рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ - раздел Философия,     Белорусский Государственны...

 

 

Белорусский государственный университет

 

Исторический факультет

 

Кафедра этнологии, музеологии и истории искусств

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

 

 

Блок: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

 

Для студентов 2 курса специальности

 

1-23 01 12 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)

 

автор - доцент кафедры этнологии, музеологии и истории искусств

Томашева И. Г.

 

 

Минск 2011

ТЕМА

ВВЕДЕНИЕ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Вопросы

I. Понятие искусства и его социальные функции. Виды и жанры.

II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация.

III. Архитектура Древнего Египта

IV. Изобразительное искусство Древнего Египта

I. Понятие искусства и его социальные функции. Виды и жанры.

Функции искусства: · Познавательная · Информационная

II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация

2. Консервативность. Каноничное искусство (от слова «канон») – ориентированное не на новацию, а на воспроизведение освященного образца. 3. Установка на фиксацию вечного, а не изменчивого. 4. Синтез всех видов искусств, при ведущей роли архитектуры.

IV. Изобразительное искусство Древнего Египта

Палетка с изображением охоты на львов, додинастический Египет, 4 тыс до н. э., Британский музей - изображения зверей и людей, хаотично размещенных в… Палетка с шакалами, Древнее царство,к. 4 тыс. до н. э., Лувр – утверждается… Палетка Нармера, Древнее царство, 1 династия, к. 4 тыс до н. э., шифер, Каир, Египетский музей – формируется целостная…

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

 

Вопросы

I. Общая характеристика античного искусства. Периодизация

II. Искусство Эгейского мира

III. Искусство Древней Греции

IV. Искусство Древнего Рима

I. Общая характеристика античного искусства. Периодизация

· стремительный характер развития · гармоническое мироощущение · антропоморфизм

II. Искусство Эгейского мира

Искусство острова Крит

Центры критского искусства – Кносс, Фест, Малия, Агиа Триада, Като Закро. Периодизация 1. Раннеминойский период (2600-2000 гг. до н. э.).

Искусство материковой Греции

· большей суровостью, архаичностью; · имела ярко выраженный военный характер. Основные виды архитектурных построек:

Скульптура

· господствуют имперсональные образы (не индивидуализированные, психологически слабо разработанные); · тело и психика осознаются в неразрывности (концепция монизма); · превалирует образ героя – идеального человека;

IV. Искусство Древнего Рима

Особенности искусства:

· трезвое и практическое мировосприятие («утилитаризм» искусства)

· анонимность в искусстве как следствие низкого общественного статуса художественной интеллигенции

· греческое и этрусское влияние как основа художественного мировоззрения

· основа искусства – внешняя эффектность (decorare)

· ведущие области искусства – архитектура, скульптурный портрет и исторический рельеф протокольно-повествовательного характера.

Искусство Этрурии

1. Гробницы (тумулусы – образ «мировой горы»). Гробница Риголини-Галасси, некрополь близ г. Цере (Червертери), 7 в. до н. э. – дромос и две… 2. Храмы – Реконструкция по Витрувию - отдаленно напоминали дорические… · три целлы

Архитектура Древнего Рима

Ведущая отрасль – гражданскаяархитектура. Ведущие типы построек – акведуки, форумы, базилики, термы, триумфальные арки, театры.

Ведущий тип театра – амфитеатр. Амфитеатр Флавиев (Колизей), 80 г., Рим:

· план - эллипсовидная композиция

· экстерьер – трехъярусность ордерной системы

· основной материал – бетон и мраморная облицовка (монолитно-оболочечная система)

· основная архитектурная форма – полуциркульная арка.

Структура арки

- пята арки

- импост

- архивольт

- антревольт

- замковый камень

Аркада – виды:

· аркада ордерная (Колизей)

· аркада по колоннам (Дворец Диоклетиана, Сплит, Далмация, 305 г.)

Свод и его виды

· крестовый Триумфальные арки · однопролетные - Арка Цезаря, Гланон, 1 в. до н. э. Арка Тита,81 г., Рим

Римский скульптурный портрет

· происхождение связано с обычаем почитания умерших предков – Статуя римлянина с масками предков, мрамор, 1 в. до н. э., Рим, собрание Барберини. … · беспощадный реализм · бюст как ведущая форма

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

Вопросы

Общая характеристика византийского искусства. Периодизация

Архитектура Византии

Изобразительное искусство Византии

Общая характеристика византийского искусства. Периодизация

1. Искусство 4-5 вв. 313 год - Миланский эдикт признает христианство официальной религией Римской… · Начали возводить христианские храмы.

Особенности византийского искусства

Приоритет мистического, иррационального, потустороннего, духовного начала. Ведущий вид изобразительного искусства - живопись. Из скульптуры развивается… 2. Иррациональное отношение к цвету и к свету.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Вопросы

Общая характеристика искусства Древней Руси. Периодизация

Архитектура Древней Руси

Живопись Древней Руси

Особенности древнерусского художественного мировоззрения: · сильные народные начала (с примесью язычества) · приоритет жизнеутверждающих идеалов.

Архитектура Древней Руси

Каменное строительство - с 10 века. Храмы великокняжеского периода: · большие размеры

Живопись Древней Руси

- монументальная - иконопись - миниатюра.

Столпник Алимпий

Макарий Египетский

Пантократор

Троица

· Иконостас Благовещенского собора в Московском Кремле (в соавторстве с А. Рублевым и Прохором из Городца) (1405 г.).

Икона «Преображение», из Благовещенского С, 1405 г.

· Иконы - «Донская Богоматерь», ок. 1392 г., ГТГ (с оборотной стороны «Успение Богоматери»).

 

Андрей Рублев(ок. 1360-1430).

Ведущий мастер московскойиконописнойшколы 15 в.

Работы А. Рублева:

· Иконостас Благовещенском собора Московского Кремля (1405) – совместно с Ф. Греком и П. из Городца.

· Фрески Успенского собора во Владимире (1408) – совместно с Даниилом Черным.

· Фрески Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря под Москвой (20-е гг. 15 в.). Икона «Троица»

· Иконостас Савино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1420-1430-е гг).

· ряд миниатюр

Манеру Рублева отличает:

- глубокая человечность образов

- возвышенная одухотворенность

- открытость, доверчивость эмоционального рассказа

- красота поэтического, смягченного созерцания.

Ангел, миниатюра из «Евангелия Хитрово», ок. 1400 г., пергамент, Российская гос. биб-ка, Москва – преобладание певучих круговых очертаний.

Спас, из Звенигородского чина, нач. 15 в., ГТГ. – возвышенный и мудрый образ Спасителя, открытый миру своей добротой, кротостью, ласковостью и доверчивостью.

«Троица», 1420-е гг, ГТГ – проповедь душевного согласия и единения людей соединяется с готовностью принесения великих жертв во имя идеала.

 

К концу 14 века христианское искусство выработало 2 основных иконографических типа «Троицы»:

· «Троица Ветхозаветная»

· «Троица Новозаветная» -

-первый вариант - Отечество,нач. 15 в., новгородская шк, ГТГ

- второй вариант – собственно «Троица Новозаветная».

Дионисий – (1430-е - умер после 1502).

Работы Дионисия:

· иконы – Распятие, 1500 г.

· фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, ок. г. Кириллова (ок. 1500 г.)

Манеру Дионисия отличает:

- праздничность и нарядность

- тонкий рисунок

- изысканный светлый колорит.

Роспись алтарной апсиды собора в Ферапонтовом монастыре.

 

Формы русского иконостаса

Тип высокого иконосаса сложился на Руси в конце 14-начале 15 веков.

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1405

Чины иконостаса (сверху вниз):

· Праотеческий - в центре – «Троица» или изображение Саваофа

· Пророческий – в центре извод Богоматери (чаще всего, «Знамение»).

· Праздничный

· Деисусный - в центре – «Спас на престоле» или «Спас в силах»

· Местный чин.

