Человек является центральной проблемой концепций психоанализа (неофрейдизма) и персонализма.

Основоположником психоанализа является австрийский психиатр З. Фрейд (1859 – 1939). Главная проблема созданного им учения – бессознательное. Психическое (бессознательное) для психоаналитиков выступает основой для понимания сущности человеческого бытия в его разнообразных измерениях. Оно является генератором и фундаментом деятельности человеческой психики. Бессознательное по своей природе иррационально и содержит основные желания и влечения индивида. Главные из данных влечений полярны: с одной стороны это жизнесозидающие влечения – Эрос (инстинкт жизни, самосохранения и сексуальности), а с другой стороны – Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструктивных влечений). Борьба этих двух сил не только является базисом бытия конкретного индивида, но и определяет деятельность социальных групп, народов и государств.

В психике, по Фрейду, существуют три сложно взаимодействующих между собой сферы: «Оно» (Id, бессознательное), «Я» (Ego, предсознательное) и «Сверх-Я» (Super-Ego, сознательное). Главный стимул деятельности подсознательного – удовольствие. Но для реализации данного стимула бессознательное должно попасть в сознание, преодолев «Я» – моральный цензор, мост между двумя другими сферами психики. «Я» в своей деятельности руководствуется принципом реальности, который формируется как следствие осознанного социокультурного бытия человека. С развитием рационально-морализаторской культуры нарастает конфликт человека и его бессознательного с культурой.

Персонализм( лат. prsona – личность, личина, маска) возник в конце ХІХ – в начале ХХ вв. К его основным представителям относятся Б. Боун (1847 – 1910), В. Штерн (1871 – 1938), Э. Мунье (1905 – 1950). С точки зрения персоналистов, личность является первичной реальностью (духовным первоэлементом бытия) и высшей духовной ценностью.

Во второй половине ХХ в. возник постмодерн (буквально – «то, что следует за современностью»). Наиболее яркими его представителями являются Ж.-Ф. Лиотар (1924 – 1998), Ж. Бодрийар(р. 1929), Ж. Делез (1925 – 1995) Ж. Деррида (р. 1930), Р. Ротри (р. 1931).

Как философское учение, постмодернизм характеризуется следующими чертами: а) представляет собой эклектичное направление (в нем смешаны ницшеанские, марксистские, фрейдистские и другие идеи); б) отказывается от философии как мировоззренческой науки; в) уделяет огромное внимание письменным текстам; г) абсолютизирует неопределенность, плюральность, относительность истины.

Так, Ж. Деррида считает, что «ничто не существует вне текста» и предлагает метод деконструкции, цель которой видит в рассмотрении через призму знака всей системы понятий. По сути, все бытие рассматривается им как знак и текст. Ж. Бодрийар также видит в истории развития общества только историю развития обозначений.

В ХХ - начале ХХІ вв. весьма влиятельными стали религиозные направления в философии. К ним относятся: философия католической церкви – неотомизм, философия православия, ислама, буддизма, даосизма, индуизма и др. Главное, что привлекает человека к модели религиозного мышления – это проблема богопознания. Ее значение определяется тем, что это не только попытка философского постижения Бога, но и предмет индивидуального обыденного сознания.

Наиболее влиятельным направлением религиозно-философской мысли являетсянеотомизм(лат. neo – новый; Thomas – Фома). Возрождая и приспосабливая к реалиям современности учение средневекового схоласта Фомы Аквинского, неотомисты проповедуют идею «гармонии веры и разума», считают, что наука и религия дополняют друг друга, а целью науки является доказательство бытия Бога.

В Украине на уровне обыденного сознания также наблюдается процесс формирования теологической модели мышления. Это выражается в поисках божественной реальности, в попытках представить ее отношение к миру и человеку. Отсюда интерес не только к традиционным для Украины религия (христианству и исламу), но и к восточным учениям, таким как йога, буддизм, конфуцианство и др.

В настоящее время в обществе проявляется интерес к религиозно-философским концепциям В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Федорова, П. Флоренского, Ф. Достоевского, Н. Лосского. Происходит это в силу того, что в произведениях этих философов звучат идеи человеческого существования, поиска смысла жизни через Бога в добре и познании.

В заключении отметим, что все новое, появившееся в современной философии, так или иначе связано с человеком, с положением личности в обществе, с анализом условий и возможностей социального прогресса.

 

* * *

Для более содержательного знакомства с темой рекомендуется следующая литература:

Історія філософії. - К., 2002.

История философии. - М., 1999.

Современная западная философия. Словарь - М., 1991. Ст.: «Неопозитивизм», «Неомарксизм», «Неотомизм» и др.

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Позитивизм», «Неопозитивизм», «Герменевтика», «Неомарксизм», «Психоанализ», «Постмодерн», «Философская антропология» и др.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Неопозитивізм», «Екзистенціалізм», «Неофройдизм», «Антропологічний напрям у філософії», «Персоналізм», «Томізм» та ін.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Модуль I *Историко-философское введение

КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ: