Европейские модельеры первого десятилетия 20го век

Поль Пуарэ, Жак Дусе, Жанна Покэ, Жанна Ланвен, сестры Калло.

ЖАК ДУССЕ Родился в 1853 году в Париже. Его семья была богата и была в бизнесе по продаже белья и дамского нижнего белья. Свой бизнес он начал с открытия салона по продаже женского платья в 1871 году. Это были роскошные наряды для богатых дам. Его всегда привлекала роскошь. К концу 20-х годов его платья вышли из моды. Но помимо моды он был коллекционер и увлекался литературой.
В 1929 году Жак Дусе скончался.
Самой судьбой ему была предопределена карьера кутюрье. Правда, сам он в юности мечтал стать художником, но к нему перешел дом моделей, основанный его дедом и расширенный его родителями. Он поднял его до высшего уровня от кутюр и вскоре завоевал большой успех. Однако стиль, который он совершенствовал столь добросовестно, как создатель самых дорогих и изысканных вечерних платьев своего времени.
Уже тогда он активно интересовался мебелью, картинами, скульптурами и прочими произведениями искусства XVIII века; во многих созданных им нарядах чувствовалось сильное влияние этой эпохи. Жак всегда отличался весьма и весьма характерным вкусом; роскошь и благородство в одежде он ценил куда больше новизны и практичности – видимо, следствием именно этого стало падение его популярности в 20-х годах XX века.
Манера одеваться в духе светского общества особенно импонировала тем дамам, которые хотели привлечь внимание состоятельных мужчин. Он не изменил свой стиль и тогда, когда добропорядочные матери и солдатские жены уже давно хотели выглядеть как дамы полусвета.

Лучшие – во всяком случае, самые необычные – свои наряды Дусе разработал для популярнейших актрис того времени – Сесиль Сорель (Cecile Sorel), Габриэль Режан (Gabrielle Rйjane) и Сары Бернар (Sarah Bernhardt). Творения Жака пользовались явным успехом – его вдохновительницы охотно носили созданные им платья как на сцене, так и вне её.

В сущности, мода его не интересовала, его привлекала роскошь, и его платья в пастельных тонах по-прежнему были перегружены кружевами, шитьем и аппликацией, тогда как элегантный Париж уже давно обратился к простоте.

Но именно Жак Дусе проложил дорогу в мир кутюрье революционерам высокой моды: он открыл не только Поля Пуаре, но и Мадлен Вионне, которая, пожалуй, больше всех способствовала освобождению женского тела. Решив, что он отстает от времени, Дусе наконец расстался со своей знаменитой коллекцией полотен XVIII века и вскоре стал крупнейшим меценатом импрессионистов( направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке).

Модный дизайн был отнюдь не единственным увлечением Дусе – всю свою жизнь он активно коллекционировал предметы искусства и лучшие образчики мировой литературы. К концу своих дней он собрал великолепную подборку творчеств пост-импрессионистов и кубистов и целых две библиотеки современных писателей. Коллекции свои Жак завещал Франции – Парижскому Университету. В качестве благодарности за этот дар именем Дусе была названа библиотека университета.

В наши дни Дусе уже практически забыт; когда-то же он считался равным лучшим творцам своего времени – вроде Чарльза Фредерика Уорта (Charles Frederick Worth) и Жанны Пакен (Jeanne Paquin). Историки мировой моды до сих пор называют Жака одним из величайших модельеров времен зарождения современного дизайна.

 

ЖАННА ПАКЕН

Жанна Пакен– первая женщина-кутюрье, француженка. Вместе с мужем она основала собственный Дом моды. Являлась одним из основателей стиля модерн в моде начала ХХ века. Платья, созданные Пакен, пользовались большой популярностью в аристократических кругах. Ее бренд сыграл особую роль в истории становления модного бизнеса.

Карьера Жанны Пакен складывалась на протяжении трех десятилетий: с 1891 по 1920 годы.

В детстве она работала помощницей в магазине местной портнихи, затем сама стала швеей в парижской фирме Maison Rouff. В 1891 году девушка вышла замуж за Исидора Джейкоба Пакена (Isidor Jackob Paquin), бывшего банкира, который занимался бизнесом. Накануне свадьбы Исидор создал Дом Paquin, ставший их семейным делом.Это было ателье, которое располагалось на улице Рю де Ля Пе. Жанна отвечала за создание одежды, а ее муж занимался административными делами фирмы. Компания постепенно расширялась, приобретала известность за пределами Франции. Им удалось привлечь массу клиентов, благодаря умелому маркетингу и роскошному дизайну своей продукции. В число их постоянных покупателей входили самые влиятельные и богатые женщины той эпохи: известные актрисы, куртизанки, члены королевских семей, жены американских бизнес-магнатов, таких как Рокфеллер (Rockefeller), Астор (Astor), Вандербильт (Vanderbilt) и другие. Королевы Испании, Португалии и Бельгии одевались только у Пакен.

1900 год – Жанну Пакен избрали президентом павильона моды на Всемирной промышленной выставке, которая проходила в Париже. Отдел моды на этом мероприятии тогда был организован впервые. Никогда раньше женщины не занимали столь важных и почетных должностей. Она должна была готовить показы и отбирать образцы для демонстрации. Жанна следила за всем процессом организации выставки.

В целом, в своем творчестве, женщина-модельер придерживалась консервативного стиля. Она шила наряды с традиционным для того времени S-силуэтом. Однако именно ей, а не революционеру моды Полю Пуаре (Paul Poiret), принадлежат некоторые наиболее яркие открытия.

В 1905 году Жанна Пакен выпускает коллекцию в стиле «ампир», которая была представлена платьями с завышенной талией. Это было серьезным отклонением от традиций.

В 1906 году, опередив на год Поля Пуаре, Жанна создает коллекцию в японском стиле. Особое место здесь занимала придуманная ею накидка-кимоно. Жанна любила обращаться к традициям востока, использовать в костюмах египетские и китайские мотивы, украшать одежду рисунками в виде драконов и облаков.

С 1910 года Жанна начинает сотрудничество с известными художниками, творившими в стиле арт-деко, Леоном Бакстом, Полем Ирибом и Жоржом Барбье.

Компании Paquin принадлежит немало изобретений в области модного бизнеса. Например, они придумали открывать отделения своей фирмы в других странах. В 1986 году появился первый филиал в Лондоне. Такого до Жанны Пакен в мире бизнеса никто еще не делал. По эскизам, присылаемым из Парижа, в собственных мастерских лондонского подразделения шились платья для продажи в Великобритании. Следующие филиалы компании появились в 1912 году в Буэнос-Айресе и Нью-Йорке. Последний открылся в Мадриде в 1914 году.

Жанна первой придумала предоставлять одежду манекенщицам для участия в светских мероприятиях.Таким образом, она продвигала свою торговую марку. Да и сама Пакен считалась одной из лучших моделей того времени. Она была первым дизайнером, который стал продавать свою одежду в универмаги и оптовые точки.

Еще одно изобретение Жанны Пакен – это сопровождение показа одежды музыкой. Впервые она использовала это в 1914 году, устроив настоящее шоу в театре королевского дворца в Лондоне.

Дом Paquin отличился новаторством и в области маркетинга. В отличие от своих современников Жанна начала применять индивидуальный подход к клиентам.

Жанна Пакен одевалась только в наряды собственного бренда, она всегда была в центре внимания. Ее можно смело назвать первой в мире иконой стиля. Успех Пакен впоследствии повторила Габриэль Шанель.

Дом моды Пакен предлагал в то время широчайший ассортимент продукции. Они продавали костюмы на все случаи жизни: повседневные наряды, вечерние платья и спортивную одежду. Последняя начала продаваться в специальном отделе лондонского филиала с 1912 года. Изделия модельера славились интересным дизайном и превосходным качеством. Жанна мастерски обращалась с цветом и фактурой. Она создавала по-настоящему эффектную одежду в классических пастельных тонах и в экзотической восточной расцветке. Женщина-модельер виртуозно обращалась с такими материалами, как бархат, тафта и шелк. Те экземпляры ее творчества, которые дошли до наших дней, можно поистине назвать произведениями искусства. Сама Жанна любила повторять:

«Я ничего не придумывала, я лишь кое-что убирала».

Жанна Пакен также заботилась о комфорте и функциональности создаваемой ею одежды. Благодаря этим принципам дизайнера, мода сделала большой шаг навстречу современному стилю, который начнет брать вверх в 1920-е годы. Сама Жанна любила носить длинный, до пола, костюм из саржи синего цвета, в нем было очень удобно работать.