- царские врата

– вход в жертвенник и диаконник

- «Евхаристия»

- икона Богоматери (чаще «Одигитрия»)

- икона Иисуса Христа (чаще «Вседержитель»)

или самая почитаемая икона в данном храме.

 

Иконостас церкви Ильи Пророка, Ярославль, 1647-50 – резные и позолоенные тябла.

Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского м-ря, Истра, 1658-1666 – уникальные керамические иконостасы, выполненные белорусскими мастерами под влиянием объемной (флемской) резьбы по дереву.

 

Иконы 17 века

Под влиянием светского западноевропейского мировоззрения русская икона утрачивает классическую ясность выражения и ту высокую одухотворенность, которую она имела в пору своего расцвета.

Стоглавый собор (1551 г.) - устанавливает 2 вида иконописных изображений:

- «письмо бытейное»

- «письмо притчами»

 

«Строгановская» И

Чудо Федора Тирона о змее, Никифор Савин, темпера, нач. 17 в., ГРМ:

- излишняя повествовательность сюжета

- миниатюрная тонкость письма

 

Отличительная черта русской иконописи 16-17 веков – появление новых многофигурных (хоровых) композиций.

О тебе радуется, сер 16 в, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник – многословность повествования.

Симон Ушаков

Возглавлял Иконописную палату в Оружейной мастерской.

Произведения (росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы.

Спас Нерукотворный, 1658 г., Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

Троица, 1671, ГРМ – причудливо соединяет перспективную трактовку заднего плана с «рублевской» композицией Троицы.

ТЕМА

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Вопросы

Искусство раннего средневековья

Искусство Западной Европы эпохи романики

Искусство Западной Европы эпохи готики

Декоративно-прикладное искусство средних веков

1. Раннее средневековье (500-1000 гг.) · Основная область развития – декоративно-прикладное искусство. Вотивные короны (Рецисвинт) 7 в., золото, драг камни, Париж, музей Клюни и Мадрид.

Германия

· Основной материал – бронза, дерево. · Главные завоевания – в области изображения отдельной фигуры. Распятие из Кельна, 970 г., Кельн, собор – образ умирающего человека, выраженный в суровых, спокойных формах.

Маркграф Эккехард и его жена Ута.

Герман и Риглинда - лукавая и жизнерадостная. Ее образ более простой и народный.

Скульптура 14 века – наиболее популярные типы скульптуры:

· распятия на кресте в виде «древа жизни». Распятие, дерево, 1304, Кельн, церковь Санкт Мария им Капитоль.

· «Пьета».

Декоративно-прикладное искусство средних веков

- культовый характер - полихромия - влияние архитектуры на формы и декор произведений ДПИ – Кадило, Верхний Рейн, нач. 15 в., серебро, Нью-Йорк,…

– Конец работы –

Используемые теги: Конспект, лекций, всеобщая, История, искусств0.086

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Психодиагностика. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики Психодиагностика: конспект лекций
Психодиагностика конспект лекций... А С Лучинин...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

Психиатрия. Конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1. Общая психопатология Психиатрия: конспект лекций
Психиатрия конспект лекций... Текст предоставлен литагентом http litres ru...

Конспект лекций по дисциплине Экономика недвижимости: конспект лекций
Государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский государственный экономический университет...

Всеобщая история искусств в шести томах, том четвертый
Академия художеств СССР... Институт теории и истории изобразительных искусств... Всеобщая история искусств в шести томах...

Всеобщая история искусств
Первобытное искусство Происхождение искусства Искусство как особая область человеческой... Введение... Постепенное развитие производительных сил и связанные с этим первые успехи разделения труда создали в рамках...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине История России
Федеральное государственное бюджетное образовательное... Учреждение высшего профессионального образования... Тульский государственный университет...

ИСТОРИЯ УКРАИНЫ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Здесь вы найдете КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ УКРАИНЫ»...

Гражданская история безумной войны. Конспект лекций
Авторы: Михаил Иосифович Веллер, Андрей Михайлович Буровский "Гражданская история безумной войны"...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам