Реферат Курсовая Конспект
Я. С.Яскевич В. С.Вязовкин Х.С. Гафаров - раздел Философия, Философия Основы Философии Допущено Министерством Образования Республ...
|
основы философии
Допущено
Министерством образования Республики Беларусь
в качестве учебного пособия для учащихся учреждений,
обеспечивающих получение среднего
специального образования
Технологический колледж
Учреждения Образования «Гродненский
Государственный университет
имени Янки Купалы»
Инв. N____137047
БИБЛИОТЕКА
Минск 'Вышэйшая школа' . 2006
УДК 1(075.32) ББК87(Я723) Я81
ISВN 985-06-1306-8 |
Рецензенты: цикловая комиссия учреждения образования «Минский государственный архитектурно-строительный колледж Доктор философских наук,
профессор А. Н. Елсуков
© Яскевич Я. С., Вязовкин В.С.,
Гафаров Х.С, 2006 © Издательство «Вышэйшая
школа», 2006
Введение
В переломные моменты человеческой истории, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск философской и теоретической мысли для решения насущных проблем, а также для обосновании новых ориентиров и ценностей. Как строить свои отношения с природой, обществом, друг с другом. Какими знаниями и ценностями при этом руководствоваться ? Ответы на эти вопросы дает изучение понятия
мировоззрение». Постигнуть суть мировоззрения, вычленить составляющие его компоненты, исследовать роль философии в нем - значит, понять механизмы формирования новых мировоззренческих оснований. Без новых идей невозможно появление новых социальных
отношений и приоритетных ценностей. Прежде чем
осуществлять перевороты в социальной жизни, экономике, необходимы радикальные перевороты в сознании людей. Кризис идеалов вызывает необходимость переосмысления традиционных ценностей, поиск новых идеалов, значимых для человека. В периоды, когда распадается связь времен, начинается трагическое, тревожное те существование человека, возникает бытие на переломе.
В эти исторически спрессованные моменты не обойтись без философии, недаром предназначение философии передается через образ совы Минервы (Минерва -богиня мудрости у древних римлян, сова - священная птица, сидящая у ее ног). Гегель писал, что сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек.
Необходимость поиска новых мировоззренческих структур отношения к природе, обществу, общечеловеческим ценностям в XXI столетии отразилась в названии
XX Всемирного философского конгресса «Пайдея: философия в воспитании человечества». Конгресс проходил в августе 1998 г. в г. Бостоне (США). Греческое слово «пайдея» означает гармоничное развитие, воспитание, возвращение к прошлому.
Какую роль может сыграть философия в воспитании человечества? Почему эта проблема актуализируется в наше время? Просветительная тема конгресса заостряла внимание на необходимости оптимально, критично и вместе с тем рационально оценить происходящее в мире. Заниматься философией, подчеркивали философы мира, - значит, верить в разум.
Философы могут сделать многое в воспитании человечества. Как жить в гармонии, существовать в рамках богатства и бедности, восторга и тревоги, как спасти человечество от глобальных проблем? Все философы мира приветствовали в разные времена разум. Почему же сегодня на него часто нападают? Эти вопросы беспокоили философов как на XX Всемирном философском конгрессе, так и на XXI, который получил название «Философия лицом к мировым проблемам» и проходил в Стамбуле в 2003 г.).
Поиск новых мировоззренческих идей идет на фоне небывалых событий мировой цивилизации. Перед человечеством стоят проблемы1, требующие глубокого философского осмысления.
1. Проблема выживаемости в ядерный век;. До создания мощного ядерного оружия люди были убеждены, что человечество в целом бессмертно. Можно уничтожить памятники и другие достижения человеческой культуры, но человечество будет существовать. Когда в августе 1945 г. на японские города были сброшены первые атомные бомбы, началась принципиально новая эра мировой истории, ибо обозначилась реальная опасность для дальнейшего существования человечества. С этого момента человечество осознало свою смертность, оно как бы уравнялось в своем статусе с отдельным индивидуумом
1См. подробнее: Степин, Б. С. Эпоха перемен и сценарий будущего / В. С. Степин. М., 1996. С. 43-48; его же: Теоретическое знание. М., 2000. С. 8-36.
дом - простым смертным, чья земная жизнь ограничена определенными временными рамками. Ядерное оружие, наряду с другими глобальными опасностями, ставит под угрозу выживаемость человечества. Стало ясно, что все другие проблемы имеют смысл лишь постольку, поск0льку остается шанс на разрешение основной проблемы - проблемы выживания, сохранения целостности человечества.
2. Проблема экологической выживаемости человечества. Начиная с эпохи Просвещения, быстро развивающаяся техногенная цивилизация поставила человечество на грань жизни и смерти. С возникновением мощного технологического давления на биосферу искусственная среда (среда обитания человека) требует все больше вещества природы для своего воспроизводства.
.4. Проблема сохранения целостности личности. Цивилизация взорвала такие традиционные структуры, как передача вечных ценностей от отцов и дедов (ценность труда, живой контроль общества за нравственным поведением человека и т. д.). Постоянные погружения человека в разные социальные отношения, где от него требуется выполнение соответствующих ролей, приводят к постоянным стрессам, к утере целостности личности
I Проблема коммуникативного единства человечества, проблема необходимости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, несилового решения возникающих конфликтов
Питанные проблемы требуют новых мировоззренческих идей в отношении к миру в целом, к человеку и человечеству, радикальных изменений в познавательном отношении человека в различных сферах культуры. Так, чтобы решить проблему экологической выживаемости. нужны обновленные мировоззренческие установки По отношению к природе. Необходимо понять, что Природа не мастерская, не кладовая с безграничными ресурсами, а красивый и очень хрупкий храм. Нужна не Парадигма (исходная концептуальная схема) насилия Над природой, а модель гармонии и диалога с ней, понимания ее в целом.
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? |
1.1. Проблема начала философии |
Мировоззрение и его структура Знания, ценности и убеждения в структуре мировоззрения |
Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые обеспечат формирование новых мировоззренческих структур.
1.1. Проблема начала философии 1.2. Философия в системе мировоззрения |
Обоснование этих новых мировоззренческих ценностей и является одной из задач современной философии. Философия как рациональное теоретическое ядро мировоззрения занимает центральное место в гуманитарной подготовке современного учащегося, в формировании его мировоззрения. Изучение философии ориентировано на освоение глубинного наследия мировой и отечественной философской мысли, познание бытия, природы, человека, различных социальных реалий, способствуя тем самым расширению горизонта видения учащимися современного мира и собственной жизненной позиции, решению личных смысложизненных вопросов.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с типовой учебной программой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Авторами отдельных глав являются: доктор филос. наук, проф. Я.С. Яскевич (введение, гл. 1, 5, 6, заключение); канд. филос. наук, доц. В. С. Вязовкин (гл. 3, 4, 7), доктор филос. наук, доц. X. С. Гафаров (гл. 2).
Прежде чем рассмотреть проблему возникновения философии, ее начала, выявить специфику философского мировоззрения, ответим на вопросы: что же такое мировоззрение? Какие формы осмысления
действительности предшествовали философии в историко-генетическом плане? Понятие «мировоззрение» не-
отделимо от понятия «человек», поскольку воззрение отделимо имеет именно человек. Человек является основателем представлений о мире, и такое представление необходимо
человеку для организации его деятельности, по-
ведения, общения, самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения. Стержнем мировоззрения
являются самые общие представления о мире:
его возникновения, закономерностях развития, а также
соотнесенность своего личностного бытия с мировым целым,
с системой ценностей.
Важнейшие компоненты структуры мировоззрения-
это знания, ценности и убеждения. Сами по себе знания
без других компонентов структуры мировоззрения не
обеспечивают целостного мировоззрения. Известный советский
философ А. Ф. Лосев (1893-1988) писал, что если человек имеет только знания и ничего другого - это
страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет. Великий русский писатель Л. Н. Толстой также подметил, что знание без нравственной основы - ничего не значит. В структуре мировоззрения наряду со знанием выступают и система жизненных ценностей, установок и устремлений человека, его убеждения.
Таким образом, мировоззрение - система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, его ценностей и убеждений. Все компоненты системы представлены в единой неделимой цельности, и только при аналитическом подходе мы можем рассмотреть их дифференцированно.
Для этого выделим следующие стороны мировоззрения:
• познавательную;
• аксиологическую;
• праксеологическую.
Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где соответственно можно выделить отдельные компоненты (аспекты). Так, компонентами познавательной стороны мировоззрения являются натуралистический аспект, в котором, аккумулируются знания о природе, и гуманитарный, в котором содержатся знания о человеке и обществе.
Аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения включает в качестве составляющих компонентов предметные и субъектные ценности. В качестве обязательных аспектов праксеологической стороны мировоззрения, выступают регулятивные принципы и убеждения.
Дадим характеристику отдельных компонентов мировоззрения. Начнем с компонентов познавательной стороны мировоззрения.
Н а т у р а л и с т и ч е с к и й аспект познавательной стороны мировоззрения - знания и представления о природе, об универсуме (мире в целом), космосе, о природной сущности человека. Этот аспект дает возможность найти ответы на вопросы: как возник мир? Что такое жизнь? Как она возникла? Как относится она к
живому? В каких формах существует во Вселенной? Специфика соответствующих знаний в том, что они рассматриваются под углом зрения отношения человека к
природе как сфере своего бытия и как к объектам своей
практической деятельности.
Г у м а н и т а р н ы й а с п е к т познавательной стороны мировоззрения - это осознание человеком своей социальной природы, своего места в мире людей. Гуманитарный аспект включает социологические, общественно политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Суть гуманитарной проблематики ответы на вопросы: что представляет собой общество как: оно устроено? Как функционирует? Какова направленность исторического процесса? Каков смысл истории?
Детерминирован ли исторический процесс или
подвержен случаю? Предсказуемо ли социальное развитие
(свободен ли человек в выборе поступков и направлении деятельности?)
Познавательная сторона мировоззрения формирует не только взгляды и представления о природе, Космосе,
обществе, человеческой истории, но и отвечает на вопросы связанные с выяснением проблемы познания человеком
внешнего мира: как относится мысль к предмету?
Возможно ли адекватное отражение мысли в предмете?
Являются ли формы, законы мыслительной деятельности? априорными (доопытными) способностями человека
или они формулируются в процессе его практической деятельности
деятельности? Что такое истина, заблуждение, ложь? и т. п.
В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения.
Аксиология - философское учение о природе ценностей,
их числе в реальности и в структуре ценностного мира,
т.е о связи различных ценностей между собой, о их связи с . . социальными и культурными факторами и структурой личности. Общий вопрос теории ценностей Что
есть благо? был поставлен еще древнегреческим философом Сократом (ок. 470-399 до н. э.) в период кризиса афинской демократии.
Проблема ценностей всегда возникает в эпохи обесценивания
культурной традиции и дискредитации мировоззренческих
устоев общества. Понятие «ценность»
используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются предметные и субъектные ценности.
Предметные ценности - все многообразие предметов человеческой деятельности, а также общественные отношения и включенные в этот круг природные явления, которые оцениваются в плане добра или зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т. д.
Субъектными ценностями называются способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты, закрепляемые в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступающие ориентирами деятельности человека. Субъектные ценности генетически не наследуются, а формируются в процессе социализации человека. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества .
Назначение праксеологической подсистемы - обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение как духовное явление осуществляет «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую деятельность человека. Независимо от эпохи, социокультурной обстановки, мировоззрение включает в себя определенные регулятивы духовной и п р а к т и ч е с к о и деятельное т и , которые определяют нормативы поведения и общения, отличные друг от друга в различных культурах. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные воззрения, научные или философские. Они всегда имеют место в обществе. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент, как убеждение. Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения. Знания могут и не переходить в убеждения.
В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждения -
это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда,
когда знания становятся убеждениями, они становятся
компонентом мировоззрения. Иногда, имея в виду важную
роль убеждений, мировоззрение определяют как совокупность
убеждений человека. Убеждение - не только
интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние,
устойчивая психологическая установка, непоколебимая
уверенность человека в правоте идей. Идейная
убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
К механизмах формирования убеждений наряду со
знаниями, верой в правоту знаний, системой ценностей,
важнейшую роль играет и в о л е в о й компонент -
способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности.
Эгоизм, социальное равнодушие, расхождение поступков с хорошо усвоенными знаниями и ценнос-1ч ми не обеспечивают действенного мировоззрения,
гражданской позиции человека.
Итак, праксеологическая сторона мировоззрения
включает в себя регулятивные принципы (методы) деятельности, поведения, общения и убеждения.
В убеждениях синтезируются знания и взгляды
мировоззренческого порядка, вера в их истинность, социальные
ценности и идеалы, чувства человека, его эмоциональное
отношение к знаниям, ценностям, идеалам
и волевая готовность к действиям. Цепочка мировоззренческого становления человека включает: знание- ценности - убеждения - волю к действию.
Можно предложить следующее интегративное определение
мировоззрения. Мировоззрение - это предельно
обобщенная, упорядоченная система взглядов человека
на окружающий мир, явления природы, общество и самого
себя, а также вытекающие из общей картины мира
основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы
принципы познания и оценки материальных и духовных
событий; это своего рода схема мира и места человека в нем.
Основные типы мировоззрения |
При изучении мировоззрения как системы взглядов человека на окружающий мир выделяют следующие ступени мировоззренческого освоения мира: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
Мироощущение - первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.
Мировосприятие - вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, выступать как в положительной, так и в негативной окраске, подчеркивая состояние человека в зависимости от происходящего (например, абсурдности ситуации, трагичности). Состояние временного, преходящего потрясения, которое можно назвать состоянием «смыслоутраты», описал Л. Н. Толстой в гениальном произведении «Война и мир»: «С той минуты, когда Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины» 1.
Миропонимание - высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.
Однако мироощущение и мировосприятие не отделимы от миропонимания. Они неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира к определяя в нем место человека.
Для выделения форм и типов мировоззрения используются различные подходы. Так, французский философ, один из
основоположников позитивизма1 Огюст Конт(1798-1857)
выделял три стадии интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида), определяющие характер мировоззренческого становления мира:
• теологическую стадию - все явления объясняются
на основе религиозных представлений;
•метафизическую стадию, когда сверхъестественные факторы в объяснении природы заменяются сущностями, причинами (задача этой стадии - критическая,
она подготовила третью стадию);
• позитивную, или научную, стадию, на которой возникает наука об обществе (социальная физика, или социология), содействующая его рациональной организации.
На основе марксистского подхода лежат такие критерии выделения видов мировоззрения, как тип общественно- экономической формации; способ духовного освоения действительности. В последнем случае можно выделить два уровня мировоззрения:
• художественно-образное, поэтически-духовное -
выражается в несловесных образах живописи, музыки и
в словесных образах (литература);
• понятийно-рациональное - выражается в знаковой форме.
На базе художественно-образного, поэтически-духовито освоения действительности формируется мифологическое и религиозное мировоззрение.
На базе же понятийно-рационального мировоззрения формируются такие формы мировоззрения, как философское, научное.
Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения
и учитывая историко-генетическую связь
между отдельными видами мировоззрения, можно выделить
следующие исторические типы мировоззрения:
мифологическое, религиозное, научное, философское.
- Толстой, Л.Н. Война и мир / Л. Н. Толстой // Собрание сочинений: в 20 т. М.„ 1974. Т. 7. С. 48.
Позитивизм1- философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание есть совокупный результат специальных наук.
Философия и | мифолология | |
философия и рели- | ||
гия: | сравнительный | |
анализ |
Для того чтобы выявить истоки философского мировоззрения, дадим характеристику предшествующих философии типов мировоззренческого освоения мира - мифологического и религиозного. Мифологическому мировоззрению присущ антропоморфизм - наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами. Различают явный и неявный антропоморфизм. При явном - свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном - свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище).
Мифологическому мировоззрению присущ и социоморфизм, т. е. уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе.
Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоционально-чувственной сферы. Следствием этого и было очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов Космоса. Это были еще не развитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира. По словам известного немецкого философа Фридриха Шеллинга (1775-1854), мифологическое мировоззрение - эстетический феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и содержащий символизацию природы.
Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:
• обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;
• объясняющую: объяснение вещей и мира в целом
сводилось к рассказу о происхождении и творении; на
основе простого доверия к говорящему аккумулировался
опыт человечества, достигнутые знания;
• моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения:
• регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая.в данном обществе система ценностей, норм поведения.
Мифологическое мировоззрение выражалось не только
в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах).
Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры -
словесный и действенный. Уже на ранних стадиях
развития мифология связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.
Сохраняются ли некоторые особенности мифологического мышления в массовом сознании сегодня?
XIX - нач. XX в. наблюдается сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам. Миф в искусстве призван вернуть человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и утешения. Он становится способом обретения целостности сознания. Усложненная символика, тяготение к притче, смысловая многословность характерна для таких авторов, как Ф. Кафка, Г. Маркес, Т. Манн, Р.М. Рильке
|Б. Пастернак, О. Мандельштам, Б. Хлебников, А. Платонов.
Имеет место как переосмысление различных традиционных
мифов, так и мифотворчество - создание
собственных поэтических символов.
При некоторых условиях массовое сознание может
служить почвой для распространения социального или
политического мифа. Так, нацизм возрождал и использовал
древнегерманский языческий миф о расовом превосходстве
арийской нации и др. В отличие от архаичного мифа,
политический миф XX в. - это, как правило, не
только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно
заинтересованные в мифологизации социума. И 'и- ' I пни! американский ученый Е. Анчел в своей книге
«Мифы потрясенного сознания» пишет, что мифоло-
гия в социуме - «оправдание, оговорка и лазейка для утверждения собственной бездеятельности»1, однако мифология в искусстве - импульс к действию, мобилизация возможностей творческого духа.
В первобытном обществе тесная связь существовала между мифологическим и религиозным мировоззрением. Религия, согласно современным научным данным, возникла в эпоху каменного века 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религиозного мировоззрения связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности; общее понятие отделяется от обозначаемого предмета, превращается в особое «существо». Главный признак религиозного мировоззрения - вера в сверхъестественное. Религии классового общества по своему характеру - это религии первоначально племенные, а в дальнейшем национально-государственные, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии - буддизм (У1-У вв. до н. э.), христианство (I в. н. э.) и ислам (VII в. н. э.). Они объединяют людей общей верой независимо от их этнических, языковых и политических связей.
Сущность религиозного мировоззрения в том, что ядром данного духовного феномена являются религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких) или в существование священного, т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.
На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления
^Анчел. Е. Мифы потрясенного сознания / Е. Анчел. М., 1979. С. 9.
Культурно-исторические экзистенциальные факторы генезиса ч» офтШ |
К VI в. до н. э. складываются необходимые социально-политические, экономические и духовные предпосылки для настоящего взрыва интеллектуальной энергии, формируем I культурно-исторические, экзистенциальные1 и
социальные факторы генезиса (возникновения) философии.
Термин «философия» (от греч. phileo – люблю, Sophia -
мудрость) впервые возник в Древней Греции. По свидетельству
античных авторов, слово «философ» в
значении «человек» впервые появилось у Пифагора
( VI в. до н. э.), а в качестве обозначения особой науки
было употреблено Платоном (428 или 427 до н. э. - 348
или 347). Древнегреческие философы высказывали
мысль о том, что мудрость как таковая - это прерогатива
богов, а достояние человека - любовь к мудрости,
влечение к ней. В диалоге «Пир» Платон говорит:
«Философ занимает промежуточное положение между
мудрецом и невеждой... Из богов никто не занимается
философией, поскольку боги и так мудры. Но не занимаются
философией и не желают стать мудрыми опять-таки
и невежды... Занимаются ею те, кто находится между
бими и невеждами»2.
Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть мудрость. Многознание, учил Гераклит (кон. VI - нач. V в. До н.э.), не прибавляет мудрости. Мудрость заключается
в том, чтобы обо всех известных вещах судить, исходя из
признания их общей непреходящей основы, чтобы, постигнув
сущность бытия, найти всеобщее в специфическом,
обосновать и объяснить многие явления.
Осмысление явлений, необходимость обосновании начинается с постановки вопросов, непосредственно
затрагивающих существование человека, его отношение к миру: что собою представляет мир? Как он возник ? В чем сущность человека? Есть ли у него душа? Что такое смерть? В чем смысл жизни и предназначение
1Экзистенциальные факторы - факторы человеческого существования
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Платон Диалоги Пир а б Платон М С... человека Это так называемые вечные философские вопросы всегда сохраняющие... Философия существенным образом отличается от других систем знания тем что постоянно вопрошает саму себя о своей...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Я. С.Яскевич В. С.Вязовкин Х.С. Гафаров
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов