Причины преследования со стороны римских властей

Непризнание божественности римского императора. В первое время римские власти часто путали христиан с евреями, считая, что христианство является одной из еврейских сект. Однако в 49 году покровительствовавший иудеям император Клавдий изгнал из Рима еврееев-христиан, считая, что они возмущают еврейские общины.

Христианству исполнилось немногим более тридцати лет, когда возник новый конфликт. Новым поводом для преследования христиан оказалась несовместимость верности Христу с исполнением религиозных предписаний, носивших обязательный характер для подданных Римской Империи.

Римское государство почувствовало, что новая вера и новое понимание жизни, которые находят себе последователей как среди бедных и неученых людей, так и среди высших классов, чем-то угрожает мощи Империи, не признавая ее полной власти над человеком, а именно над его духовной жизнью. Новая вера ставила под вопрос абсолютный характер власти государства над человеком.

Завоевывая новые страны, римские легионы весьма терпимо относились к местным религиям. Римские власти разрешали людям молиться по-своему, почитать своих богов, держаться своих обычаев. Но все завоеванные Римом народы и страны, от Сирии до Британских островов, должны были признавать власть Рима, быть верноподданными Римского Кесаря. Чтобы такая власть была устойчива и постоянна, ей надо было придать характер религиозной веры, и поэтому был установлен «культ государства». Этот «культ» как бы добавлялся к местным верованиям. Для его соблюдения требовалось совсем немного – признать божественность римского императора. К этому религиозному почитанию императора сами римляне относились не слишком требовательно, в душе они не считали своих императоров богами, но императорская власть была для них символом устойчивости и благополучия государства. Имперский культ обслуживала многочисленная армия жрецов, а его отправление могло совершаться как в особых храмах, так и в любом государственном учреждении, где стояла статуя императора. Сам по себе культ был довольно прост – от граждан требовалось воскурить ладан перед императорским изображением, то есть религиозно его почтить.

Римляне делали некоторое исключение для древних религий, например, иудаизма, но христианство, хотя и основывалось на пророчествах и обещаниях Ветхого Завета с формально-юридической точки зрения не могло претендовать на древность. Путь к легализации Христианства был возможен только через включение Иисуса Христа в имперский пантеон, но это не устраняло обязательности участия в культе императора и признания его божественности. Христиане, еще не очень многочисленные, сразу увидели опасность такого культа. Они, хотя и были верноподданными земных царей, не могли воздавать им почестей, положенных только одному Богу.

Для Христианства не было границ и национальных разделений, и с точки зрения Римского государства это было опасно.

Римские власти не могли поверить, что нельзя заставить людей исполнить такой простой обряд – воскурить фимиам (душистый дым) перед статуей императора. Сначала над христианами только насмехались, потом стали принуждать к исполнению указанного официального обряда.

Другие причины преследования христиан. Христиане жили своим, отличным от остального римского общества бытом. Они не участвовали в празднествах в честь языческих богов, и римляне стали называть их безбожниками. Не посещали христиане и жестоких, кровавых зрелищ в цирках, и их упрекали в том, что они не общительны и не умеют веселиться. Христианское учение о любви и смирении, о равенстве всех людей перед Богом, раздражало римлян, которые были гордыми, суровыми, высоко ставившими свою честь, а зачастую жестокими и распутными.

Преследование христиан римской властью продолжалось с перерывами около 250 лет. От рук римлян сначала пострадали некоторые апостолы, в том числе первоверховные Петр и Павел, ближайшие их сотрудники: Варнава (день памяти 11 июня), Тимофей. А затем и их ученики: Климент Римский, Игнатий Богоносец (день памяти 20 декабря), Поликарп Смирнский (день памяти 23 февраля). Много и других христиан, известных и неизвестных, приняло мученический венец, пострадав от языческой власти.