В 1913 году Жанна Пакен стала первой женщиной-модельером, которая была награждена Орденом Почетного легиона.

С 1912 по 1929 годы Пакен разрабатывает одежду для активной женщины, которая должна выглядеть элегантно в любое время. Одним из основных ее изобретений является платье «танго», которое совершило переворот в высокой моде. Эта модель произвела настоящий фурор в обществе. Идея возникла благодаря всеобщему увлечению аргентинским танго, царившему в то время. По бокам платья шли большие разрезы, скрытые под складками ткани, они давали свободу движениям во время танца. При этом сохранялся узкий силуэт. Впоследствии стали появляться юбки и корсеты в стиле «танго».

С 1917 по 1919 годы Жанна Покен была президентом Chambre Syndicate des Couturies de Mode («Профсоюзная палата кутюрье и создателей моды»).

ЖАННА ЛАНВЕН

Когда мы говорим об иконах стиля ХХ века, то в первую очередь вспоминаем Коко Шанель. Однако у Великой Мадемуазель была предшественница, без которой, возможно, понятия современной французской моды не существовало бы вовсе. Речь идет о Жанне Ланвен, создательнице модной империи Lanvin, которая и сегодня, спустя больше чем сотню лет, влияет на мировую моду.

Жанна-Мари Ланвин родилась в Париже в 1867 г. в небогатой добропорядочной семье. С раннего детства Жанна, как, впрочем, многие девочки очень любила наряжать кукол. Причем платья, которые она мастерила для них, практически в точности повторяли наряды дам, которых она видела на улице. Позже мать даже доверяла ей шить одежду для младших братьев и сестер. В 13 лет девочке пришлось пойти работать в шляпную мастерскую, где с утра до вечера она разносила клиенткам заказы в громоздких шляпных коробках.

А через пару лет Жанне Ланвен повезло – ее приняли младшей швеей в очень престижное ателье известной модистки мадам Феликс. Затем было ателье знаменитого Тальбота, где изысканный вкус и врожденный талант молодой швеи были замечены, и Жанну Ланвин отправили учиться швейному искусству в Испанию.

Девушке едва исполнилось 23 года, когда, к безграничному удивлению родных и знакомых, на улице Фобур-Сент-Оноре она открыла небольшую шляпную мастерскую. Меньше всего Жанна Ланвин мечтала тогда о славе – мастерская нужна была ей как источник дополнительного дохода и помощи семье, в которой кроме нее было еще девять детей. Девушке приходилось работать днем и ночью, самой создавать свои модели, развозить заказы стоять за прилавком.

Вскоре шляпы от мадемуазель Ланвин, сделанные с необыкновенным вкусом и фантазией, довольно быстро приобрели известность в Париже, ее ателье стали посещать знатные дамы, у Жанны появились знакомства в высшем обществе.

В 1896 г. Жанна Ланвин вышла замуж за итальянского аристократа граф Анри-Жан Эмилио ди Пьетро, с которым ее познакомила одна из клиенток. Однако брак оказался недолгим, через 7 лет они развелись, и Жанна Ланвин всю себя посвятила своей очаровательной дочурке, которую назвали Мари-Бланш Маргерит. И, естественно, именно ромашка (marguerite, фр.) стала первым символом Дома Ланвин.

Жанна Ланвин стала шить яркие наряды для своей малышки, очень нарядные и, в то же время, практичные и удобные. Оригинальные туалеты юной Мари-Бланш Маргерит так нравились дамам, посещающим салон Жанны Ланвин, что вскоре от них стали поступать заказы на пошив детских платьев. А всего через 5 лет Жанна Ланвин представила свою первую коллекцию детской одежды, которая имела немалый успех у публики. А еще через год увидела свет первая коллекция женской одежды от Жанны Ланвин.

В 1909 г. Жанна Ланвин получила официальный статус кутюрье. Свое ателье Жанна назвала «Магазин матери и дочери», тем самым стараясь подчеркнуть основную свою идею – создание модной одежды для всей семьи. Платья от Ланвин поражали необыкновенной изысканной сдержанностью, женственностью и элегантностью. Тонкие струящиеся ткани мягких пастельных тонов, мягкие складки и драпировки, напоминающие античные одежды, женственные романтичные силуэты и изысканная отделка делали элегантные туалеты от Ланвин существующими как бы «вне моды», а потому крайне популярными

Вместе со своим вторым мужем журналистом Жанна Ланвин много путешествовала. Из своих поездок она привезла множество новых идей и образцов тканей, которые составили знаменитую «библиотеку тканей» Дома Ланвин. Из Италии, вдохновившись необыкновенным голубым цветом в работах художника Фра Анжелико, кутюрье привезла идею своей новой коллекции, названную «голубой Ланвин». Так появилась и коллекция «зеленый Веласкес». Жанна Ланвин даже построила в Нантерре красильни, которые работали исключительно на ее Модный Дом.

К сожалению, второй брак также не стал для Жанны Ланвин счастливым. Ксавье Меле, увлекшись политической деятельностью, вскоре получил пост консула в Манчестере и уехал в Англию. А Жанна вновь целиком сосредоточилась на своей работе и любимой дочери.

Жанна Ланвин отличалась умением, сохраняя свой собственный стиль, смело вводить в него все новые элементы. Так появилась ее коллекция в восточном стиле, роскошно украшенная золотым шитьем, созданная в разгар Первой мировой войны коллекция платьев с широкими юбками в оборках, получивших название «военный кринолин». Она первой ввела в моду очень практичные и удобные платья–рубашки, стала использовать русский стиль в фасонах платьев и отделке мехом или вышивкой. В 20-е годы Дом Ланвин славился своими моделями длинных романтичных изысканных платьев с пышными юбками, а в 30-е годы – стильными шелковыми костюмами с широкими брюками в стиле Марлен Дитрих.

В эти годы Жанна Ланвин была избрана председателем Организационного комитета Международной выставки декоративных искусств (Exposition Internationale des Arts Dйcoratifs et Industriels Modernes), именно той выставки, благодаря которой появился на свет стиль ар-деко, возглавляла дирекцию выставок в Брюсселе, Нью-Йорке и Сан-Франциско. За выдающиеся заслуги Жанна Ланвин была награждена орденом Почетного легиона. К этому времени в Модном Доме Ланвин работало свыше 800 человек. Она открыла магазины Биаррице, Довиле и Каннах, в Мадриде, Буэнос-Айресе и других городах.

К началу 30-х годов Дом Ланвин выпускал дамскую одежду и белье, спортивную одежду, меха и даже начался выпуск мужской одежды. Первый мужской костюм Жанна Ланвин создала для известного драматурга Эдмона Ростана и с тех пор мужские костюмы от Ланвин могут служить образцом классической мужской моды.

Кроме того, Дом Ланвин начал выпуск товаров для домашнего интерьера. Вообще Жанна Ланвин известна еще и как ценитель и коллекционер живописи. Работы Огюста Ренуара, Эдуарда Вайяра, Анри Фантин-Латура, Одилона Редона, находившиеся в ее коллекции, безусловно, оказали огромное влияние на творчество кутюрье.

С началом Второй мировой войны Дом Ланвин стал создавать коллекции, отличавшиеся большей строгостью и лаконичностью, но не потерявшие при этом женственности и привлекательности.

Жанна Ланвин скончалась в 1946 г. в Париже. Ее дочь графиня Полиньяк возглавила дело своей матери и руководила им до 1958 г. Но человеком, сумевшим вернуть Дому Ланвин былую славу, стал нынешний его глава Альбер Эльбаз. И сейчас вновь имя Ланвин означает изысканность, стиль и женственность.

 

СЕСТРЫ КАЛЛО

 

Когда-то, давным – давно, был в Париже Дом мод, наряды которого стоили очень дорого, но о них мечтали многие женщины не только в Европе, но и в Америке. Назывался этот Дом мод: «Callot Soeurs fashion design house». Принадлежал он четырем сестрам, в девичестве Калло: Мари, Марте, Регине и Жозефин.

«Дом Callot» был основан в 1895 году. До этого сестры владели маленьким магазинчиком, в котором продавали кружева, вышивки, атласные ленты. Но через некоторое время они решили шить блузки и женское нижнее белье.И популярность их так быстро росла, что уже в 1900 году в «Доме моды сестер Калло» было занято шестьсот работников.
Мать сестер Калло была кружевницей, а отец, Жан - Батист Калло – художником, к тому же он преподавал в Национальной Высшей школе изящных искусств. Отец происходил из семьи кружевницы и гравёра, был потомком художника семнадцатого века Жака Калло. Неудивительно, что фирменный стиль «Дома сестер Калло» - это нежнейшие кружева и изящная вышивка. К тому же их модели отличает прекрасный вкус и знание живописи.Мари Гербер была старшей из сестер Калло и главным дизайнером фирмы. До этого она работала в «Raudnitz», известном в то время Доме моды.В 1908 году новый силуэт с завышенной талией и узкой юбкой стал моден во многом благодаря «Callot Soeurs».
И они были первые изготовителями одежды, которые начали использовать золотой и серебряный ламе (блестящая, переливчатая ткань или кружево с металлическими нитями) для платьев. Более того, их работы отличает любовь к эстетике Востока. Растительные и животные мотивы вышивок делают их платья изысканными и роскошными. Также сестры часто признавались в своей любви к периоду рококо(Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.). Это очевидно в сочетании фактур – шелка и кружев, а также в пастельных цветовых сочетаниях.

6. Влияние «Русских сезонов» на формирование европейской моды 20го века

Фраза, которую великая мадмуазель Шанель позаимствовала у друга-поэта Реверди, известная всем как «мода меняется, настоящий стиль – никогда», для многих уже ставшая банальным выражением, штампом, живет до сих пор, но не работает. Однако мода не меняется, она давно стоит на месте и лишь повторяется, возвращаясь к старому доброму ретро. Все уже придумано до нас, не считая авангард, который не поддается никакому контролю. Мода менялась тогда, когда менялась история: это войны, революции, кризисы и технический прогресс. Мода отражает историю.
Мы можем обращаться к стилю ретро в аспекте истории, или изменять ретро путем добавления нескольких деталей, стилизуя одежду под прошедшее время. Но это известно лишь людям, которые связаны с модой, поэтому простые люди, потребители, так сказать, не замечают этого. Как же им не ошибиться? Ведь, например, восемнадцатый и двадцатый год – это уже совершенно разные стили. Да и авторов-писак, которым нужно просто заработать денег, не разобравшись, что к чему, появилось предостаточно. Они и дают неправильные понятия, начиная с мелких ошибок и заканчивая тем, что Коко Шанель была мужчиной, а модницы и модники следуют их советам.
Но ведь стиль ретро тоже когда-то родился. Мало знает, как и когда это произошло. Да и что вообще это такое?
До 19 века мода менялась нечасто. А на рубеже XIX-XX веков зародился стиль «модерн» (от фр. «новый» «современный»), после которого стили и начали меняться часто для того времени – каждое десятилетие. Это и есть ретро, то есть весь XX век. Самым ярким и запоминающимся стилем стал восточный, у которого были названия «гаремный», «японизм», «египтомания». Он родился благодаря влиянию нескольких аспектов, в том числе и благодаря приехавшему с гастролями во Францию балету «Русские сезоны» в экзотических костямах востока под руководством Дягилева.

Первый раз за всю историю не русские стали равняться на французскую моду, а она стала формироваться под влиянием «Русских сезонов»। «Мода на балет Дягилева» накрыла сразу несколько десятилетий. Однако каждое десятилетие по-своему оригинально.

Так, в первое десятилетие 20-го века моду создавал дизайнер и художник Поль Пуаре и круто ее изменил, отменив корсет, создав новый стиль, где юбка начиналась от самой груди и ниспадала до самой щиколотки. Это обновленный ампир. Заметьте, он и тут повторился, то есть в свою очередь, это тоже ретро: портной Леруа был творцом парижской моды XIX в. в стиле ампир. Это был прообраз костюма. Позже платье разделилось на две части. Это эпоха великих художников: Кокто, Пикассо, Матис, Лев Бакст, - которые создавали костюмы для балета. Всех захватил восток. И даже Поль Пуаре выпускает духи с ароматом восточных пряностей и делает театрализованные показы. На Олимпе славы и моды - женщины-легенды того времени Айседора Дункан и Мата Хари, которые танцуют на сцене почти обнаженными, в одних прозрачным платьях как вуаль («пеплос»).

Многие ли знали, что модная нынче одежда списана с прообразов греческих гетер. Поль Пуаре, вдохновленный этим, вводит в гардероб обычной женщины вуаль и убирает корсет. Но вуаль женщина того времени может использовать как накидку на плечи – это был основной акцент. Восточные детали сценических костюмов заимствуются только для носки на улице. Это выглядело не очень стильно. Пуаре создает брюки в гаремном стиле и вводит в моду жемчуг. Вышивка, яркие цвета, перья, парча, вуали на плечах, туники, японские кимоно, да еще и юбка суженная книзу («хромающая») – всю эту «красоту» венчают тюрбаны и шляпы с вуалью, надетые на окрашенные хной волосы. Довершают образ черные театральные брови и яркая помада.
Сейчас мы можем моду «подглядеть» в журналах, «подсмотреть» в телевизоре, а в то время модницы могли стать модными, лишь побывав в театре и заказав своему портному «такое же платье, как у той актрисы».

Каждый год в ряде городов России, Франции, Англии проводятся недели моды, посвященные дягилевским сезонам.