рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типология средовых объектов и систем.

Типология средовых объектов и систем. - раздел Философия, Введение в специальность ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ Разнообразие Видов Архитектурной Среды. Общие Понятия О Типологии В Средовом ...

Разнообразие видов архитектурной среды. Общие понятия о типологии в средовом дизайне.

Типология вообще – систематизация, ранжирование группы родственных объектов или явлений по какому-либо признаку (критерию) в соответствии с динамикой его участия в формировании свойств этих объектов. В дизайне среды типология расчленяет совокупность окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы, которые составляются в узнаваемые последовательности (классы, ряды). И каждая показывает, как меняются интегральные свойства этих ситуаций при изменении какой-либо одной их особенности – размера, функции, геометрического строения и т.д.

Первый подход, самый очевидный – деление всех видов среды на интерьеры и открытые пространства. Основание – степень изолированности средового объекта от окружения. Интерьер – традиционно замкнутая в строительной оболочке «пустота» - противопоставляется пространству, не имеющему покрытия, а иногда и четких границ с другими, примыкающими к данной среде – лес рядом с пашней, улица, перетекающая в площадь и т.д.

Второй подход – по уровню подвижности средового объекта. Жизнь различает закрепленные к месту формы среды – интерьеры зданий, городские ансамбли, ландшафтные композиции, символизирующие устойчивость, постоянство образного смысла, и мобильные, перемещающиеся в пространстве средовые ситуации – салоны автомобилей, поездов, каюты кораблей и т.д. Здесь простое понимание того, что наше и «ближнее» и «дальнее» окружение одновременно и стоит и движется, наполняет средовой образ особым духом двойственности и беспокойства.

Третий принцип классификации – динамичность предметно-пространственной ситуации. Она может выражаться в виде незаметно накапливающихся изменений в деталях (например, рост и старение деревьев в парке), которые в конце концов приведут к необратимым переменам средовой системы; может быть заложена в структуру «мгновенных» трансформаций средового состояния (складывающийся тент летнего театра).

Можно различать варианты среды и по другим критериям: «рядовые» и «экстремальные» формы (сравните обычную квартиру и модуль космической станции), объекты и системы специализированные и общего назначения (детская железная дорога и железная дорога вообще), реальные и «фантомные» ситуации (вымышленный мир героев фантастического фильма).

 

Для дизайнера среда – это единство осуществляемой в данном месте деятельности и предметно-пространственых характеристик этого места. Поэтому именно функциональные и пространственные параметры породивших среду процессов и следует считать первичными для составления типологических схем. В этом случае классификационная таблица должна строиться по двум взаимно пересекающимся осям координат – на одной будут отмечаться значения пространственных параметров средовых объектов, на другой функциональные характеристики (назначение).

В первом ряду – по вертикали – критерием смены качества от объекта к объекту выступает физическая величина – размер архитектурно-дизайнерского образования (градостроительные средовые объекты на одном полюсе и «рабочие места» или зоны на другом).

Во втором ряду, по горизонтали (который традиционно составляют объекты общегородские, производственные, общественного назначения, жилые и предназначенные для отдыха), критерий отсчета скорее социального плана и говорит о качестве отношения потребителя (слоя общества, группы людей) к той или иной деятельности, указывает на коллективность или индивидуаль-ность их действий.

В типологической матрице оба ряда (по назначению и по величине), пересекаясь, создают «сотовую» решетку, каждая ячейка которой содержит определенный ТИП СРЕДОВОГО ОБЪЕКТА с конкретными особенностями строения и использования.

Эта типологическая схема не содержит прямых эмоционально-художественных характеристик рассмотренных в ней вариантов среды. Поэтому надо «перевести» смысл этой матрицы на язык категорий эстетических, основой которых в среде являются ее эмоциональное воздействие и МАСШТАБНОСТЬ, самые художественно активные приметы и параметры средового образа.

 

Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов.

 

Под масштабностью объекта (предмета, сооружения, среды) понимается складывающееся у зрителя представление о значении, роли объекта по отношению к окружению, человеку, обществу в целом. Масштабность (в отличие от масштаба, который просто указывает наблюдателю истинные размеры объекта и его окружения) – категория художественная, она оценивает смысловую сторону объекта, определяет его место среди других элементов средовой ситуации. Так нарочито крупные членения, полированный гранит облицовки, массивность делают Мавзолей, несмотря на незначительные размеры, главным элементом Красной площади.

 

Градация образного содержания категории «масштабность» можно обозначить следующими примерами:

- максимум значимости объекта, его «сверхчеловеческий» смысл характерны для ситуаций, утерявших визуальную сопоставимость с «нормальными» представлениями о величине пространства; таковы лишенные деталей абстрактно-геометрические формы египетских пирамид, и вызывают ощущения запредельные, «космические»;

- следующая ступень – ансамбли, где между грандиозной формой и нашими впечатлениями перекинут зрительный «мостик» привычных нам ритмов архитектурных деталей, чередований пространств и т.п.; это – монументальный, «героический» масштаб, уводящий зрителя от повседневности, бытовых подробностей, но сохраняющий связи человека с его окружением;

- наиболее распространенная форма масштабности – полная соизмеримость, «совместимость» человека и среды; здесь различимы свои нюансы: театры и стадионы делают нас частью находящихся здесь людских масс, на вокзале, в магазине, в офисе человек понимает, что эти средовые ситуации позволяют ему чувствовать себя удобно среди скопления людей;

- последняя форма – «камерные» пространства, даже интимные, как бы лично принадлежащие частному лицу: своя квартира, комната, дачный участок, кабинет в ресторане, свой стол в компьютерном зале.

 

Масштабность практически невозможно выразить какими-либо объективными показателями, что не позволяет использовать эту категорию для целей типологической классификации средовых форм. Масштабность не столько средство формирования средового состояния, сколько одна из художественных целей этого процесса.

Иное дело – масштаб среды. Здесь устанавливаются именно физические размеры окружающих предметно-пространственных форм, уже потом – через них – формируется ощущение масштабности.

Если присмотреться к особенностям масштабных построений в среде, то обнаружится, что она представляет собой сложное многоуровневое хозяйство. На нижних «этажах» этого сооружения находятся «рабочие места» и «рабочие зоны» - соответственно оборудованные условные единицы пространства, сконцентрированные вокруг какого-либо процесса: обеденный стол или связка

«мойка-плита» на кухне, кровать с тумбочками. Как правило, эти зоны, сами по себе еще не образуют интерьера, т.к. не имеют собственных ограждений и по разному комбинируются в границах пространственного целого.

Комната (помещение) составляет масштабное содержание следующего уровня, а группа помещений разного назначения (спальня-кухня-гостиная-туалет и т.д.), но общего профиля составляют единый комплексный средовой объект, квартиру, соотнесенную по масштабу не с человеком-одиночкой, а с элементарной ячейкой общества – семьей.

 

Последующие уровни – поэтажные секции, дом в целом, дом с его двором, квартал, район – развивают начальные средовые структуры дальше, вливая в них новые объекты и системы, предназначенные для все большего количества людей, организованных в разного рода коллективы и сообщества. Причем среди помещений, пространств и сооружений каждого уровня не только специфически жилые элементы, но и объекты другого назначения: в квартале – детские сады, школы, магазины, в районе – культурные и спортивные центры, сады и парки, в городе – промзоны, ландшафтные и резервные территории. Именно поэтому «геометрическая» категория «масштаб», т.е. легко улавливаемое количество приходящихся на потребителя пространств, может служить объективным критерием типологического анализа среды.

 

Эти масштабные представления о среде можно назвать условными терминами «микроуровень», «мезо», «макро» и «гиперуровень». Внизу находятся практически только интерьерные пространства, обслуживающие одну генеральную функцию (жилье, работа и пр.). На следующей ступени рассматриваются целостности комплексного характера – интерьеры «обрастают» фасадами и окружающей дом внешней средой, макроуровень становится полифункциональным. А верхние этажи занимают образования столь крупные, что мы перестаем воспринимать их непосредственно, как единую среду, а чаще по частям: магистрали отдельно, жилые комплексы и парки отдельно, и т.д.

 

Соответственно видоизменяются оборудование и предметное наполнение этих функционально-пространственных (масштабных) уровней. На нижних используется «типовое» наполнение и оборудование узкого назначения – предметы быта, массовая санитарная и кухонная техника – ванны, мойки, плиты.

Средние «этажи» активно сочетают массовые и индивидуальные формы оборудования и наполнения, масштабный строй которых соотносится уже не с индивидуальным, а с «коллективным» потребителем. А верхние уровни имеют оборудование, вообще не привязанное к человеческим масштабам: мачты электропередач, и т.п., которые сомасштабны элементам городской застройки – мостам, зданиям и пр.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в специальность ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ

Академия высокой моды... ИНСТИТУТ МОДЫ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типология средовых объектов и систем.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие об архитектурной среде.
«Среда»- ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы,

Цели проектного творчества.
«Сверхзадачи». Структура среды как база дифференциации задач средового дизайна. Комплексность и композиция – генеральные категории средового творчества.   Проектиров

Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования средовой композиции.
  Наиболее общая рубрикация видов и форм оборудования и оснащения среды любого назначения содержит 4 номинации: 1. Все то, что непосредственно участвует в осуществлении собст

Понятие о предпроектном анализе.
Проектирование «по прототипам» и «без аналогов».   Все варианты задач композиционной организации средовых комплексов можно разделить на две группы: - создание объект

Проектный анализ в дизайне среды.
Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения.   Основная цель предпроектного анализа – преобразовать условия и задачи в принципы ее решения, создать из описан

Преобразования и исправления композиционной схемы.
  Феномен «гармоничность» реализуется в проектном творчестве двумя способами: - частичное исправление в целом устраивающих автора форм, габаритов, цветовых и

Проблемы индивидуализации проектного образа.
Оригинальность, неповторимость облика конкретных форм средового решения имеют двойную природу. С одной стороны, в их основе лежит «содержательная» самобытность, вытекающая из свеже

Эмоциональная организация среды.
Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна.   Приемы проектного анализа не ограничиваются проверкой проектных решений на тектоническую целесообразност

Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА.
Приложение технологии дизайнерского проектирования к разным типам среды есть прежде всего вопрос учета их «дизайнерской» специфики, т.е. – особенностей рациональной и эстетической организа

Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды.
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании.   Функциональные причины архитектурно-дизайнерской адаптации жилой среды

Проблемы композиции жилой среды.
В структуре жилища принято выделять основные пространства: общая комната, гостиная, спальня, к ним, так или иначе подключаются зоны: кухонная, санузлы, кладовая и т.д. А всем вместе автор «назначае

Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур.
Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий.   Среда общественного назначения – первая из систем, ориентированных не на одиночного, а на «коллективн

Двойственность назначения объектов общественного комплекса.
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания.   По-своему предопределяет цели проектирования другая особенность среды общ. зданий, их структ

СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ.
  Назначение и структура производственной среды. Особенности производственных объектов. Противопоставление человека и машины как основа художественного содержания промышленны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги