *
В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:
Современный философский словарь. – М, 2004. Ст. «Культура», «Миф», «Развитие», «Гуманитарное и социальное познание»..
Энциклопедический словарь. – СПб., 2005. Ст.: «Культурология».
Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:
«Культура», «Культурология».
Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:
«Культура», «Культурна антропологія».