рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О роли науки и призвании ученого

О роли науки и призвании ученого - раздел Философия, ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века) За Каждой Социальной Схемой Всегда Стоит Представление Уче­ного Об «Идеальном...

За каждой социальной схемой всегда стоит представление уче­ного об «идеальном», или наиболее разумном, устройстве обще­ства. Если исследователь с самого начала стремится воспроизвести его в своей теории, то перед нами — выполнение социального за­каза или дань личным пристрастиям. Если же у истоков научного поиска неподдельное вопрошание — как устроен социальный мир и для чего он устроен так, а не иначе, — мы вправе рассчитывать на профессионализм и честность исследователя.

В истории теоретической социологии немало тому приме­ров. По счастью, труды второго плана более жизнеспособны. Их авторы не загоняют ни себя, ни читателей в жесткие рамки кате­горичных утверждений. Напротив, они помогают нам задуматься над прочитанным. Характер рассуждений Мида, его отношение к академической карьере и собственным публикациям позволяют предположить в нем человека именно такого склада.

Все, пишет он, хотят жить в обществе неуклонного прогресса. Можем ли мы, люди науки, воздействовать на общество, его инсти­туты так, чтобы придать им более совершенный вид, соответству­ющее потребностям времени содержание и вместе с тем сохранить упорядоченность общественной жизни, ее преемственность?

Наука способна на это при условии, что ученый не будет рас­сматривать свой поиск как движение к заранее намеченной цели, предостерегает Мид. Это — не его обязанность. Да мы толком и не знаем, какова эта цель, признается он далее. Мы — в пути, хотя плохо себе представляем, в какой именно точке этого пути нахо­димся. Неведомо нам и то, куда идет прогресс, какова его конеч­ная цель. Предназначение ученого вполне конкретно и решается Мидом в духе прагматизма, согласно которому истина — это то, что наилучшим образом служит нашим действиям, жизненной практике. Мид считает необходимым выяснить, почему система не работает, каковы ее трудности. А проверкой предложенного решения будет возобновление ее работы в реконструированном варианте. Поэтому и собранная ученым информация «всегда обус­ловлена необходимостью решения проблем того мира, который его окружает; мира, который определяет ценность его гипотети-



История социологии


ческих построений. Ничто не могло бы так бесповоротно вытес­нить интерес из этого мира, как утверждение о нем лишь в данных наблюдения»'.

Мид-исследователь полон удивления перед реальностью, изумлен ее богатством. Благодаря этой непосредственности вос­приятия он подмечает очень тонкий момент социального твор­чества. Сомнение, пробудившее наше любопытство, небезобидно. Оно оказывает определенное влияние на характер последующих рассуждений.

Вспомним: «Единственная реальность прошлого, открытая нашему рефлексивному поиску, — это причастность его к настоя­щему, ибо единственной причиной обращения к прошлому служит ныне существующая проблема понимания проблематичного мира, а единственным испытанием на истинность того, что мы обнару­жили, является наша способность так представить прошлое, чтобы мы смогли продолжить ведение наших дел, чья задержка выяви­ла нам эту проблему»2. Происшедшее каждый раз возрождается к жизни с точки зрения происходящего. В этом усматривает Мид смысл деятельности ученого, который намерен серьезно и ответс­твенно относиться к своим обязанностям.

Проблема, настаивает Мид, — это приостановка привычных форм жизнедеятельности, которые более не в состоянии обес­печить контроль над окружающей средой. Решение может быть различным и напрямую зависит от уровня самосознаниялюдей, затронутых этой проблемой.

Обратимся к конкретному примеру. Мид прослеживает отно­шение общества к преступлениям. Известно, что в условиях клано­вой организации нормой считается кровная месть. Предположим, что возникает угроза нападения извне, и прежде враждовавшие группировки вынуждены объединиться для борьбы с общим вра­гом. Взаимные убийства становятся непозволительными. Кровная месть уступает место системе штрафов, размеры которых опреде­ляет посреднический орган — подобие суда. С развитием обще­ства, в ходе социальной эволюции появляется судебная власть, опирающаяся в своих решениях на соответствующие своды зако­нов. Однако привлечение преступника к ответственности по-пре­жнему подразумевает отмщение, плату за содеянное страданием. И чем больше проступок, тем горше должны стать эти страдания. Проходит еще какое-то время, и оказывается, что суровость закона

1 MeadG. The Nature of Scientific Knowledge. P. 61.

2 Mead G. History and the Experimental Method. P. 324.


СОЦИОЛОГИЯ США 557

не способна уменьшить число преступлений. Весьма спорен и во­прос о том, какая именно мера пресечения должна быть применена за то или иное нарушение. Наконец, общество приходит к созна­нию того, что свершить возмездие и избавиться от преступлений как социального явления — далеко не одно и то же.

Особенно важно это понимание в работе с подрастающим по­колением, чей азарт и желание острых ощущений нередко ведут к нарушению закона. Отправить ^сформировавшегося молодого человека в исправительную колонию, т. е. вполне определенную, криминальную среду, сплошь и рядом означает лишить его возмож­ности стать полноценным гражданином. Единственно разумный, научно обоснованный путь — помочь ему осознать пагубность со­деянного. «Все, что вы можете сделать, — это сформировать вашу социальную ситуацию так, чтобы превратить юношу в нормального члена общества, дать ему возможность для игры, в которой он смог бы выразить свою потребность приключений, отдавая себе отчет в том, каковы права, дающие возможность гражданства»1.

Иными словами, перед нами — «социальная проблема инди­вида, который попрал права другого, но которого мы хотим вер­нуть в социальную ситуацию так, чтобы он не оступился вновь. Так мы имеем дело с развитием социального процесса действительно научным путем»2. Поступок человека мы перестаем отождествлять с человеком как таковым, несовершенным, но способным к об­новлению. Происходит гигантский прорыв в сознании людей, в их отношении друг к другу. Однако Мид без тени сомнения объясняет все это... целесообразностью процесса жизни.

По его твердому убеждению, наиболее естественно это вос­хождение для западного демократического, и в первую очередь американского, общества. Совместная жизнь людей в нем, как и в любой другой социальной общности, определяется их способнос­тью вырабатывать общие смысловые ориентиры и соответствую­щие им значимые символы. В идеале социальная интеграция — это общение рациональных, приспособленных к социальной реальнос­ти индивидов, следующих узаконенным образцам поведения. Как бы ни были велики достижения отдельных членов или групп обще­ства, его самовоспроизводство зависит от того, насколько полно и глубоко они определяют жизнь в целом. Поэтому ни гениальные взлеты древнегреческой философии, ни успехи римского права не

1 Mead G. The Problem of Society — How We Become Selves // George Herbert
Mead on Social Psychology. P. 29.

2 Ibid. P. 28-29.



История социологии


смогли удержать свои общественные системы от разложения, ут­верждает Мид. Рядом существовало рабство.

Иное дело — западная демократия. Характерное для нее поле общих значений, «универсум дискурса», благодаря своей предель­ной абстрактности создает основу для взаимодействия самых раз­ных групп на самых разных уровнях. «Высокоразвитое и организо­ванное человеческое общество таково: его индивидуальные члены взаимосвязаны множеством различных, запутанных и усложнен­ных способов, посредством чего все они разделяют ряд общих со­циальных интересов — интересов в улучшении или по улучшению общества — хотя, с другой стороны, они в большей или меньшей степени вовлечены в конфликт, представляя многочисленные собственные интересы, которые присущи им как индивидам или членам небольших и ограниченных групп»1. Демократия предста­ет перед нами не специфической формой правления, а специфи­ческим типом собственного Я человека, способность которого к здравому самоконтролю органически дополняется способностью общества контролировать направление своего развития. Поэтому и социальное переустройство, и реорганизация, восстановление це­лостности моего собственного Я — две стороны единого процесса эволюции человечества2.

Демократическое сознание порождается отличием функций при общности социальных ориентиров. Это, собственно, и означа­ет справедливость как признание уникальности каждого члена об­щества. «Дифференциация функций не устраняет общего опытного знания; индивид в состоянии поставить себя на место другого, хотя их функции разнятся»3. Соответственно мастерство критически настроенного ученого заключается попросту в умении «заменить» «более узкие социальные перспективы иных сообществ той, ко­торая свойственна более высокоразвитому, а следовательно, бо­лее универсальному сообществу»4. Его очертания могут быть сколь угодно велики и вбирать в себя целые государства. Так, Мид поло­жительно отзывается о деятельности Лиги Наций в 20—30-е гг.

Чем шире границы понятийного поля, тем объективнее ис­следователь. Однако такое понимание объективности возможно только в условиях действительно демократического общества, где

1 MeadG. Society // George Herbert Mead on Social Psychology. P. 268.

2 Ibid. P. 270.

3 Ibid. P. 279.

4 MeadG. The Objective Reality of Perspectives. P. 346.


СОЦИОЛОГИЯ США 559

существует взаимное уважение взглядов людей с различными со­циальными обязанностями.

Научный метод, по определению Мида, — не более чем «эво­люционный процесс возросшего самосознания»1. В свою очередь рост самосознания — лишь проявление всеобъемлющего процесса жизни в его социальной форме. По Миду, прогресс, как все более совершенная адаптация, сродни науке и наоборот.

Мид, как мы уже знаем, постоянно подчеркивает чисто фун­кциональную направленность своего подхода. Однако легко узна­ваемые «эпистемологические призраки» настойчиво появляются на страницах его произведений. И это вполне естественно. Как всякий даровитый человек, он больше тех ограничений, которые сам себе устанавливает. Элементарная исследовательская порядоч­ность не позволяет ему оборвать свои рассуждения на полуслове, отказав им в более серьезном, смысловом контексте. Нежелание или неспособность понять это и привело к тому, что идеи Мида были восприняты целым рядом социологов крайне фрагментарно, выборочно.

Миду удается отстоять правомочность своих воззрений только потому, что они подспудно вбирают в себя или по крайней мере явно не порывают с философскими, смысловыми, а следовательно, и этическими сторонами человеческой жизни. Функциональность процесса жизни «естественным образом» совпадает у Мида с более гуманным устройством человеческого общества.

Задумаемся над прочитанным. Так ли все просто и очевидно в жизни? Наверное, нет. Да Мид и не обольщается своими умозаклю­чениями. Идеальное общество, пишет он, — «это экономическое общество, с одной стороны, и универсальная религия — с другой, но оно никоим образом не может быть полностью осуществлено»2. Почему? Вероятно, потому, что Мид отдает себе отчет в крайней условности восприятия общечеловеческих ценностей как чисто формальных категорий. Конечно, можно создать такие условия, в которых человек будет совершать правильные, с точки зрения общества, выборы, руководствоваться правильными, с точки зре­ния общества, ценностями. Весь вопрос в том, насколько свободен будет в этом обществе человек.

Упомянутая Мидом нравственная максима «золотого прави­ла» — поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали с вами, — гораздо глубже демократичес-

1 MeadG. Society. Р. 23.

2 Ibid. P. 282.



История социологии


кого идеала и менее всего может быть достигнута общественны­ми установлениями. Она жива только в свободном добровольном выборе человека и проходит не через рассудок, а «через изменение человеческого сердца»1. Мид честен в том, что религиозное пони­мание совершенного общества «Нового Иерусалима» свидетель­ствует об ином, не всегда явном (а значит, неподвластном науке) измерении человеческого бытия.

Пусть так, однако ученый не сдается. Он полон оптимизма, делающего его столь близким и желанным социологам. «Метод, которому следовала природа, говоря антропоморфным языком, был умножением вариантов — до тех пор, пока наконец не появ­лялся тот, который выживал. Ну а то, что делает наука, суть пре­вращение этого метода проб и ошибок в сознательный»2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века)

классический университетский учебник... Серия основана в году по инициативе ректора... МГУ им М В Ломоносова академика РАН В А Садовничего...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О роли науки и призвании ученого

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Под общей редакцией профессора В.И. Добренькова
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведени

Е.К. Прокудина, А. Б. Рахманов
Авторский коллектив: В.И. Добреньков— «Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития». В.А. Кудрявцев

Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития
Состояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами. Первый состоит в том, что социология всегда стремится темати-зировать, описать и те

История социологии

Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв.
После коперниковского переворота в науке стремительно раз­рабатывались математические и экспериментальные методы ис­следования природы, шло комплексное накопление фактического материала и его систе

История социологии

И социально-политических учений XVII—XVIII вв.
Большую роль в становлении социологии сыграли философ­ские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую орга­низацию общества. Отметим

История социологии

Просвещение и материализм во Франции в XVIII в.
В XVIII в. во Франции, отстававшей в политическом и эко­номическом отношении от Англии и Нидерландов, стали усилен­ными темпами развиваться капиталистические элементы ведения экономической деятельн

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

Философские основы социологического учения О. Конта
Критически оценив состояние современной ему обществен­ной науки, Конт проделал огромную работу по созданию своей фи-лософско-социологической системы взглядов, которая включала позитивную философию,

История социологии

История социологии

Основные положения социологической концепции О. Конта
Как один из возможных ответов на вопрос, почему у Конта нет достаточно разработанной гносеологии, может быть упомина­ние о том, что основной целью его научных изысканий было пос­троение позитивной

История социологии

Учение о социальной динамике
В основу своего теоретического обоснования идеи обществен­ного развития Конт положил понятие человеческой природы. Он выдвинул несколько тезисов, главный из которых утверждает, что в природе челове

Учение о социальной статике
Кроме социальной динамики наука об обществе у Конта со­держит учение о социальной статике. Если в социальной дина­мике Конт рассматривает общественное развитие и его законы, то в социальной статике

Методе социологической науки
Специфика явлений социальной действительности обуслов­ливает необходимость в специальном методе исследования. Метод социологической науки мыслится Контом как самый многослож­ный, так как усложнение

Идея социального прогресса
При построении учения об обществе французский социолог продолжает развивать идею прогрессивной эволюции, заимс­твованную им из философско-исторических взглядов Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона, которая

Позитивная политика О. Конта
Система «позитивной» политики, к созданию которой Конт приступает после написания «Курса положительной философии», представляет собой попытку применить принципы «позитивной» философии и социологии

История социологии

Историческое значение учения О. Конта
Огюст Конт, создавая свое философско-социологическое уче­ние, рассчитывал на его жизнеспособность во всех слоях обще­ства, так как верил в его универсальную социальную значимость. Однако даже те ис

История социологии

Краткая биография
Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — французский социо­лог и философ. Родился в семье потомственного раввина. Предполагалось, что и Эмиль станет раввином. С этой целью он изучал древнееврейский язык, Тору

Предмет, метод и предназначение социологии
Дюркгейм внес существенный вклад в становление социоло­гии как науки. Его вдохновила выдвинутая Контом задача созда­ния позитивной социальной науки по образцу естественных наук. Подобно тому как пр

История социологии

Коллективное и индивидуальное
Под социальными фактами Дюркгейм имеет в виду, таким образом, не все происходящие в обществе явления, даже если они представляют какой-либо социальный интерес. «Каждый инди­вид ест, пьет, спит, рас

История социологии

Социальная реальность как предмет социологии
Предметом социологии является социальная реальность, ре­альность особого рода, не сводимая ни к биологической, ни к пси­хической реальности, воплощенной в индивидах. Но социальная реальность, подоб

История социологии

Предназначение социологии
Предназначение социологии заключается в том, чтобы всем стало понятно, что общество и его институты имеют постоянный, устойчивый способ существования и свою особую природу, не зависящую

История социологии
кто, расходясь с

Механизмы и типы социальной интеграции
Чем обеспечивается социальная солидарность? Каким обра­зом совокупность индивидов с их противоречивыми и зачастую эгоистическими интересами может составить общество? Ответу на эти вопросы (а в боле

История социологии
так что былое моральное единство разрушается. По мере усложне­ния моральной жизни и усиления взаимозависимости разных ви­дов деятельности происходят изменения и в религиозной сфере (их по-преж

История социологии
Дюркгейм показывает, что в христианском средневековье берет на­чало секуляризация государства, экономики и других социальных институтов. Современное индустриальное общество характериз

Индивидуализм — угроза социальной дезинтеграции
Однако утверждение, будто индивидуализм угрожает социаль­ной интеграции далеко не бесспорен. С одной стороны, современ­ное общество предоставляет индивиду большую самостоятельность суждения и дейст

История социологии
даже в самом сво

Ценностно-нормативная система общества
Вобществе механической солидарности, которое социализи­рует индивида так, что лишает его собственной индивидуальности и 1 Дюркгейм Э. О разделении общест

История социологии

Социальное развитие и социальная стабильность. Кризис современного общества
Как было уже сказано, основной принцип, на котором строит­ся социология Дюркгейма, заключается в рассмотрении общества как верховной самодостаточной реальности, конституируемой об­щепринятыми веров

История социологии

Общество и религия
Дюркгейм исходил из того, что религия встречается во всех известных нам обществах и представляет собой в этом смысле уни­версальный феномен. Это позволяло предположить, что религия выполняет в обще

Религия как «коллективное представление». Религия и общество в их взаимодействии
Социальное поведение людей опирается на интерпретацию реальности, которая должна быть «внятна» всем участникам «кол­лективных действий», представляя собой общепринятое толкование вещей, «картину ми

История социологии
темы. Он показывает, что составляющие общество социальные факты находятся между собой в строгой детермин

Социальная функция религии
Общество конституируется общепринятыми верованиями, нормами, ценностями, которые не произвольны и для отдельных индивидов являются обязательными, т.е. способны оказывать на них внешнее принуждение.

Священное и профанное
Религия способна выполнять интегрирующую общество фун­кцию благодаря тому, что она относит все существующее к одной из двух категорий — священному или профанному. В представлении о священном выраже

Религиозная картина мира и социальная реальность
Рассмотрение религии в качестве объекта социокультурного анализа позволяет не только увидеть, каким образом в ней выра­батывается характерный для того или иного общества культурный код, т.е. систем

Тотемизм как элементарная форма религии
Дюркгейм — первый великий представитель интегративной концепции религии, которая видит ее функцию в том, чтобы ин­тегрировать индивида в социум. Он объясняет эту функцию веро­ваний, основываясь на

История социологии

Секуляризация: возможно ли общество без религии?
Рассмотренная Дюркгеймом элементарная форма религии в виде тотемизма обеспечивает выполнение интегративной функ­ции, собственно, только в обществе, где господствующей является «механическая солидар

История социологии

Общая характеристика психологической социологии
Формирование психологической социологии было одним из наиболее значительных явлений в процессе возникновения и раз­вития социологии как науки об обществе. Она оказала огромное воздействие на содерж

Психологическая социология Г. Тарда
Большое влияние на формирование и развитие психологи­ческой социологии оказал один из ее основоположников, фран­цузский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль

История социологии
Осуществляя психологизацию социологии, Тард ориенти­ровался главным образом на поиск научно значимых фак

История социологии
В целом для учен

История социологии

Психологическая социология Г. Лебона
Весьма значительное воздействие на формирование психо­логической социологии оказали идеи и концепции французского социолога, социального психолога, историка, антрополога и ар­хеолога, доктора медиц

История социологии

Некоторые итоги. Психологическая социология во второй половине XIX— начале XX в.
Формирование и развитие психологической социологии осу­ществлялось в непосредственной связи с многомерными и проти­воречивыми процессами создания cqциoлoгии как новой науки об обществе и было одним

Краткая биография Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне, в семье известного ученого Джеймса Милля. Огромное впечатление на юного Милля произвело чтение в 1821—1822 гг. произведений Бентама. В н

Теоретические источники социологии Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль был сыном Джеймса Милля — известно­го историка, психолога, сподвижника утилитариста И. Бентама. В возрасте 20 лет Дж. Ст. Милль, разочаровавшись в традици­онно утилитарис

Индуктивная логика как методология социальных наук. Проблема метода
Одной из получивших наибольший исторический резонанс фундаментальных работ Милля стала «Система логики силлогис­тической и интуитивистской» (1843). В ней ученый на основе эм­пиризма и ассоциативной

История социологии

Социология в системе нравственных наук. Взгляды на общество
Первые пять книг «Системы логики» служат как бы введением к последней, шестой книге, посвященной «логике нравственных наук», в которой Милль обосновал систему нравственных наук. В эту систему он вк

История социологии
поступки отдельн

Социально-политические взгляды. Учение о морали. Рассуждения о свободе
Деятельность Милля относится к эпохе бурного роста капита­лизма и связанных с ним либеральных преобразований в Англии: проведения парламентских реформ, утверждения свободной тор­говли, демократизац

История социологии

Историческое значение учения Дж. Ст. Милля
Взгляды Милля, и особенно его книга «Система логики», пользовались значительным успехом в буржуазно-либеральных кругах того времени. Следует отметить, что пик популярности СОЦИОЛОГИЯ

История социологии

Жизненный путь и основные работы
Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в Дерби, на юге Англии, в семье местного школьного учителя. Кроме него у его родителей было еще шестеро детей, из которых пятеро умерли во младен­честве. Детски

И теория универсальной эволюции
Социологическая концепция разрабатывалась Спенсером в рамках «синтетической философии», стержнем которой была тео­рия универсальной эволюции. Основные принципы синтетической философии получили подр

Обоснование возможности социологии как науки
Отталкиваясь от понимания науки как обобщенного знания о той или иной области явлений, которое выявляет и фиксирует присущие этой области закономерности посредством системати­ческого применения нау

История социологии

Предмет и задачи социологии
Предметная область социологии определяется особым ха­рактером явлений надорганического порядка. С точки зрения Спенсера, ее образуют «процессы и продукты, предполагающие координированные действия м

Специфические затруднения, стоящие перед социологией
Решение задач, стоящих перед социологией, наталкивается на ряд препятствий, которые неизбежно искажают получаемые научные выводы, естественным образом снижая их надежность и достоверность: «Вследст

История социологии

История социологии
(в частности, ск

И методы социологического исследования
Спенсер не ставил перед собой задачи дать концентрирован­ное и сжатое изложение правил социологического метода. Тем не менее в работе «Изучение социологии» имеется ряд достаточно четко сформулирова

Общественное развитие и его факторы
И общественное развитие, и развитие явлений низшего по­рядка Спенсер рассматривал как результат совокупного действия естественных сил (или «факторов»). Общества как особые сверх­органические образо

Основные структурные закономерности развития социальных систем
Как уже говорилось, предметом особого интереса для соци­ологии, по мнению Спенсера, служат рост, развитие, строение и функции общественных агрегатов. Рост общества является одним из важнейших факто

История социологии

История социологии

Структура общества
Важным разделом спенсеровской социологии, получившим широкую известность и оказавшим значительное влияние на даль­нейшее развитие социологической теории, был общий анализ строения общества, предста

Системы органов» социального организма
Опираясь на органическую аналогию и общее представление о том, что любая органическая система представляет собой систему дифференцированных «органов», связанных друг с другом отно­шениями взаимозав

Значение социологических идей Спенсера
Судьба социологических идей Спенсера сложилась крайне не­однозначно. С одной стороны, в конце XIX — начале XX в. Спенсер 1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. С. 348—3

Социальной антропологии
В Англии первой половины XX в. развитие социологии про­исходило весьма своеобразным способом. Отчасти это было свя­зано с тем, что английская социологическая традиция со времен Г. Спенсера не прово

Функционализм Бронислава Малиновского
Бронислав Каспер Малиновский (1884—1942) — одна из яр­чайших фигур в социальной мысли первой половины XX в. Он Родился в Кракове, там же изучал физико-математические науки в Ягеллонском

Теория, метод и полевые исследования
Малиновский исходил из того, что для создания полноценной научной теории культуры необходимо опираться на «общее пони­мание природы науки». Прежде всего такая теория должна быть СОЦИО

История социологии
понятия и

Культура как предмет исследования
Из вышесказанного видно, что социально-антропологичес­кая «теория» в том смысле, в каком о ней говорит Малиновский, представляет собой в значительной степени то, что сегодня мож­но было бы назвать

История социологии

Функциональный анализ и теория потребностей
Разработка принципов функционального анализа — одно из важнейших достижений Малиновского, его, так сказать, «визитная карточка». Этот тип анализа культурной реальности развивался на определе

Сравнительная социология Альфреда Р. Рэдклифф-Брауна
Другой ведущей фигурой в британской социальной антропо­логии первой половины XX в. был Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун (1881-1955). Он родился в Бирмингеме, учился в Кембридже. В юности он увлека

Метод, теория и полевые исследования
Нередко отмечается, что Рэдклифф-Браун был едва ли не первым среди социальных антропологов, кто имел серьез­ную философскую подготовку. Это нашло выражение в той серьезности, с которой он подошел к

История социологии
мировалась под влиянием У. Уэвелла и А. Уайтхеда. Вопросы относящиеся к определению природы социальной реальнос­ти и методу ее изучения, затрагиваются почти во всех его ра­ботах. Эмпиричес

История социологии
делалось в критической литературе. Он считал, что «конфликт между социологией и историей... вовсе не обязателен»; с его точки зрения, это всего лишь разные подходы, которые «не противоре­чат друг д

Природа социальной реальности
Социальную реальность Рэдклифф-Браун трактует в дюр-кгеймовском духе как особую, самостоятельную реальность, не сводимую ни к каким другим, и в эту трактовку он привносит ряд моментов, которых у Дю

История социологии
ности в «совокупную деятельность, частью которой она является», некоторой связью с «необходимыми условия

Социальная структура и социальная морфология
Социальная антропология подразделяется Рэдклифф-Брауном на три основных раздела: (1) социальную морфологию, (2) соци­альную физиологию и (3) изучение изменения и развития, в том числе эволюции. Наи

И эмпирическую социологию
И Малиновский, и Рэдклифф-Браун оставили заметный след в истории социальной науки. При этом в социальной антрополо­гии и социологии как обособленных друг от друга дисциплинах их влияние проявилось

Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в семье адвоката в Трире, входившем в состав Рейнской провинции Прусского королевства1. Рейнская провинция в эти времена была самой экономически и куль

Социологические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
Основные труды. В научном плане жизнь Маркса и Энгельса — неутомимая работа над многочисленными книгами, статьями, письмами, составившими многотомное наследие. Среди них выделим сле

Теоретические источники. Общие положения. К. Маркс и Ф. Энгельс как социологи
Развитие философской, политической и социальной мысли XIX столетия невозможно представить без анализа участия в этом процессе выдающихся ученых — К. Маркса и Ф. Энгельса. СОЦИОЛОГИЯ Г

Теория социальных изменений. Понятие революции
В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс пишет: «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обоз­начить как прогресси

Политика, государство и право в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса
С позиции учения Маркса любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или косвенно связано с классовыми интересами и проблемой власти. Иначе говоря,

История социологии

Социально-политические взгляды. Проблема идеологии
Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским фи­лософом Дестютом де Траси (1754—1836). Он использовал его для обозначения новой науки «об идеях», которая имеет своей целью вскрыть механизмы

Практическое значение марксизма
Вполне закономерно рассматривать учение Маркса и Энгельса как продукт своего времени, а не как высшую точку и завершение эволюции мировой политической мысли. Такой подход предпо­лагает неизбежную и

Социологическая теория капиталистического общества марксизма
Становление социологической теории капиталистического общества В развитии теории социологической теории капиталистичес­кого общества марксизма выделяются стадия становления (работы

История социологии

Зрелая социологическая теория капиталистического общества
Способ производства Социологическая теория капиталистического общества Маркса и Энгельса наиболее систематично и детально была разработана в «Капитале» и экономических рукописях 60-

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

Жизнь и труды
Фердинанд Теннис родился 26 июля 1855 г. вблизи Ольден-сворта (Шлеэвиг), в семье богатого землевладельца. Изучал клас­сическую филологию в университетах Страсбурга, Йены, Бонна, Лейпцига и Тюбинген

Исходная ситуация
О становлении социологии. Появление науки об обществе, на­зываемой социологией, свидетельствовало о саморефлексии буржу­азного общества, охарактеризованной Максом Вебером понятием «расколдов

Система социологии
Разделение социологии на общую и специальную, а специ­альной — на чистую, прикладную и эмпирическую образует, в поз-Дней интерпретации Тенниса, систему социологии. Наибольшее Влияние име

Влияние на социологию в XX в.
Всоциологии до сих пор продолжаются споры о содержании и применении предложенной Теннисом понятийной дихотомии общности и общества. Эта дихотомия встречается как в эмпи­рических со

Комментарии к социологии Тенниса
Тот факт, что раннее произведение «Общность (община) и общество» пережило все остальные труды Тенниса, побуждает задуматься над причинами селективной рецепции. Некоторые из них вполне очевидны: рас

Краткая биография. Философия и социология Г. Зиммеля
Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — не­мецкий философ и социолог. Закончил философский факуль­тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г. фон Трейчке, И. Дройзена, В.

Основные черты социологии как науки
Социологическая концепция Георга Зиммеля, как было уже сказано, неотделима от философии, от изучения предпосылок со­циологии как науки, от философского анализа социологии. Более того, когерентность

История социологии

Предмет и метод социологии
Социологическое познание радикальным образом отличает­ся от естественнонаучного познания. Главная задача социологи­ческого исследования, по Зиммелю, — исследование социальных форм и культурных соде

И теория общества как совокупности кругов общения
Теорию общества как совокупности кругов общения Зиммель разрабатывает на основе принципа методологического индивидуа­лизма, утверждающего исторический и методологический приори­тет отдельного социа

История социологии

Общество как совокупность социальных форм
Теория общества как теория «социального уровня», как со­вокупности социальных форм является специфической и ориги­нальной разработкой Зиммеля. Она явилась теоретическим ядром, давшим всей социологи

История социологии

Общество и его развитие. Капиталистическое общество
Теория социального развития является у Г. Зиммеля компо­нентом общей теории общества. Она вплетена во все его рассуж­дения об обществе, в его критику предшествующей социологи­ческой теории. Более т

История социологии
ветствующих форм

Биографический очерк
Карл Эмиль Максимилиан Вебер (Макс Вебер) родился 21 ап­реля 1864 г. в Эрфурте, в семье, принадлежавшей к самым богатым слоям германской предпринимательской элиты XIX в. Его отец, дол­гие годы пред

История социологии

Научная деятельность
Макс Вебер не создал законченного целостного труда по социо­логии. При его жизни вышли статьи по методологии социально­го познания и работы по социологии религии. Рукописи Вебера по э

История социологии

Теория познания и методология
) В ряде трудов по понимающей социологии1 в начале своих социологических исследований Вебер изложил некоторые методо­логические и гносеологические принципы социологии, что было вп

История социологии

Экономическая социология
Основные категории. Ключевое понятие экономической со­циологии Вебера — экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезност

Социология власти
Основные понятия социологии власти Вебера — «власть» и «господство» — задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфно­му» понятию «власть» (

Социология религии
1. Социология религии. В трудах Вебера можно проследить свое­образную эволюцию его познавательного интереса к религии, в которой отражается постепенный переход к социологическому взгляду на

Другие социологические исследования
Социология права. Вебер весьма подробно проанализировал систематику и развитие права в своей социологии, но здесь мы подробно не будем касаться этого, поскольку не в них главное со-

Восприятие и влияние Вебера
Вебер не создал социологической школы, не оставил учени­ков, глубокое изучение его трудов началось лишь после его смер­ти. Начавшееся в 1920-е гг. в Германии обсуждение трудов Вебера было прервано

История социологии
2. Bre

Социология как понимающая наука
Задачей эмпирической науки, каковой, по мнению М. Вебера, является социология, не может быть создание обязательных норм * В данном разделе не рассматриваются подробно те социологические во

История социологии

Каузальное объяснение и понятие закона
М. Вебер разрабатывает принцип каузального объяснения социальных явлений в рамках своей теории понимания и смысла социального действия.

Понятие общества
Методологические утверждения Вебера, касающиеся приро­ды общих понятий, которые являются результатом продуктивной способности нашего мышления, но которые не являются ни объ­ективными сущностями, ни

История социологии

Основные механизмы развития общества
Составной часть веберовской концепции общества являет­ся теория социального развития и изменения. Именно в рамках теории общества им разрабатываются основные механизмы его трансформации. Г

Теория капиталистического общества
Теория капитализма, как содержательная концепция обще­ства, у М. Вебера жестко связана с его методологической кон­цепцией общества. Капитализм возникает и существует как со­вокупность содержательно

Предварительные методологические замечания
Здесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологи­ческом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследова

Капиталистическое общество
Концепция капитализма строится М. Вебером на основе ана­лиза определенных черт крупной промышленности. В результате конструируется «идеальный тип» капиталистического хозяйства и утопия капиталистич

История социологии
оборону, которые

Ммам^^^ня
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 395 Средневековый город в эпоху господства цехов выработал в своей политике особое направление — городскую хозяйственную политику. Ее целью было сохранение условий зара

Жизнь и труды
Гаэтано Моска — выдающийся итальянский социолог и политолог, юрист, государственный деятель. Известный италь­янский исследователь его жизни и деятельности Э. Альбертони характеризует Моску как «тип

История социологии
позиций1

Предмет и метод социологии
На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С Милль, классики анг­лийской политической экономии, К. Маркс. Сам Моска назвал в числе вдохновителей св

История социологии

Значение идей Г. Моски
Долгое время идеи Гаэтано Моски были малоизвестны среди мировой научной общественности: он находился в тени своего со­отечественника Вильфредо Парето, чья созвучная теории полити­ческого класса, но

Жизнь, творчество, эпоха, личность
Парето (Pareto) Федерико Вильфредо1 — выдающийся италь­янский социолог, социальный философ и экономист. Будущий ученый родился 15 июля 1848 г. в Париже, в семье итальянского инж

История социологии

История социологии

А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
Опыт инженера и организатора, занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, дру­гих форм сознания и с

Б. Теория осадков
Логичные действия, как уже было сказано, преобладают в сфере экономики, в естественных (логико-экспериментальных) науках, имеют определенное распространение в военном деле, юриспруденции и политике

История социологии

В. Теория дериваций
Благодаря воздействию осадков «инстинкта комбинаций» лю­ди стремятся представить свои нелогичные действия как логичные, рационализировать их. Способами такой рационализации являют­ся деривации

История социологии

А. Общество как динамическая равновесная система четырех динамических равновесных систем
После завершения аналитического исследования наиболее важных элементов социальной системы в отвлечении от соци­альной системы как таковой Парето обращается к рассмотрению общества как целостности.

Оценка социологических идей Парето и их восприятие
Современный итальянский социолог Ф. Ферраротти охаракте­ризовал Парето следующим образом: «Нет сомнения, что речь идет о сложной личности, в которой отражались с большой четкостью конфликты и напря

История социологии

История социологии
3.

Жизнь и труды
Роберт Михельс — выдающийся немецко-итальянский соци­олог и политолог. Михельс родился 9 января 1876 г. в Кельне, в бо­гатой и родовитой буржуазной семье. Его отец был миллионером, советником город

Методологические и общесоциологические взгляды Михельса
Наибольшее идейное влияние, помимо Г. Моски, В. Парето и М. Вебера, на Михельса оказали К. Маркс, Ж.-П. Прудон, тео­ретики анархизма Ж. Сорель, Ю. Лагардель. В отличие от Моски и Парето Ро

Социология партий. Теория олигархизации
Главная книга Роберта Михельса «К социологии партий при демократии. Исследование олигархических тенденций жиз­ни групп» была призвана развить традиции теорий элит Моски и 1 M

История социологии

История социологии

Уильям Грэм Самнер
Среди «отцов-основателей» американской социологии вы­деляется Уильям Грэм Самнер (1840—1912). Подобно многим первым социологам, он начинал свою профессиональную карье­ру отнюдь не в области гуманит

Альбион Смолл
Одной из самых ярких фигур в ранней американской соци­ологии был Альбион Смолл (1854—1926). Как и Самнер, он начи­нал свою карьеру теологом, затем десять лет преподавал историю и экономику в Колби

Лестер Франк Уорд
Лестер Франк Уорд (1841—1913) назван соотечественни­ками «американским Аристотелем»3. Он один из тех пионеров американской социологии, кто достиг мировой известности. Его по праву причис

История социологии

История социологии
человеческие потребности уже на групповом уровне. Учение Уорда о коллективном телезисе, представляющем с

Франклин Генри Гиддингс
Крупный вклад в становление, институционализацию и теоре­тическое оформление социологии внес профессор Колумбийского университета Франклин Генри Гиддингс(1855—1931). Он при­шел в с

История социологии

История социологии

История социологии
Принципиально ва

История социологии
собой организаци

История социологии

История социологии
5.

Предыстория и предпосылки формирования Чикагской школы
С середины 10-х до середины 30-х гг. XX в. крупнейшим цен­тром социологической науки в США стал социологический фа­культет Чикагского университета. Это был первый в мире соци­ологический факультет,

Чикагская школа: общая характеристика
Деятельность Чикагской школы охватывает период с 1915 по 1934 г., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикаго Роберта Эзры Парка (1864—1944), самого яркого представителя этой школы и ее

Социально-экологический подход
Основные принципы социально-экологического подхода наи­более полно освещаются в статьях Р. Парка «Экология человека»1, «Физика и общество»2, «Городское сообщество как простран

История социологии
биотической стих

История социологии

Четыре уровня организации сообщества
Парк не ограничился дихотомией биотического и культурно­го, выделив в эволюции сообщества четыре стадии, каждая из ко­торых конституирует свой особый порядок (или уровень) органи­зации. Соответстве

История социологии

История социологии

Город как объект исследования
Основным объектом изучения для социологов Чикагской школы стали городские сообщества, прежде всего Чикаго. Город, в представлении Парка и его соратников, был не просто одним из возможных объ

История социологии
ного к локальной

История социологии

История социологии

История социологии

Другие исследования
Весь период деятельности Чикагской школы отмечен много­численными прикладными исследованиями, охватившими фак­тически весь Чикаго и самые разные аспекты его существования. Эти исследования были сос

История социологии

История социологии
3. Парк Р.Э.

Краткая биография
Дж. Г. Мид (27 февраля 1863 г.) родился в г. Саут-Хадли шта­та Массачусетс. Он был вторым ребенком и единственным сыном Хайрама Мида, пастора конгрегационалистской церкви городка, и Элизабет Сторрз

Социальная форма жизни
Писать о Джордже Герберте Миде как социологе — задача не из легких. Это все равно, что писать о социологе Зигмунде Фрейде или Карле Марксе. Всех троих социологами «сделало» время, а С

История социологии
не способен видеть, что там. ...Но он не теряет сознания в другом смысле. ...Потеря сознания не означает потерю некоторой реаль­ной сущности, но только разрыв чьих-либо отношений с опытным восприят

Self, или мое собственное Я
Итак, в основе рассуждений Мида о характере и свойствах социального лежит понимание не природы человека,а специфики человеческого опыта.Ученого интересует функцион

Социализация
В нормальном случае человек начинает соотносить себя с дру­гими вскоре после рождения. Однако в раннем детстве дитя, как, правило, «обращается к своему собственному Я в третьем лице. По сути своей

История социологии
социального или группового поведения, в котором оно вместе с другими участвует»3. Мое собственное Я, таким образом, воплощает в себе всю со­вокупность социальных связей, ко

И те, или Я-субъект и Я-объект
Способность эта, по Миду, зиждется на динамической, точ­нее, диалогической природемоего собственного Я, не имеющего постоянного, ярко выраженного центра и работающего в «двух режим

Социальное действие
Действие — всеобъемлющее и постоянно присутствующее в социальной теории Мида понятие. «...Все происходит в теле дейс­твия. Это действие может быть отложенным, но не существует ничего, что было бы с

История социологии
степени раздражения и злобы (а). Положим, его ответчик (В) в ужасе и страхе отступает (Ь). Поведение А указывает нам на содер­жание его действий а, поведение В — на Ь. Но о каком взаимопо­нима

Язык — это социальный процесс
Обретение смыслового пространства немыслимо без языка — самого важного и значимого символа, повсеместно используемого людьми в социальной жизни. Понятие «язык» у Мида много шире понятия «речь», ибо

История социологии
себе его смысл. Мы, кроме того, строим свою речь в зависимости от нашего представления о своем собеседнике. «Именно через та­кое участие — принятие позиций других — формируется особый характер

Символический интеракционизм в современной социологии
Вотечественной комментирующей литературе традицион­но выделяют три направления развития интеракционизма после Мида. Первые два получили свое название по местоположению академически

СОЦИОЛОГИЯ США 561
ят Мэнфорд Кун, Уильям Колб, Т. Партленд, Бернард Мельцер, Ларри Рейнольде. Обвиняя Чикагскую школу в фетишизации повседневной жизни, они ратуют за возвращение макроанализа в социологию. Для них та

История социологии
враждебное окружение. С точки зрения действующего лица, мир становится менее «рациональным», т.е. менее подвластным конт­ролю, проблемным. Наблюдается информационная асимметрия: не «обобщенный

Социология Питирима Сорокина
Два периода творческой биографии 11.А. Сорокина (общая характеристика) Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) вошел в историю мировой на

История социологии
диций. Мать П. Сорокина была из народности коми, и мальчик с детства свободно пользовался двумя языками. Свое начальное и среднее образование П. Сорокин получил в провинциальных школа

История социологии
Как ученый-социолог П. Сорокин формировался под вли­янием своих первых учителей, крупнейших представителей оте­чественного позитивизма, прямых последователей О. Конта и Г. Спенсера. От них он унасл

История социологии
бесконечного числа поведенческих актов, реализуемых каждым отдельным человеком в бесчисленных комбинациях. В вопросе о карах и наградах, широко обсуждавшемся в то время обществоведами

Основные темы научных исследований
П.А. Сорокина после 1922 г. (американский период)1 Центральной темой социологии Сорокина в американский период его деятельности, разработку которой он начал еще

История социологии
эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура. Господство последней длилось до XII в. В конце XII в. снова начинается процесс дезинтеграции культуры, в резуль

Педагогическая и научно-организационная деятельность П.А. Сорокина в США
Опыт организатора науки и университетского профессора, приобретенный Сорокиным в молодые годы на родине, весьма пригодился ему во время его пребывания в США. Здесь он сразу СОЦИОЛОГИЯ

История социологии
В 1945 г. П. Сорокин приступил к организации Гарвардского исследовательского центра по созидающему альтруизму. Задачу Центра он формулировал как исторически ответственную, не­обходимую всему ч

История социологии
(в университетах Канады); издание сорокинских сборников и спе­циально посвященных П. Сорокину выпусков в виде приложения к социологическим журналам (такие выпуски выходили в странах Латинской

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги