рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Католическая церковь в X – XIII вв.

Католическая церковь в X – XIII вв. - раздел Философия, ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Основные Даты: 1096 – 1099 Гг.– І Крестовый Поход; 1...

Основные даты: 1096 – 1099 гг.– І крестовый поход; 1147 – 1149 гг.– ІІ крестовый поход; 1189 – 1192 гг.– ІІІ крестовый поход; 1291– окончательный уход крестоносцев из Палестины.

 

Официально единая христианская церковь просуществовала до 1054 г., когда она распалась на две независимые друг от друга церкви – католическую, охватившую своим влиянием страны Западной и Центральной Европы и православную, признанную господствующей в Византии и на землях Восточной Европы. Между тем отличия между западной и восточной ветвями христианства были заметны уже в ранее средневековье, и на протяжении столетий они не только не исчезли, а еще больше усилились.

1. Рост могущества римских пап.Одним из главных внешних отличий между католической и православной церквями была намного большая централизация первой по сравнению со второй. В то время, как во главе православной церкви стояли четыре вселенских патриарха (Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский, Александрийский) с практически равными полномочиями, католическая церковь управлялась волей одного человека – папы римского.

Вот какие права по мнению папы римского Григория VIІ, правившего в 1073 – 1085 гг., принадлежали ему, как руководителю католической церкви. Они записаны в документе, известном под названием “Диктат папы”: “Только он один может низлагать епископов и восстановлять их. Он может по мере надобности перемещать епископов с кафедры на кафедру. Ни один собор без его соизволения не может называться всеобщим. Ни одно постановление, ни одна книга не могут признаны каноническими без его санкции. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. Он может освобождать подданых от присяги плохим владыкам”.

2. Целибат. Кроме получения в свои руки огромной власти над священнослужителями всех рангов и простыми верующими папа римский стремился к постоянному росту богатств церкви. При этом возникала одна очень важная проблема. Ведь собранные богатства: земля, имущество, драгоценная церковная утварь, деньги, книги, которые в те времена стоили очень дорого, могли передаваться по наследству детям священников. Для того, чтобы этого не случилось, а все богатство скапливалось, преумножалось и служило только церкви папой римским Григорием VIІ было принято решение об установлении для всех католических священников обязательного целибата, т.е. безбрачия. Теперь, же, когда у священников не было семьи, то не могло быть и законных детей – наследников церковного имущества.

3. Монашеские ордена. Католическая церковь представляла собой широко разветвленную организацию. В ее состав входили большие округа во главе с епископами (диоцезы), которые делились на более мелкие приходы во главе со священниками. Кроме того в состав церкви входили и монастыри. Одной из основных задач пап римских было непосредственное подчинение монастырей своей власти. Цель была достигнута при помощи создания специальных организаций монашеских орденов. В них объединялись монахи, жившие по определенным правилам, закрепленным уставом ордена. Каждый орден (а их было достаточно много) имел собственный устав, в чем-то отличавшийся от других. Но при этом все уставы в обязательном порядке утверждались папой римским, а это значит, что все ордена подчинялись непосредственно ему.

Монахи теперь как правило не занимались физическим трудом. Они только молились. Обширные же монастырские земельные владения обрабатывались либо зависимыми крестьянами, либо послушниками. Последние жили при монастыре и надеялись через несколько лет при условии хорошей работы стать полноправными монахами.

4. Инквизиция. Одному из монашеских орденов, доминиканскому, было поручено проводить специальные расследования инквизиционного суда, призванного бороться с ересями, отклонениями от признанного церковью пониманияч вопросов веры. Борьба эта была очень жестокой. Для обвинения кого-нибудь в ереси достаточно было простых подозрений нескольких человек (без свидетелей и доказательств). После этого обвиняемый подвергался мучительным пыткам до тех пор, пока он не признавался в том, в чем его обвиняли.

И данный суд был под непосредственным контролем папы римского. В “Руководстве для инквизиторов” специально подчеркивалось, что “инквизиторы, безусловно, являются монахами, но также и представителями Его Святейшества Папы. Будучи монахами, они обязаны выказывать послушание и подчиняться вышестоящим иерархам и папе; это означает, что они должны соблюдать свой устав, выполнять свои обеты и т.д. В качестве же инквизиторов они являются представителями папы и никого другого. И в том, что касается этого представительства, они должны отчитываться только перед папой”.

5. Чистилище. Все христиане, независимо от того, являлись ли они католиками или православными больше всего боялись адских мучений, которыми после смерти наказывались бы совершенные в течение всей жизни грехи. При этом католики не могли смириться с тем, что душа человека могла вечно находиться в адском пламени даже за не очень уж страшные проступки. Они считали это несовместимым с милосердием божиим, о котором им постоянно говорили в церквях. Поэтому католические богословы к ХІІI веку разработали учение о Чистилище. По их мнению оно представляет собой специальное место между адом и раем. Тут души умерших грешников наказываются не вечно, а временно, от нескольких лет, до нескольких сотен лет, после чего искупают свою вину и идут в рай.

6. Индульгенции.Для богатых же людей те же богословы в ХІІ – ХІІI веке придумали еще более простой способ искупить свои грехи и попасть в рай минуя и чистилище. При этом было использовано сложившееся еще в раннее средневековье учение о “запасе добрых дел”, имеющихся в распоряжении церкви для спасения прочих людей. Переход части этого запаса к грешнику записывался в специальной небольшой грамотке, индульгенции, получение которой означало полное прощение какого-либо греха. Причем таким образом можно было получить прощение греха, который человек еще только собирался совершить. Распоряжался индульгенциями непосредственно папа римский и за них надо было платить деньги.

7. Крестовые походы. В ноябре 1095 г. во французском городе Клермоне открылся церковный собор. Собравшимся епископам и князьям Франции и Германии нужно было решить наиболее важные и неотложные вопросы, связанные с жизнью католической церкви. Кроме того им было необходимо дать ответ на многочисленные жалобы паломников к Гробу Господню, находившемуся в Иерусалиме, на жестокое обращение с ними со стороны захвативших город турок-сельджуков.

Но вот все церковные вопросы были решены. На городской площади собралось очень много народа. Перед ними выступил папа римский Урбан II. Толпа жадно ловила каждое слово главы римской церкви. И тот сказал именно то, что от него ждали – призвал идти на завоевание Иерусалима, где находится настоящий рай и земля течет медом и молоком: “Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесной при вашей многочисленности; богатствами она необильна и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Предпримите путь ко Гробу святому; исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините ее себе… Тот же, кто вознамерится предпринять странствование, даст обет Богу и себя принесет ему в живую и святую жертву, должен носить на челе или на груди изображение креста Господня”.

К походу нужно было хорошо подготовиться, но простые люди ждать не хотели и отправились в путь почти сразу же после выступления папы римского. Этот поход, вошедший в историю под названием “поход бедноты”, стал одной из самых больших трагедий западноевропейского средневековья. Почти все, отправившиеся на освобождение Гроба Господня погибли от голода и болезней даже не покинув пределы Европы.

Тем временем закончилась подготовка рыцарского войска. Во главе первого крестового похода (1096 – 1099)встали князья, графы и бароны из многих стран Западной Европы. Военная экспедиция закончилась успехом. Летом 1099 крестоносцы после жестокого штурма взяли Иерусалим. На завоеванных землях было основано Иерусалимское королевство и еще несколько небольших государств.

В XII веке одно из государств крестоносцев, графство Эдесское, захватили турки. Как только известие об этом достигло пределов Европы, папа римский призвал рыцарство к новому походу. На этот раз крест приняли короли Франции и Германии Людовик VII и Конрад III. Второй крестовый поход (1147 – 1149) закончился провалом. Крестоносцы не смогли взять Дамаск и вернулись домой.

Неудачи преследовали и третий крестовый поход (1189 – 1192), объявленный вскоре после падения Иерусалима под ударами турок.. На этот раз крест также приняли западноевропейские монархи: германский император Фридрих I Барбаросса, английский король Ричард I Львиное Сердце, французский король Филипп II Август. Но первый из руководителей крестоносцев утонул по дороге в Палестину, второй и третий поссорились. Король Франции Филипп II Август вскоре вернулся на родину. В результате только войска Ричарда I Львиное Сердце и австрийского герцога Леопольда, заменившего Фридриха I Барбароссу, остались воевать против турок. Иерусалим им отвоевать не удалось. После многочисленных сражений крестоносцы добились немногого, Христиане получили власть над частью средиземноморского побережья, входившего ранее в состав Иерусалимского королевства и право на посещение Гроба Господня.

На протяжении XIII века были предприняты еще несколько крестовых походов. Но постепенно движение крестоноцев затухло. Западноевропейскому рыцарству так и не удалось закрепиться в Палестине. В 1291 г. ее покинули последние крестоносцы.

8. Духовно-монашеские ордена.Крестовые походы воспринимались рыцарством как война за веру. А это значит, что вести ее должны монахи, которых со времен раннего средневековья называли “воины Христовы”. В результате в Западной Европе возникли особые духовно-монашеские ордена, члены которых были одновременно и монахами и рыцарями.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ... Кафедра истории древнего мира и средних веков... ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Католическая церковь в X – XIII вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Страны Западной Европы в V – VІІІ вв.
Основные даты: 476 г. –свержение последнего римского императора Ромула Августула. 1. Древние германцы.В первые века нашей эры на землях, расположенных к с

Страны Западной Европы в ІХ в
Основные даты: 800 г. –провозглашение империи франков; 843 г.– Верденский договор о разделе империи франков; 829 г.– объединение англосаксонских к

Страны Западной Европы в Х – ХІІІ вв.
Основные даты: 1066 г. –нормандское завоевание Англии; 962 г.– провозглашение Римской империи Оттоном І; 1139 г.– образование королевства Португал

Средневековое общество
  1. Феодальные отношения. В Х в. земли, которые короли давали знати за военную службу, получили название феод.Его владелец, феодал, брал с этой земл

Страны Западной Европы в ХІV – ХV вв.
Основные даты: 1309 – 1377 –авиньонский плен пап; 1337 – 1453 гг. –Столетняя война; 1429 г.– снятие осады Орлеана; 1488 г.– откры

Византийская империя в средние века
Основные даты: 527 – 565 гг. –эпоха Юстиниана; 1071 г.– поражения византийской армии в Европе и на Востоке; 1204 г.– захват крестоносцами Констант

Страны Западной Европы в V – VІІІ вв.
1. Разместите перечисленных ниже членов германского племени в порядке роста их значимости: воин, старейшина, князь (во время войны), дружинник.   2. Разместите германс

Страны Западной Европы в ІХ в
5. Установите соответствие между датами и событими:    

Страны Западной Европы в Х – ХІІІ вв.
  8. Установите соответствие между датами и событими: Битва при Лас

Средневековое общество
  11. Разместите перечисленных ниже членов цеха в порядке роста их значимости: ученик, старейшина, мастер, подмастерье.   12. Установите соответствие меж

Страны Западной Европы в ХІV – ХV вв.
19. Установите соответствие между датами и событими:    

Основные черты экономической, политической и культурной жизни Западной Европы в эпоху средневековья
Средневековая деревня.Основным экономическим занятием людей в средние века было земледелие. При этом господствовало пашенной земледелие. В ранне средневековье земледельцы использов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги