рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 4. Культура Древней Индии и Древнего Китая.

Тема 4. Культура Древней Индии и Древнего Китая. - раздел Философия, По дисциплине Культурология Конспект лекций Индия — Один Из Древнейших Очагов Человеческой Цивилизации С...

Индия — один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Раскопки в долине реки Инда доказывают наличие здесь уже в -II тыс. до н.э. яркой и самобытной культуры. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы (названа так по месту обнаружения древних городских поселений) конца III тыс. до н.э. представлена с традиционными орудиями труда из камня изделиями из бронзы и меди (топоры, серпы, пилы, долота, ножи, рыболовные очки, наконечники стрел и копий). Жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого развития и искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича.

В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов и слоговых знаков. В древнейших источниках, их называют веды, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа и пр.), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников и пр.), шахматах.

Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука (династии Маурьев и Гуптов) достигли в IV— II вв. до н.э. — VIII в. н.э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа «p» (3, 1416...), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.

Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси.

Знания химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и др.

С конца II — начала I тыс. до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы — веды, созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул («Ригведа», «Самаведа», <Яджурведа», «Атхарваведа»).

Основными памятниками эпической литературы стали «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н.э.Сюжетная основа «Махабхараты» («Великой войны потомков Бхарапы»), состоящей из 107 тысяч двустиший, — борьба за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков мифического царя Бхараты. Древнее сказание со временем обросло множеством дополнительных эпизодов, содержащих различные сказания и легенды.

Большой стройностью композиции и тщательной обработкой отличается поэма «Рамаяна», включающая около 24 тысяч двустиший, повествующих о победе царевича Рамы над царем демонов Равваной. Уже более двух тысячелетий обе эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои — Кришна («Maxa6xapama») и Рама («Рамаяна») — обожествлены и считаются воплощением Вишну — одного из важнейших божеств современного индуизма.

На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя; позднее заговорили и актеры.

Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная литература, жизнеописания Будды, религиозные трактаты.

Ученый брахман Панини (V—IV вв. до н.э.) осуществил обработку поздневедической литературы, названного санскритом и получил широкое распространение в стране как важное средство общения между многочисленными племенами и народностями.

Значительное место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр «сангит» выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца.

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств (дворец царя Ашоки (273—232 до н.э.) в Паталипутре).

С распространением буддизма стали создаваться культовые сооружения — ступы. Ранние ступы служили для хранения реликвий самого Будды. Одна из самых древних ступ — ступа в Санчи (ок. 250 до н.э.), в I в. до н.э. созданы ворота {тарана) в круговой ограде этой ступы.

Во II тыс. до н.э., повествуется о развитии рабовладельческих отношений, о наличии различных категорий рабов. В «Законах Ману», отражающих общественно-государственный строй Индии VI в. до н.э., находят обоснование общественное разделение труда, отношения господства и подчинения.

Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям — варны (их четыре); по профессиональной деятельности — касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны позднее стали называть джати: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные варны — брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.

Трудовое население входило в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей. Доля шудр — безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы ипредставители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».

В процессе окончательного формирования рабовладения варновый строй объявлялся извечно существующим порядком, результатом божественного промысла, освещался религией. Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни — дхармах.

Период разложения первобытно-общинного строя определил зарождение верования людей в могущественность природы, обожествление ее сил и явлений. Своеобразным отражением ранней стадии индуизма стала ведическая религия.

Последующее формирование классового общества сопровождалось изменением прежних верований первобытной общины. В I тыс. до н.э. новую стадию развития индуизма начинает определять брахманизм. Религия используется для оправдания общественного неравенства. Складывается иерархия богов. Верховные среди них — Брахма (создатель Вселенной), Вишну (ее сохраняющий) и Шива (ее разрушающий).

В основе этого вероучения — признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир — всего лишь иллюзия. Подлинная реальность — существование мирового духа (Брахмы). Жрецы (брахманы) утверждали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения, и наоборот.

В VI в. до н.э. идеологией относительно развитого рабовладельческого общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал одной из великих мировых религий.

Его расцвет в Индии пришелся на V в. до н.э. — начало I тыс. н.э. Будучи тесно связанным с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь — зло и жить — значит страдать. Однако именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это повлечет за собой новые страдания. Буддизм выступал против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни, в том числе ритуализма.

В центре буддизма — учение о «четырех благородных истинах»: страдании, его причинах, состоянии освобождения и пути к нему. Следует стремиться к идеалу — нирване — состоянию без всяких земных желаний, отказу от мира и всех жизненных привязанностей. Личность Будды («осененного истиной»), отшельника и странствующего проповедника, мифологически связывалась с поиском истинного пути к спасению, избавлению от страданий для себя и всего человечества.

Примерно в то же время (VI в. до н.э.) в Индии сложился джайнизм. В его религиозно-философских трактатах — сутрах — содержится учение об освобождении от уз сансары (перевоплощение душ). Достичь этого можно через три сокровища джайнизма: правильное знание (вероучение), правильное видение (истина) и правильное поведение. А практический путь к спасению лежит в строжайшем соблюдении предписаний и суровой аскезе. В конце I тыс. н.э. в результате развития ведической религии, брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировалась одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира — индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздания (карма) за добродетельное или дурное поведение; почитание верховных богов или их воплощений; соблюдение кастовых бытовых правил. Священными считаются корова, змея, лотос, река Ганг и т.п.

Китай — самая большая из обособленных и самая обособленная из больших цивилизаций.

В древнейший (две тысячи лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялось главное, верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле.

Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того — она может вмешиваться в дела живых.

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI—V вв. до н.э. Основная философская категория даосизма — это дао — закон. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону — дао. Дао — основа и источник всего существующего, а его определяющим признаком является естественность. Дао обеспечивает многообразие вещей и явлений в природе; природа — реальный мир — зависит от дао, а не от «божественной воли» или других сверхъестественных сил. Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека — пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория — основной принцип даосизма.

На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь — это иллюзия, смерть — это возвращение к дао — истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосских монахов; они получали доход от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали (способов гадания было множество), занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами.

В конце VI — начале V вв. до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система — конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551—479 до н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций.

Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению. Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм. Он не проявил особого интереса к философским проблемам бытия, его учение — это прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.

Во II—I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Его личность окружается ореолом святости, в его честь начинают строиться храмы. В III в. до н.э. Конфуций был канонизирован, на основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система, освещающая идею тотального господства и подчинения.

Основное содержание конфуцианства — это обожествление имnepamopa и освящение его власти.. Все боги делились на категории: высшая включала верховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги солнца, луны, грома, дождя, ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого, в низшую — боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов. Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император. Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу. С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна у, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода.

Строгой была регламентация быта древних китайцев. Так, торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они — самые знатные люди в стране — не были полновластными хозяевами своих судеб: в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения в другое, лишить имущества, а то и жизни.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм.

К IV в. н.э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идеи «недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности.

В V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел.

Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: магнитный прибор, прародитель компаса (III в. до н.э.), водяная мельница, машина—насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.

Активно развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц — на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил.

Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии. Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы — «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен».

Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. число иероглифов составляло более 10 тыс., в III в. — более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.

В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индейских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни — пагоды, в которых хранились буддийские реликвии.

Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией. Самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.)

Пагоды возводились из разных материалов: из дерева, кирпича, железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.

Развивались прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.

Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые — из бамбука, глины и др.

В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Культурология Конспект лекций

по дисциплине Культурология... для технических специальностей вуза... Тема КУЛЬТУРОЛОГИЯ предмет сущность основные функции Культурология не...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 4. Культура Древней Индии и Древнего Китая.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: предмет, сущность, основные функции.
Кульльтурология — это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и

Железный век
(начало I тыс. до н. э.) Металлургия железа Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от гр. synkretismos — соединение) — сочетани

Тема 3. Культура Древнего Египта и Месопотамии.
Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Важнейшая черта культуры Древнег

Культура Древней Греции.
Крито-микенская культура. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита

Тема 6. Культура Средневековой Европы
Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности. Вся культурная жизнь европейского общества этого пер

Тема 7. Культура европейского Возрождения
В конце XIV — начале XV вв. в Европе, а именно — в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Возрождение охватывает

Тема 8. Европейская культура XVII -XVIII вв.
Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических п

Тема 9. Европейская культура XIX – нач. XX вв.
XIX в. — век буржуазных революций во многих странах Европы, приведших к утверждению капиталистической системы хозяйства, основанной на свободе предпринимательства, применении наемной рабочей силы в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги