Уильям Грэм Самнер - раздел Философия, ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века) Среди «Отцов-Основателей» Американской Социологии Выделяется Уильям Грэм Сам...
Среди «отцов-основателей» американской социологии выделяется Уильям Грэм Самнер (1840—1912). Подобно многим первым социологам, он начинал свою профессиональную карьеру отнюдь не в области гуманитарного знания. Получив прекрасное по тем временам теологическое образование в университетах США и Европы, Самнер несколько лет посвятил служению церкви. В начале 70-х гг. он знакомится с идеями Г. Спенсера, которые перевернули его мировоззренческую ориентацию: теолог стал эволюционистом. В 1872 г. началась педагогическая деятельность Самнера на посту профессора политических наук в Йелльском университете, где он проработал до ухода на пенсию в 1909 г. В 1876 г. он приступил к чтению лекций по социологии, вошедших в историю как первый в США (или даже в мире) университетский курс по социологии. Историки американской социологии единодушны в
СОЦИОЛОГИЯ США
утверждении, что профессор Самнер сделал больше, чем кто-либо другой, для популяризации социологии как учебной дисциплины в университетах1. Самнер занимался пропагандой своих идей за пределами университетских стен, и его публичные выступления собирали многочисленные аудитории. В 1908-1909 гг. он был избран на пост президента Американского социологического общества.
Самнер оставил значительное научное наследие. Список его трудов включает около трехсот публикаций, среди которых книги и статьи по экономике, политической науке, социологии. Самое известное исследование ученого — увидевшая свет в 1906 г. монография «Народные обычаи» (Folkways. Boston, 1906). После смерти ученого были опубликованы его многочисленные научные и публицистические статьи, очерки, выступления в различных сборниках, позволившие углубить представление о его идейно-теоретических позициях, о многогранности общественной деятельности2. Благодаря проф. А. Келлеру — ученику и последователю Самнера — в конце 20-х гг. был издан в четырех томах оставшийся незавершенным капитальный труд «Наука об обществе» (1927— 1928). Именно эти работы снискали Самнеру славу и высокий авторитет ученого-социолога.
У. Самнер выступил как активный поборник социал-дарвинистской традиции на американской почве. Уже в первых статьях, написанных в 70-80-е гг., прослеживается доктринальная близость их автора к Г. Спенсеру. Самнеру удалось теоретически обосновать специфический вариант социал-дарвинизма, синтезировав идеи протестантской этики и дарвиновского учения.
Социология для Самнера — это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Индивидуумы должны познавать социальные законы, чтобы следовать им. Ученый разделял взгляды Г. Спенсера о том, что основной социальный закон — закон эволюции, который действует независимо от воли и желания людей. Но в отличие от английского социолога Самнер понимал механизм эволюции не как борьбу за существование, выживание сильнейших, а как «естественный» социальный отбор, «агентами» которого выступают не только конку-
1 См., например: Barnes H.E. (ed.). An Introduction on the History of Sociology.
Chicago, 1948. P. 55; Odum H. W. American Sociology. The Story of Sociology in the
United States Through 1950. N. Y, 1951. P. 83.
2 Sumner W.G. War and Other Essays. New Haven, 1911; Sumner W.G. The
Challenge of Facts and Other Essays. New Haven, 1914; Sumner W.G. The Forgotten
Man and Other Essays. New Haven, 1918.
История социологии
ренция, но и нравы общества, народные обычаи. В этом процессе каждый класс улучшает свои возможности. В работе «Чем общественные классы обязаны друг другу» (1883) ученый обосновывал идеи о том, что в мировой истории не было ни одного периода, когда бы отсутствовали классы и классовая борьба, и что рецептов устранения или смягчения классовых конфликтов в природе не существует. Чтобы «каждый класс смог улучшить свои возможности», необходимо стремиться к консенсусу, к установлению «отношений доброй воли и взаимного уважения»1.
Определяющим фактором человеческой жизни, условием развития цивилизации, по Самнеру, является собственность. Благодаря собственности человек превращается из примитивного существа в человека, обладающего разумом2. Самнер по существу связывает цивилизационный процесс с накоплением собственности3. Социальная конкуренция неизбежно приводит к монополизации собственности, порождающей в свою очередь социально-экономическое расслоение общества. Он полагал, что в любом обществе существуют классовые различия и дифференциация, поскольку оно заинтересовано в развитии: «Если мы хотим быть реалистами, то надо признать необходимость в социальном неравенстве, в социальных классах4.
Социал-дарвинистским по своей сути было утверждение Самнера о необходимости социально-экономической свободы, в условиях которой выживать должны самые приспособленные. Рассуждая о критерии приспособляемости индивида, Самнер усматривает его в мере труда и успеха, которой человек содействует материальному процветанию общества5. Для него индивиды, достигшие высшего статуса, олицетворяли собой ту «благоприятную биологическую разновидность», которая обладала лучшими адаптационными способностями и в силу этого вносила наибольший вклад в социальный прогресс.
Самнер выступил в качестве одного из первых и самых настойчивых защитников идеологии нового консерватизма, корректировавших свое отношение к принципу laissez-faire. Доказывая
1 См.: Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее пре
емственности и изменении. М., 1961. С. 168-169.
2 Sumner W.G. What Social Classes Owe to Each Other. N.Y., 1920. P. 86.
3 SumnerW.G., Keller A.G. The Science of Society. fol. 4. New Haven, 1927-1928.
P. 100-101.
4 Ibid. P. 725.
5 Sumner W.G. The Challenge of Fact and Other Essays. New Haven, 1914. P. 25.
СОЦИОЛОГИЯ США 469
необходимость защиты индивидуальных свобод от всепоглощающей государственности, он подчеркивал, что государство, по природе его формирования, подвержено ошибкам и выступает как «худшее создание»1. Такая логика рассуждений приводила его к выводу о бессмысленности всяких реформ и форм государственного контроля. В своих работах ученый не уставал повторять, что социальные улучшения являются следствием экономических улучшений. Еще в 1883 г. он предупреждал: «Модель прямого социального усовершенствования всегда имеет деспотический и искусственный характер, в то время как истинное социальное достижение должно быть продуктом естественного развития»2. Спустя десять лет Самнер более решительно высказывался против любой попытки сознательного вмешательства в ход общественных процессов: «Величайшим заблуждением человека является мысль о том, что можно сесть с грифельной доской и карандашом за планирование нашего нового социального мира»3.
Специфические черты социал-дарвинистской методологии Самнера ярче всего проявились в его основном труде «Народные обычаи», в котором дана социологическая интерпретация их истоков, сущности и функций этих обычаев. Он трактует народные обычаи как продукт фундаментальных биологических потребностей индивида, представляющий собой складывающиеся бессознательно способы борьбы людей друг с другом и окружающей средой. Философия, религия, мораль — все это объявляется Самнером продуктом народных обычаев, а вовсе не творческих сил. И хотя обычаи являются продуктом фундаментальных биологических потребностей индивидов, они, по мнению Самнера, имеют социальный характер, поскольку принадлежат к системе договорных отношений и институтов. Это обстоятельство и выдвигает их в число ведущих факторов развития общества. Автор предлагает четкое и простое определение понятия «обычай». Он полагает, что человеческое поведение с самого начала определяется тремя «факторами» (интерес, боль и удовольствие) и четырьмя «мотивами» (голод, секс, тщеславие и страх)4. Народные обычаи являются простым привычным средством закрепления опыта. Первоначально групповые обычаи действуют на подсознательном, иррациональном уровне: они вытекают из потребностей группы и меняются под
1 Sumner W.G. What Social Classes Owe to Each Other. N.Y.,1920. P.9.
2 Ibid. P. 160-161.
3 Sumner W.G. War and Other Essays. P. 208-209.
4 Sumner W.G. Folkways. P. 40, 18.
История социологии
воздействием не сознательно поставленной цели, но лишь адаптации к новым, изменившимся условиям. Со временем народные обычаи постепенно поднимаются на уровень сознательной рефлексии и, «генерализируясь в теорию социального благополучия, становятся нравами». Нравы, по Самнеру, — это «народные обычаи, дополненные моральными соображениями по поводу того, что способствует благоденствию»1. Целью нравов, которые получают статус этического императива, является социальное благоденствие. Нравы, поддерживаемые групповым авторитетом, выступают главным агентом, осуществляющим социальный отбор и социальное принуждение: они выносят вердикт по поводу поведения в группе, оценивая его как правильное или неправильное.
Самнер обосновывает свою знаменитую теорию стратификации, в основу которой им был положен критерий «социетальной ценности» различных классов и социальных страт. По его мнению, собственно настоящим «классом» выступает элита, включающая гениев и талантливых индивидов. Признаком «класса» является обладание контролем над властью. На социальном «дне» располагаются «зависимые, дефективные и делинквентные» слои населения, к которым примыкает пролетариат. Он не имеет постоянного источника существования и потому полезен обществу, как полагает Самнер, только тем, что «поставляет ему детей». Выше пролетариата на социальной лестнице располагается страта, состоящая из людей, самостоятельно зарабатывающих себе на жизнь, но являющихся неквалифицированными и неграмотными. В свою очередь между ними и «талантами» Самнер располагает так называемых «медиократов», составляющих «массу». Масса не является оформленным феноменом, она лишь аморфная «сердцевина общества»2. Самнер предложил функциональный подход к выделению различий между «классами» и «массой». Последняя консервативна в силу заложенных в ней инстинктов, она несет в себе народные обычаи, традиции и привычки, является ведомой и в любом случае не способна осуществлять руководство. «Класс» же представляет собой группу, которая в состоянии изменять общество, вести борьбу за политическую и экономическую власть. Назначение элиты (класса) состоит в реализации функций размышления, разрешения проблем и предвидения ситуаций. По Самнеру, именно элита в состоянии приспособить нравы к изменившимся условиям3. По сути
1 Sumner W.G. Folkways. P. 30.
2 Ibid. P. 47.
3 Ibid. P. 47.
СОЦИОЛОГИЯ США 471
своей Самнер одним из первых апеллировал к методам социальной прогностики при анализе стратификации.
Ученый допускал возможность ограниченного сознательного контроля социальной жизнью. Обычаи могут утратить свою силу, отмереть, трансформироваться. Самый опасный вариант развития нравов, по Самнеру, связан с дезинтеграцией общества. «Революция — это время, когда не существует нравов. Старые нравы являются отринутыми, а новые находятся в процессе формирования. Социальный ритуал прерывается, и старые табу приостанавливаются» '.
Вся социальная жизнь, по Самнеру, состоит в следовании обычаям, а когда обычаи и нравы становятся институтами или законами, они изменяют характер. Самнеровское учение об институтах формировалось под сильным влиянием Г. Спенсера. Однако американский ученый пошел дальше своего учителя и предложил оригинальный подход к типологии социальных институтов, который вытекает из его классификации социетальной активности. Исходя из идеи о том, что поведение человека определяется мотивами голода, секса, тщеславия и страха, Самнер выделяет соответствующие этим четырем побудительным мотивам способы удовлетворения потребностей: через институты самоподдержания общества (собственность, индустриальная организация, война за распределение богатства и др.); институты самосохранения, основанные на любви (брак, семья); институты самоутверждения, вырастающие из тщеславия (мода, этикет, игры, наслаждение и престиж) и, кроме того, ментальные и социальные реакции, из которых выросли (через страх перед духами) религиозные и регулятивные системы институтов2.
Согласно Самнеру, коллективное поведение становится устойчивым благодаря эффективным способам адаптации, удовлетворения потребностей в конкретных условиях существования людей. Он был убежден, что социальные институты благодаря изначально оформленному взаимному интересу способны урегулировать социальные отношения.
Сампер полагал, что институт является более сложной структурой, с отдельными нравами, обычаями или даже законами. «Структура — это каркас, или аппарат, или ряд чиновников, задачей которых является обеспечение взаимодействия предписанным способом в определенных условиях»3. Опираясь на ряд нравов и
1 Sumner W.G. Folkways. P. 86.
2 Sumner W.G., JellerA.G. The Science of Society. Vol. 4. P. 89-90.
3 Sumner W.G. Folkways. P. 54.
История социологии
обычаев, формирующих систему предписанных позиций индивидов, институт выступает средством организации, позволяющим осуществлять кооперированные действия. Деятельность индивида становится публично одобряемой и санкционированной, таким образом, она «институализируется». Структура проявляет себя в определенной и специфической системе действий, которые определяются правилами. Они включают «предписанные позиции» и использование «аппарата», средств и «инструментариев».
Самнер прослеживает эволюцию ряда первоначальных институтов (собственности, брака и семьи, религии, государства, классов, права и др.), которые берут истоки в народных обычаях. Каждый из них призван осуществлять свои специфические функции по отношению к индивиду и обществу. Он показывает, что в основе социального порядка и сложившихся условностей лежат представления общества о том, как преуспеть. В отличие от Спенсера, утверждавшего, что социальные институты возникают в ходе эволюции, стихийно, как ответ на рост численности популяции, Самнер акцентировал внимание на том, что они являются продуктом рационального изобретения и принадлежат к высокой цивилизации1.
Большое значение для теоретической социологии имела разработка Самнером проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений. Наибольшую известность приобрели категории Самнера «мы—группа» («we-groop») и «они-группа» («they-groop»). Индивиды, находящиеся внутри группы, составляют «мы—группу», а все остальные — «они-группу». Группы осмысливаются им как взаимозависимые и взаимосвязанные общности, вовлеченные в борьбу за существование. Отношения людей внутри группы и между группами резко различаются. Дружеские отношения людей внутри группы коррелируются, по мнению Самнера, с враждебными отношениями к представителям иных групп. Чем более враждебны отношения между группами, тем жестче внутренняя дисциплина в обеих группах2.
История человеческих групп, считал Самнер, есть история борьбы между ними. В ее основе лежит выработка и упрочение особого чувства, названного им этноцентризмом. Социолог дал определение, признанное классическим: этноцентризм — это «позиция, согласно которой собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные шкалируются и оцениваются
1 Sumner W.G. Folkways. P. 53.
2 Ibid. P. 507.
СОЦИОЛОГИЯ США
по отношению к ней»1. Исследуя проблему соотношения народных обычаев с этноцентризмом, Самнер приходит к выводу, что этноцентризм способствует усилению народных обычаев. Это объясняется тем, что каждая группа исходит из позитивного восприятия только собственных обычаев, и потому подвергает осмеянию или презрению обычаи других групп.
Функциональный подход к объяснению народных обычаев позволил Самнеру преодолеть ограниченность биологического редукционизма, присущего социал-дарвинистской трактовке этноцентризма в концепции Л. Гумпловича. По Гумпловичу, этноцентризм — врожденное свойство сознания, являющееся причиной всех конфликтов. Самнер в рамках эволюционной теории осмыслил реальную роль этноцентризма в становлении этнических сообществ, типов культур, свойственных тем или иным народам.
Самнер, таким образом, одним из первых в теоретической социологии осуществил нормативный подход к анализу социального взаимодействия истоков, природы и функций социальных норм, первым обратился к анализу внутригрупповых и межгрупповых отношений.
Все темы данного раздела:
Под общей редакцией профессора В.И. Добренькова
Учебник
Допущено Учебно-методическим объединением
по классическому университетскому образованию
в качестве учебника для студентов высших учебных заведени
Е.К. Прокудина, А. Б. Рахманов
Авторский коллектив:
В.И. Добреньков— «Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития».
В.А. Кудрявцев
Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития
Состояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами. Первый состоит в том, что социология всегда стремится темати-зировать, описать и те
История социологии
Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв.
После коперниковского переворота в науке стремительно разрабатывались математические и экспериментальные методы исследования природы, шло комплексное накопление фактического материала и его систе
История социологии
И социально-политических учений XVII—XVIII вв.
Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Отметим
История социологии
Просвещение и материализм во Франции в XVIII в.
В XVIII в. во Франции, отстававшей в политическом и экономическом отношении от Англии и Нидерландов, стали усиленными темпами развиваться капиталистические элементы ведения экономической деятельн
История социологии
История социологии
История социологии
История социологии
История социологии
Философские основы социологического учения О. Конта
Критически оценив состояние современной ему общественной науки, Конт проделал огромную работу по созданию своей фи-лософско-социологической системы взглядов, которая включала позитивную философию,
История социологии
История социологии
Основные положения социологической концепции О. Конта
Как один из возможных ответов на вопрос, почему у Конта нет достаточно разработанной гносеологии, может быть упоминание о том, что основной целью его научных изысканий было построение позитивной
История социологии
Учение о социальной динамике
В основу своего теоретического обоснования идеи общественного развития Конт положил понятие человеческой природы. Он выдвинул несколько тезисов, главный из которых утверждает, что в природе челове
Учение о социальной статике
Кроме социальной динамики наука об обществе у Конта содержит учение о социальной статике. Если в социальной динамике Конт рассматривает общественное развитие и его законы, то в социальной статике
Методе социологической науки
Специфика явлений социальной действительности обусловливает необходимость в специальном методе исследования. Метод социологической науки мыслится Контом как самый многосложный, так как усложнение
Идея социального прогресса
При построении учения об обществе французский социолог продолжает развивать идею прогрессивной эволюции, заимствованную им из философско-исторических взглядов Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона, которая
Позитивная политика О. Конта
Система «позитивной» политики, к созданию которой Конт приступает после написания «Курса положительной философии», представляет собой попытку применить принципы «позитивной» философии и социологии
История социологии
Историческое значение учения О. Конта
Огюст Конт, создавая свое философско-социологическое учение, рассчитывал на его жизнеспособность во всех слоях общества, так как верил в его универсальную социальную значимость. Однако даже те ис
История социологии
Краткая биография
Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — французский социолог и философ. Родился в семье потомственного раввина. Предполагалось, что и Эмиль станет раввином. С этой целью он изучал древнееврейский язык, Тору
Предмет, метод и предназначение социологии
Дюркгейм внес существенный вклад в становление социологии как науки. Его вдохновила выдвинутая Контом задача создания позитивной социальной науки по образцу естественных наук. Подобно тому как пр
История социологии
Коллективное и индивидуальное
Под социальными фактами Дюркгейм имеет в виду, таким образом, не все происходящие в обществе явления, даже если они представляют какой-либо социальный интерес. «Каждый индивид ест, пьет, спит, рас
История социологии
Социальная реальность как предмет социологии
Предметом социологии является социальная реальность, реальность особого рода, не сводимая ни к биологической, ни к психической реальности, воплощенной в индивидах. Но социальная реальность, подоб
История социологии
Предназначение социологии
Предназначение социологии заключается в том, чтобы всем стало понятно, что общество и его институты имеют постоянный, устойчивый способ существования и свою особую природу, не зависящую
История социологии
кто, расходясь с
Механизмы и типы социальной интеграции
Чем обеспечивается социальная солидарность? Каким образом совокупность индивидов с их противоречивыми и зачастую эгоистическими интересами может составить общество? Ответу на эти вопросы (а в боле
История социологии
так что былое моральное единство разрушается. По мере усложнения моральной жизни и усиления взаимозависимости разных видов деятельности происходят изменения и в религиозной сфере (их по-преж
История социологии
Дюркгейм показывает, что в христианском средневековье берет начало секуляризация государства, экономики и других социальных институтов.
Современное индустриальное общество характериз
Индивидуализм — угроза социальной дезинтеграции
Однако утверждение, будто индивидуализм угрожает социальной интеграции далеко не бесспорен. С одной стороны, современное общество предоставляет индивиду большую самостоятельность суждения и дейст
История социологии
даже в самом сво
Ценностно-нормативная система общества
Вобществе механической солидарности, которое социализирует индивида так, что лишает его собственной индивидуальности и
1 Дюркгейм Э. О разделении общест
История социологии
Социальное развитие и социальная стабильность. Кризис современного общества
Как было уже сказано, основной принцип, на котором строится социология Дюркгейма, заключается в рассмотрении общества как верховной самодостаточной реальности, конституируемой общепринятыми веров
История социологии
Общество и религия
Дюркгейм исходил из того, что религия встречается во всех известных нам обществах и представляет собой в этом смысле универсальный феномен. Это позволяло предположить, что религия выполняет в обще
Религия как «коллективное представление». Религия и общество в их взаимодействии
Социальное поведение людей опирается на интерпретацию реальности, которая должна быть «внятна» всем участникам «коллективных действий», представляя собой общепринятое толкование вещей, «картину ми
История социологии
темы. Он показывает, что составляющие общество социальные факты находятся между собой в строгой детермин
Социальная функция религии
Общество конституируется общепринятыми верованиями, нормами, ценностями, которые не произвольны и для отдельных индивидов являются обязательными, т.е. способны оказывать на них внешнее принуждение.
Священное и профанное
Религия способна выполнять интегрирующую общество функцию благодаря тому, что она относит все существующее к одной из двух категорий — священному или профанному. В представлении о священном выраже
Религиозная картина мира и социальная реальность
Рассмотрение религии в качестве объекта социокультурного анализа позволяет не только увидеть, каким образом в ней вырабатывается характерный для того или иного общества культурный код, т.е. систем
Тотемизм как элементарная форма религии
Дюркгейм — первый великий представитель интегративной концепции религии, которая видит ее функцию в том, чтобы интегрировать индивида в социум. Он объясняет эту функцию верований, основываясь на
История социологии
Секуляризация: возможно ли общество без религии?
Рассмотренная Дюркгеймом элементарная форма религии в виде тотемизма обеспечивает выполнение интегративной функции, собственно, только в обществе, где господствующей является «механическая солидар
История социологии
Общая характеристика психологической социологии
Формирование психологической социологии было одним из наиболее значительных явлений в процессе возникновения и развития социологии как науки об обществе. Она оказала огромное воздействие на содерж
Психологическая социология Г. Тарда
Большое влияние на формирование и развитие психологической социологии оказал один из ее основоположников, французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль
История социологии
Осуществляя психологизацию социологии, Тард ориентировался главным образом на поиск научно значимых фак
История социологии
В целом для учен
История социологии
Психологическая социология Г. Лебона
Весьма значительное воздействие на формирование психологической социологии оказали идеи и концепции французского социолога, социального психолога, историка, антрополога и археолога, доктора медиц
История социологии
Некоторые итоги. Психологическая социология во второй половине XIX— начале XX в.
Формирование и развитие психологической социологии осуществлялось в непосредственной связи с многомерными и противоречивыми процессами создания cqциoлoгии как новой науки об обществе и было одним
Краткая биография Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне, в семье известного ученого Джеймса Милля.
Огромное впечатление на юного Милля произвело чтение в 1821—1822 гг. произведений Бентама. В н
Теоретические источники социологии Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль был сыном Джеймса Милля — известного историка, психолога, сподвижника утилитариста И. Бентама.
В возрасте 20 лет Дж. Ст. Милль, разочаровавшись в традиционно утилитарис
Индуктивная логика как методология социальных наук. Проблема метода
Одной из получивших наибольший исторический резонанс фундаментальных работ Милля стала «Система логики силлогистической и интуитивистской» (1843). В ней ученый на основе эмпиризма и ассоциативной
История социологии
Социология в системе нравственных наук. Взгляды на общество
Первые пять книг «Системы логики» служат как бы введением к последней, шестой книге, посвященной «логике нравственных наук», в которой Милль обосновал систему нравственных наук. В эту систему он вк
История социологии
поступки отдельн
Социально-политические взгляды. Учение о морали. Рассуждения о свободе
Деятельность Милля относится к эпохе бурного роста капитализма и связанных с ним либеральных преобразований в Англии: проведения парламентских реформ, утверждения свободной торговли, демократизац
История социологии
Историческое значение учения Дж. Ст. Милля
Взгляды Милля, и особенно его книга «Система логики», пользовались значительным успехом в буржуазно-либеральных кругах того времени. Следует отметить, что пик популярности
СОЦИОЛОГИЯ
История социологии
Жизненный путь и основные работы
Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в Дерби, на юге Англии, в семье местного школьного учителя. Кроме него у его родителей было еще шестеро детей, из которых пятеро умерли во младенчестве. Детски
И теория универсальной эволюции
Социологическая концепция разрабатывалась Спенсером в рамках «синтетической философии», стержнем которой была теория универсальной эволюции. Основные принципы синтетической философии получили подр
Обоснование возможности социологии как науки
Отталкиваясь от понимания науки как обобщенного знания о той или иной области явлений, которое выявляет и фиксирует присущие этой области закономерности посредством систематического применения нау
История социологии
Предмет и задачи социологии
Предметная область социологии определяется особым характером явлений надорганического порядка. С точки зрения Спенсера, ее образуют «процессы и продукты, предполагающие координированные действия м
Специфические затруднения, стоящие перед социологией
Решение задач, стоящих перед социологией, наталкивается на ряд препятствий, которые неизбежно искажают получаемые научные выводы, естественным образом снижая их надежность и достоверность: «Вследст
История социологии
История социологии
(в частности, ск
И методы социологического исследования
Спенсер не ставил перед собой задачи дать концентрированное и сжатое изложение правил социологического метода. Тем не менее в работе «Изучение социологии» имеется ряд достаточно четко сформулирова
Общественное развитие и его факторы
И общественное развитие, и развитие явлений низшего порядка Спенсер рассматривал как результат совокупного действия естественных сил (или «факторов»). Общества как особые сверхорганические образо
Основные структурные закономерности развития социальных систем
Как уже говорилось, предметом особого интереса для социологии, по мнению Спенсера, служат рост, развитие, строение и функции общественных агрегатов. Рост общества является одним из важнейших факто
История социологии
История социологии
Структура общества
Важным разделом спенсеровской социологии, получившим широкую известность и оказавшим значительное влияние на дальнейшее развитие социологической теории, был общий анализ строения общества, предста
Системы органов» социального организма
Опираясь на органическую аналогию и общее представление о том, что любая органическая система представляет собой систему дифференцированных «органов», связанных друг с другом отношениями взаимозав
Значение социологических идей Спенсера
Судьба социологических идей Спенсера сложилась крайне неоднозначно. С одной стороны, в конце XIX — начале XX в. Спенсер
1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. С. 348—3
Социальной антропологии
В Англии первой половины XX в. развитие социологии происходило весьма своеобразным способом. Отчасти это было связано с тем, что английская социологическая традиция со времен Г. Спенсера не прово
Функционализм Бронислава Малиновского
Бронислав Каспер Малиновский (1884—1942) — одна из ярчайших фигур в социальной мысли первой половины XX в. Он Родился в Кракове, там же изучал физико-математические науки в Ягеллонском
Теория, метод и полевые исследования
Малиновский исходил из того, что для создания полноценной научной теории культуры необходимо опираться на «общее понимание природы науки». Прежде всего такая теория должна быть
СОЦИО
История социологии
понятия и
Культура как предмет исследования
Из вышесказанного видно, что социально-антропологическая «теория» в том смысле, в каком о ней говорит Малиновский, представляет собой в значительной степени то, что сегодня можно было бы назвать
История социологии
Функциональный анализ и теория потребностей
Разработка принципов функционального анализа — одно из важнейших достижений Малиновского, его, так сказать, «визитная карточка». Этот тип анализа культурной реальности развивался на определе
Сравнительная социология Альфреда Р. Рэдклифф-Брауна
Другой ведущей фигурой в британской социальной антропологии первой половины XX в. был Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун (1881-1955). Он родился в Бирмингеме, учился в Кембридже. В юности он увлека
Метод, теория и полевые исследования
Нередко отмечается, что Рэдклифф-Браун был едва ли не первым среди социальных антропологов, кто имел серьезную философскую подготовку. Это нашло выражение в той серьезности, с которой он подошел к
История социологии
мировалась под влиянием У. Уэвелла и А. Уайтхеда. Вопросы относящиеся к определению природы социальной реальности и методу ее изучения, затрагиваются почти во всех его работах.
Эмпиричес
История социологии
делалось в критической литературе. Он считал, что «конфликт между социологией и историей... вовсе не обязателен»; с его точки зрения, это всего лишь разные подходы, которые «не противоречат друг д
Природа социальной реальности
Социальную реальность Рэдклифф-Браун трактует в дюр-кгеймовском духе как особую, самостоятельную реальность, не сводимую ни к каким другим, и в эту трактовку он привносит ряд моментов, которых у Дю
История социологии
ности в «совокупную деятельность, частью которой она является», некоторой связью с «необходимыми условия
Социальная структура и социальная морфология
Социальная антропология подразделяется Рэдклифф-Брауном на три основных раздела: (1) социальную морфологию, (2) социальную физиологию и (3) изучение изменения и развития, в том числе эволюции. Наи
И эмпирическую социологию
И Малиновский, и Рэдклифф-Браун оставили заметный след в истории социальной науки. При этом в социальной антропологии и социологии как обособленных друг от друга дисциплинах их влияние проявилось
Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в семье адвоката в Трире, входившем в состав Рейнской провинции Прусского королевства1. Рейнская провинция в эти времена была самой экономически и куль
Социологические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
Основные труды. В научном плане жизнь Маркса и Энгельса — неутомимая работа над многочисленными книгами, статьями, письмами, составившими многотомное наследие.
Среди них выделим сле
Теоретические источники. Общие положения. К. Маркс и Ф. Энгельс как социологи
Развитие философской, политической и социальной мысли XIX столетия невозможно представить без анализа участия в этом процессе выдающихся ученых — К. Маркса и Ф. Энгельса.
СОЦИОЛОГИЯ Г
Теория социальных изменений. Понятие революции
В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс пишет: «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогресси
Политика, государство и право в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса
С позиции учения Маркса любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или косвенно связано с классовыми интересами и проблемой власти.
Иначе говоря,
История социологии
Социально-политические взгляды. Проблема идеологии
Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским философом Дестютом де Траси (1754—1836). Он использовал его для обозначения новой науки «об идеях», которая имеет своей целью вскрыть механизмы
Практическое значение марксизма
Вполне закономерно рассматривать учение Маркса и Энгельса как продукт своего времени, а не как высшую точку и завершение эволюции мировой политической мысли. Такой подход предполагает неизбежную и
Социологическая теория капиталистического общества марксизма
Становление социологической теории капиталистического общества
В развитии теории социологической теории капиталистического общества марксизма выделяются стадия становления (работы
История социологии
Зрелая социологическая теория капиталистического общества
Способ производства
Социологическая теория капиталистического общества Маркса и Энгельса наиболее систематично и детально была разработана в «Капитале» и экономических рукописях 60-
История социологии
История социологии
История социологии
История социологии
Жизнь и труды
Фердинанд Теннис родился 26 июля 1855 г. вблизи Ольден-сворта (Шлеэвиг), в семье богатого землевладельца. Изучал классическую филологию в университетах Страсбурга, Йены, Бонна, Лейпцига и Тюбинген
Исходная ситуация
О становлении социологии. Появление науки об обществе, называемой социологией, свидетельствовало о саморефлексии буржуазного общества, охарактеризованной Максом Вебером понятием «расколдов
Система социологии
Разделение социологии на общую и специальную, а специальной — на чистую, прикладную и эмпирическую образует, в поз-Дней интерпретации Тенниса, систему социологии. Наибольшее Влияние име
Влияние на социологию в XX в.
Всоциологии до сих пор продолжаются споры о содержании и применении предложенной Теннисом понятийной дихотомии общности и общества. Эта дихотомия встречается как в эмпирических со
Комментарии к социологии Тенниса
Тот факт, что раннее произведение «Общность (община) и общество» пережило все остальные труды Тенниса, побуждает задуматься над причинами селективной рецепции. Некоторые из них вполне очевидны: рас
Краткая биография. Философия и социология Г. Зиммеля
Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — немецкий философ и социолог. Закончил философский факультет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г. фон Трейчке, И. Дройзена, В.
Основные черты социологии как науки
Социологическая концепция Георга Зиммеля, как было уже сказано, неотделима от философии, от изучения предпосылок социологии как науки, от философского анализа социологии. Более того, когерентность
История социологии
Предмет и метод социологии
Социологическое познание радикальным образом отличается от естественнонаучного познания. Главная задача социологического исследования, по Зиммелю, — исследование социальных форм и культурных соде
И теория общества как совокупности кругов общения
Теорию общества как совокупности кругов общения Зиммель разрабатывает на основе принципа методологического индивидуализма, утверждающего исторический и методологический приоритет отдельного социа
История социологии
Общество как совокупность социальных форм
Теория общества как теория «социального уровня», как совокупности социальных форм является специфической и оригинальной разработкой Зиммеля. Она явилась теоретическим ядром, давшим всей социологи
История социологии
Общество и его развитие. Капиталистическое общество
Теория социального развития является у Г. Зиммеля компонентом общей теории общества. Она вплетена во все его рассуждения об обществе, в его критику предшествующей социологической теории. Более т
История социологии
ветствующих форм
Биографический очерк
Карл Эмиль Максимилиан Вебер (Макс Вебер) родился 21 апреля 1864 г. в Эрфурте, в семье, принадлежавшей к самым богатым слоям германской предпринимательской элиты XIX в. Его отец, долгие годы пред
История социологии
Научная деятельность
Макс Вебер не создал законченного целостного труда по социологии. При его жизни вышли статьи по методологии социального познания и работы по социологии религии. Рукописи Вебера по э
История социологии
Теория познания и методология
) В ряде трудов по понимающей социологии1 в начале своих социологических исследований Вебер изложил некоторые методологические и гносеологические принципы социологии, что было вп
История социологии
Экономическая социология
Основные категории. Ключевое понятие экономической социологии Вебера — экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезност
Социология власти
Основные понятия социологии власти Вебера — «власть» и «господство» — задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфному» понятию «власть» (
Социология религии
1. Социология религии. В трудах Вебера можно проследить своеобразную эволюцию его познавательного интереса к религии, в которой отражается постепенный переход к социологическому взгляду на
Другие социологические исследования
Социология права. Вебер весьма подробно проанализировал систематику и развитие права в своей социологии, но здесь мы подробно не будем касаться этого, поскольку не в них главное со-
Восприятие и влияние Вебера
Вебер не создал социологической школы, не оставил учеников, глубокое изучение его трудов началось лишь после его смерти. Начавшееся в 1920-е гг. в Германии обсуждение трудов Вебера было прервано
История социологии
2. Bre
Социология как понимающая наука
Задачей эмпирической науки, каковой, по мнению М. Вебера, является социология, не может быть создание обязательных норм
* В данном разделе не рассматриваются подробно те социологические во
История социологии
Каузальное объяснение и понятие закона
М. Вебер разрабатывает принцип каузального объяснения социальных явлений в рамках своей теории понимания и смысла социального действия.
Понятие общества
Методологические утверждения Вебера, касающиеся природы общих понятий, которые являются результатом продуктивной способности нашего мышления, но которые не являются ни объективными сущностями, ни
История социологии
Основные механизмы развития общества
Составной часть веберовской концепции общества является теория социального развития и изменения. Именно в рамках теории общества им разрабатываются основные механизмы его трансформации.
Г
Теория капиталистического общества
Теория капитализма, как содержательная концепция общества, у М. Вебера жестко связана с его методологической концепцией общества. Капитализм возникает и существует как совокупность содержательно
Предварительные методологические замечания
Здесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологическом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследова
Капиталистическое общество
Концепция капитализма строится М. Вебером на основе анализа определенных черт крупной промышленности. В результате конструируется «идеальный тип» капиталистического хозяйства и утопия капиталистич
История социологии
оборону, которые
Ммам^^^ня
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 395
Средневековый город в эпоху господства цехов выработал в своей политике особое направление — городскую хозяйственную политику. Ее целью было сохранение условий зара
Жизнь и труды
Гаэтано Моска — выдающийся итальянский социолог и политолог, юрист, государственный деятель. Известный итальянский исследователь его жизни и деятельности Э. Альбертони характеризует Моску как «тип
История социологии
позиций1
Предмет и метод социологии
На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С Милль, классики английской политической экономии, К. Маркс. Сам Моска назвал в числе вдохновителей св
История социологии
Значение идей Г. Моски
Долгое время идеи Гаэтано Моски были малоизвестны среди мировой научной общественности: он находился в тени своего соотечественника Вильфредо Парето, чья созвучная теории политического класса, но
Жизнь, творчество, эпоха, личность
Парето (Pareto) Федерико Вильфредо1 — выдающийся итальянский социолог, социальный философ и экономист.
Будущий ученый родился 15 июля 1848 г. в Париже, в семье итальянского инж
История социологии
История социологии
А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
Опыт инженера и организатора, занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, других форм сознания и с
Б. Теория осадков
Логичные действия, как уже было сказано, преобладают в сфере экономики, в естественных (логико-экспериментальных) науках, имеют определенное распространение в военном деле, юриспруденции и политике
История социологии
В. Теория дериваций
Благодаря воздействию осадков «инстинкта комбинаций» люди стремятся представить свои нелогичные действия как логичные, рационализировать их. Способами такой рационализации являются деривации
История социологии
А. Общество как динамическая равновесная система четырех динамических равновесных систем
После завершения аналитического исследования наиболее важных элементов социальной системы в отвлечении от социальной системы как таковой Парето обращается к рассмотрению общества как целостности.
Оценка социологических идей Парето и их восприятие
Современный итальянский социолог Ф. Ферраротти охарактеризовал Парето следующим образом: «Нет сомнения, что речь идет о сложной личности, в которой отражались с большой четкостью конфликты и напря
История социологии
История социологии
3.
Жизнь и труды
Роберт Михельс — выдающийся немецко-итальянский социолог и политолог. Михельс родился 9 января 1876 г. в Кельне, в богатой и родовитой буржуазной семье. Его отец был миллионером, советником город
Методологические и общесоциологические взгляды Михельса
Наибольшее идейное влияние, помимо Г. Моски, В. Парето и М. Вебера, на Михельса оказали К. Маркс, Ж.-П. Прудон, теоретики анархизма Ж. Сорель, Ю. Лагардель.
В отличие от Моски и Парето Ро
Социология партий. Теория олигархизации
Главная книга Роберта Михельса «К социологии партий при демократии. Исследование олигархических тенденций жизни групп» была призвана развить традиции теорий элит Моски и
1 M
История социологии
История социологии
Альбион Смолл
Одной из самых ярких фигур в ранней американской социологии был Альбион Смолл (1854—1926). Как и Самнер, он начинал свою карьеру теологом, затем десять лет преподавал историю и экономику в Колби
Лестер Франк Уорд
Лестер Франк Уорд (1841—1913) назван соотечественниками «американским Аристотелем»3. Он один из тех пионеров американской социологии, кто достиг мировой известности. Его по праву причис
История социологии
История социологии
человеческие потребности уже на групповом уровне. Учение Уорда о коллективном телезисе, представляющем с
Франклин Генри Гиддингс
Крупный вклад в становление, институционализацию и теоретическое оформление социологии внес профессор Колумбийского университета Франклин Генри Гиддингс(1855—1931). Он пришел в с
История социологии
История социологии
История социологии
Принципиально ва
История социологии
собой организаци
История социологии
История социологии
5.
Предыстория и предпосылки формирования Чикагской школы
С середины 10-х до середины 30-х гг. XX в. крупнейшим центром социологической науки в США стал социологический факультет Чикагского университета. Это был первый в мире социологический факультет,
Чикагская школа: общая характеристика
Деятельность Чикагской школы охватывает период с 1915 по 1934 г., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикаго Роберта Эзры Парка (1864—1944), самого яркого представителя этой школы и ее
Социально-экологический подход
Основные принципы социально-экологического подхода наиболее полно освещаются в статьях Р. Парка «Экология человека»1, «Физика и общество»2, «Городское сообщество как простран
История социологии
биотической стих
История социологии
Четыре уровня организации сообщества
Парк не ограничился дихотомией биотического и культурного, выделив в эволюции сообщества четыре стадии, каждая из которых конституирует свой особый порядок (или уровень) организации. Соответстве
История социологии
История социологии
Город как объект исследования
Основным объектом изучения для социологов Чикагской школы стали городские сообщества, прежде всего Чикаго. Город, в представлении Парка и его соратников, был не просто одним из возможных объ
История социологии
ного к локальной
История социологии
История социологии
История социологии
Другие исследования
Весь период деятельности Чикагской школы отмечен многочисленными прикладными исследованиями, охватившими фактически весь Чикаго и самые разные аспекты его существования. Эти исследования были сос
История социологии
История социологии
3. Парк Р.Э.
Краткая биография
Дж. Г. Мид (27 февраля 1863 г.) родился в г. Саут-Хадли штата Массачусетс. Он был вторым ребенком и единственным сыном Хайрама Мида, пастора конгрегационалистской церкви городка, и Элизабет Сторрз
Социальная форма жизни
Писать о Джордже Герберте Миде как социологе — задача не из легких. Это все равно, что писать о социологе Зигмунде Фрейде или Карле Марксе. Всех троих социологами «сделало» время, а
С
История социологии
не способен видеть, что там. ...Но он не теряет сознания в другом смысле. ...Потеря сознания не означает потерю некоторой реальной сущности, но только разрыв чьих-либо отношений с опытным восприят
Self, или мое собственное Я
Итак, в основе рассуждений Мида о характере и свойствах социального лежит понимание не природы человека,а специфики человеческого опыта.Ученого интересует функцион
Социализация
В нормальном случае человек начинает соотносить себя с другими вскоре после рождения. Однако в раннем детстве дитя, как, правило, «обращается к своему собственному Я в третьем лице. По сути своей
История социологии
социального или группового поведения, в котором оно вместе с другими участвует»3.
Мое собственное Я, таким образом, воплощает в себе всю совокупность социальных связей, ко
И те, или Я-субъект и Я-объект
Способность эта, по Миду, зиждется на динамической, точнее, диалогической природемоего собственного Я, не имеющего постоянного, ярко выраженного центра и работающего в «двух режим
Социальное действие
Действие — всеобъемлющее и постоянно присутствующее в социальной теории Мида понятие. «...Все происходит в теле действия. Это действие может быть отложенным, но не существует ничего, что было бы с
История социологии
степени раздражения и злобы (а). Положим, его ответчик (В) в ужасе и страхе отступает (Ь). Поведение А указывает нам на содержание его действий а, поведение В — на Ь. Но о каком взаимопонима
Язык — это социальный процесс
Обретение смыслового пространства немыслимо без языка — самого важного и значимого символа, повсеместно используемого людьми в социальной жизни. Понятие «язык» у Мида много шире понятия «речь», ибо
История социологии
себе его смысл. Мы, кроме того, строим свою речь в зависимости от нашего представления о своем собеседнике. «Именно через такое участие — принятие позиций других — формируется особый характер
О роли науки и призвании ученого
За каждой социальной схемой всегда стоит представление ученого об «идеальном», или наиболее разумном, устройстве общества. Если исследователь с самого начала стремится воспроизвести его в своей т
Символический интеракционизм в современной социологии
Вотечественной комментирующей литературе традиционно выделяют три направления развития интеракционизма после Мида. Первые два получили свое название по местоположению академически
СОЦИОЛОГИЯ США 561
ят Мэнфорд Кун, Уильям Колб, Т. Партленд, Бернард Мельцер, Ларри Рейнольде. Обвиняя Чикагскую школу в фетишизации повседневной жизни, они ратуют за возвращение макроанализа в социологию. Для них та
История социологии
враждебное окружение. С точки зрения действующего лица, мир становится менее «рациональным», т.е. менее подвластным контролю, проблемным. Наблюдается информационная асимметрия: не «обобщенный
Социология Питирима Сорокина
Два периода творческой биографии 11.А. Сорокина (общая характеристика)
Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) вошел в историю мировой на
История социологии
диций. Мать П. Сорокина была из народности коми, и мальчик с детства свободно пользовался двумя языками.
Свое начальное и среднее образование П. Сорокин получил в провинциальных школа
История социологии
Как ученый-социолог П. Сорокин формировался под влиянием своих первых учителей, крупнейших представителей отечественного позитивизма, прямых последователей О. Конта и Г. Спенсера. От них он унасл
История социологии
бесконечного числа поведенческих актов, реализуемых каждым отдельным человеком в бесчисленных комбинациях.
В вопросе о карах и наградах, широко обсуждавшемся в то время обществоведами
Основные темы научных исследований
П.А. Сорокина после 1922 г. (американский период)1
Центральной темой социологии Сорокина в американский период его деятельности, разработку которой он начал еще
История социологии
эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура. Господство последней длилось до XII в. В конце XII в. снова начинается процесс дезинтеграции культуры, в резуль
Педагогическая и научно-организационная деятельность П.А. Сорокина в США
Опыт организатора науки и университетского профессора, приобретенный Сорокиным в молодые годы на родине, весьма пригодился ему во время его пребывания в США. Здесь он сразу
СОЦИОЛОГИЯ
История социологии
В 1945 г. П. Сорокин приступил к организации Гарвардского исследовательского центра по созидающему альтруизму. Задачу Центра он формулировал как исторически ответственную, необходимую всему ч
История социологии
(в университетах Канады); издание сорокинских сборников и специально посвященных П. Сорокину выпусков в виде приложения к социологическим журналам (такие выпуски выходили в странах Латинской
Новости и инфо для студентов