Переводная термопечать

Одним из способов, позволяющих значительно повысить ху­дожественно-колористическое оформление тканей, является способ перевод­ной термопечати, который включает в себя два основных процесса: печата­ние рисунка на бумаге и перенос рисунка с бумаги на ткань, протекающий при повышенной температуре. При этом бумагу с нанесенным на ее поверх­ность рисунком накладывают лицевой стороной на печатаемый текстильный материал и вместе с ним подвергают воздействию высокой температуры и давления на специальном оборудовании. В этих условиях краситель перехо­дит с бумаги на текстильный материал.

Большой интерес, проявляемый к переводному способу термопечати, объясняется практически неограниченной возможностью воспроизводства на текстильных материалах рисунков любой сложности. Подсчитано, что этим способом можно получить до 12 тыс. тонов и полутонов при исключительно хорошей резкости контура рисунка. Способ переводной термопечати позволя­ет наносить многоцветный рисунок на трикотажные полотна и очень тонкие ткани, воспроизводить без искажения рисунки с геометрическим расположе­нием фигур и поперечными полосами.

Данный способ по сравнению с прямой печатью позволяет не только повысить качество, но и в 1,5—2 раза снизить себестоимость текстильных материалов с печатными рисунками. Это происходит за счет сокращения рас­хода красителей и химических материалов, а также длительности производ­ственного процесса, так как исключаются операции зреления и промывки пос­ле печатания, что приводит к значительной экономии воды. Все это способ­ствует решению проблемы охраны окружающей среды.

В настоящее время находят применение несколько способов переноса рисунка с бумаги на текстильный материал, разработанные с учетом свойств печатаемого волокнистого материала и применяемых красителей. Наиболее распространен способ, основанный на переносе красителя с бумаги на текстильный материал за счет его сублимации при высокой температуре (способ переводной термопечати, «сублистатик» и др.). Под сублимацией понимает­ся переход вещества (в данном случае красителя) из твердого состояния в парообразное, минуя жидкое. Применяется этот способ в основном для на­несения рисунка на текстильные материалы из химических волокон. Лучших результатов достигают при печатании на материалах из полиэфирных, три­ацетатных и полиамидных волокон. Изделия из полиакрилонитрильных волокон в условиях пе­реводного способа термопечати желтеют. Текстильные материалы из хими­ческих волокон подвергаются перед переводной термопечатью отварке и тер­мостабилизации.

Из многих известных красителей различных классов сублимационной способностью обладают 31 дисперсный краситель, 2 кислотных, 3 кубовых и 34 катионных. Но из этих красителей для ис­пользования рекомендовано лишь 39 марок, большинство из которых отно­сится к классу дисперсных красителей. В настоящее время в ассортименте красителей для этого способа печати отсутствуют чистые оттенки алых и го­лубовато-зеленых тонов.

Красители, применяемые для осуществления переводного способа печа­ти, помимо способности к сублимации и термоустойчивости в интервале тем­ператур 180—230°С должны обладать сродством к волокну и обеспечивать получение окрасок с высокими прочностными показателями.

Механизм переноса красителя с бумаги на текстильный материал мо­жет быть представлен следующей схемой:

сублимация красителя с бумаги в паровоздушное пространство между бумагой и текстильным материалом под воздействием высокой температуры (переход красителя из твердого состояния в паровую фазу) и перенасыщение паровой фазы (высокая концентрация красителя в парах);

конденсация (переход в твердое состояние) молекул красителя на внешней поверхности волокна;

диффузия молекул красителя внутрь волокна;

взаимодействие красителя (фиксация) с активными центрами макромолекул волокна.

Скорость перехода красителя с бумаги на текстильный материал зависит от времени, давления и температуры, при которых осуществляется контакт бумаги и текстильного материала, скорости диффузии молекул красителя в паровой фазе и в волокне, расстояния между бумагой и волокнистым мате­риалом в момент контакта, свойств волокна.

Рисунок на бумагу может быть нанесен на печатных машинах, применяемых в полиграфической промышленности. Для нанесения рисунка на бумагу применяют специальные печатные крас­ки, в состав которых помимо красителя (10—12 %) и растворителя (вода или органические растворители — около 75%) входят связующие вещества (синтетические смолы, эфиры целлюлозы

Перенос рисунка с бумаги на текстильный материал осуществляется на машинах двух типов — плоских прессах и каландрах.

Плоские прессы являются оборудованием периодического дей­ствия и применяются для печатания: полуфабрикатов — инженерных рисун­ков, т. е. рисунков, созданных для кроя одежды (рукава, полочки, спинки, и т. д.), купонов и штучных изделий (галстуков, платков, чулочно-носочных изделий и т. д.).

Каландры относятся к оборудованию непрерывного действия. При­меняют два типа каландров: термокаландры, работающие при обычном дав­лении, и вакуумные каландры, на которых процесс термопечати осуществля­ется при пониженном давлении.

Первый каландр для переводной термопечати был создан в 1968 г. во Франции фирмой «Сублистатик». В настоящее время оборудование для термопечати производят многие фирмы разных стран.

Скорость переме­щения текстильного материала на термокаландрах изменяется в пределах 2— 30 м/мин.

Все типы термокаландров обладают в той или иной степени общими недостатками: текстильные изделия, подвергнутые воздействию высоких температур и давлению, становятся жесткими, теряют наполненность и приобретают неприятный металлический блеск.

Использование вакуумных ка­ландров позволяет сократить время, необходимое для переноса красителя с бумаги на текстильный материал до 6 — 10 с, значительно (до 90%) повысить переход красителя с бума­ги, улучшить прокрашивание волок­на, так как под воздействием разре­жения и температуры создаются ус­ловия для диффузии красителя не только к поверхности волокна, но и в глубь его, что способствует полу­чению ярких насыщенных красок, отличающихся высокими прочност­ными показателями.

После этого ткань отделяется от ленты-носителя и накатывается в ру­лон, а лента-носитель промывается от остатков красителя, высушивается и на нее вновь наносят рисунок.

Следует подчеркнуть, что постоянное расширение применения переводно­го способа термопечати не предполагает полной замены им обычных спосо­бов печатания.