рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Феномен и тенденции развития культуры Украины

Феномен и тенденции развития культуры Украины - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 1. Понятие Украинской Культуры. 2. Исторические Особенности Развития...

1. Понятие украинской культуры.

2. Исторические особенности развития национальной культуры

3. Основные тенденции развития культуры Украины

Понятие украинской культуры

 

Украинская культура – это совокупность духовных и материальных ценностей и достижений, которые формировались на протяжении истории украинским народом и отражают развитие его мировоззрения, а также социальной, экономической и духовной жизни.

В процессе своего развития культура Украины обогащалась элементами различных культурных традиций, прежде всего – русской, белорусской, польской, болгарской, угро-финской, татарской и др. По своему происхождению украинская культура является полиэтничной, что отразилось в современном полиэтничном составе украинского общества.

Сегодня культура Украины является неповторимой и многоплановой культурой. Базовые характеристики украинской культуры закодированы в ее национальных символах и стереотипах. Они настолько органично вписанными в канву общественного сознания, что люди даже не задумываются над их значением и содержанием. Для украинцев установленным символом национальной культуры традиционно был Т. Г. Шевченко, который воплощал духовность народа и его социальные надежды. Символом исторической судьбы выступал Б. Хмельницкий, с которым связаны драматические страницы украинской истории. Сегодня акцент смещается в несколько иные, более политизированные сферы. Символами государственности Украины сегодня являются сине-желтый стяг, трезубец и национальный гимн.

Исследователи неоднократно делали попытки выделить характерные черты украинской культуры и национальной ментальности. Одной из таких попыток является теория М.Костомарова, которую он изложил в своей известной работе «Две русские народности». М. Костомаров сравнил ментальности россиян и малороссов и выяснил, что российская ментальность тяготеет к категории общего («государство», «церковь» и т. д.), а украинская ментальность – к частному (единичному, в том числе – к частной собственности), к личному моральному здоровью, к поискам самих себя.

Развитие современной украинской культуры коренится в пробуждении украинского самосознания, которое выражено в философии украинской национальной идеи. Поиски украинской национальной идеи, по сути представляющей собой социальный миф, и в начале ХХІ в. являются предметом острых научных, социальных и политических дискуссий. Национальная идея, с одной стороны, выступает определенной идеей, которая может иметь любое содержание и которая выражает стремления и убеждения большинства граждан данного государства. При этом национальная идея имеет в своей основе вполне реальные социальные, политические, экономические и культурные предпосылки. С другой стороны, национальная идея является результатом коллективной договоренности, существующей между членами общества в отношении наиболее важных для всех проблем.

Национальная идея вовсе не обязательно должна быть связана с определенной нацией, но она консолидирует всех (или же абсолютное большинство) членов данной социальной общности, которая может быть многонациональной, как общество современной Украины. О мифологическом характере национальной идеи в Украине говорит тот момент, что она выступает результатом действия высшей воли, а не результатом сознательного волеизъявления народа. Фактический раскол украинского общества, ярко проявившийся после 2004 г. показал, что развитие социальных отношений и политической культуры в Украине основано не на базе продуктивного саморазвития, а на базе искусственно созданного противостояния между сторонниками «западного» и «пророссийского» культурных и политических путей. На сегодняшний день, очевидно, что общество Украины еще не полностью осознало себя как автономную культурную единицу. Национальная идея (или национальный миф), имеет позитивный смысл лишь в том случае, когда консолидирует общество и сообщает всем его членам стабильные мировоззренческие основания, которые: а) позволяют сохранять мир и гармонию в обществе; б) дают возможность обществу найти свое достойное место в геополитическом окружении.

Величайшим достижением Украины за период независимости является гражданский мир в государстве. Но на современном этапе даже это общественное достижение находится под угрозой уничтожения. Национальная идея, которая могла бы объединить все социокультурное пространство Украины, должна органично отвечать ее глубинной природе. Без учета многонационального, а значит и поликультурного характера населения Украины, а также исторического опыта его формирования, современный ход развития украинской культуры и государственности обречен на неудачу.

Исторические особенности развития национальной культуры

 

Формирование национальной культурной традиции началось в Украине приблизительно 500 лет назад. Но только в середине ХІХ в. национальная идея украинцев начала освещаться (то есть, получила возможность вербализации).

Глубинный корень украинской культуры содержится в индоевропейском мировоззрении, а также в культуре Киевской Руси. Индоевропейцами ученые называют древний народ, потомками которого являются многие современные народы Европы, включая украинцев. Сейчас наука не располагает достоверными данными о том, откуда пришли индоевропейцы, а также о многих особенностях их быта и языка. Но то, что современное население Украины во многом является их культурными преемниками, представляет собой исторический факт. Как и для других древних народов, для индоевропейцев основу мировоззрения составляла мифология, черты которой прослеживаются в материальной и духовной культуре Украины.

Для индоевропейской мифологической традиции было характерно трехчастное деление мироздания (уранический уровень, хтонический уровень и мир людей), что отразилось в концепции мирового дерева. Большое внимание уделялось числовой символике, связанной с поддержанием вселенских ритмов и временных циклов (чередование времен года, движения небесных тел и др.) Наиболее почитаемыми числами у индоевропейцев были 2, 3, 4, 7, 12. Число 2 было связано с разделением мира на ряд бинарных оппозиций (теплое – холодное, мужское – женское, светлое – темное и т. д.). Число 4 означало мировой порядок, ассоциируемый с четырьмя сторонами света, числа 7 и 12 соотносились с целостностью мира и играли важную роль в лунном и солнечном календаре и установлении семидневной недели.

Киевская Русь достигла высокого уровня культурного развития. В государстве активно развивалась письменность. Изначально литературные произведения переводились с греческого и латыни, но уже с Х в. появилось собственное летописание и оригинальная литература. Изобразительное искусство Киевской Руси дошло до наших дней в основном в виде фресок, ювелирных произведений, мозаики и резьбы по дереву. На высоком уровне находилось развитие архитектуры. К сожалению, большинство архитектурных памятников не сохранилось в связи с тем, что они были созданы из дерева, а не из камня.

Коренным поворотом в истории Древнерусской державы стало принятие христианства в 989 г. Культурно-историческое значение процесса христианизации Киевской Руси заключалось в следующем. Во-первых, христианство способствовало установлению и укреплению феодальных отношений, пришедших на смену прежнего родового строя. Христианство в данной ситуации выступило как религия, освещавшая власть элиты и создавшая предпосылки для углубления социальной дифференциации. Небесная иерархия христианства отражалась в иерархии феодального общества. Христианство принесло с собой идеал добродетельного правителя, что в дальнейшем повлияло на православное понимание царской власти как данной Богом. Кроме того, христианская религия базировалась на идее о всеобщем равенстве перед Богом как высшем Законе, что способствовало зарождению основ правового государства, а также повышению международного авторитета Киевской Руси. Во-вторых, христианство как монотеистическая религиозная система, создало мировоззренческие предпосылки для консолидации и централизации государства. До конца Х в. Русь была полицентричным государством, постоянно страдающим от междоусобиц и сепаратизма местных князей и племенных вождей. Принятие христианства стало важной ступенью на пути к снятию внутренних противоречий и утверждению власти единого правителя. В-третьих, новая религия заложила основы развития письменности, литературы, архитектуры и искусства.

Сегодня Украина является крупнейшим христианским государством Европы. Христианами считают себя более половины населения Украины. Христианство, вопреки Конституции Украины, продолжает играть важнейшую роль в духовной культуре страны. Это можно проследить, в частности, на примере многочисленных обрядов освящения светских учреждений, участия священнослужителей в церемониях посвящения в студенты, принесения военной присяги и т. д.

Киевская Русь исчезла как государство в 1240 г., оставив потомкам христианскую религию и мировоззрение в Восточном (Византийском) варианте. Древнерусское государство передало Украине письменную культуру, книжную традицию, язык, архитектуру, а также христианство с элементами дохристианских верований. Это – единственное, что связывает Киевскую Русь и Украину, помимо территории и населения, которое впоследствии стало украинской нацией.

Христианская религия и мировоззрение стали одними из наиболее важных факторов, которые повлияли на формирование украинской национальной культуры. Другой фактор развития украинской культуры – это Европа, которая связана с наличием таких особенностей как средневековая фаза истории (с момента падения Рима, а также правления династии Каролингов), наличие эпохи Ренессанса как специфической стадии культурно-исторического развития, а также влиянием западной ветви христианства (католичеством).

Учитывая эти моменты, можно сделать вывод о том, что украинская культура не является европейской в полной мере, но в то же время она формируется на восточной окраине Европы, где средневековье задержалось значительно дольше, чем в других регионах. Так, право, и письменное, и связанное с обычаем (средневековое), оказывало непосредственное влияние на возникновение и развитие украинской народности (украинский народ формировался в пределах Польско-Литовского государства, в условиях феодального европейского права, в рамках автономии и Польско-Литовской унии).

Культура барокко для Украины стала тем, чем была эпоха средневековья для Европы. С присущей барокко глубокой иррациональностью это направление весьма органично влилось в украинскую культуру. Эпоха барокко имеет особое значение для культурного развития Украины, поскольку она составляет одну из основ украинской ментальности (украинский экзистенциализм).

Относительно эпохи Ренессанса следует отметить, что в этот период Украине было очень много образованных людей, получивших образование в Европе, которые привносили ренессансные культурные элементы в Украину. При этом важно учитывать тот факт, что Ренессанс – это исключительно итальянский феномен. В Европе ренессансные идеи распространялись именно как повторение итальянского Ренессанса (следовательно, в Украине он также был). Среди основных ренессансных идей, повлиявших на развитие украинской национальной культуры, следует выделить идею всеобщего равенства от природы (естественное право), которое противопоставлялось божественному праву, право на жизнь, право на собственность.

Важным фактором формирования украинской культуры является религия. Украинская Православная Церковь всегда поддерживалась самим народом и имела свой национально-культурный долг, а не находилась под светской властью. Большую роль для украинской культуры сыграло возникновение униатской (греко-католической) церкви. Не случайным является также и то, что с момента получения Украиной статуса независимого государства в стране наблюдаются наиболее активные религиозные процессы по сравнению со всеми остальными европейскими государствами.

Оказавшись в Польско-Литовском государстве население бывшей Киевской Руси имело два пути для дальнейшего существования: стать крепостным людом (т. е., – социальным дном средневекового общества), или принять католичество, а вместе с ним и Польско-Литовскую культуру. Оба эти процессы имели место и происходили постепенно. Но в результате исторически возможным оказался еще один путь, описанный в пассионарной (от фр. рassion – страсть) теории Л. Гумилева, согласно которой каждый этнос, который находиться на этапе своего формирования, имеет своих пассионариев, – людей, наделенных особым энергетическим потенциалом. В Украине таким феноменом стало казачество. Реестровое казачество возникло на базе общественного договора как автономная единица со своим образом жизни, традициями и ценностями. Именно в это время исчезает украинская элита (окончательно ополяченная шляхта), которая была уже не нужной как культурный и исторический элемент. Реестровые казаки, которые были признаны Литовскими статутами, являвшимися калькой с Магдебургского права, становятся новой элитой, которая защитила весь украинский народ. Этот период и есть действительным началом становления украинской национальной культуры.

Важными этапами развития украинской культуры являются первая и вторая половины ХІХ в., когда формируется национальное сознание украинского народа, развиваются традиции классицизма та романтизма, отраженные в творчестве И. Котляревского, Н. Гоголя, М. Костомарова, И. Франко, Т. Шевченко и др. Курс развития национальной культуры Украины в период СССР был в значительной степени нарушен политикой универсализации и «плавильного котла», но сегодня украинская культура активно возрождается и развивается.

Таким образом, можно выделить такие периоды развития украинской национальной культуры: культура Киевской Руси, культура польско-литовского периода, культура эпохи казачества, культура украинского барокко, украинская культура ХІХ в., культура коммунистического периода и культура независимой Украины.

Основные тенденции развития культуры Украины

 

Современное состояние и тенденции развития украинской культуры связаны со следующими моментами: осознание того, что образование является основой само воспроизводства культуры; децентрализацией, реформированием и демократизацией образования; вариативностью учебных программ; переориентацией сферы образования на приоритетное развитие личности и создание для нее соответствующих условий в обществе; установлением связи между национальной историей и культурой и образовательным процессом; развитием украинского языка; возрождением религиозной жизни; развитием спорта; повторным открытием запрещенных в период СССР произведений В. Стуса, Н. Хвылевого, М. Кулиша, а также распространением произведений литераторов украинской диаспоры – О. Телиги, И. Багряного, О. Ольжича и др.; возрождением национального театра и музыки. Признаками современного культурного развития Украины является утверждение эстетико-мировоззренческого плюрализма, и высокая степень политизации общества. В культурной жизни активно развиваются международные связи, что способствует распространению культуры Украины в мире.

В тоже время в культурной сфере Украины наблюдается сокращение сети культурных организаций, медленное формирование правовой базы для культуры, ограниченное финансирование ее развития и нарастание тенденций дегуманизации. Дегуманизация представляет собой процесс смещения акцентов с потребностей и потенциала человеческой личности на потенциал научно-технического прогресса. Тревожные симптомы дегуманизации проявляются в ценностной дезориентации, кризисе культурной идентичности, росте криминальных девиаций. Наиболее мощным по своему воздействию является дегуманизирующее влияние современных информационных технологий, в частности масс-медиа, через которые часто проводится пропаганда агрессии и насилия. Особенно подвержены такому влиянию дети и подростки. Выход из данной ситуации может быть найден в дестандартизации культурной продукции, а также в увеличении доли гуманитарных курсов в школах и высших учебных заведениях Украины, поскольку данные учреждения являются важнейшими институтами социализации личности. Следует отметить, что до настоящего момента в сфере науки и образования проводится совершенно противоположная политика. Число гуманитарных дисциплин в учебных заведениях сокращается, или же они объединяются в так называемые «интегрированные курсы». В перспективе развития сферы образования должен быть найден оптимальный баланс, позволяющий сохранять равновесие между профессиональной технической специализацией и духом гуманизма.

Важным условием культурного развития страны является наука. Украина будучи в составе СССР имела достаточно высокий научный потенциал. Согласно данным статистики, общее число научных кадров в стране в 1994 г. было в два раза больше, чем во Франции. Наиболее авторитетным научным центром является Национальная академия наук Украины. Не смотря на наличие мощного внутреннего потенциала, сегодня наука в Украине страдает от недостатка финансирования. Частично эта проблема решается за счет иностранных инвестиций, но полностью избавиться от нее можно путем широкой государственной поддержки.

Еще одной серьезной культурной проблемой, часто переходящей в политическую плоскость, является проблема языка. Украинизация проводиться в основном, административными методами, которые в данной ситуации совершенно неэффективны, так как невозможно заставить половину населения страны говорить на другом языке, даже если этот язык является родственным. В истории культуры четко прослеживается мечта о гуманных последствиях введения единого языка общения. Но утопичность моноязыковых проектов ясно демонстрирует реальная история.

Определенный урон культурному и социально-политическому развитию Украины наносят попытки повсеместно следовать глобальному (точнее, западному) проекту демократизации, который вступает в конфликт с исторически сложившимися основами славянской культуры. Славянская ментальность до сих пор не почувствовала себе комфортно в плюралистической культурной многовариантности, поскольку по своей природе она ориентирована на одну-единственную, абсолютную истину. Именно эта особенность в свое время послужила почвой для масштабного распространения коммунистического универсализма. Сегодняшний культурно-мировоззренческий и общественно-политический кризис в Украине ярко демонстрирует то, насколько неприемлемыми являются западные идеи глобальной демократизации для культуры страны.

В отличие от государств Западной Европы, где демократические традиции формировались на протяжении многих веков, и где в период средневековья действовал принцип вассалитета (суть которого может быть выражена в известной формуле «вассал моего вассала – не мой вассал»), на той территории, где сегодня расположена, в частности, Украина, под влиянием татаро-монгольского ига произошла замена вассалитета отношениями подданства по образцу восточной империи с деспотической формой правления. Поэтому в ходе дальнейшего демократического развития современной Украины необходимо учитывать ее культурно-историческую специфику.

Итак, культурные процессы, проходящие в современной Украине, являться противоречивыми и неоднозначными. Разнонаправленные тенденции в культурной сфере сформировали чрезвычайно сложный клубок противоречий, в основе которых лежит конфликт традиционных национальных ценностей, ценностей отошедшего в прошлое советского периода и современных глобальных ценностей.

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Современный философский словарь. – М, 2004. Ст. «Мировоззрение», «Феномен», «Ценность», «Маргинальность».

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Мировоззрение», «Национальная идея».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Українофільство». «Національний характер».

СЛОВАРЬ

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Донецкий национальный университет экономики и торговли... Имени Михаила Туган Барановского... Кафедра философских наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Феномен и тенденции развития культуры Украины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 87я 73
О 85 УДК 1 (075. 8) Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема

Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану: 1. Мировоззрение, его сущность и структура. 2. Предмет философии. 3. Основные функции философии.

Основные исторические типы философии
  1. Античная и средневековая философия. 2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Немецкая классическая философия.  

Философская мысль в Украине XI – XXI вв.
  1. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв. 3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.  

Основные философские концепции современности
1. Позитивизм: эволюция и основные идеи. 2. Марксизм и его место в истории философии. 3. Антропологические школы в философии.

Человек является центральной проблемой концепций психоанализа (неофрейдизма) и персонализма.
Основоположником психоанализа является австрийский психиатр З. Фрейд (1859 – 1939). Главная проблема созданного им учения – бессознательное. Психическое (бессознательное) для психоана

Модуль I**.
  1.1. Материализм – это признание: - первичности сознания, вторичности материи, - материальных благ, - первичности материи и вторичности сознания?

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.
  1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?   2.Укажите: как назыв

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.
1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4. - признание

Философское понимание мира: бытие, материя
  1.Категория «бытие», ее смысл и специфика. 2. Материальное единство мира. 3. Основные атрибуты материи.   Категори

Философское понимание сознания
1.Понятие и структура сознания. 2.Происхождение и сущность сознания. 3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.    

Общественное сознание и его структура
1. Индивидуальное и общественное сознание. 2. Структура общественного сознания. 3. Формы общественного сознания. Индивидуальное и общественное с

Познание и его основные формы
  1. Познание как философская проблема. 2. Чувственное и рациональное познание и их формы. З. Проблема истины в философии и науке.  

Научное познание
1. Специфика научного познания. 2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания. 3. Формы и методы научного познания.   Специф

Диалектика, ее законы и категории
  1. Диалектика и ее альтернативы. 2. Принципы и законы диалектики. 3.Важнейшие категории диалектики.   Диалектика

Модуль II.
  2.1. Бытие - это: - существование только предметов материального мира; - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; - досто

Модуль ІІ.
  1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?   2. Прокомментируйте сле

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ответы на тесты модуля ІІ: 2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальност

Общество: основы философского анализа
1. Общество как подсистема объективной реальности. 2. Проблема построения теоретической модели общества. 3. Социальное познание и его специфика.

Общество как развивающаяся система
1. Понятие общественного производства. 2. Основа социального бытия общества. 3. Политическая система общества, ее структура. Понятие общественно

Бытие человека как проблема философии
  1. Проблема человека в истории философии. 2. Социально-природная сущность бытия человека. 3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.  

Личность и общество
  1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом. 2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности. 3. Социальны

Культура и цивилизация
  1. Понятие культуры и цивилизации. 2. Закономерности культурно-исторического процесса. 3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.  

Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности
  1. Понятие социального прогнозирования. 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 3. Перспективы социального развития.  

Модуль ІІІ.
  1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в действительности нет никаких строго пров

Ответы на тесты модуля ІІІ.
3.1. – натурализм; 3.2. – географического детерминизма; 3.3. – геополитика; 3.4. – сознание; 3.5. – натурализм; 3.6. – идеализм; 3.7. – экономику; 3.8. – материализм; 3.9. – государство; 3

Предмет этики
  1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». 2. Предмет этики и ее основные проблемы. 3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Основные этические учения
  1.Античная и средневековая этика. 2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения. 3. Современные этические теории.   А

Категории этики
  1. Классификация категорий этики. 2. Важнейшие этические категории. 3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.    

Эстетика как наука и ее категории
1. Предмет эстетики. 2. Категории эстетики. 3. Эстетика и практика.   Предмет эстетики Понятие "

История эстетической мысли
  1. Эстетические взгляды античности и средневековья. 2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 3.Эстетическая мысль Украины.  

Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов.
  1. Художественная реальность: формы и способы существования. 2. Эстетическое воспитание и его функциональные особенности. 3. Государственная политика в области кул

Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения.
  1. История и предмет логики. 2. Логика и язык. 3. Логический анализ понятий и основных законов логики. История и предмет логик

Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его? 2. О каком значении лог

Умозаключения
1. Простые суждения, их виды и состав. 2. Сложные суждения, их виды и логические значения. 3. Понятия об умозаключении и его видах. Простые сужд

Задачи и упражнения
1. В нижеприведенных выражениях выделите истинные, ложные и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества.

Логика дискурса. Доказательство и опровержение
1. Понятие дискурсивного мышления. 2. Понятие доказательства. 3. Понятие опровержения. Понятие дискурсивного мышления

Подмена тезиса.
В процессе доказательства нередко нарушается первое правило по отношению к тезису вследствие его подмены. Не находя аргументов для данного тезиса оппонент умышленно или неумышленно подменяет изнача

Правила к аргументам.
К наиболее важным относятся следующие: 1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями

Ошибки в аргументах доказательства.
1. Ложность оснований, которая в логике называется «основное заблуждение». Это заблуждение происходит при нарушении первого правила аргументов («истинности аргументов»), когда истинный аргумент зам

Ошибки по отношению к демонстрации.
Несмотря на разнообразие нарушений правил демонстрации, они сводятся к тому, что нарушается логическая связь между аргументами и тезисом доказательства. И тогда тезис логически не следует из аргуме

Ее предмет и функции
1. Происхождение религии. 2. Религиозное сознание, его особенности и структура. 3. Религиозная деятельность и религиозные организации.  

Общая характеристика христианского вероучения.
  Современные национальные религии Среди национальных религий особое место занимает иудаизм, который нередко называют мировой религ

Реализация принципов свободы совести в Украине.
  Принцип свободы совести в европейской культуре В истории человечества религия была и остается наиболее массовым мировоззрением. Р

Культурология как наука и ее категории
1. Культурология, ее предмет и специфика. 2. Категории культурологии. 3. Методы и принципы исследования культуры. Культурология, ее предмет

Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то
есть конкретные способы получения нового культурологического знания. Культурология использует различные методы изуче­ния культуры. Важнейшими из них являются. Диахронический метод

Сущность культуры и ее генезис
  1. Сущность и основные функции культуры. 2. Культурогенез и типология культур. 3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной ку

Основных терминов курса
Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира. Аксиология -учение о ценностях. Альтернатива

Практика(гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей.
Предмет философии - область духовной деятельности человека, а так же осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире. Представлени

Навчальне видання
  Автори: Нікітін Л.М., д.ф.н., проф. (теми 1, 5, 7-9, 11, 12, 17, практична частина, словник основних термінів); Алєксеева Л.О., к.ф.н., проф. (тема 6); Андрєєва Т.О., д.ф.н., проф.

Підручник
(російською мовою)     Технічний редактор О.І. Шелудько   Зведений план 2009 р., поз. № ___ Підписано до друку ­­­­­­­­­­­­_____

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги