Характеристика источника.

 

Источником для написания данной работы послужило произведение византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского. По типовой классификации оно относится к письменным источникам, по видовой – к повествовательным. В данной работе использовано издание источника, выпущенное в 1993 г. издательством «Наука» под редакцией члена-корреспондента РАН Г.Г.Литаврина и с переводом, вступительной статьёй и комментариями А.А.Чекаловой.

Рукопись данного произведения была обнаружена Алеманни в ватиканской библиотеке в 1623 г.[67] Введение «Тайной истории» в научный оборот вызвало бурное выражение сомнений, особенно в среде юристов, в подлинности представленного документа и в его атрибуции именно как произведения, принадлежащего перу Прокопия Кесарийского.[68] Лишь двести лет спустя подлинность произведения была доказана [69]

Создан данный источник, как считает ряд исследователей, около 550 г.[70]Автором её является Прокопий Кесарийский, историк и современник правления Юстиниана, автор трудов «История войн Юстиниана» (в восьми книгах), «О постройках».[71] Создано это произведение было в момент тяжёлого внешнего и внутреннего положения державы ромеев: с севера и востока на территорию империи вторгались славяне (550-551 г.г. – попытка крупного похода славян с целью заселения ими города Фессалоники (Солуни) и его окрестностей[72]), с востока ромеев теснили персы, в Италии вождь мятежных остготов Тотила добился успехов в борьбе с византийской армией.[73] Северная Африка после подавления двух восстаний Стотзы лежала в руинах,[74]во всей империи распространялось разорение и оскудение от многолетних войн Юстиниана ради восстановления единой Римской империи, которое усугублялось жёсткой внутренней политикой по борьбе с еретиками и сенаторской аристократией.[75] Эта тягостная обстановка, в которой император Юстиниан I и его знаменитый полководец Велисарий (незадолго до этого не сумевший добиться ощутимого успеха в Италии) оказались явно неспособными защитить империю от врагов, поддержать её престиж на международной арене и справиться с внутренним кризисом, несомненно, могла оказать сильное влияние на душевное состояние Прокопия и написать резко критический отзыв о ситуации в империи и характере правления василевса.

Необходимо сказать несколько слов и о биографии Прокопия Кесарийского. Родился будущий историк в Кесари Палестинской на рубеже V-VI в.в. (как считает З.В.Удальцова, между 490 и 507 г.г.).[76] В науке существует устойчивое представление, что он был эллинизированным сирийцем.[77] Полученное превосходное образование (З.В.Удальцова установила, что будущий историк владел греческим, латинским, сирийским, готским, персидским, еврейским и армянским языками[78]), что открыло ему путь к государственной карьере.[79] В 527 г. Прокопий становится секретарём знаменитого полководца Юстиниана – Велисария, а во время похода последнего на Вандальское королевство в Африке становится его советником.[80] Впоследствии Прокопий неоднократно участвовал в походах Велисария и даже выполнял некоторые ответственные поручения полководца (например, во время осады Рима остготским войском во главе с Витигисом вместе с женой Велисария Антониной сумел организовать доставку хлеба и военных подкреплений в блокированный неприятелем город).[81] Около 543 г. Прокопий селится в столице и в 543-545 г.г. начинает написание «Истории войн Юстиниана», законченной к 550 г.[82] Его исторический труд был опубликован и широко распространился в пределах империи.[83] в 550 г., как уже упоминалось, была написана «Тайная история».[84] А через десять лет, по меткому замечанию З.В.Удальцовой, «политик берёт верх над писателем», и Прокопий создаёт трактат «О постройках» (560 г.), открытую апологию государственной деятельности Юстиниана.[85] После этого он получает высокий чин префекта, чем, по всей видимости, и мотивировалось создание вышеупомянутого труда, и пропадает из поля зрения современников и потомков.[86]

Обзор биографии Прокопия позволяет сделать несколько выводов о предполагаемой мотивации написания «Тайной истории». Близость к Велисарию, которого Юстиниан неоднократно подвергал опале и во время последней итальянской кампании оставил практически без средств, вынужденное лицемерие, к которому, вероятно, был вынужден прибегать Прокопий Кесарийский в борьбе за вожделенный карьерный рост, оскорблённое чувство патриотизма, вызванное неспособностью военной машины Юстиниана сохранить от разорения персами его родного Востока, что особенно ярко проявилось при падении Антиохии. – всё это могло послужить дополнительным стимулом к созданию горького и полного сарказма и ненависти памфлета.

Теперь следует рассмотреть некоторые особенности цели создания данного произведения и позиций автора. Непосредственная задача, поставленная Прокопием Кесарийским перед самим собой, формулируется им следующим образом: Отныне, однако, мое повествование пойдет иным путем, ибо теперь я буду описывать все, что произошло в самых разных частях Римской державы. (2) Причина же заключается в том, что, пока были живы вершители этих дел, я не мог описывать их должным образом. Ибо невозможно было мне укрыться от множества соглядатаев, а если бы я был изобличен, не избежать мне было бы самой жалкой смерти. Ибо даже на самых близких родственников я не мог положиться. (3) Более того, я был вынужден скрывать причины и многих из тех событий, которые были изображены мной в прежнем повествовании. Поэтому я считаю своим долгом рассказать в этой книге о том, о чем доселе не было сказано, и раскрыть причины уже описанного мной».[87] Таким образом, цель, сформулированная самим Прокопием, предстаёт как желание раскрыть тайные пружины политики Юстиниана и Феодоры и без прикрас и умолчаний поведать о страшной правде их царствования во всей наготе. Свой разоблачительный труд историк адресует явно будущим поколениям. Так, он пишет: «Я боюсь, как бы я не заслужил славу мифотворца и не был бы причислен к поэтам‑трагикам. (5) И все же, решившись на это, я не убоюсь тяжести этого предприятия, поскольку рассказ мой отнюдь не испытывает недостатка в свидетелях. Ибо ныне здравствующие, являясь осведомленнейшими свидетелями, передадут будущему свою веру в правдивость моего рассказа».[88] И в другом месте: «Мне мнилось, что будущим поколениям оно принесет один лишь вред, так как было бы гораздо лучше, если бы бесчестнейшие из дел оставались безвестными для будущих времен, нежели, дойдя до слуха тиранов, они стали бы предметом подражания».[89] Приведённые примеры свидетельствуют о том, что Прокопия главным образом забоит восприятие его труда людьми будущего. Им, как выясняется, адресован его наставительно-дидактический смысл: «Однако в дальнейшем написать историю этих деяний меня побудила мысль, что для тех, кто в будущие времена окажется тираном станет вполне очевидным, что им самим никак не избегнуть кары за собственные прегрешения подобно тому, как пришлось претерпеть ее и этим людям, а кроме того, их дела и нравы тоже окажутся навеки запечатленными, вследствие чего они, возможно, с большим опасением станут совершать свои беззакония».[90] Таким образом, в «Тайной истории» Прокопий формулирует свою цель как создание поучительного произведения для потомков, демонстрирующего неизбежность Божьей кары за грехи.

Каких социальных и психологических позиций придерживается в своём труде историк? Ряд исследователей (например, З.В.Удальцова) классифицировали Прокопия в качестве глашатая сенатской олигархии. С которой боролся Юстиниан.[91]Но А.А.Чекалова в своей вступительной статье убедительно доказала некоторую умозрительность данного подхода.[92] Думается, более нейтральным будет определение Прокопия Кесарийского как убеждённого консерватора в силу его восприятия содеянного Юстинианом как государственной катастрофы «Римской державы». В качестве примера можно привести отношение историка к причинам военных конфликтов, затеваемых василевсом. Прокопий в данном случае выдвигает в качестве одной из причин войн то, что Юстиниан любил всё разрушать и приводить в беспорядок.[93] Так же квалифицируется историком из Кесари и, с его точки зрения, разрушение византийской армии.[94]

Теперь нам осталось ответить на вопрос, что даёт и что не даёт источник для раскрытия темы. Мы не найдём в «Тайной истории» исчерпывающего рассказа о ходе внешней политики Юстиниана. Те проблемы, по которым в источнике содержится информация, уже были обозначены во введении: характеристика методов дипломатии Юстиниана, участие Феодоры во внешнеполитической деятельности империи, политика имперской власти по отношению к армии и разведке и её влияние на состояние международного престижа державы, образы представителей военной византийской элиты и итоги внешней политики Юстиниана. Второй особенностью предоставляемой «Тайной историей» в наше распоряжение информации является её однонаправленность: в силу рассматривавшихся выше целей и причин Прокопий поместил в свой рассказ только всё самое худшее о Юстиниане и Феодоре. И, наконец, третьим вопросом является достоверность сведений, содержащихся в «Тайной истории». Ряд исследователей (Ш.Диль, Ф.И.Успенский, З.В.Удальцова) указывали на то, что материалы «Тайной истории» должны использоваться с максимальной осторожностью.[95] Приведём пример разночтения между собственными произведениями Прокопия. Так, в «Войне с вандалами» он передаёт, правда, в форме слухов, версию о заговоре послов маврусиев, явившихся к Сергию, сыну наместника Ливии Соломона,[96] а в «Тайной истории» сообщает о поной невиновности послов.[97] Следовательно, вывод о невозможности без критики опираться на материалы «Тайной истории» подтверждается.