рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ.

СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ. - раздел Философия, Введение в специальность ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ   Назначение И Структура Производственной Среды. Особе...

 

Назначение и структура производственной среды.

Особенности производственных объектов. Противопоставление человека и машины как основа художественного содержания промышленных комплексов. Технологическое оборудование – ведущий фактор формирования промышленной среды. Приемы ее гуманизации.

 

В наши дни производственная сфера в развитых странах составляет основную часть созданных руками и разумом человека зданий, сооружений, и занимает ведущее место в общей массе капитало вложений в мировое строительство. Электростанции, транспортные сооружения, средства связи, строительная техника…

 

Многообразие видов промышленности определяет первую особенность среды промышленных комплексов: многочисленность ее разновидностей и их внешнюю несхожесть,так как каждой разновидности присущи свой тип продукции, свой способ ее производства, своя форма участия человека в производственной деятельности.

Вторая особенность – неизменная ориентация на прагматизм, рациональность организации,что отражается на общем деловом, суховатом характере эмоционального строя.

Третья особенность связана с тем, что производственная сфера – самая подвижная, и изменчивая часть созданного человечеством мира.Научно-технический прогресс, кардинально меняющий практически все технологии современного производства каждые 15-20 лет, полностью преобразует конкретные формы организации среды производственных комплексов, заставляет дизайнеров искать способы и средства ее безболезненного приспособления к новым задачам и обстоятельствам.

Отсюда еще одна черта промышленной среды – радикальная нетрадиционность, принципиальная новизна составляющих ее визуальных форм,их независимость от образов и «идеалов» прошлого при несомненной «техногенности», целесообразности и эффектности (выразительности) зрительных характеристик.

Четвертая особенность – многогранность интегрирования производственной сферы в жизнь человека.Она активно участвует в формировании специфического образа жизни разных слоев общества, занятых в производственных процессах, способствует выработке и утверждению все новых и новых технологий человеческой жизнедеятельности, что в свою очередь меняет мировоззрение, навыки и художественные идеалы общества и его отдельных членов.

Масштабность миссии промышленной среды – в созидании всей совокупности материально-физической продукции, необходимой для сохранения и развития человечества. И производственное технологическое оборудование доминирует в образе среды на всех уровнях ее организации.

Определяющая роль производственных процессов и производственного («созидающего») оборудования, настроенность на физически ощутимый результат – появление конкретной продукции – пронизывает все «формальные» параметры проектирования среды для индустрии. Именно заполняющие среду станки, конвейеры, трубопроводы, дорожные механизмы, химические установки и т.п. – образуют ее главный зрительный компонент. Отсюда – ощущение «внечеловеческого» масштабапроизводственной среды; бесконечное разнообразие и непредсказуемость, оригинальность форм заполнения пространства;безусловное главенство визуальных качеств оборудования по отношению к качеству форм архитектурных оболочек процесса; преобладание логических, рациональных приемов организации пространства,преимущественное использование в пределах средовых объектов и систем преувеличенных (по сравнению с человеческими) габаритных характеристик.

Другими словами, основное содержание эстетического конфликта в среде производственных зданий и комплексов – активно выраженное противопоставление «человек – машина»,причем фактически побеждает в этой борьбе механическое, техногенное, «отчужденное» от человеческих свойств начало. Это обстоятельство в принципе отличает производственную сферу от ее функциональных «соседей», для каждого из которых характерна своя система эмоционально содержательных сопоставлений: для жилья это контакт «человек – пространство», для общественных зданий – взаимодействие личности и общества, для ландшафтных ситуаций – взаимоотношение человека и природы. Каждая из форм среды избирает свои приемы и средства разрешения присущих им идейно-художественных противоречий: в жилье для этого используется в основном предметное наполнение, в общественных сооружениях – архитектурная композиция, в ландшафтной среде – рациональность организации природных комплексов.

Свой арсенал средств для преодоления идейно-эстетического конфликта «человек-машина» имеется в производственной сфере. Главное среди них – образно-идеологическое «переключение» центра тяжести основных впечатлений с позиции «машина побеждает (подавляет)»на установку «создано человеком, подвластно ему»,для чего используется ряд способов.

Специально нацеленный дизайн машин, механизмов, инженерного оборудования.Здесь наиболее плодотворны два направления:

первое – выявление рационального, логического начала,т.е. стремление сделать понятным, объяснимым назначение механизма, его строение, причем от зрителя не скрывается сложность, хитроумность этой конструкции, ее мощность и т.д.;

второе – приведение визуальных характеристик машин в соответствие с «идеальными» для человека представлениями:

а) о должном масштабе и цветовом климате нашего окружения, которые не должны отвлекать работника от дела, раздражать ненужной яркостью;

б) об ожидаемой тектонике машинного мира,с ясно выраженными представлениями о покое, устойчивости, силе тяжести, динамизме движущихся деталей.

Комплексное формирование масштабных впечатлений,обязательное введение «второго» и «третьего» плана размерностей в общую масштабную шкалу средового объекта, чтобы габаритные характеристики крупного дополнялись антропогенными «указателями масштаба».

Формирование эмоционального климата, гарантирующего защищенность, безопасность, психологическую комфортность пребывания человека в производственной среде, для чего зрительно выделяются «зоны риска», требующие повышенного внимания человека. Этот путь требует специального дизайна всех видов оборудования, особых планировочных и

объемно-пространственных предложений, как при работе с архитектурным пространством, так и при образовании пространственных структур из объемных форм технологического парка: станков и механизмов, зафиксированных в пространстве интерьера трубопроводов вентиляции и т.д.

Фундаментом большинства профессиональных подходов к генеральной задаче гуманизации, «очеловечивания» производственной среды являются две сферы интеллектуального творчества: эргономическая наука,«привязывающая» человеческий фактор к технике, и эмоционально-художественная интерпретация визуальных форм, окружающих нас на рабочем месте. Первая исследует вопрос «что надо сделать», чтобы производство стало удобным, безопасным, эффективным с позиций учета возможностей человеческого организма. Вторая – всем опытом художественного творчества, прежде всего изобразительного, отвечает на вопрос «как это сделать».

Проблемы эргономически оправданных преобразований, которые следует вносить проектировщику в слагаемые среды, в наше время разрабатываются довольно успешно, и нашли отражение в большом числе специальных учебников, пособий с «типовыми» предложениями и рекомендациями. Тогда как вопросы сознательного формирования эмоциональных характеристик среды в большинстве случаев решаются на интуитивной или субъективно-эмпирической основе.

 

Специфика проектирования объектов производственной сферы.

Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и «унифицированные».

 

Общие установки комплексного формирования композиционной структуры, интегрирующей архитектурные и дизайнерские слагаемые производственной среды:

- доминантой любого производственного процесса является главный источник получения продукции, технологическое или соответствующее ему инженерное оборудование. Поэтому формирование производственной среды есть по преимуществу дизайнерская задача,где теснейшим образом переплетаются: «пространственный дизайн», создающий условия для размещения производственных процессов, дизайн технологический (собственно производственного оборудования), дизайн инженерный(отопление, вентиляция), дизайн визуальных коммуникаций,обеспечивающий рациональность ориентации в средовой ситуации.

- архитектурный дизайн производственной среды вторичен по отношению к технологическим процессам,нацелен на обслуживание производственных задач, и разрабатывает прежде всего функционально-прагматические решения: ограждение рабочих пространств, рациональное размещение коммуникационных каналов и систем, обеспечение освещения, пожарной безопасности и т.д.

- пространственное «тело» производственной среды, как правило, лишь «облекает» габариты и конфигурации технологических цепочекосуществляемых здесь процессов, которые могут быть разделены на 2 класса: а) крупные длительно эксплуатируемые комплексы (прокатные станы, химические установки, конвейеры автоматической сборки и т.п.), чьи планировочные и объемные параметры порождают специфику отвечающих им индивидуальных архитектурно-пространственных ограждений, и б) гибкие, легко приспосабливающиеся к пространственной базе комбинации «малогабаритных» рабочих мест, подсказывающие только общие габариты цеха, но безразличные к конкретике их планировочной структуры.

Соответственно архитектурный дизайн промсооружений первого типа тяготеет к созданию уникальных специализированных объемно-пространственных схем,тогда как для объектов второго типа характерно создание «обезличенных» пространств, унифицированных для данного класса производств,что позволяет на одних и тех же площадях размещать различные варианты меняющих друг друга производственных цепочек.

- в формировании объектов производственного назначения особенно важна роль коммуникационных систем (конвейеров, подъемных механизмов, проходов, проездов и т.д.), которые а) существуют в структуре средовых объектов как сложно взаимосвязанные материально-пространственные тела; б) составляют каркас материально-пространственной конструкцииобъекта и в) определяют композицию (порядок расстановки элементов) средового образования.Ибо в большинстве производственных процессов главное – это организация движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции «в теле» средового объекта. Тогда как размеры и формы обрабатывающего продукцию оборудования работают как «узлы» и «каналы», материализующие этот порядок.

- дизайн оборудования (технологического и инженерного), как правило, должен вестись одновременно с проектированием рабочих мест и их комбинаций, причем станки, конвейеры и т.п. проектируются как объемные сооружения,а рабочие места, зоны и подводящие к ним коммуникационные «русла» - как пространственные системы.В результате облик производственного интерьера складывается как своеобразное взаимодействие «скульптур» станков и механизмов с окружающими их пространствами коммуникаций и рабочих мест, которые вместе образуют объемно-пространственный каркас средового «тела».

- особой задачей формирования пространственной основы «уникальных» и «унифицированных» производств является создание систем инженерного обеспечения. При этом такие системы стремятся сконцентрировать в единых магистральных каналах.

- в производственной среде существенно художественное «разделение труда» ее пространственной основы и элементов оборудования и наполнения: выразительность первой практически отодвинута на второй план, и «заслонена» в облике среды формами станков, инженерных коммуникаций и т.д., которые раскрывают и содержательную роль образа, и являются декором пространственной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в специальность ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ

Академия высокой моды... ИНСТИТУТ МОДЫ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие об архитектурной среде.
«Среда»- ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы,

Цели проектного творчества.
«Сверхзадачи». Структура среды как база дифференциации задач средового дизайна. Комплексность и композиция – генеральные категории средового творчества.   Проектиров

Типология средовых объектов и систем.
Разнообразие видов архитектурной среды. Общие понятия о типологии в средовом дизайне. Типология вообще – систематизация, ранжирование группы родственных объектов или явлений по какому-либо

Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования средовой композиции.
  Наиболее общая рубрикация видов и форм оборудования и оснащения среды любого назначения содержит 4 номинации: 1. Все то, что непосредственно участвует в осуществлении собст

Понятие о предпроектном анализе.
Проектирование «по прототипам» и «без аналогов».   Все варианты задач композиционной организации средовых комплексов можно разделить на две группы: - создание объект

Проектный анализ в дизайне среды.
Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения.   Основная цель предпроектного анализа – преобразовать условия и задачи в принципы ее решения, создать из описан

Преобразования и исправления композиционной схемы.
  Феномен «гармоничность» реализуется в проектном творчестве двумя способами: - частичное исправление в целом устраивающих автора форм, габаритов, цветовых и

Проблемы индивидуализации проектного образа.
Оригинальность, неповторимость облика конкретных форм средового решения имеют двойную природу. С одной стороны, в их основе лежит «содержательная» самобытность, вытекающая из свеже

Эмоциональная организация среды.
Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна.   Приемы проектного анализа не ограничиваются проверкой проектных решений на тектоническую целесообразност

Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА.
Приложение технологии дизайнерского проектирования к разным типам среды есть прежде всего вопрос учета их «дизайнерской» специфики, т.е. – особенностей рациональной и эстетической организа

Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды.
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании.   Функциональные причины архитектурно-дизайнерской адаптации жилой среды

Проблемы композиции жилой среды.
В структуре жилища принято выделять основные пространства: общая комната, гостиная, спальня, к ним, так или иначе подключаются зоны: кухонная, санузлы, кладовая и т.д. А всем вместе автор «назначае

Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур.
Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий.   Среда общественного назначения – первая из систем, ориентированных не на одиночного, а на «коллективн

Двойственность назначения объектов общественного комплекса.
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания.   По-своему предопределяет цели проектирования другая особенность среды общ. зданий, их структ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги