рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория познания и методология

Теория познания и методология - раздел Философия, ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века) ) В Ряде Трудов По Понимающей Социологии1 В Начале Своих Со...

) В ряде трудов по понимающей социологии1 в начале своих социологических исследований Вебер изложил некоторые методо­логические и гносеологические принципы социологии, что было вполне уместно по отношению к находящейся в становлении на­уки. Он занимался методологической рефлексией в русле фило­софских идей Дильтея и Риккерта в той мере, в какой это было необходимо для разработки социологических категорий. При этом речь шла не о фундаментальном философском обосновании соци­ологического знания и не о методах конкретных социологических исследований, но скорее о предварительной разработке основ со­циологического стиля мышления, необходимом методологическом обеспечении социологии как самостоятельной науки, имеющей свой особый взгляд на мир и методы его познания. В этом смыс­ле Вебер назвал конструирование идеальных типов — основной метод своей социологии — «временным пристанищем до той по­ры, пока не научатся ориентироваться в безбрежном море эмпи­рических фактов»2 и ставил вопрос о том, станет ли социология когда-нибудь «зрелой наукой», которая сможет преодолеть стадию предварительной работы с преходящими идеальными типами или же ей, как всем историческим дисциплинам, суждена «вечная мо­лодость»3. Академическая социология, в том числе, ссылающаяся

1 См.: WeberM. Gesammelte Aufsatze zurWissenschaftslehre. Tubingen, 1988.

2 Weber M. Soziologie, Weltgeschichtliche Analysen, Politik / Winckelmann J.
(hrsg.). Stuttgart, 1968. S. 252.

3 Ibid.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 347

на Вебера, позднее шла различными путями в поисках ответа на этот вопрос1.

Основные принципы своей социологической теории познания Вебер изложил в 1904 г. в программной статье «"Объективность" социально-научного и социально-политического познания» в журнале «Архив социальной науки и социальной политики». Ключевым является представление о социологии как «эмпири­ческой науке о культуре или культурной жизни», ибо, по Веберу, социальная жизнь и окружающая нас социальная действительность суть культура. При этом культуру он толкует в духе неокантианской философии Риккерта и связывает не столько с материальными суб­стратами и технологиями, сколько со смыслами, значениями, иде­ями и ценностями, которые следует раскрыть в ходе научного ана­лиза: «Социальная наука, которой мы собираемся заниматься, это наука о действительности. Мы стремимся понять окружающую нас действительность жизни, в которую мы включены, в ее своеобразии: с одной стороны, взаимосвязь и культурную значимость отдельных ее явлений в их нынешнем облике, с другой причины того, что они исторически сложились именно так, а не иначе»2.

Социология — не единственная наука, занимающаяся анали­зом и толкованием социальной действительности как совокупности явлений культуры. Веберовским представлениям соответствовали этнология и культур-антропология, появившиеся в то же время и синтезированные в виде структурно-функциональной культур-ант-ропологии и социологической теории в трудах Парсонса. Понятие культуры, строгим определением которого Вебер не занимался (он заимствовал его у неокантианцев), слишком широко и размыто3.

1 Первая попытка покинуть стезю временности исследований с помощью
образования идеальных типов была предпринята Альфредом Шютцем, но не так,
как у Парсонса, путем перелицовывания социологических категорий в универ­
сальной аналитической теории, а путем эпистемологического обоснования соци­
ологии Вебера с помощью феноменологической философии Эдмунда Гуссерля
(Schiitz. «Die sinnhafte Aufbau der sozialen Wfelt». 1932). Однако, феноменологичес­
кий метод, основу которого составляет дифференцированный анализ временно­
го структурирования актов познания и действия, увел далеко от Вебера.

2 WeberM. Soziologie, Weltgeschichtliche Analysen, Politik. S. 212.

3 Социологический смысл веберовского понятия культуры был выражен
позднее Норбертом Элиасом в понятии «процесс цивилизации», а именно как
исторический генезис и трансформация социальных норм и правил повсед­
невной жизни, которые симптоматично находят выражение в индивидуальных
Действиях, отмеченных культурным своеобразием времени и общества (в стиле
Дюркгейма можно говорить о нормах и правилах, в которых проявляется влия­
ние общества на индивида как социальный факт).


348 История социологии

Гносеология Вебера вращается вокруг экспликации методо­логической операционализации понятия «действие» и програм­мно фиксируется в максиме: «Всякое размышление о последних элементах осмысленных человеческих действий связано прежде всего с категориями «цели» и «средства»»1. Нельзя не заметить, что понятия «цель» и «средство» взяты из философского и культурного багажа Западной Европы, где они нашли свое наиболее полное социальное воплощение. Вебер работает с теми же понятиями, в которых описывает себя западное общество, но, генерализируя их, придает им характер европоцентричной научной идеологии.

Социальная действительность предстает у Вебера в виде культурно обусловленной взаимосвязи действий большого числа индивидов, не обязательно находящихся в непосредственном ин­дивидуальном контакте. Действия каждого из них можно понять, т.е. объяснить с помощью понятий «цель»—«средство» и метода «идеальныхтипов». Различение между пониманием и объяснением проводится в том смысле, что поведение можно объяснить, а дейс­твие, сверх того, можно понять. «Объяснению» придается, таким образом, значение, обычное для естествознания, не имеющего, как правило, дела со смысловым и субъективным. «Понимание» рассматривается в духе идей философии жизни и неокантианства как специфический метод познания в социальных науках. Но в отличие от своих учителей-философов Вебер не разграничивает природу и общество как онтологически чуждые друг другу сфе­ры и отказывается от метода непосредственного вживания, инту­иции, поскольку этот метод не дает общезначимых результатов. Он стремится соединить общенаучное объяснение через закон с объяснением через мотив в особом, социологическом, типе объ­яснения-понимания.

Методологический индивидуализм. Вебер выдвигает методо­логическое требование использовать в социологии лишь такие объяснения, которые позволяют рассматривать общество и раз­личные социальные образования в качестве производных от форм социальных действий индивидов: «Если в социологии речь идет о «государстве» или «нации», об «акционерном обществе» или о «семье», о «воинском подразделении» и других «образованиях» та­кого рода, то имеется в виду только определенный тип поведения отдельных людей, конкретный или конструированный в качестве возможного»2. «Для понимающей социологии, интерпретирующей

1 Weber M. Soziologie, Weltgeschichtliche Analysen, Politik. S. 187.

2 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 615.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 349

поведение людей, эти образования — просто процессы и связи спе­цифического поведения отдельных людей, так как только они яв­ляют собой понятных для нас носителей осмысленных действий»1. Упрощая, можно сказать, что «методологический индивидуализм» противостоит подходам, в рамках которых части объясняются из целого, действия индивидов — из социальных контекстов. Но рас­смотрение позиции Вебера только в таком ключе будет догмати-зацией. Он отдает себе отчет в том, что «социология также часто вынуждена пользоваться подобными коллективными понятиями (нередко совершенно одинаково обозначая их), для того чтобы вообще обрести понятную терминологию»2, что при толковании поведения необходимо принимать во внимание тот «основопола­гающий факт», что «эти коллективные образования имеют огром­ное, подчас решающее каузальное значение для поведения людей»3 и т.д.

Принципиально важно зафиксировать то, что теоретико-ме­тодологической предпосылкой, исходной реальностью и элемен­тарной клеточкой социологии Вебера является представление о целерационально действующем индивиде и производном характере всех форм коллективности типа «народ», «общество», «государс­тво» и т.д. Так, он пишет, например: «Современное государство в значительной степени функционирует как комплекс специфичес­ких совместных действий людей потому, что определенные люди ориентируют свои действия на представление, что оно существует или должно существовать; потому, следовательно, что юридичес­кие ориентированные установления сохраняют свою значимость»4. Такого рода утверждения призваны помимо прочего подчеркнуть то, что о коллективном субъекте в социологии можно говорить только в метафорическом смысле.

Концепция идеальных типов. Идеальные типы — это особые понятийные инструменты социологического анализа, в которых проявляется приверженность Вебера неокантианскому пониманию культуры. Идеальный тип «создается посредством одностороннего усиления одной или нескольких точек зрения и соединения множес­тва диффузно и дискретно существующих единичных явлений..., которые соответствуют этим точкам зрения и складываются в це­лостный мысленный образ. В реальной действительности такой

1 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 614.

2 Там же.

3 Там же. С. 615.

4 Там же. С. 615.


350 История социологии

мысленный образ в его понятийной чистоте нигде эмпирически не обнаруживается; это — утопия. Задача исторического исследования состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае установить, на­сколько действительность близка или далека от такого идеального образа»1. Примерами идеальных типов у Вебера являются понятия «средневековое городское хозяйство», «капитализм», «бюрократи­ческое господство» и т.д. Пользуясь современной социологической терминологией, можно сказать, что речь здесь идет о теоретичес­ких конструкциях, которые отличаются от обычных, например в политэкономии, моделей тем, что они менее произвольны, менее абстрактны, в большей степени связаны с исторической действи­тельностью. Вместе с тем эти конструкции нельзя смешивать с самой действительностью, так же как нельзя «подводить» под них явления действительности как экземпляр — под схему. В отличие от номологических (формулирующих общие закономерности) и дедуктивных форм научного объяснения по образцу естественных наук идеальные типы относятся к идеографическим (индивидуали­зирующим) методам познания, которые не могут быть поняты без рассмотрения действительности в культурологическом ключе.

Цель образования идеально-типических конструкций «состо­ит в том, чтобы ясно довести до сознания не родовые признаки, а, напротив, своеобразие явлений культуры»2, показать то, что в гер­меневтической традиции принято называть «историческим индиви­дом». При этом идеальные типы оказываются средством решения этой задачи. Историк нацелен на выявление преимущественно уникальных связей, социолог — на выявление связей повторяю­щихся. С этим связано различие в степени общности конструиру­емых для решения их исследовательских задач идеальных типов: «генетических идеальных типов» исторической науки и «чистых типов» социологии.

Наукоучение. Вебер утверждает, что социально-научное поз­нание социального действия должно быть «свободно от оценок» в отличие от самого социального действия, которое свободным от оценок быть не может. При этом он уходит от обсуждения осо­бенностей социально-научного познания в культорологический анализ и сообщает, что в вопросе о «свободе от оценок» речь идет о тривиальном по сути требовании, согласно которому исследователь должен жестко разводить между собой констатацию факта и свое отношение к этому факту. «Речь идет исключительно о том, по сути

1 Weber M. Soziologie, Wfeltgeschichtliche Analysen, Politik. S. 235.

2 Ibid. С 248.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 351

в высшей степени тривиальном требовании, что исследователь и интерпретатор при установлении эмпирических фактов (включая выявленное им оценочное поведение исследуемого эмпирического человека) и его практическая оценка... непременно должны раз­водиться, так как здесь речь идет о гетерогенных проблемах»1. Но сложности появляются вновь при обсуждении вопроса об объек­тивности социологического познания. «Не существует абсолютно «объективного» научного анализа культурной жизни или... «соци­альных явлений» независимо от специальных и «односторонних» точек зрения, согласно которым они — явно или неявно, вольно или невольно — избираются, анализируются и расчленяются при изложении. Все дело в специфике любого социально-научного исследования». Эта специфика заключается, по Веберу, в том, что мир человека организован смысловым образом и познание куль­турных явлений может осуществляться лишь «на основе значения, которое имеет для нас всегда индивидуально конституированная действительность жизни...»2. Одним из следствий этого является то, что «эмпирическая наука не может никого учить, что он дол­жен, но лишь что он может и — при случае — что он хочет»3.

Подводя итог, можно сказать, что в теории и методологии науки Вебер выдвигает требования, которые не нашли оконча­тельной разработки в его методологических исследованиях4. При реализации этих требований Вебер сталкивается с затруднениями, обнажившими противоречивость методологических основ его со­циологии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века)

классический университетский учебник... Серия основана в году по инициативе ректора... МГУ им М В Ломоносова академика РАН В А Садовничего...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория познания и методология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Под общей редакцией профессора В.И. Добренькова
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведени

Е.К. Прокудина, А. Б. Рахманов
Авторский коллектив: В.И. Добреньков— «Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития». В.А. Кудрявцев

Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития
Состояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами. Первый состоит в том, что социология всегда стремится темати-зировать, описать и те

История социологии

Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв.
После коперниковского переворота в науке стремительно раз­рабатывались математические и экспериментальные методы ис­следования природы, шло комплексное накопление фактического материала и его систе

История социологии

И социально-политических учений XVII—XVIII вв.
Большую роль в становлении социологии сыграли философ­ские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую орга­низацию общества. Отметим

История социологии

Просвещение и материализм во Франции в XVIII в.
В XVIII в. во Франции, отстававшей в политическом и эко­номическом отношении от Англии и Нидерландов, стали усилен­ными темпами развиваться капиталистические элементы ведения экономической деятельн

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

Философские основы социологического учения О. Конта
Критически оценив состояние современной ему обществен­ной науки, Конт проделал огромную работу по созданию своей фи-лософско-социологической системы взглядов, которая включала позитивную философию,

История социологии

История социологии

Основные положения социологической концепции О. Конта
Как один из возможных ответов на вопрос, почему у Конта нет достаточно разработанной гносеологии, может быть упомина­ние о том, что основной целью его научных изысканий было пос­троение позитивной

История социологии

Учение о социальной динамике
В основу своего теоретического обоснования идеи обществен­ного развития Конт положил понятие человеческой природы. Он выдвинул несколько тезисов, главный из которых утверждает, что в природе челове

Учение о социальной статике
Кроме социальной динамики наука об обществе у Конта со­держит учение о социальной статике. Если в социальной дина­мике Конт рассматривает общественное развитие и его законы, то в социальной статике

Методе социологической науки
Специфика явлений социальной действительности обуслов­ливает необходимость в специальном методе исследования. Метод социологической науки мыслится Контом как самый многослож­ный, так как усложнение

Идея социального прогресса
При построении учения об обществе французский социолог продолжает развивать идею прогрессивной эволюции, заимс­твованную им из философско-исторических взглядов Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона, которая

Позитивная политика О. Конта
Система «позитивной» политики, к созданию которой Конт приступает после написания «Курса положительной философии», представляет собой попытку применить принципы «позитивной» философии и социологии

История социологии

Историческое значение учения О. Конта
Огюст Конт, создавая свое философско-социологическое уче­ние, рассчитывал на его жизнеспособность во всех слоях обще­ства, так как верил в его универсальную социальную значимость. Однако даже те ис

История социологии

Краткая биография
Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — французский социо­лог и философ. Родился в семье потомственного раввина. Предполагалось, что и Эмиль станет раввином. С этой целью он изучал древнееврейский язык, Тору

Предмет, метод и предназначение социологии
Дюркгейм внес существенный вклад в становление социоло­гии как науки. Его вдохновила выдвинутая Контом задача созда­ния позитивной социальной науки по образцу естественных наук. Подобно тому как пр

История социологии

Коллективное и индивидуальное
Под социальными фактами Дюркгейм имеет в виду, таким образом, не все происходящие в обществе явления, даже если они представляют какой-либо социальный интерес. «Каждый инди­вид ест, пьет, спит, рас

История социологии

Социальная реальность как предмет социологии
Предметом социологии является социальная реальность, ре­альность особого рода, не сводимая ни к биологической, ни к пси­хической реальности, воплощенной в индивидах. Но социальная реальность, подоб

История социологии

Предназначение социологии
Предназначение социологии заключается в том, чтобы всем стало понятно, что общество и его институты имеют постоянный, устойчивый способ существования и свою особую природу, не зависящую

История социологии
кто, расходясь с

Механизмы и типы социальной интеграции
Чем обеспечивается социальная солидарность? Каким обра­зом совокупность индивидов с их противоречивыми и зачастую эгоистическими интересами может составить общество? Ответу на эти вопросы (а в боле

История социологии
так что былое моральное единство разрушается. По мере усложне­ния моральной жизни и усиления взаимозависимости разных ви­дов деятельности происходят изменения и в религиозной сфере (их по-преж

История социологии
Дюркгейм показывает, что в христианском средневековье берет на­чало секуляризация государства, экономики и других социальных институтов. Современное индустриальное общество характериз

Индивидуализм — угроза социальной дезинтеграции
Однако утверждение, будто индивидуализм угрожает социаль­ной интеграции далеко не бесспорен. С одной стороны, современ­ное общество предоставляет индивиду большую самостоятельность суждения и дейст

История социологии
даже в самом сво

Ценностно-нормативная система общества
Вобществе механической солидарности, которое социализи­рует индивида так, что лишает его собственной индивидуальности и 1 Дюркгейм Э. О разделении общест

История социологии

Социальное развитие и социальная стабильность. Кризис современного общества
Как было уже сказано, основной принцип, на котором строит­ся социология Дюркгейма, заключается в рассмотрении общества как верховной самодостаточной реальности, конституируемой об­щепринятыми веров

История социологии

Общество и религия
Дюркгейм исходил из того, что религия встречается во всех известных нам обществах и представляет собой в этом смысле уни­версальный феномен. Это позволяло предположить, что религия выполняет в обще

Религия как «коллективное представление». Религия и общество в их взаимодействии
Социальное поведение людей опирается на интерпретацию реальности, которая должна быть «внятна» всем участникам «кол­лективных действий», представляя собой общепринятое толкование вещей, «картину ми

История социологии
темы. Он показывает, что составляющие общество социальные факты находятся между собой в строгой детермин

Социальная функция религии
Общество конституируется общепринятыми верованиями, нормами, ценностями, которые не произвольны и для отдельных индивидов являются обязательными, т.е. способны оказывать на них внешнее принуждение.

Священное и профанное
Религия способна выполнять интегрирующую общество фун­кцию благодаря тому, что она относит все существующее к одной из двух категорий — священному или профанному. В представлении о священном выраже

Религиозная картина мира и социальная реальность
Рассмотрение религии в качестве объекта социокультурного анализа позволяет не только увидеть, каким образом в ней выра­батывается характерный для того или иного общества культурный код, т.е. систем

Тотемизм как элементарная форма религии
Дюркгейм — первый великий представитель интегративной концепции религии, которая видит ее функцию в том, чтобы ин­тегрировать индивида в социум. Он объясняет эту функцию веро­ваний, основываясь на

История социологии

Секуляризация: возможно ли общество без религии?
Рассмотренная Дюркгеймом элементарная форма религии в виде тотемизма обеспечивает выполнение интегративной функ­ции, собственно, только в обществе, где господствующей является «механическая солидар

История социологии

Общая характеристика психологической социологии
Формирование психологической социологии было одним из наиболее значительных явлений в процессе возникновения и раз­вития социологии как науки об обществе. Она оказала огромное воздействие на содерж

Психологическая социология Г. Тарда
Большое влияние на формирование и развитие психологи­ческой социологии оказал один из ее основоположников, фран­цузский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль

История социологии
Осуществляя психологизацию социологии, Тард ориенти­ровался главным образом на поиск научно значимых фак

История социологии
В целом для учен

История социологии

Психологическая социология Г. Лебона
Весьма значительное воздействие на формирование психо­логической социологии оказали идеи и концепции французского социолога, социального психолога, историка, антрополога и ар­хеолога, доктора медиц

История социологии

Некоторые итоги. Психологическая социология во второй половине XIX— начале XX в.
Формирование и развитие психологической социологии осу­ществлялось в непосредственной связи с многомерными и проти­воречивыми процессами создания cqциoлoгии как новой науки об обществе и было одним

Краткая биография Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне, в семье известного ученого Джеймса Милля. Огромное впечатление на юного Милля произвело чтение в 1821—1822 гг. произведений Бентама. В н

Теоретические источники социологии Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль был сыном Джеймса Милля — известно­го историка, психолога, сподвижника утилитариста И. Бентама. В возрасте 20 лет Дж. Ст. Милль, разочаровавшись в традици­онно утилитарис

Индуктивная логика как методология социальных наук. Проблема метода
Одной из получивших наибольший исторический резонанс фундаментальных работ Милля стала «Система логики силлогис­тической и интуитивистской» (1843). В ней ученый на основе эм­пиризма и ассоциативной

История социологии

Социология в системе нравственных наук. Взгляды на общество
Первые пять книг «Системы логики» служат как бы введением к последней, шестой книге, посвященной «логике нравственных наук», в которой Милль обосновал систему нравственных наук. В эту систему он вк

История социологии
поступки отдельн

Социально-политические взгляды. Учение о морали. Рассуждения о свободе
Деятельность Милля относится к эпохе бурного роста капита­лизма и связанных с ним либеральных преобразований в Англии: проведения парламентских реформ, утверждения свободной тор­говли, демократизац

История социологии

Историческое значение учения Дж. Ст. Милля
Взгляды Милля, и особенно его книга «Система логики», пользовались значительным успехом в буржуазно-либеральных кругах того времени. Следует отметить, что пик популярности СОЦИОЛОГИЯ

История социологии

Жизненный путь и основные работы
Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в Дерби, на юге Англии, в семье местного школьного учителя. Кроме него у его родителей было еще шестеро детей, из которых пятеро умерли во младен­честве. Детски

И теория универсальной эволюции
Социологическая концепция разрабатывалась Спенсером в рамках «синтетической философии», стержнем которой была тео­рия универсальной эволюции. Основные принципы синтетической философии получили подр

Обоснование возможности социологии как науки
Отталкиваясь от понимания науки как обобщенного знания о той или иной области явлений, которое выявляет и фиксирует присущие этой области закономерности посредством системати­ческого применения нау

История социологии

Предмет и задачи социологии
Предметная область социологии определяется особым ха­рактером явлений надорганического порядка. С точки зрения Спенсера, ее образуют «процессы и продукты, предполагающие координированные действия м

Специфические затруднения, стоящие перед социологией
Решение задач, стоящих перед социологией, наталкивается на ряд препятствий, которые неизбежно искажают получаемые научные выводы, естественным образом снижая их надежность и достоверность: «Вследст

История социологии

История социологии
(в частности, ск

И методы социологического исследования
Спенсер не ставил перед собой задачи дать концентрирован­ное и сжатое изложение правил социологического метода. Тем не менее в работе «Изучение социологии» имеется ряд достаточно четко сформулирова

Общественное развитие и его факторы
И общественное развитие, и развитие явлений низшего по­рядка Спенсер рассматривал как результат совокупного действия естественных сил (или «факторов»). Общества как особые сверх­органические образо

Основные структурные закономерности развития социальных систем
Как уже говорилось, предметом особого интереса для соци­ологии, по мнению Спенсера, служат рост, развитие, строение и функции общественных агрегатов. Рост общества является одним из важнейших факто

История социологии

История социологии

Структура общества
Важным разделом спенсеровской социологии, получившим широкую известность и оказавшим значительное влияние на даль­нейшее развитие социологической теории, был общий анализ строения общества, предста

Системы органов» социального организма
Опираясь на органическую аналогию и общее представление о том, что любая органическая система представляет собой систему дифференцированных «органов», связанных друг с другом отно­шениями взаимозав

Значение социологических идей Спенсера
Судьба социологических идей Спенсера сложилась крайне не­однозначно. С одной стороны, в конце XIX — начале XX в. Спенсер 1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. С. 348—3

Социальной антропологии
В Англии первой половины XX в. развитие социологии про­исходило весьма своеобразным способом. Отчасти это было свя­зано с тем, что английская социологическая традиция со времен Г. Спенсера не прово

Функционализм Бронислава Малиновского
Бронислав Каспер Малиновский (1884—1942) — одна из яр­чайших фигур в социальной мысли первой половины XX в. Он Родился в Кракове, там же изучал физико-математические науки в Ягеллонском

Теория, метод и полевые исследования
Малиновский исходил из того, что для создания полноценной научной теории культуры необходимо опираться на «общее пони­мание природы науки». Прежде всего такая теория должна быть СОЦИО

История социологии
понятия и

Культура как предмет исследования
Из вышесказанного видно, что социально-антропологичес­кая «теория» в том смысле, в каком о ней говорит Малиновский, представляет собой в значительной степени то, что сегодня мож­но было бы назвать

История социологии

Функциональный анализ и теория потребностей
Разработка принципов функционального анализа — одно из важнейших достижений Малиновского, его, так сказать, «визитная карточка». Этот тип анализа культурной реальности развивался на определе

Сравнительная социология Альфреда Р. Рэдклифф-Брауна
Другой ведущей фигурой в британской социальной антропо­логии первой половины XX в. был Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун (1881-1955). Он родился в Бирмингеме, учился в Кембридже. В юности он увлека

Метод, теория и полевые исследования
Нередко отмечается, что Рэдклифф-Браун был едва ли не первым среди социальных антропологов, кто имел серьез­ную философскую подготовку. Это нашло выражение в той серьезности, с которой он подошел к

История социологии
мировалась под влиянием У. Уэвелла и А. Уайтхеда. Вопросы относящиеся к определению природы социальной реальнос­ти и методу ее изучения, затрагиваются почти во всех его ра­ботах. Эмпиричес

История социологии
делалось в критической литературе. Он считал, что «конфликт между социологией и историей... вовсе не обязателен»; с его точки зрения, это всего лишь разные подходы, которые «не противоре­чат друг д

Природа социальной реальности
Социальную реальность Рэдклифф-Браун трактует в дюр-кгеймовском духе как особую, самостоятельную реальность, не сводимую ни к каким другим, и в эту трактовку он привносит ряд моментов, которых у Дю

История социологии
ности в «совокупную деятельность, частью которой она является», некоторой связью с «необходимыми условия

Социальная структура и социальная морфология
Социальная антропология подразделяется Рэдклифф-Брауном на три основных раздела: (1) социальную морфологию, (2) соци­альную физиологию и (3) изучение изменения и развития, в том числе эволюции. Наи

И эмпирическую социологию
И Малиновский, и Рэдклифф-Браун оставили заметный след в истории социальной науки. При этом в социальной антрополо­гии и социологии как обособленных друг от друга дисциплинах их влияние проявилось

Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в семье адвоката в Трире, входившем в состав Рейнской провинции Прусского королевства1. Рейнская провинция в эти времена была самой экономически и куль

Социологические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
Основные труды. В научном плане жизнь Маркса и Энгельса — неутомимая работа над многочисленными книгами, статьями, письмами, составившими многотомное наследие. Среди них выделим сле

Теоретические источники. Общие положения. К. Маркс и Ф. Энгельс как социологи
Развитие философской, политической и социальной мысли XIX столетия невозможно представить без анализа участия в этом процессе выдающихся ученых — К. Маркса и Ф. Энгельса. СОЦИОЛОГИЯ Г

Теория социальных изменений. Понятие революции
В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс пишет: «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обоз­начить как прогресси

Политика, государство и право в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса
С позиции учения Маркса любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или косвенно связано с классовыми интересами и проблемой власти. Иначе говоря,

История социологии

Социально-политические взгляды. Проблема идеологии
Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским фи­лософом Дестютом де Траси (1754—1836). Он использовал его для обозначения новой науки «об идеях», которая имеет своей целью вскрыть механизмы

Практическое значение марксизма
Вполне закономерно рассматривать учение Маркса и Энгельса как продукт своего времени, а не как высшую точку и завершение эволюции мировой политической мысли. Такой подход предпо­лагает неизбежную и

Социологическая теория капиталистического общества марксизма
Становление социологической теории капиталистического общества В развитии теории социологической теории капиталистичес­кого общества марксизма выделяются стадия становления (работы

История социологии

Зрелая социологическая теория капиталистического общества
Способ производства Социологическая теория капиталистического общества Маркса и Энгельса наиболее систематично и детально была разработана в «Капитале» и экономических рукописях 60-

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

Жизнь и труды
Фердинанд Теннис родился 26 июля 1855 г. вблизи Ольден-сворта (Шлеэвиг), в семье богатого землевладельца. Изучал клас­сическую филологию в университетах Страсбурга, Йены, Бонна, Лейпцига и Тюбинген

Исходная ситуация
О становлении социологии. Появление науки об обществе, на­зываемой социологией, свидетельствовало о саморефлексии буржу­азного общества, охарактеризованной Максом Вебером понятием «расколдов

Система социологии
Разделение социологии на общую и специальную, а специ­альной — на чистую, прикладную и эмпирическую образует, в поз-Дней интерпретации Тенниса, систему социологии. Наибольшее Влияние име

Влияние на социологию в XX в.
Всоциологии до сих пор продолжаются споры о содержании и применении предложенной Теннисом понятийной дихотомии общности и общества. Эта дихотомия встречается как в эмпи­рических со

Комментарии к социологии Тенниса
Тот факт, что раннее произведение «Общность (община) и общество» пережило все остальные труды Тенниса, побуждает задуматься над причинами селективной рецепции. Некоторые из них вполне очевидны: рас

Краткая биография. Философия и социология Г. Зиммеля
Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — не­мецкий философ и социолог. Закончил философский факуль­тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г. фон Трейчке, И. Дройзена, В.

Основные черты социологии как науки
Социологическая концепция Георга Зиммеля, как было уже сказано, неотделима от философии, от изучения предпосылок со­циологии как науки, от философского анализа социологии. Более того, когерентность

История социологии

Предмет и метод социологии
Социологическое познание радикальным образом отличает­ся от естественнонаучного познания. Главная задача социологи­ческого исследования, по Зиммелю, — исследование социальных форм и культурных соде

И теория общества как совокупности кругов общения
Теорию общества как совокупности кругов общения Зиммель разрабатывает на основе принципа методологического индивидуа­лизма, утверждающего исторический и методологический приори­тет отдельного социа

История социологии

Общество как совокупность социальных форм
Теория общества как теория «социального уровня», как со­вокупности социальных форм является специфической и ориги­нальной разработкой Зиммеля. Она явилась теоретическим ядром, давшим всей социологи

История социологии

Общество и его развитие. Капиталистическое общество
Теория социального развития является у Г. Зиммеля компо­нентом общей теории общества. Она вплетена во все его рассуж­дения об обществе, в его критику предшествующей социологи­ческой теории. Более т

История социологии
ветствующих форм

Биографический очерк
Карл Эмиль Максимилиан Вебер (Макс Вебер) родился 21 ап­реля 1864 г. в Эрфурте, в семье, принадлежавшей к самым богатым слоям германской предпринимательской элиты XIX в. Его отец, дол­гие годы пред

История социологии

Научная деятельность
Макс Вебер не создал законченного целостного труда по социо­логии. При его жизни вышли статьи по методологии социально­го познания и работы по социологии религии. Рукописи Вебера по э

История социологии

История социологии

Экономическая социология
Основные категории. Ключевое понятие экономической со­циологии Вебера — экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезност

Социология власти
Основные понятия социологии власти Вебера — «власть» и «господство» — задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфно­му» понятию «власть» (

Социология религии
1. Социология религии. В трудах Вебера можно проследить свое­образную эволюцию его познавательного интереса к религии, в которой отражается постепенный переход к социологическому взгляду на

Другие социологические исследования
Социология права. Вебер весьма подробно проанализировал систематику и развитие права в своей социологии, но здесь мы подробно не будем касаться этого, поскольку не в них главное со-

Восприятие и влияние Вебера
Вебер не создал социологической школы, не оставил учени­ков, глубокое изучение его трудов началось лишь после его смер­ти. Начавшееся в 1920-е гг. в Германии обсуждение трудов Вебера было прервано

История социологии
2. Bre

Социология как понимающая наука
Задачей эмпирической науки, каковой, по мнению М. Вебера, является социология, не может быть создание обязательных норм * В данном разделе не рассматриваются подробно те социологические во

История социологии

Каузальное объяснение и понятие закона
М. Вебер разрабатывает принцип каузального объяснения социальных явлений в рамках своей теории понимания и смысла социального действия.

Понятие общества
Методологические утверждения Вебера, касающиеся приро­ды общих понятий, которые являются результатом продуктивной способности нашего мышления, но которые не являются ни объ­ективными сущностями, ни

История социологии

Основные механизмы развития общества
Составной часть веберовской концепции общества являет­ся теория социального развития и изменения. Именно в рамках теории общества им разрабатываются основные механизмы его трансформации. Г

Теория капиталистического общества
Теория капитализма, как содержательная концепция обще­ства, у М. Вебера жестко связана с его методологической кон­цепцией общества. Капитализм возникает и существует как со­вокупность содержательно

Предварительные методологические замечания
Здесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологи­ческом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследова

Капиталистическое общество
Концепция капитализма строится М. Вебером на основе ана­лиза определенных черт крупной промышленности. В результате конструируется «идеальный тип» капиталистического хозяйства и утопия капиталистич

История социологии
оборону, которые

Ммам^^^ня
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 395 Средневековый город в эпоху господства цехов выработал в своей политике особое направление — городскую хозяйственную политику. Ее целью было сохранение условий зара

Жизнь и труды
Гаэтано Моска — выдающийся итальянский социолог и политолог, юрист, государственный деятель. Известный италь­янский исследователь его жизни и деятельности Э. Альбертони характеризует Моску как «тип

История социологии
позиций1

Предмет и метод социологии
На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С Милль, классики анг­лийской политической экономии, К. Маркс. Сам Моска назвал в числе вдохновителей св

История социологии

Значение идей Г. Моски
Долгое время идеи Гаэтано Моски были малоизвестны среди мировой научной общественности: он находился в тени своего со­отечественника Вильфредо Парето, чья созвучная теории полити­ческого класса, но

Жизнь, творчество, эпоха, личность
Парето (Pareto) Федерико Вильфредо1 — выдающийся италь­янский социолог, социальный философ и экономист. Будущий ученый родился 15 июля 1848 г. в Париже, в семье итальянского инж

История социологии

История социологии

А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
Опыт инженера и организатора, занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, дру­гих форм сознания и с

Б. Теория осадков
Логичные действия, как уже было сказано, преобладают в сфере экономики, в естественных (логико-экспериментальных) науках, имеют определенное распространение в военном деле, юриспруденции и политике

История социологии

В. Теория дериваций
Благодаря воздействию осадков «инстинкта комбинаций» лю­ди стремятся представить свои нелогичные действия как логичные, рационализировать их. Способами такой рационализации являют­ся деривации

История социологии

А. Общество как динамическая равновесная система четырех динамических равновесных систем
После завершения аналитического исследования наиболее важных элементов социальной системы в отвлечении от соци­альной системы как таковой Парето обращается к рассмотрению общества как целостности.

Оценка социологических идей Парето и их восприятие
Современный итальянский социолог Ф. Ферраротти охаракте­ризовал Парето следующим образом: «Нет сомнения, что речь идет о сложной личности, в которой отражались с большой четкостью конфликты и напря

История социологии

История социологии
3.

Жизнь и труды
Роберт Михельс — выдающийся немецко-итальянский соци­олог и политолог. Михельс родился 9 января 1876 г. в Кельне, в бо­гатой и родовитой буржуазной семье. Его отец был миллионером, советником город

Методологические и общесоциологические взгляды Михельса
Наибольшее идейное влияние, помимо Г. Моски, В. Парето и М. Вебера, на Михельса оказали К. Маркс, Ж.-П. Прудон, тео­ретики анархизма Ж. Сорель, Ю. Лагардель. В отличие от Моски и Парето Ро

Социология партий. Теория олигархизации
Главная книга Роберта Михельса «К социологии партий при демократии. Исследование олигархических тенденций жиз­ни групп» была призвана развить традиции теорий элит Моски и 1 M

История социологии

История социологии

Уильям Грэм Самнер
Среди «отцов-основателей» американской социологии вы­деляется Уильям Грэм Самнер (1840—1912). Подобно многим первым социологам, он начинал свою профессиональную карье­ру отнюдь не в области гуманит

Альбион Смолл
Одной из самых ярких фигур в ранней американской соци­ологии был Альбион Смолл (1854—1926). Как и Самнер, он начи­нал свою карьеру теологом, затем десять лет преподавал историю и экономику в Колби

Лестер Франк Уорд
Лестер Франк Уорд (1841—1913) назван соотечественни­ками «американским Аристотелем»3. Он один из тех пионеров американской социологии, кто достиг мировой известности. Его по праву причис

История социологии

История социологии
человеческие потребности уже на групповом уровне. Учение Уорда о коллективном телезисе, представляющем с

Франклин Генри Гиддингс
Крупный вклад в становление, институционализацию и теоре­тическое оформление социологии внес профессор Колумбийского университета Франклин Генри Гиддингс(1855—1931). Он при­шел в с

История социологии

История социологии

История социологии
Принципиально ва

История социологии
собой организаци

История социологии

История социологии
5.

Предыстория и предпосылки формирования Чикагской школы
С середины 10-х до середины 30-х гг. XX в. крупнейшим цен­тром социологической науки в США стал социологический фа­культет Чикагского университета. Это был первый в мире соци­ологический факультет,

Чикагская школа: общая характеристика
Деятельность Чикагской школы охватывает период с 1915 по 1934 г., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикаго Роберта Эзры Парка (1864—1944), самого яркого представителя этой школы и ее

Социально-экологический подход
Основные принципы социально-экологического подхода наи­более полно освещаются в статьях Р. Парка «Экология человека»1, «Физика и общество»2, «Городское сообщество как простран

История социологии
биотической стих

История социологии

Четыре уровня организации сообщества
Парк не ограничился дихотомией биотического и культурно­го, выделив в эволюции сообщества четыре стадии, каждая из ко­торых конституирует свой особый порядок (или уровень) органи­зации. Соответстве

История социологии

История социологии

Город как объект исследования
Основным объектом изучения для социологов Чикагской школы стали городские сообщества, прежде всего Чикаго. Город, в представлении Парка и его соратников, был не просто одним из возможных объ

История социологии
ного к локальной

История социологии

История социологии

История социологии

Другие исследования
Весь период деятельности Чикагской школы отмечен много­численными прикладными исследованиями, охватившими фак­тически весь Чикаго и самые разные аспекты его существования. Эти исследования были сос

История социологии

История социологии
3. Парк Р.Э.

Краткая биография
Дж. Г. Мид (27 февраля 1863 г.) родился в г. Саут-Хадли шта­та Массачусетс. Он был вторым ребенком и единственным сыном Хайрама Мида, пастора конгрегационалистской церкви городка, и Элизабет Сторрз

Социальная форма жизни
Писать о Джордже Герберте Миде как социологе — задача не из легких. Это все равно, что писать о социологе Зигмунде Фрейде или Карле Марксе. Всех троих социологами «сделало» время, а С

История социологии
не способен видеть, что там. ...Но он не теряет сознания в другом смысле. ...Потеря сознания не означает потерю некоторой реаль­ной сущности, но только разрыв чьих-либо отношений с опытным восприят

Self, или мое собственное Я
Итак, в основе рассуждений Мида о характере и свойствах социального лежит понимание не природы человека,а специфики человеческого опыта.Ученого интересует функцион

Социализация
В нормальном случае человек начинает соотносить себя с дру­гими вскоре после рождения. Однако в раннем детстве дитя, как, правило, «обращается к своему собственному Я в третьем лице. По сути своей

История социологии
социального или группового поведения, в котором оно вместе с другими участвует»3. Мое собственное Я, таким образом, воплощает в себе всю со­вокупность социальных связей, ко

И те, или Я-субъект и Я-объект
Способность эта, по Миду, зиждется на динамической, точ­нее, диалогической природемоего собственного Я, не имеющего постоянного, ярко выраженного центра и работающего в «двух режим

Социальное действие
Действие — всеобъемлющее и постоянно присутствующее в социальной теории Мида понятие. «...Все происходит в теле дейс­твия. Это действие может быть отложенным, но не существует ничего, что было бы с

История социологии
степени раздражения и злобы (а). Положим, его ответчик (В) в ужасе и страхе отступает (Ь). Поведение А указывает нам на содер­жание его действий а, поведение В — на Ь. Но о каком взаимопо­нима

Язык — это социальный процесс
Обретение смыслового пространства немыслимо без языка — самого важного и значимого символа, повсеместно используемого людьми в социальной жизни. Понятие «язык» у Мида много шире понятия «речь», ибо

История социологии
себе его смысл. Мы, кроме того, строим свою речь в зависимости от нашего представления о своем собеседнике. «Именно через та­кое участие — принятие позиций других — формируется особый характер

О роли науки и призвании ученого
За каждой социальной схемой всегда стоит представление уче­ного об «идеальном», или наиболее разумном, устройстве обще­ства. Если исследователь с самого начала стремится воспроизвести его в своей т

Символический интеракционизм в современной социологии
Вотечественной комментирующей литературе традицион­но выделяют три направления развития интеракционизма после Мида. Первые два получили свое название по местоположению академически

СОЦИОЛОГИЯ США 561
ят Мэнфорд Кун, Уильям Колб, Т. Партленд, Бернард Мельцер, Ларри Рейнольде. Обвиняя Чикагскую школу в фетишизации повседневной жизни, они ратуют за возвращение макроанализа в социологию. Для них та

История социологии
враждебное окружение. С точки зрения действующего лица, мир становится менее «рациональным», т.е. менее подвластным конт­ролю, проблемным. Наблюдается информационная асимметрия: не «обобщенный

Социология Питирима Сорокина
Два периода творческой биографии 11.А. Сорокина (общая характеристика) Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) вошел в историю мировой на

История социологии
диций. Мать П. Сорокина была из народности коми, и мальчик с детства свободно пользовался двумя языками. Свое начальное и среднее образование П. Сорокин получил в провинциальных школа

История социологии
Как ученый-социолог П. Сорокин формировался под вли­янием своих первых учителей, крупнейших представителей оте­чественного позитивизма, прямых последователей О. Конта и Г. Спенсера. От них он унасл

История социологии
бесконечного числа поведенческих актов, реализуемых каждым отдельным человеком в бесчисленных комбинациях. В вопросе о карах и наградах, широко обсуждавшемся в то время обществоведами

Основные темы научных исследований
П.А. Сорокина после 1922 г. (американский период)1 Центральной темой социологии Сорокина в американский период его деятельности, разработку которой он начал еще

История социологии
эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура. Господство последней длилось до XII в. В конце XII в. снова начинается процесс дезинтеграции культуры, в резуль

Педагогическая и научно-организационная деятельность П.А. Сорокина в США
Опыт организатора науки и университетского профессора, приобретенный Сорокиным в молодые годы на родине, весьма пригодился ему во время его пребывания в США. Здесь он сразу СОЦИОЛОГИЯ

История социологии
В 1945 г. П. Сорокин приступил к организации Гарвардского исследовательского центра по созидающему альтруизму. Задачу Центра он формулировал как исторически ответственную, не­обходимую всему ч

История социологии
(в университетах Канады); издание сорокинских сборников и спе­циально посвященных П. Сорокину выпусков в виде приложения к социологическим журналам (такие выпуски выходили в странах Латинской

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги