Человек является центральной проблемой концепций психоанализа (неофрейдизма) и персонализма.
Человек является центральной проблемой концепций психоанализа (неофрейдизма) и персонализма. - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Основоположником Психоанализа Является Австрийский Психиатр З. Фрей...
Основоположником психоанализа является австрийский психиатр З. Фрейд (1859 – 1939). Главная проблема созданного им учения – бессознательное. Психическое (бессознательное) для психоаналитиков выступает основой для понимания сущности человеческого бытия в его разнообразных измерениях. Оно является генератором и фундаментом деятельности человеческой психики. Бессознательное по своей природе иррационально и содержит основные желания и влечения индивида. Главные из данных влечений полярны: с одной стороны это жизнесозидающие влечения – Эрос (инстинкт жизни, самосохранения и сексуальности), а с другой стороны – Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструктивных влечений). Борьба этих двух сил не только является базисом бытия конкретного индивида, но и определяет деятельность социальных групп, народов и государств.
В психике, по Фрейду, существуют три сложно взаимодействующих между собой сферы: «Оно» (Id, бессознательное), «Я» (Ego, предсознательное) и «Сверх-Я» (Super-Ego, сознательное). Главный стимул деятельности подсознательного – удовольствие. Но для реализации данного стимула бессознательное должно попасть в сознание, преодолев «Я» – моральный цензор, мост между двумя другими сферами психики. «Я» в своей деятельности руководствуется принципом реальности, который формируется как следствие осознанного социокультурного бытия человека. С развитием рационально-морализаторской культуры нарастает конфликт человека и его бессознательного с культурой.
Персонализм( лат. prsona – личность, личина, маска) возник в конце ХІХ – в начале ХХ вв. К его основным представителям относятся Б. Боун (1847 – 1910), В. Штерн (1871 – 1938), Э. Мунье (1905 – 1950). С точки зрения персоналистов, личность является первичной реальностью (духовным первоэлементом бытия) и высшей духовной ценностью.
Во второй половине ХХ в. возник постмодерн (буквально – «то, что следует за современностью»). Наиболее яркими его представителями являются Ж.-Ф. Лиотар (1924 – 1998), Ж. Бодрийар(р. 1929), Ж. Делез (1925 – 1995) Ж. Деррида (р. 1930), Р. Ротри (р. 1931).
Как философское учение, постмодернизм характеризуется следующими чертами: а) представляет собой эклектичное направление (в нем смешаны ницшеанские, марксистские, фрейдистские и другие идеи); б) отказывается от философии как мировоззренческой науки; в) уделяет огромное внимание письменным текстам; г) абсолютизирует неопределенность, плюральность, относительность истины.
Так, Ж. Деррида считает, что «ничто не существует вне текста» и предлагает метод деконструкции, цель которой видит в рассмотрении через призму знака всей системы понятий. По сути, все бытие рассматривается им как знак и текст. Ж. Бодрийар также видит в истории развития общества только историю развития обозначений.
В ХХ - начале ХХІ вв. весьма влиятельными стали религиозные направления в философии. К ним относятся: философия католической церкви – неотомизм, философия православия, ислама, буддизма, даосизма, индуизма и др. Главное, что привлекает человека к модели религиозного мышления – это проблема богопознания. Ее значение определяется тем, что это не только попытка философского постижения Бога, но и предмет индивидуального обыденного сознания.
Наиболее влиятельным направлением религиозно-философской мысли являетсянеотомизм(лат. neo – новый; Thomas – Фома). Возрождая и приспосабливая к реалиям современности учение средневекового схоласта Фомы Аквинского, неотомисты проповедуют идею «гармонии веры и разума», считают, что наука и религия дополняют друг друга, а целью науки является доказательство бытия Бога.
В Украине на уровне обыденного сознания также наблюдается процесс формирования теологической модели мышления. Это выражается в поисках божественной реальности, в попытках представить ее отношение к миру и человеку. Отсюда интерес не только к традиционным для Украины религия (христианству и исламу), но и к восточным учениям, таким как йога, буддизм, конфуцианство и др.
В настоящее время в обществе проявляется интерес к религиозно-философским концепциям В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Федорова, П. Флоренского, Ф. Достоевского, Н. Лосского. Происходит это в силу того, что в произведениях этих философов звучат идеи человеческого существования, поиска смысла жизни через Бога в добре и познании.
В заключении отметим, что все новое, появившееся в современной философии, так или иначе связано с человеком, с положением личности в обществе, с анализом условий и возможностей социального прогресса.
***
Для более содержательного знакомства с темой рекомендуется следующая литература:
Історія філософії. - К., 2002.
История философии. - М., 1999.
Современная западная философия. Словарь - М., 1991. Ст.: «Неопозитивизм», «Неомарксизм», «Неотомизм» и др.
Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Позитивизм», «Неопозитивизм», «Герменевтика», «Неомарксизм», «Психоанализ», «Постмодерн», «Философская антропология» и др.
Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Неопозитивізм», «Екзистенціалізм», «Неофройдизм», «Антропологічний напрям у філософії», «Персоналізм», «Томізм» та ін.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Модуль I *Историко-философское введение
ББК 87я 73
О 85
УДК 1 (075. 8)
Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема
Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану:
1. Мировоззрение, его сущность и структура.
2. Предмет философии.
3. Основные функции философии.
Основные исторические типы философии
1. Античная и средневековая философия.
2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
3. Немецкая классическая философия.
Философская мысль в Украине XI – XXI вв.
1. Философские идеи в культуре Киевской Руси.
2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв.
3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.
1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?
2.Укажите: как назыв
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.
1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4. - признание
Философское понимание сознания
1.Понятие и структура сознания.
2.Происхождение и сущность сознания.
3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
Общественное сознание и его структура
1. Индивидуальное и общественное сознание.
2. Структура общественного сознания.
3. Формы общественного сознания.
Индивидуальное и общественное с
Познание и его основные формы
1. Познание как философская проблема.
2. Чувственное и рациональное познание и их формы.
З. Проблема истины в философии и науке.
Научное познание
1. Специфика научного познания.
2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания.
3. Формы и методы научного познания.
Специф
Диалектика, ее законы и категории
1. Диалектика и ее альтернативы.
2. Принципы и законы диалектики.
3.Важнейшие категории диалектики.
Диалектика
Модуль II.
2.1. Бытие - это:
- существование только предметов материального мира;
- все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные;
- досто
Модуль ІІ.
1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?
2. Прокомментируйте сле
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ответы на тесты модуля ІІ:
2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальност
Общество: основы философского анализа
1. Общество как подсистема объективной реальности.
2. Проблема построения теоретической модели общества.
3. Социальное познание и его специфика.
Общество как развивающаяся система
1. Понятие общественного производства.
2. Основа социального бытия общества.
3. Политическая система общества, ее структура.
Понятие общественно
Бытие человека как проблема философии
1. Проблема человека в истории философии.
2. Социально-природная сущность бытия человека.
3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.
Личность и общество
1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом.
2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в
деятельности личности.
3. Социальны
Культура и цивилизация
1. Понятие культуры и цивилизации.
2. Закономерности культурно-исторического процесса.
3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.
Модуль ІІІ.
1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в действительности нет никаких строго пров
Предмет этики
1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность».
2. Предмет этики и ее основные проблемы.
3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.
Основные этические учения
1.Античная и средневековая этика.
2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения.
3. Современные этические теории.
А
Категории этики
1. Классификация категорий этики.
2. Важнейшие этические категории.
3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.
История эстетической мысли
1. Эстетические взгляды античности и средневековья.
2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.
3.Эстетическая мысль Украины.
Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия,
ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его?
2. О каком значении лог
Умозаключения
1. Простые суждения, их виды и состав.
2. Сложные суждения, их виды и логические значения.
3. Понятия об умозаключении и его видах.
Простые сужд
Задачи и упражнения
1. В нижеприведенных выражениях выделите истинные, ложные
и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества.
Подмена тезиса.
В процессе доказательства нередко нарушается первое правило по отношению к тезису вследствие его подмены. Не находя аргументов для данного тезиса оппонент умышленно или неумышленно подменяет изнача
Правила к аргументам.
К наиболее важным относятся следующие:
1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями
Ошибки в аргументах доказательства.
1. Ложность оснований, которая в логике называется «основное заблуждение». Это заблуждение происходит при нарушении первого правила аргументов («истинности аргументов»), когда истинный аргумент зам
Ошибки по отношению к демонстрации.
Несмотря на разнообразие нарушений правил демонстрации, они сводятся к тому, что нарушается логическая связь между аргументами и тезисом доказательства. И тогда тезис логически не следует из аргуме
Ее предмет и функции
1. Происхождение религии.
2. Религиозное сознание, его особенности и структура.
3. Религиозная деятельность и религиозные организации.
Культурология как наука и ее категории
1. Культурология, ее предмет и специфика.
2. Категории культурологии.
3. Методы и принципы исследования культуры.
Культурология,
ее предмет
Сущность культуры и ее генезис
1. Сущность и основные функции культуры.
2. Культурогенез и типология культур.
3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной ку
Феномен и тенденции развития культуры Украины
1. Понятие украинской культуры.
2. Исторические особенности развития национальной культуры
3. Основные тенденции развития культуры Украины
Понят
Основных терминов курса
Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира.
Аксиология -учение о ценностях.
Альтернатива
Новости и инфо для студентов