рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Православие и современность. Электронная библиотека. Лекции по Исторической Литургике Введение в Историческую Литургику

Православие и современность. Электронная библиотека. Лекции по Исторической Литургике Введение в Историческую Литургику - Лекция, раздел Философия, Православие И Современность. Электронная Библиотека.  ...

Православие и современность. Электронная библиотека.

 

Виктор Алымов

 

Лекции по Исторической Литургике

 

© Holy Trinity Orthodox School

 

Содержание

 

Введение в Историческую Литургику

1. Предмет и Метод

2. Структура Богослужения

3. Освящение Времени

4. Литургическое Время и Литургический Образ

Ветхозаветные Корни

Основные Этапы Ветхого Завета

1. От Ноя до Авраама

2. От Авраама до Моисея

3. От Моисея до Христа

Священство, Жертва, Закон

1. Священство

2. Жертва

3. Закон

Иудео-Христианство (основные аспекты)

1. Время

2. Храм и Синагога. Синаксис

3. Иудеохристианство и Теория Парадигм

Апостольское Богослужение

Упоминания об Евхаристии в апостольских посланиях

1. Обрядность

2. Проповедь

3. Чтения

4. Гимнография

5. Глоссолалия

6. Богослужение по 4 главе Апокалипсиса

7. Последовательность Литургических элементов

Богослужение 2 века

1. Епископское Богослужение

2. Места Богослужебных Собраний

3. Свидетельство Плиния Младшего

4. Римская Литургия по Иустину Философу

5. Домашнее Самопричащение

6. Евхаристическое Общение

7. Влияние Гностиков

8. Гимнография

9. Суточный Богослужебный Круг

10. Тертуллиан о Христианских Обрядах

11. Седмичный и Годовой Богослужебные Круги

"Дидахи" и другие памятники Доникейского периода

"Дидахи" или "Учение Двенадцати Апостолов"

"Послание Апостола Варнавы"

Литургия в 3 веке

1. Появление Храмового Богослужения

2. Время Совершения Литургии

3. Состав Литургии в 3 веке

4. Евхаристический Канон по "Апостольскому Преданию" Св. Ипполита

5. Ранняя Литургия по Эфиопскому Списку "Апостольских Постановлений"

6. Литургия по "Завещанию"

7. Эпиклесис

8. Практика Причащения

Богослужение 3 века

1. Суточный Богослужебный Круг

2. Агапы в 3 веке

3. Появление Вечери

4. Появление Утрени

5. Структура Древнейшего Всенощного Бдения

6. Гимнография и Чтения

7. Седмичный и Годовой Круги

8. Пасха и Праздники

Литургии 4-5 веков

1. Церковь перед лицом Новой Парадигмы

2. Государственное Храмостроительство

3. Ранние Литургические Чины

4. Литургия Оглашенных "Апостольских Постановлений"

5. Литургия Верных "Апостольских Постановлений"

6. Анафора в "Апостольских Постановлениях"

Литургии Византийского Типа

1. Стратиграфические Вехи

2. Сирийская Литургия ап. Иакова

3. Греческая Литургия ап. Иакова

4. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоустого

5. Армянская Литургия свт. Григория

Римская Литургия

1. История Римской Литургии до 5 века

2. Литургия по Сакраментарию Папы Геласия I

3. Евхаристический Канон Римской Церкви

4. Структура Евхаристического Канона Римской Церкви

5. Литургия по Сакраментарию Папы Григория Великого

6. Сравнение с современной Мессой

Александрийская и Месопотамская Литургии

1. Литургия Апостола Марка

2. Анафоры Евхология Серапиона и Дэйр Бализе

3. Литургия Апостолов Фаддея и Мария

4. Литургия Нестория и Феодора Мопсуестийского

5. Изменения в практике Причащения

Богослужение Времени 4-5 веков

1. Деградация Агапы

2. "Паломничество в Святую Землю"

3. Вечерня в 4 веке

4. Утреня в 4 веке

5. Чин Бдения в 4-5 вв.

6. Службы Часов

Гимнография 4-5 веков

1. Восточные Песнопевцы

Прп. Ефрем Сирин

Свт. Григорий Богослов

Свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский и др.

2. Западные Гимнографы

Седмичное и Годовое Богослужение в 4-5 веках

1. Седмичный Богослужебный Круг

2. Подвижный Годовой круг: Великий Пост

3. Страстная Седьмица

4. Пасха и Святая Седмица

5. Праздники Подвижного Круга

6. Неподвижные Праздники

7. Дни Памяти Святых

Эволюция Священных Изображений

1. Позы Адорации

2. Эволюция Крестного знамения

3. Ставрографическое Развитие

4. Рождение Иконы

5. Становление Иконопочитания

6. Включение Иконы в Богослужение

Развитие Гимнографии в 6-8 веках

1. Причины Гимнографического Расцвета

2. Восточная Гимнография

3. Кондак, как Жанровая Форма

4. Школа Романа Сладкопевца

5. Акафист

Монашеское Богослужение. Генезис Устава

1. Источники Начального Периода

2. Египетское Монашество и прп. Пахомий Великий

3. Устав прп. Пахомия Великого

4. Сиро-Месопотамское Монашество

5. Малоазийское Монашество

6. Палестинское Монашество

7. Типикон прп. Саввы Освященного

8. Сопутствующие Явления: Становление 1-го Часа, Вечерни и Утрени

9. Дальнейшая судьба Типикона

 

 

Введение в Историческую Литургику

Предмет и Метод

Это — чудо Евхаристии, которая всегда единственна, всегда одна и та же. Как пишет архимандрит Киприан (Керн): "Литургия вечна. Агнец заклан в недрах Св. Троицы. Он предназначен к… Очень важно понимать, что в Литургии чудо Евхаристии первично и ничем не обусловлено. Оно — не следствие…

Структура Богослужения

Церковное богослужение формально подразделяется на суточное, седмичное (т.е. недельное) и годичное. Причем полный цикл каждого вида богослужения… Это можно изобразить и в виде таблицы:   Суточный круг Неизменяемые суточные службы: вечерня, утреня, часы освящают отдельные части…

Освящение Времени

Спрашивается, как же вневременное может быть центром времени ? А литургически и исторически это именно так! И мало того: Ядро Седмичного Круга — воскресенье — тоже вневременно. Потому что в… И Пасха, вокруг которой, как увидим, сложился Годовой круг, тоже вне времени (вне календаря). Не случайно до самого I…

Литургическое Время и Литургический Образ

Евхаристическое ядро множеством невидимых нитей связано с богослужением времени (т.е. с кругами), передает ему энергию своей святости. И именно… А что это за невидимые нити? Это то, что мы называем литургическими элементами: тропари, кондаки, прокимны, стихиры, светильны, отпусты и т.д. Все…

Ветхозаветные Корни

Основные Этапы Ветхого Завета

Прежде всего наметим основные этапы и их хронологические рамки. Библейское предание относит заключение В. Завета к Аврааму (18 в. до н. э.). С др. стороны Ветхозаветная Церковь с её богослужением началась только с Моисея (13 в. до н. э.).

Как разобраться во всем этом?

По порядку:

 

От Ноя до Авраама

Ок. 2000 г. до н. э. был построен грандиозный вавилонский Зиккурат в честь бога Мардука. Библия откликнулась на это преданием о Вавилонской башне и… Но наряду с этими языческими искажениями, существовала "богооткровенная… Но самое главное, что мы узнаем уже из "Послания к Евреям": Христос оказывается "Первосвященник по чину…

От Авраама до Моисея

"И сказал Господь Аврааму: поди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю которую Я укажу тебе... и благословятся в тебе… Т.о. Господь, Отец наш, заключив Частный Завет с Авраамом, не отверг остальное… Итак, по первоначальному замыслу Божьему Частный Завет не имел четкой ограды внутри Общего. Оба многоединства…

От Моисея до Христа

Это избрание "Своего народа", это поразительное обетование о "всеобщем священстве" — к кому относится? Очевидно, оно всецело… Итак, для ограждения народа от соблазна, является Закон Моисеев, является… Но мы сейчас остановимся именно на тех ее важнейших идеях, которые не умерли, а перешли в Новый Завет.

Священство, Жертва, Закон

Священство

Но ведь к этим "посторонним" относится весь народ! Что же это за "Евхаристия" для одного лишь кастового священства? Где же… Обычно отвечают на это, что народ, мол, оказался недостоин, что вся дальнейшая… И все же обетование о "народе святом" повторится и псалмопевцами и пророками снова и снова (Ср. Псал. 88:8;…

Жертва

Идея жертвы тесно связана с идеей священства. Достаточно сказать, что в Ветхом Завете первосвященник, выступая от лица народа, должен был, в сущности, отдать Богу свою жизнь за грехи своего народа. Но так как Бог не принял человеческую жертву Авраама и заменил Исаака ягнёнком (Агнцем), то с тех пор совершалось таинственное перенесение греховности народа на жертвенное животное. Это оно закалывалось за грехи людей, которые т.о. снимали с себя вину, приносили покаяние и примирялись с Богом.

Определение: Жертва есть приношение человека Богу для свидетельства внутренней связи с Ним и во испытание веры. Смысл жертвы не в самом приношении, а в расположении сердца. Мы отдаем Богу то, что нам дорого (в пределе — саму жизнь) в знак того, что Он нам еще дороже.

По толкованию св. Иоанна Златоуста, жертва Каина была отвергнута Богом именно вследствие дурного расположения сердца будущего убийцы. Вспомним также, что Каин принёс жертву Богу от плодов земли, которую он возделывал, т.е. просто взял первые попавшиеся плоды. Авель же, любовно выбрал тук (нежное мясо) первенцев стад, которых он разводил (Быт. 4:3). Вспомним, что и в реальной истории примитивное земледелие уступило место более прогрессивному скотоводству. В этом смысл т.н. неолитической революции, происшедшей ок. 10 000 лет до н. э. Вот в какой мере идея жертвы древнее и первичнее идеи священства! Вместе с тем Авель открывает череду святых Божьих и является отдалённым прообразом Иисуса Христа (тоже пастыря словесных овец). И, убитый братом, Авель, являет прообраз совершенной жертвы.

С идеей жертвы тесно связана идея жертвенника. Это наше главное литургическое понятие. Очень важно, что хотя жертвоприношения существовали ещё до Потопа, слово "жертвенник" [мизбеах] впервые употребляется в Библии по выходе Ноя из Ковчега (Быт. 8:20). Т.о. жертвенник в своём литургическом значении (а не просто куча камней, как у Каина и Авеля) связывается с заключением Общего Завета со всем человечеством (восстановителем которого является Христос, архиерей по типу Мельхиседекову, совершенный Агнец).

Впервые мы встречаем упоминание об Агнце в Быт. 15:9, когда Бог заключает Ветхий Завет с Авраамом. Здесь трёхлетний овен упомянут в числе других жертвенных животных и птиц. Заменительная роль Агнца впервые проявляется, когда Авраам приносит его в жертву вместо сына Исаака. Наконец, во время Исхода из Египта Агнец прямо выступает как образ искупления и очищения. И сама пасхальная трапеза — яркий образ единения народа с её учредителем, Богом. На это указывают даже условия приготовления Агнца: без раздробления на части (ибо он — символ единства и целостности!). Все вкусившие его вступают в общение с Господом. Пресный хлеб, с которым вкушают Агнца — символ очищения (удаление порочной закваски египетского рабства). Именно с момента Исхода из Египта Агнец и все последующие жертвы становятся прообразами той высшей Жертвы, которую принесёт Сын Божий для восстановления разорванного единства людей с Богом.

А как выглядел жертвенник в эпоху Моисея? Это был квадратный полый ящик из дерева ситтим, обитый медью и с четырьмя медными рогами по углам. К этим рогам привязывался жертвенный агнец. В первохристианском гимне, который мы будем проходить, рог жертвенника означает Христа:

"Благословен Господь Бог Израилев,

что посетил народ Свой

и сотворил избавление ему,

и воздвиг рог спасения нам

в дому Давида, отрока своего..."

Приносящий жертву за грех, клал свою руку на голову привязанного к рогу агнца, и этот жест означал переход его грехов на невинную жертву. Далее священники закалывали агнца и кровью его кропили бока и рога жертвенника. Часть жертвенного животного сжигали, а другие части отдавались священнику и жертвователю для устроения жертвенного пира. Пир означал, что возмездие за грех совершилось и попранная грехом правда Божия восстановлена.

Ниже мы увидим, что Евхаристия по своему глубинному смыслу есть именно такой жертвенный пир народа Божьего. И именно в этом контексте надо понимать слова Иоанна Предтечи, который, увидев идущего к нему Христа, воскликнул: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29).

Кроме жертвы за грех (т.е. жертвы умилостивительной) у евреев существовали и жертвы благодарственные (например за хороший урожай), и для них преимущественно употреблялись растительные компоненты: Ладан, хлеб и вино.

Ладан — это благовонная смола тернистого кустарника Custus Creticus (возможно того самого, из которого был изготовлен терновый венец). Вспомним, что именно ладан принесли волхвы в дар Младенцу Христу, предвещая Его мученическую кончину. Клубы ароматного дыма, возносящиеся к небу указывали на запредельность божества и, вместе с тем, обозначали его духовное присутствие. Язычники воскуряли ладан перед своими богами, а христиане употребляли его при погребении своих мучеников.

Хлеб и вино — очень ёмкие символы, которые даже реально и вещественно аккумулируют в себе все плоды человеческих усилий: труд пахарей, сеятелей, жнецов, мукомолов, пекарей, виноградарей и виноделов. Очень важно, что с развитием цивилизации круг этих участников всё более расширяется, потому что подразумевает и тех, кто вложил свой труд в развитие современного производства, т.е. инженеров, сталеваров, строителей домов для этих людей, строителей амбаров, работников торговли и транспорта и всех, всех, всех.

Хлеб и вино — не только плод общечеловеческой солидарности. Это основа жизни (сейчас мы это понимаем лучше!), это сама жизнь, со всеми её радостями и страданиями. Вот что приносится в жертву Богу от лица людей.

Добавим, что согласно книги Левит 2:2, употреблялись красное вино и пресный (а не квасной) хлеб. Отсюда армянские опресноки и католические остии. А православный квасной хлеб появился позже, как сознательная антитеза иудейству.

Итак, современная Евхаристия соединяет в себе и жертвенное и хвалебно-благодарственное значение, которые в Ветхом Завете были разделены. В Ветхом Завете было вообще очень много обрядовых частностей и сложностей. Например, жертвы различались не только по назначению, но и по разрядам лиц, по степени их греховности, по видам жертвенных животных, к которым предъявлялись совершенно особые требования: они должны были быть беспорочны (т.е. без телесных недостатков), определённого возраста, первенцы и т.д. Все эти сложности и частности регулировались обрядовым законом.

 

Закон

Мы обязаны очень хорошо понимать, что такое Закон, потому что непонимание этого ведёт к ошибочным и даже нелепым трактовкам Библейских текстов. Например, некоторые протестанты вырывают из контекста слова ап. Павла: "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3:28) и трактуют это в том смысле, что дела вообще ничего не значат, делать для своего спасения ничего не надо, а надо только веровать. Так же трактуют слова ап. Павла из Эфес. 2:8-9: "Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился".

Между тем ап. Павел во всех подобных случаях под "делами закона" разумел обрядовый по происхождению Закон Моисеев, разумеется, потерявший своё значение после искупительного подвига Христа.

Но что такое Закон Моисеев? Это отнюдь не 10 заповедей, как иногда думают. Закон Моисеев был результатом препарирования Торы (т.н. Пятикнижия Моисеева), откуда иудейские книжники извлекли 643(!) заповеди: 365 запретов и 278 повелений. Обратим внимание на то, что это цифровые константы: 365 — число дней в году; 278 — число костей и суставов человеческого тела. Как неизменны эти величины, так неизменны и заповеди Моисея.

Для иудея обряд не имел символического значения (как в христианстве). Он не иллюстрировал никаких догматов, ничего не изображал. Он просто предписывал. Это было требование Бога, которое предполагало от человека только один ответ — безусловное послушание. Это очень важно! У евреев не было понятия моральной добродетели (не было даже такого слова! потому что это понятие греческое по происхождению). У них было понимание необходимости безусловного послушания Богу в форме исполнения обрядового закона. Идеал иудея — не добродетельный человек, а человек денно и нощно изучающий Закон (Тору) и любой свой поступок оправдывающий Законом.

Следовательно, иудейская этика была не моральной, а правовой (как если бы у нас вместо морали был только законодательный кодекс). Заслуги человека перед Богом определялись законопослушным поведением. Отсюда подсчеты заслуг и фарисейски-горделивое превозношение ими, что так раздражало Иисуса.

Однако, что противопоставил этому Иисус? Проповедь морального идеала, которым мы должны руководствоваться в своих поступках? Так часто и думают, но это не так. У Иисуса нет ни индивидуальной, ни социальной этики. У него — то же самое послушание воле Божьей. И даже ещё большее послушание ("Я пришел не нарушить Закон, но исполнить"). Все антитезы Нагорной проповеди ("Вы слышали, что сказано древним "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". и т.д.) , все Его высказывания требуют всецелой отдачи себя воле Божьей. Но — без оглядки на Закон! Из одной только любви!

В этом было то неслыханно новое, что смущало фарисеев всех времён и нас сейчас смущает. Ничто не должно стоять между человеком и Богом. Даже самые священные вещи (Закон и обряд!), заняв место Бога, превращаются в идолов. Только любовь (и притом предельная, жертвенная) — угодна и ведёт к Богу, ибо есть свойство божественное.

Иисус не требует от своих учеников ни поста, ни аскезы. Правда, он ценит бедность, однако, богатство само по себе не зло. Через добровольную бедность человек приобретает особые качества в глазах Бога. Но не потому, что требуется бедность. Требуется жертва. Жертва своим комфортом, своими удобствами, ради Бога...

Это внешне похоже на аскезу, но это не аскеза, потому что здесь нет никакой мистики душевного, которая требует очищения и освобождения от греха и специфического молитвенного самоуглубления. Всё это возникнет лишь после перехода к Эллинизму, когда появится болезненный дуализм души и тела (особенно у гностиков). У Христа этого нет.

Вот почему и в первохристианстве мы не найдём ни аскетов, ни монахов, ни монастырей. Ничего этого не было в первые три века христианства. И это следует постоянно иметь в виду при изучении первохристианского богослужения. Оно не мистично, не символично, оно в высшей степени реалистично.

От иудейского менталитета в первохристианство прежде всего перешла небывалая цельность, которая сейчас воспринимается как некоторая узость. Нет никаких моральных коллизий, никакой богословской рефлексии, которая бы отражалась в изощрённых богослужебных конструкциях. Только верность вере, а сама вера есть воля к истине.

Христианство родилось как иудейская мессианская секта, своими корнями уходящая в Ветхозаветное время. Это особенно наглядно проявляется в преемственности богослужебного времени.

 

Иудео-Христианство (основные аспекты)

Время

Всеобъемлющий Ветхозаветный Закон регулировал также время богослужений. Утреннее богослужение в Иерусалимском Храме начиналось с восходом солнца, т.е. около 6:00. И от него уже отсчитывался дневной ход времени: I час (ок. 7:00), 2 час (ок. 8:00), 3 час (ок. 9:00) и т.д. до 12 часа (ок. 18:00).

В полдень, т.е. после 6 часа по иудейскому времени совершалось второе (главное!) богослужение в Иерусалимском Храме, которое сопровождалось описанными жертвоприношениями. В будущем это место займёт христианская Обедня с её бескровной Жертвой. В 12 часу, на закате солнца, начиналось третье Вечернее богослужение, относящееся уже к следующему дню.

Этот-то иудейский счёт времени до сих пор определяет наше богослужение т.н. "суточного круга". Мы до сих пор имеем богослужебные часы 2, 6 и 9, а также Утреннее и Вечернее богослужения. Правда по времени эти службы уже сместились на циферблате, но сам их генезис — оттуда, из Иерусалимского Храма.

 

Храм и Синагога. Синаксис

"Он учил в синагогах их и от всех был прославляем. И пришел в Назарет... и вошел по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал… Перед нами описание синагогальной словесной службы. Точно также это происходит… Синаксис — (от греческого σιναξις — собрание) — это словесная служба, не…

Иудеохристианство и Теория Парадигм

Термин этот, введённый в оборот Тюбингенской школой (Ф. Бауэр и др.) и развитый католическим богословом Ж. Даниелу, поразительно быстро привился в… Но мы это понятие употребляем в другом смысле: Иудеохристианство или "петринизм" (в отличии от "паулинизма") — изначальная форма Палестинского…

Апостольское Богослужение

Упоминания об Евхаристии в апостольских посланиях

В I отрывке (1 Кор. 10:16-17) апостол ссылается на то знание о Евхаристии, которое уже было у коринфян (очевидно со времени основания их церкви в… I отрывок звучит так: "Чаша благословения, которую благословляем, не есть… Почему Павел начинает здесь с "чаши"?

Наша Литургия происходит от ритуальной трапезы ветхозаветной Пасхи

Именно во время этой священной Вечери и для полного осуществления заложенного в ней смысла, Иисус Христос совершил Свою Жертву — приношение Своего Тела и Крови в пищу верным Своим. Поэтому:

Литургия — семейная трапеза народа Божия

Прийти на Литургию — значит сесть за общую Трапезу всей христианской семьи во главе со Христом, чтобы вместе вкусить Его Небесный Хлеб.

Что происходит с христианином "причащающимся Тела и Крови Христовых". Он становится единокровным Христу, "врастает во Христа", начинает жить Богочеловеческой (обоженой) жизнью (Ср. ап. Павел: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" Гал. 2:20).

Литургия — праздничный пир в Царстве Божием

Семейная трапеза, которой является Литургия, представляет собой праздничный пир. Она подразумевает радостное собрание близких и любящих друг друга людей (общину).

В Литургии всегда незримо происходит встреча всего народа Божия. Потому, что там где Христос, там все Его Тело, вся Церковь, все христиане, не только живущие, но и умершие и еще не родившиеся. Т.о. за Литургией происходит такое собрание, которое совершается вне времени и пространства, не столько на земле, сколько в Царстве Божием. Литургия и есть предвосхищение этого Царства Небесного — небо на земле.

Наша Литургия — продолжение апостольской

Итак, в реальности есть только одна вневременная Литургия, которая по эту сторону времени предстоит как неисчислимое множество отдельных служб или, лучше сказать — отдельных прорывов сквозь время и своей вне временной сущности. Это есть продолжение апостольского служения.

Обратите внимание, что все в нашей Литургии продолжает напоминать трапезу: для нее необходим стол (т.н. престол), скатерть (облачение престола), блюдо (дискос) на который кладется пища, а также — чаша для пития (потир). В особенности необходим распорядитель пира (заменяющий апостола епископ или священник).

Этот пир радостен, ибо открывает нам смысл нашего существования (экзистенцию). Отсюда радостное и торжественное пение (все тоже апостольское Аллилуиа!), золотые облачения священников, радостный звон колоколов и т.д.

Вместе с тем, все очень изменилось со времен апостолов. Что именно изменилось, почему и когда? — Об этом будет сказано дальше.

 

Обрядность

"За полукруглым столом возлежат шесть участников вечери, а по правую сторону стола помещается бородатый мужчина, преломляющий хлеб. У его ног…  

Проповедь

"В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. В горнице где… Из этой, видимо, дневниковой записи мы узнаём довольно много подробностей: Богослужение происходит ночью.

Чтения

Прежде всего именно с Павла идёт традиция чтения в Церкви апостольских посланий (до этого, очевидно, читали только пророчества). Павел уже в первом своём письме к Фессалоникийцам (51 г.) просит: "Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братьям" (1 Фес. 5:27). К Колосянам: "Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы". (Кол. 4:16).

 

Гимнография

"...научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями; во благодати воспевая в сердцах ваших Господу" — пишет… Понятно, что пели псалмы по иудейскому обычаю. В Евангелии от Матфея сказано,… Но что такое — "славословие" и "духовные песни"?

Песнь Богородицы

"Величит душа моя Господа,

и возрадовался дух мой

о Боге Спасе Моем..."

Мы до сих пор поём этот гимн перед 9-й песнью канона Утрени. (Но к каждому стиху прибавляем величание: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравненья Серафим..." благодаря чему Песнь Богородицы называется у нашем Уставе "Честнейшую").

Песнь Захарии

что посетил народ свой и сотворил избавление ему и воздвиг рог спасения нам

Глоссолалия

Первые слушатели апостолов воспринимали глоссолалию, как внезапное устранение разделяющих человечество языковых и национальных границ. Но это был… Как осмыслить все эти факты? Проф. литургики М. Скабалланович выдвинул… "Глоссолалия была стихийной попыткой создания вселенского богослужебного языка... Это мета-язык…

Богослужение по 4 главе Апокалипсиса

"И тотчас я был в духе (т.е. в состоянии духовного экстаза) и вот престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий..." Сидящий не назван… "И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я… А так как земная Церковь рассматривается отныне в качестве иконы небесной Церкви, то мы обязаны спросить: Кто…

Последовательность Литургических элементов

И в заключение нашей лекции мы уже можем попытаться реконструировать чинопоследование апостольской литургии конца I века:

1. Пение псалмов, а возможно и гимнов. — 1 Кор. 14:26

2. Чтение Свящ. Писания — 1 Кор. 14:26

3. Поучения (или Проповедь) пресвитеров — 1 Кор. 14:26

3 а. Высказывания пророков и рассуждения — 1 Кор. 14:29.

4. Молитвы о себе и всём мире — 1 Тим. 2:1-2.

5. Благодарение Бога и хлебопреломление.

6. Преподание Св. Даров под обоими видами.

Мы не утверждаем, что эта последовательность элементов соблюдалась каждый раз неукоснительно. 1-й, 3 а и 4-й пункты могли блуждать практически по всей литургии. Но в целом схема тяготела именно к этим опорным точкам, подтверждение чего мы увидим в следующих лекциях.

 

Богослужение 2 века

Здесь будем говорить о богослужении 2 века, т.е. о том, что нам известно из весьма немногих и разнородных источников. Нам придётся рассмотреть эти источники по порядку на фоне основных событий 2 века. А он, как известно, открывается гонением имп. Траяна (98-117 гг.)

 

Епископское Богослужение

В 1 главе Послания папа Климент хвалит коринфян за послушание своим пресвитерам. А из дальнейшего изложения выясняется, что эти пресвитеры… Легенда творится прямо на наших глазах! Не мудрено, что католические… На самом деле — это мираж. Климент отнюдь не говорит, что епископское служение продолжает апостольское. Да это и…

Места Богослужебных Собраний

Исключение составляла большая Римская Церковь, которую начинающиеся гонения заставили осваивать катакомбы. В катакомбах легко устраивались подземные… На Востоке Евхаристию по-прежнему совершали в домовых триклиниях (.... —…  

Свидетельство Плиния Младшего

Т.о. Плиний является гонителем. В письме к императору он спрашивает советов и сообщает те сведения, которые ему удалось добыть на предварительных… "Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они…  

Римская Литургия по Иустину Философу

Иустин Философ создал в Риме первую богословскую школу для борьбы с гностицизмом. Здесь же ок. 150 г. он написал и свою I Апологию, в которой даёт… Гл. 65: "После того, как омоется таким образом уверовавший... мы ведем… В следующей 66-й главе Иустин поясняет: "Пища эта называется у нас Евхаристией... Пища эта, над которой совершено…

Домашнее Самопричащение

В конце II века Тертуллиан пишет к женщине, состоящей в браке с язычником: "Неужели муж не заметит, что ты тайком съедаешь перед каждым приемом… О каком-то перешедшем в христианство скульпторе, тот же Тертуллиан пишет:… Впоследствии, в 12 веке, католики начнут причащать мирян под одним видом, т.е. только Телом. И до сих пор практикуют…

Евхаристическое Общение

А кроме того, во II веке был удивительный обычай евхаристического общения между Церквами. Правда, Лаодикийский Собор 170 г. в виду начавшихся гонений имп. Марка Аврелия, запретил его 14-м каноном и постановил, что даже "в праздник Пасхи не посылать Св. Тайн в иные Церкви в виде благословения". Но после окончания гонений обычай воскрес, ибо можно ли представить себе более трогательное выражение вселенскости и соборности Церкви? И в начале 5го века еп. Павел Ноланский пишет Августину Блаженному: "Мы просим тебя принять хлеб, который мы послали тебе в знак единомыслия".

Нечто подобное наблюдалось и на Востоке. И. Мосх пишет в "Луге духовном", что монахи из разных монастырей обменивались частицами евхаристического хлеба.

 

Влияние Гностиков

"Каким образом они могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено благодарение, есть тело их Господа и чаша есть Кровь Его, когда… Общины александрийского гностика Василида гораздо раньше кафолических общин… Почему же этот праздник появился именно у гностиков? Тут надо напомнить, что по их учению Христос стал Сыном Божиим…

Гимнография

Антифоны в собственном смысле (т.е. песнопения, составленные из отрывков псалмов и исполняемые попеременно двумя хорами) появятся лишь в 4 веке в… Теперь о том, что сохранилось в Церкви до сих пор. По преданию, ок. 120 г. шестой папа Римский Сикст I ввёл в Евхаристический канон т.н. Серафимскую песнь: "Свят,…

Суточный Богослужебный Круг

Агапа теряет своё священное значение, отходит на второй план, становится благотворительным институтом. Вот как описывает её Тертуллиан: "У нас… Как видим, упоминание о Евхаристии отсутствует, но трудно избавится от… Но, конечно, ни Вечерни, ни Утрени во II веке ещё нет. Правда, есть часы молитвенные — 3, 6 и 9, но это домашнее…

Тертуллиан о Христианских Обрядах

"Как мало подобный муж совместим с обязанностями христианки!. Нужно явиться на бдение? Муж назначает в это время свидание в бане. Придет день… Этому браку Тертуллиан противопоставляет брак христианский, когда "нет… Отметим, что хотя таинства Брака ещё нет, пресвитер Тертуллиан уже противопоставляет церковный брак нецерковному и…

Седмичный и Годовой Богослужебные Круги

В таком же неразвитом состоянии находится и годовой круг. Хотя его пасхальный центр уже ясно намечен, но оказывается, что сама Пасха — вне… Ириней Лионский, выступающий в споре Востока с Западом, как примиритель, пишет… В другом месте Ириней упоминает о праздновании Пятидесятницы, в которую он "не преклонял колен" (Сочинения,…

Post scriptum

Однако, если все это всего лишь версии (как считают некоторые наши специалисты), то почему их упоминают в качестве самостоятельных памятников и…  

Литургия в 3 веке

От III века до нас дошло достаточно много литургических памятников, главные из которых: "Апостольское предание Ипполита Римского" и "Testamentum" ("Завещание"). Они свидетельствуют о резком скачке в развитии богослужения, который объясняется тем, что оно стало храмовым.

 

Появление Храмового Богослужения

При либеральном имп. Александре Севере (222-235) христиане приобрели участок земли для храма, но это место было выгодным для постройки харчевни и… Когда свт. Григорий Чудотворец прибыл в Неокесарию (а это было ок. 240 г.),… Очевидно, таким же "видным" был храм в тогдашней столице империи Никомедии, о разрушении которого гонителями…

Время Совершения Литургии

на Западе в 3 веке отделённая от агапы Литургия повсеместно переносится с вечера на раннее утро, о чём свидетельствует уже Тертуллиан:… На более традиционном Востоке Литургии ещё служили по ночам, а в Египте эта… Очень важно, что именно отрыв от агапы и перенесение Литургии на утро, вызвали обычай причащения натощак. Это также…

Состав Литургии в 3 веке

"... Здесь, на середине, чтец, встав на некотором возвышении (т.е. на амвоне) пусть читает книги: Моисея и Иисуса Навина, Судей, Царств, Иова,… Т.е. это классический Синаксис (как он существует сейчас в Католической… "Младшие пусть сидят особо, если есть место, если же нет пусть стоят на ногах, а старшие по летам пусть сидят в…

Эпиклесис

Легко увидеть, что здесь и нет призывания Св. Духа как такового. Вместо него — просьба о принятии Св. Даров в жертву. И эта просьба обращена не к… Вот такой эпиклесис. в котором обращение к Богу Отцу переходит (восходит) в… Откуда он мог взяться?

Практика Причащения

Если во 2 веке, по свидетельству св. Иустина, и хлеб и вино раздавались диаконами, то в 3 веке хлеб подавал персонально только епископ у престола. Верующие подходили прямо к престолу и получали Св. Дары в руки. А после этого отпивали из чаши, подносимой пресвитером или диаконом (см. Киприан Карфагенский: "Когда же по окончании службы диакон начал подносить присутствующим чашу..." "Творения" ч. 2, с. 161).

Свт. Дионисий еп. Александрийский пишет папе Римскому Ксисту, что в его Церкви не допускается женщинам во время месячного очищения подходить к престолу для принятия Св. Тайн (Евсевий "Церк. ист". 7, 9). Следовательно, в другие дни они (как и мужчины) причащались на самом престоле! До такой степени живы ещё были традиции "царственного священства" народа Божия!

 

Богослужение 3 века

Суточный Богослужебный Круг

По-прежнему важное место занимает Агапа, особенно на Востоке, где она завершится Евхаристией. А на более динамичном Западе, где Евхаристия уже… Это вечернее собрание стремится обрести свой собственный молитвенный чин. И в… Но кроме того, утренняя воскресная Евхаристия стала предваряться тоже какой-то утренней службой и тоже с…

Агапы в 3 веке

Это "священные агапы", "спасительные учреждения Логоса". "...при этом мы принимаем пищу [...] Христову" — "залог… И далее он нападает на тех, которые "осмеливаются давать имя агап… Отсюда следуют два важных вывода:

Появление Вечери

Канон 25 "О внесении светильника на вечерю общины" (отсутствует в остальных версиях, дублирующих латинский кодекс 5го века, из которого… P.S. Здесь непонятно, кто возносит благодарение — епископ или диакон. Но… Также у Ипполита: "Сначала будет он приветствовать, говоря: "Господь с вами". И народ пусть говорит:…

Появление Утрени

"Епископ собирает народ, чтобы совершить службу до самого восхода солнца. Для первого славословия на заре он, окруженный предстоящими… · Слава Господу! Народ отвечает: "Достойно и праведно есть".

Структура Древнейшего Всенощного Бдения

Перед Евхаристией пели библейские песни: Моисея ("Исход") и 3 отроков ("Даниил") и читали Евангелие. Более того: похожий предъевхаристический чин до сих пор сохранился у армян в… В Православной Церкви эти архаические черты более всего проявляются в нашей Вечерне Великой Субботы. Как вы помните,…

Гимнография и Чтения

На основании этих слов свт. Марк Эфесский († 1450 г.) приписывал авторство гимна "Свете тихий" мч. Афиногену еп. Севастийскому († 311 г.… Свт. Григорий Нисский, описывая жизнь свт. Григория Неокесарийского… Сщнмч. Мефодий, еп. Патарский († 312 г.), автор полемических трудов против Оригена, опубликовал её в своей книге…

Седмичный и Годовой Круги

Однодневные посты не означали полного воздержания от пищи. Воздержание длилось до 9 часа (т.е. до 15 до конца богослужебного дня). И кафолические… Кроме однодневных седмичных постов, были ещё посты по случаю общественных…  

Пасха и Праздники

Итак, после 40 дневного совместного Поста оглашенные шли к купели, а верные собирались на торжественную предпасхальную Агапу (упомянутую в… Таким же символом агапы являются и наши пасхальные куличи "домашний… Со дня Пасхи до 50 дня после неё оставлялись коленопреклонения, о чём впервые упоминает ещё свт. Ириней Лионский в…

Литургии 4-5 веков

Церковь перед лицом Новой Парадигмы

Константина Великого называют первым христианским императором. Это и так и не так. Ибо крещение, которое одно рождает человека в Церкви, он принял… Так "царство кесаря" (начало государственное) стало утверждаться в… Теперь надо было сначала подчиниться кесарю, чтобы стать Божиим. Те, кто смутно противился этому процессу вынуждены…

Государственное Храмостроительство

Сам по себе такой взрыв государственного храмостроительства очень показателен. Стоит сравнить его с предшествующим Доникейским периодом, когда само… Ротонда (или "гроон") — круглый со сводчатым куполом храм-памятник… Базилика — прямоугольное общественное здание, разделённое на нефы рядами колонн, предназначаемое для официальных…

Ранние Литургические Чины

Но в 3 веке харизматическое творчество, скомпрометированное монтанистами, уступило место фиксированным формам. Сначала это коснулось только анафоры… В 4 веке выдающиеся Отцы Церкви (свтт. Кирилл Иерусалимский, Василий Великий,… Наиболее совершенные образцы литургического творчества были впоследствии одобрены Соборами и названы именами…

А. Литургии Восточные

PSAEJ. Иерусалимско-Антиохийские (Византийские).

Иерусалимские.

Литургия Апостольских постановлений.

Литургия ап. Иакова.

Антиохийские.

Литургия Василия Великого.

Литургия Иоанна Златоустого.

Литургия Григория Армянского.

PJSAE. 3. Александрийские (Египетские).

Литургия ап. Марка.

Литургия Кирилла Александрийского.

Эфиопские Литургии.

PSAJE. 4. Персидские (Месопотамские).

Литургия ап. Фаддея и Мария.

Литургия Феодора Мопсуестийского.

Литургия Нестория.

 

Б. Литургии Западные

Римская Месса

Местные чины

Галльская Литургия. Мозарабская Литургия. Галликанская Литургия.

Литургии Византийского Типа

Итак, в 4 веке (в эпоху государственной парадигмы и церковной централизации) начался пересмотр литургии и выработка окончательной редакции для каждого каждого отдельного патриархата. Вехами этого процесса стали, например, Карфагенские Соборы 397 и 407 годов, которые постановили, что литургии могут употребляться только после предварительного рассмотрения Соборами. Таким образом, это было соборное творчество, в результате которого сложились основные редакции и типы литургий.

Сегодня мы рассмотрим Литургии Византийского типа: ап. Иакова, Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Армянского. В существующем виде все они состоят из множества напластований. И, разбирая их, сравнивая их между собой, мы должны прежде всего установить для них некую единую стратиграфическую шкалу.

 

Стратиграфические Вехи

Например, мы уже говорили, что впервые находим Великую ектенью в 10 главе 8 книги "Апостольских постановлений". Следовательно, она… Более сложен вопрос с датированием такого элемента, как Трисвятая песнь… Просительная ектения сформировалась в 5 веке.

Сирийская Литургия ап. Иакова

Литургия ап. Иакова существует в двух видах: греческий текст очень поздний (согласно нашей стратиграфии 8-9 веков), а Сирийский извод гораздо более… Конечно, это не первоначальный вариант, ибо и здесь немало позднейших… По умовении рук (с молитвой "Умоляю Тебя, Боже, сподоби меня приступить к Твоему святому жертвеннику...")…

Греческая Литургия ап. Иакова

Он открывается двумя епископскими молитвами — фимиама и начинательной. После чего диакон поет гимн "Единородный Сыне..." а епископ в это… Далее, по совершении входа в алтарь, диакон возглашает Великую ектению, а… Отметим, что в тайной молитве перед Трисвятым епископ обращается за содействием к ангелам, "чтобы мы могли с…

Литургия оглашенных

епископ: молитва Фимиама и Начинательная.

диакон: "Единородный Сыне";

епископ: тайная молитва входа.

Малый вход в алтарь.

Великая ектения;

епископ: тайная молитва Трисвятого.

пение Трисвятого.

Аллилуйа, прокимен и чтение Апостола.

епископ: молитва прежде Евангелия.

Чтение Евангелия.

Проповедь.

Сугубая и просительная ектении.

епископ: тайная молитва после Евангелия.

епископ: молитва главопреклонения.

отпуск оглашенных.

 

Литургия верных

Херувимская песнь. епископ: молитва Приношения 1 (с поминовением) Символ веры.

Литургии Василия Великого и Иоанна Златоустого

Эту трудную задачу решает проф. Н.Д. Успенский в статье "Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого в чине Православной… "Итак существующие данные позволяют определить творчество Василия… Молитва приношения: "Господи Боже наш, создавый нас..."

I. Литургия оглашенных

Малый вход (в храм)

Вступительная молитва или песнопение (Трисвятое?)

Чтение Апостола и Псалом.

Чтение Евангелия.

Проповедь.

Молитва об оглашенных и отпуск их.

Молитва об одержимых и отпуск их.

Молитва о кающихся и отпуск их.

 

II. Литургия верных

(м. б. "Боже, посетивый в милостях и щедротах смирение наше..." из Литургии ап. Иакова) Лобзание мира. Молитва Приношения Василия Великого: "Господи Боже наш, создавый нас..." (Впоследствии заимствованная…

Армянская Литургия свт. Григория

С этих пор её религиозная и литургическая жизнь отличались крайним изоляционизмом. Лишь в эпоху крестовых походов (т.е. в сер. 12 в.) Армения… Поэтому и оригинальный текст Армянской Литургии впервые был издан в Риме (с…  

Проскомидия

Псал. 131: "Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его..."

Облачение епископа, умовение рук, приготовление Даров.

Молитва преложения: "Боже, Боже наш, пославый в пищу всему миру небесный хлеб..." (из Литургии ап. Иакова)

 

Литургия оглашенных

хор: "Единородный Сыне..." (не ранее 536 г.) диакон: возглашает ектению. епископ: "Господи Боже наш, Его же держава несказанна и слава непостижима..." (Молитва 1я антифона…

Литургия верных

Великий вход под пение Херувимской песни (не ранее 573 г.) епископ: "Господи Боже сил и Творец всего... соделай оное таинством тела… Лобзание мира под пение хора: "Христос посреди нас".

Римская Литургия

История Римской Литургии до 5 века

· Медиоланская Литургия свт. Амвросия, · Галликанская Литургия в Римской Галлии, · Мозарабская (или Готская) Литургия в Испании,

Литургия по Сакраментарию Папы Геласия I

Сакраментарий папы Льва впервые издан в Риме Иосифом Бланхинием в 1735 г. по списку Веронской библиотеки 8 века. И хотя протограф его, возможно,… Поэтому гораздо большее значение имеет для нас сакраментарий папы Геласия,… Сакраментарий папы Геласия впервые увидел свет благодаря кардиналу Томазию в 1680 г. Он издал сакраментарий по…

Евхаристический Канон Римской Церкви

епископ: "Горе сердца". все: "Имеем ко Господу". епископ: "Будем благодарить Господа Бога нашего".

Структура Евхаристического Канона Римской Церкви

    Ибо здесь мы видим прошение о принятии Даров ("Приими и благослови сии Дары...") вместо обычного прошения о…   Вместе с тем, перед нами, очевидно, результат некой реформы, то есть переходная форма канона, который в будущем…

Литургия по Сакраментарию Папы Григория Великого

1. осуществление новой редакции устаревшего сакраментария папы Геласия. 2. составление т.н. Антифонария, т.е. сборника литургических песнопений. Сакраментарий свт. Григория даёт нам уже почти современное последование Римской Мессы. Причём для переменных молитв в…

Сравнение с современной Мессой

  Алтарь (священник) хор А. Ritus initiales [Начальные обряды]   Вход священнослужителей …  

Александрийская и Месопотамская Литургии

Эти Литургии в отдельных своих элементах (краткость преанафоральной части, неустойчивость структуры канона) являются как бы промежуточными по типу между Византийской группой и Римской Литургией.

 

Литургия Апостола Марка

Литургия ап. Марка своей краткостью, четкостью и выразительностью действительно напоминает стиль евангелиста Марка, ученика ап. Петра. Эти… Вследствие такой печальной судьбы первоначальный чин Литургии ап. Марка… Чинопоследование здесь начинается ходатайственной молитвой епископа, построенной по типу ектении. Народ трижды…

I. Литургия оглашенных

Молитва входа и на фимиам.

Вход.

Молитва Трисвятого.

Трисвятая песнь.

Чтение Священного Писания.

Проповедь.

Молитва за народ.

 

II. Литургия верных

Молитва фимиама (?)

Молитва перед целованием.

Лобзание мира.

Молитва Предложения.

Анафора: канон PJSAE.

Причащение.

Молитва благодарения.

 

Анафоры Евхология Серапиона и Дэйр Бализе

"Евхологий" Серапиона был обнаружен сравнительно недавно, в 1894 г. проф. Дмитриевским в рукописи 10 века, хранившейся в библиотеке… В начале епископ читает весьма краткую молитву Префации, в которой благодарит… "Да приидет, Боже Истины, Твой Святой Логос на хлеб сей, чтобы сделался он телом Логоса, и на чашу сию, чтобы…

Литургия Апостолов Фаддея и Мария

От этих времен, — т.е. от 5 века, — консервативные несториане удерживали (практически без изменений!) три литургических чина. Это т.н. Литургии апп.… Литургия, приписанная апостолу от 70 Фаддею Эдесскому и Марию — первому… Она начинается переменной молитвой, которая изменяется в зависимости от праздничных дней церковного года. Затем…

Литургия Нестория и Феодора Мопсуестийского

Несторий, ученик Феодора, строгий аскет, человек высоких нравственных качеств и выдающийся проповедник, был поставлен КПльским патриархом в 428 г.… Литургию он составил до своего осуждения, т.е. до 431 г. Естественно, что в… Тем более странно, что ходатайственная молитва в этом чине поставлена перед призыванием Св. Духа, а не после (как у…

Изменения в практике Причащения

И в начале 4 века мы ещё застаём эту практику почти ежедневного причащения. Но уже к концу 4 века практика меняется настолько, что на Востоке начинают… А на Западе частое, почти ежедневное причащение продолжалось и в 4 и в 5 веке. Блаженный Августин прямо пишет о своих…

Богослужение Времени 4-5 веков

В предыдущих лекциях мы говорили исключительно о литургиях этого важнейшего периода истории Церкви. А теперь обратимся к Богослужению времени, т.е. прежде всего к суточному богослужебному кругу, который именно в этот период сформировался в своих основных моментах (а в 6-8 веках добавилась только гимнография).

 

Деградация Агапы

Иоанн Златоуст ещё снисходительно говорит, что по окончании службы можно собраться на могиле мученика для поминальной трапезы ("Похвальное… Но Августин Блаженный уже рассказывает о Медиоланской Церкви еп. Амвросия… Следовательно в самой Карфагенской Церкви агапы были запрещены несколько позже — окончательно только на 3 Карфагенском…

Поминки

Вот последование этого чина: свящ.: "Трисвятое", "Пресвятая Троице", "Отче… хор: "Со духи праведных..." и др. тропари.

Благословление хлебов на вечерне

  3. "Чин о панагии" "Чин о панагии" содержится в "Часослове" и совершается в монастырских трапезных следующим…

Вечерня в 4 веке

"В десятом часу, который здесь называется lucinicon, а мы называем lucernare (Вечерня), в храм Воскресения собирается большое количество людей.… Таким образом Вечерня 4 века сохраняет идейную связь с древнехристианским… "Некоторое время поются вечерние псалмы и антифоны, — продолжает Сильвия, — а затем извещают епископа, который…

Утреня в 4 веке

"... И вот приходит епископ с клиром и тотчас входит внутрь пещеры (Гроба). И там внутри ее за решеткой (будущий иконостас) сначала говорит… "Прочитав молитву... (согласно "Апостольским постановлениям"… "Прочитав молитву, епископ выходит из святыни и тогда все присутствующие подходят к нему под благословение, и он,…

Чин Бдения в 4-5 вв.

"Ночные бдения, еженедельно совершаемые с вечера субботы по зимам, когда ночи бывают длиннее, продолжаются до 4 пения петухов — для того, чтобы… Об этих бдениях упоминает и свт. Иоанн Златоуст, когда говорит: "Вы… Прп. Кассиан гимны не упоминает, т.к. пишет о монастырском богослужении. Судя по его упоминаниям в основе этого чина…

I. Вел. Вечерня.

1. Утренний (предначинательный) псалом.

2. Вел. ектения.

3. Антифон (I кафизмы).

4. Мал. ектения. (3,4 — реликт песенного последования)

5. Вечерний вход и "Свете тихий".

6. Паримии (т.е. В. Заветные чтения из Минеи).

7. Вечерняя молитва "Сподоби Господи..." (а древняя молитва, 4 века: "Безначальный Боже..." стала 7 Светильничной молитвой, которая тайно читается во время пения предначинательного псалма).

8. Молитва главопреклонения ("Господи Боже наш, преклонивый небеса...") тоже сохранилась от 4 века, но стала тайной и читается во время Просительной ектении перед литией.

9. Лития (с последующим освящением хлебов в качестве реликта первохристианской агапы).

II. Утреня.

1. Утренний псалом — 62 (основа будущего "Шестопсалмия").

2. Великая ектения.

3. Кафизма.

4. Малая ектения (2-4 — реликт песенного последования)

5. Полиелей с чтением Воскресного Евангелия.

6. Великое славословие.

7. Утренняя молитва: "Исполним утреннюю молитву нашу Господеви..."

8. Молитва главопреклонения.

 

Службы Часов

"И снова, к шестому часу (т.е. в 12 часов), все возвращаются во второй раз (т.е. после будничной Утрени) в храм Воскресения, где поют псалмы и… Т.о. часы представляют собой совершенно одинаковые по структуре маленькие… Причём на рубеже 4 и 5 веков в Иерусалимской же Церкви возникает и служба I часа. Об его происхождении рассказывает…

Гимнография 4-5 веков

Церковная гимнография этого периода сложилась как антитеза еретическим гимнам гностиков и ариан. Поэтому её инициатором следует считать самого Ария. Как известно, он написал целый сборник песен под названием "Талия", где излагал свои идеи так, чтобы они были понятны даже самому простому люду. Положенные на народные мотивы эти еретические песни распевались в портах и на дорогах. Моряки, путешественники и торговцы сравнительно быстро занесли их на Запад, где арианский еп. Милана Авксентий ввёл их в церковный обиход.

Православные епископы Запада свт. Иларий Пинтавийский († 366) и свт. Амвросий Медиоланский вынуждены были противопоставить им свои гимны. Они-то и считаются основателями западной (латинской) гимнографии.

На Востоке бесспорное первенство во всех жанрах принадлежит выдающемуся сирийскому поэту прп. Ефрему Сирину.

 

Восточные Песнопевцы

Прп. Ефрем Сирин

Лишь недавно (в 1992 г.) был переиздан его "Псалтырь", написанный в противовес гностическим псалмам Вардесана и его сына Гармония, которые… Если бы прп. Ефрем написал одну только "Псалтырь" он уже остался бы… Симеон Ассеман (автор "Библиотеки") перечисляет у его следующие гимны:

Свт. Григорий Богослов

Он, например, сочинял богословские и исторические поэмы, написал в стихах целую автобиографию. Узнав, что Аполлинарий Лаодикийский составил по… Как ни странно, гораздо большее значение для гимнографии имели проповеди свт.… Троп. из того же Слова свт. Григория "Вчера я погребался вместе с Тобою Христе, теперь встаю вместе с Тобою"…

Свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский и др.

Так свт. Иоанну Златоусту приписываются какие-то "Тропари для всенощной", которые он сочинил в противовес арианам, в конце 4 века уже… Историческому противнику Златоуста — свт. Кириллу Александрийскому († 444)… Более того, литургисты отмечают, что западный вариант этой песни — "Ave Maria" — появляется чрезвычайно…

Западные Гимнографы

Но то, что не удалось сделать свт. Иларию, блестяще осуществил свт. Амвросий Медиоланский († 397). Он был избран на Миланскую кафедру после того, как ею почти 20 лет владел… Он был одарённый энтузиаст своего дела и быстро достиг такого успеха, что даже Августин Блаженный по собственному…

Седмичное и Годовое Богослужение в 4-5 веках

Седмичный Богослужебный Круг

Воскресенье в 4 веке, наконец, стало официальным выходным днём для всей империи. Начало этому положил имп. Константин Великий, который по… Воскресная Утреня начиналась раньше обычного, не просто до рассвета, но такой… Но т.к. суточные службы в Католической Церкви сейчас совершают по Бревиарию (т.е. они являются келейным монашеским…

Страстная Седьмица

"Следующий день, воскресенье, открывает начало Страстной Седьмицы, которая называется здесь Великая Седьмица... После того, как служба прошла обычным порядком, в главной церкви перед самым… ... Итак, в седьмом часу епископ и все люди поднимаются на Масличную гору, то есть на Елеон, в церковь. Там поются…

Пасха и Святая Седмица

Сам ритуал Пасхи был ещё во многом схож с III веком: "До пения петухов" (т.е. до 12 ночи) проходили: 1. Утреня. 2. Литургия оглашенных.

Праздники Подвижного Круга

"Для празднования сорокадневия после Пасхи, приходящегося в четверг, все накануне в среду, идут в Вифлеем для совершения бдения. Бдение… Пятидесятница т.е. 50 день по Пасхе тоже был выходным и заканчивал собой… По свидетельству Сильвии, праздник этот начинался обычной Утреней в храме Воскресения. Затем в Мартириуме совершалась…

Неподвижные Праздники

Рождество Христово выделилось из праздника Епифании (6/19 янв.), который был просто перегружен различными смыслами и воспоминаниями. Достаточно… Вот эта рыхлость структуры и не выдержала растущей догматической нагрузки на… Впервые это расщепление произошло в Риме, где при папе Юлии (337-352) начали праздновать Рождество Христово отдельно…

Дни Памяти Святых

Первый такой месяцеслов оформился в Римской Церкви в 352 г. Это — т.н. месяцеслов Филокала. Он представляет собой языческий календарь на 352 год с… Из восточных месяцесловов древнейшим считается Сирийский (Нитрийского… А т.к. имена многих мчч. оставались неизвестными, то в ту же эпоху Церковь вводит День всех святых. В Сирском…

Эволюция Священных Изображений

Итак, под священными изображениями и знаками мы будем иметь ввиду весь комплекс пластических и живописных приёмов, служащих для внешнего выражения…  

Позы Адорации

Теперь такую молитву употребляют только священники во время Евхаристического канона перед престолом. Но первохристиане все были "царственным… Именно поэтому протестанты, реконструируя у себя первохристианские формы… Вот что, однако, читаем у Тертуллиана: "Мы не только поднимаем, но и свободно простираем руки к небу, подобно как…

Эволюция Крестного знамения

Свт. Амвросий Медиоланский: "Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедовать распятого Христа, Который не… Так осенение крестом лица входит в литургическую практику. Причём не следует… Как же оно начертывалось? Ни в одном из ранних свидетельств нет ни слова о перстах и перстосложении. С рубежа 4-5 вв.…

Ставрографическое Развитие

Древнейшее изображение креста представляет собой букву, которая встречается на могилах христиан уже во 2 веке и представляет собой, собственно,… В 3 веке к ней присоединяется буква Ι и монограмма означает: Иисус… В начале 4 века соединяются две буквы Χ и Ρ в знак , который назывался "Константиновым" (в память…

Рождение Иконы

Следовательно, в отношении к Доникейскому периоду мы вряд ли имеем право говорить о церковной иконописи. Да и после Никеи всё изменилось далеко не… "Не следует удивляться, что язычники таким образом хранят память о… В этой связи возникает вопрос: как мы должны оценивать фресковую живопись римских катакомб? Это была ещё, конечно, не…

Становление Иконопочитания

Скорее всего, это действительно были портреты известных подвижников и епископов. О том, что их писали с натуры, свидетельствуют многочисленные… Эти и другие поразительные факты приводит Джудит Херрин. В своей интересной… Как это почти всегда бывало в истории Церкви, живой религиозный опыт предшествовал догматическому осмыслению. И…

Включение Иконы в Богослужение

Недавно (в 1988 г.) французский исследователь Мишель ван Эсброк установил, что по обычаю, установленному патриархом Тимофеем I (511-518 гг.) во… Так вот: такая процессия-литания (в Кпле она называлась "пресбейа")… Следовательно, иконы, начиная с 6 века вовлекались в церковную службу через процессии и это был первый путь включения…

Развитие Гимнографии в 6-8 веках

Если главным содержанием предшествующего периода (4-5 вв.) было становление литургических чинов, то последующий период (6-8 вв.) характеризуется, прежде всего, развитием гимнографии. Это было обусловлено различными причинами, из которых я бы выделил две главные, собственно литургические:

· Завершение дидактического развития; и

· Появление практики тайных молитв.

· Рассмотрим эти причины.

 

Причины Гимнографического Расцвета

С переходом к государственной парадигме жизнь Церкви стала зависеть, в основном, от воли императора. Когда все его подданные стали автоматически… Последним выдающимся проповедником и Учителем Церкви был свт. Иоанн Златоуст… Другой важнейшей причиной развития гимнографии стало постепенное внедрение практики тайных молитв.

Восточная Гимнография

Живя в пещере, он, по словам биографа "составлял тропари из двух-трёх речений, весьма приятные и полезные, хотя и простые, и заставлял петь их… Нищий и убогий хвалят Тя, Господи: народ: Слава Отцу, слава Сыну, слава Св. Духу глаголавшему через пророков.

Кондак, как Жанровая Форма

В современном значении кондак — это краткое песнопение в честь праздника или святого, которое по величине и структуре ничем не отличается от… Это были произведения сложной жанровой формы, состоящие из заглавного тропаря… Начальный тропарь назывался кукулий (букв. "капюшон") или проимион (зачин). Он как бы вводил слушателя в…

Школа Романа Сладкопевца

Георгий, Дометий, Николай, Андрей, Василий, Стефан, Кириак, Киприан, Арсений из Александрии, Григорий и Феодосий из Саракуз и др. Самый знаменитый и плодовитый из них — Анастасий. Его поэзия по совершенству… Очевидно, к этой же школе принадлежал и сам патриарх КПльский Сергий (до 626, † 638) — виновник монофелитской ереси,…

Акафист

Какова композиция этого произведения? Акафист начинается кукулием, в котором объявлена его тема о "Взбранной Воеводе". Затем следует… Большие строфы называются "икосы" (от греч.… Вот это чередование 24 строф с неизменным рефреном, который красной нитью проходит через все икосы — очень напоминает…

Монашеское Богослужение. Генезис Устава

Здесь мы будем говорить о монашеском богослужении и о начальном периоде развития богослужебного Устава (с 4 до 8 века). Этот период наименее благоприятен для научного исследования, т.к. строго установленного порядка совершения богослужений ещё не было. Этот порядок только ещё начинает складываться у настоятелей отдельных монастырей. Причём древнейшие монастырские уставы содержат очень мало литургического материала и он полностью растворён среди дисциплинарных правил. Тем не менее, его необходимо осмыслить прежде, чем перейти к нашим основным православным уставам: Иерусалимскому, Студийскому и Уставу Великой церкви — Св. Софии КПльской.

 

Источники Начального Периода

1. Устав прп. Пахомия Великого († 348 для Тавеннесийского монастыря. 2. "Правила монашеские" (пространные) свт. Василия Великого (†… 3. Устав прп. Иоанна Кассиана Римлянина († 435).

Египетское Монашество и прп. Пахомий Великий

Египет стал образцом классического монашеского опыта. Здесь монашество возникло в 3 своих основных формах: отшельничество, скитское житие и… К югу от Александрии явились промежуточные формы между уединённым… В 320-х годах в самой южной части Египта появляются монастыри прп. Пахомия Великого († 348, пам.: 15 мая), который…

Устав прп. Пахомия Великого

"Ангел положил совершать монахам в течении всего дня 12 молитв, также вечером 12, ночью 12 и 3 в IX часу... Каждый чин (а братия была разделена… Итак, целью первоначальной монастырской жизни было духовное совершенство,… Таким образом, Устав Пахомия, по существу, ввел взамен общепринятых церковных служб (недоступных монахам из-за…

Сиро-Месопотамское Монашество

Известно, что Сиро-месопотамское монашество было наиболее строгим и вычурным. Здесь практиковались экзотические виды подвижничества: столпничество,… Все это, были индивидуальные способы преодоления своего естества. То есть… Но наибольшее значение для нас имеет т.н. "монастырь Неусыпающих", основанный прп. Александром († 430 г.;…

Малоазийское Монашество

Более конкретно это: 55 "Правил в вопросах и ответах" (т.н. "пространные") и 313 "Правил кратких" плюс…  

Палестинское Монашество

Вскоре на первое место выходит лавра прп. Евфимия Великого(† 473). Сам Евфимий был выходцем из Армянской Мелитины, в Палестину прибыл в 406 г. и… Лавра, основанная им в 420-е гг. к востоку от Иерусалима, сразу после смерти… Именно сюда в 458 г. пришел прп. Савва Освященный († 532). А до этого он проходил подвижническую школу в монастыре св.…

Типикон прп. Саввы Освященного

В то время как Юстиниан обсуждал со своим квестором ходатайство Саввы, сам подвижник "отойдя недалеко тайно читал Давидовы псалмы и совершал… С восьмилетнего возраста воспитанный в монастыре, он не мог представить себе… Вот эти-то "правила", о которых столько спорили ученые-литургисты (и само существование которых бесконечно…

Дальнейшая судьба Типикона

По крайней мере, так думал блаж. Симеон Солунский, прибавляя, что уже знакомый нам (по посещению старца Нила) св. Софроний (тогда уже — патриарх… В то же время в КПле возникает Студийская редакция этого Устава, которая от… Между тем, в том же 11 веке сирийский игумен Никон Черногорец находит в библиотеке Лаодикийского монастыря древний…

– Конец работы –

Используемые теги: Православие, современность, Электронная, Библиотека, Лекции, исторической, литургике, Введение, историческую, Литургику0.119

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Православие и современность. Электронная библиотека. Лекции по Исторической Литургике Введение в Историческую Литургику

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Православие и современность. Электронная библиотека Оккультизм в православии
Диакон Андрей Кураев...

Православие и современность. Электронная библиотека. IV. О молитве супругов
Протоиерей Глеб Каледа... Домашняя церковь...

ЛЕКЦИИ Лекция первая.ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Библиотека
Библиотека... Учебной и научной литературы...

Православие и современность. Электронная библиотека. Ответы молодым
Ответы молодым... Православие и современность Электронная библиотека...

Учебная программа курса. 4. Лекция 1. История психологии как наука. 5. Лекция 2. Античная философия и психология. 6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период. 19. Лекция 16. Тревога и защита
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Лекции 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ. 2 ЛЕКЦИИ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. 12 ЛЕКЦИЯ 3. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. 20 ЛЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ.. 49 Широко распространён также англоязычный вар
gl ОГЛАВЛЕНИЕ... Лекции ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ... ЛЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ...

Православие и современность. Электронная библиотека. Часть I Часть II
Диакон Андрей Кураев... Ответы молодым...

ЛЕКЦИЯ № 1. Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ № 2. Обеспечение водой ЛЕКЦИЯ № 3. Обеспечение питанием ЛЕКЦИИ по ОБЖ
КЛАСС Содержание Стр I четверть ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ... ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной... ЛЕКЦИЯ Обеспечение питанием...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

ЛЕКЦИЯ–ВВЕДЕНИЕ Тема лекции: Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности . Взаимодействие человека и окружающей среды
Тема лекции Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности... Цель лекции изучить источники возникновения развитие науки Безопасность жизнедеятельности е исторические основы...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам